В начале августа состоялось долгожданное подписание Базового (или Основополагающего) договора между государством Черногория и Сербской Православной Церковью. Сама церемония прошла утром 3 августа на вилле «Горица» неподалеку от черногорской столицы.
От лица Сербской Церкви договор подписал Патриарх Сербский Порфирий, от лица правительства Черногории – действующий премьер-министр страны Дритан Абазович. На подписании присутствовали довольно внушительные церковная и правительственная делегации. В церковную входили члены Священного Синода СПЦ – митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий, епископы Василий Сремский и Зворницко-Тузланский Фотий; а также все епископы, чьи епархии полностью или частично расположены на территории Черногории – Милешевский Афанасий, Будимлянско-Ничшичский Мефодий и Захолмско-Герцеговинский Димитрий, в ее составе был главный секретарь Священного Синода архимандрит Нектарий и еще несколько священнослужителей.
От правительства на подписание прибыли министр юстиции Марко Ковач, сыгравший значительную роль при подготовке конечного варианта документа, вице-премьер Черногории Владимир Йокович и министры: по правам человека и меньшинств Фатмир Чека, здравоохранения Драгослав Шчекич и финансов Александр Дамьянович.
После церемонии Патриарх поблагодарил членов правительства и всех, кто принял участие в разработке текста долгожданного документа и добился в итоге его подписания. Он поздравил с этим событием всех граждан Черногории независимо от их вероисповедания и политического и национального самоопределения. Особые слова благодарности были обращены Патриархом к блаженно почившему митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию, внесшему огромный вклад в то, чтобы этот документ увидел свет.
Официальные сообщения на сайтах правительства и Сербской Церкви, а также других СМИ, вряд ли могут отражать тот драматизм и накал страстей, который сопровождал процесс подготовки и принятия решения о подписании договора. Если говорить о значении подписания документа, то трудно найти более ожидаемое и обсуждаемое событие в Черногории за последние пару лет. Политические баталии вокруг этого вопроса продолжились до самого последнего момента, и в общем-то вовсе не утихли и после подписания.
Важность договора
Однако, оставив в стороне политические прения и вечную турбулентность черногорской политики, имеет смысл остановиться чуть подробнее на содержательной стороне подписанного документа.
Сразу надо сказать, что в Базовом договоре содержится целый ряд положений, позитивно влияющих на будущую миссию Церкви в Черногории и в целом регулирующий ее правовой статус. Вообще жизнь Сербской Православной Церкви в Черногории обладает своей особенностью. С одной стороны, епархии на ее территории были одними из самых активных в Сербской Церкви, с 1990-х годов здесь активно развивается монашество и церковное строительство, ведется заметная на общецерковном уровне издательская деятельность, действуют одни из первых церковных СМИ, но, с другой стороны ,враждебное отношение ряда ведущих политиков, привело к тому, что деятельность Церкви практически никак не урегулирована в вопросах работы с армией, полицией, местами заключения и учреждениями здравоохранения. Болезненным остается вопрос принадлежности церковного имущества и святынь, отсутствует правовая база для преподавания основ вероучения в заведениях начального и среднего образования и тд. По сути дела во всех ключевых вопросах церковно-государственных отношений все застыло на фазе ранних 1990-х.: «никто не запрещает, но никто и не разрешает».
Что нового?
Говоря о содержании документа нужно сразу отметить, что в начале договора содержится очень важная историческая преамбула, которая фактически подтверждает историческое наследие и присутствие Сербской Церкви в Черногории, историческую связь всех епархий на территории современной Черногории с автокефальной Сербской Церковью. Этот вопрос на самом деле очень важен потому, что на протяжении многих лет находившийся у власти политический режим дававший на давление на Церковь постоянно пытался проводить мысль о некой обособленности церковного организма на территории Черногории от сербской церковной истории, юрисдикции и культурного наследия. По признанию многих режим Джукановича давно бы ослабил давление на епархии, если бы они пошли по пути стяжания церковной автономии или некого культурно-исторического обособления, подобно тому как это происходило с 1990-х годов на территории Украины.
Самим Базовым договором государство признает «вклад Сербской Православной Церкви в общественное, культурное и образовательное развитие Черногории и исторический вклад Митрополии Черногорско-Приморской во времена черногорских митрополитов / господарей» и одновременно констатирует, что «Сербскую Православную Церковь в Черногории составляют, как ее органическую часть, митрополия Черногорско-Приморская и епархии Будимлянско-Никшичская, Милешевская и Захолмско-Герцеговинская и Приморская (или Захолмско-Герцеговинская)».
Государство гарантирует самостоятельность, независимость Церкви в ее устроении, внутрицерковной жизни и свободу в поддержании связей с центральными органами церковно-административного управления (то есть с Сербской Патриархией), а также другими Поместными Церквами. Все вопросы церковной администрации полностью в компетенции Церкви.
Один из важнейший пунктов касается церковного имущества и святынь: «Государство гарантирует Церкви неприкосновенность права собственности и владения над монастырями, храмами, зданиями и иным недвижимым имуществом и землями, находящиеся в ее собственности, в соответствии с законодательством государства». При этом государство обязуется, в соответствии с законодательством, провести регистрацию всей незарегистрированной недвижимости в собственность епархий и их церковных юридических лиц.
Напомним, что именно попытка государства грубо вмешаться в вопрос владения церковными святынями, монастырями и храмами, стали причиной волны общественного протеста охватившей Черногорию два года назад. Церковь была вынуждена вывести народ на улицы, после того, как президент Мило Джуканович и подконтрольное ему правительство пошли на нее в лобовую атаку, пытаясь провозгласить все монастыри и храмы на территории страны, построенные до 1918 года, государственной собственностью. Эти безумные действия властей буквально взорвали страну, и через год стоили Джукановичу утраты безграничной власти, к которой он там привык и которой безальтенативно пользовался на протяжении почти трех десятилетий. А ближайшие выборы привели к смене состава парламента и правительства.
Одним из интересных моментов Договора, стало утверждение официальных нерабочих дней на православные праздники. Ими стали Рождественский сочельник (или Баднидан), который как в местной, так и в общей себской церковной традиции носит характер особого праздничного дня со своими обычаями, Рождество Христово и следующий после него день – Собор Пресвятой Богородицы. Фактически появляется три нерабочих дня накануне, в день и на следующий день после Рождества Христова. Нерабочим днем объявлена Страстная Пятница и Светлый Понедельник и день Крестной Славы, то есть день небесного покровителя рода, который празднуют все сербы. Также верующие получают право на отдых в день Святого Саввы, первого Архиепископа Сербского (14 января / 27 января), святителя Василия Острожского (29 апреля / 12 мая) и святого Петра Цетинского (18 октября / 31 октября) – наиболее значимых для Черногории святых. Впрочем, эти дни зависят от договора с работодателем. В вопросе праздничных дней остается возможность дополнений и изменений.
Регулируется имущественная и хозяйственная деятельность Церкви, вопросы положения святынь и культурного наследия. Фактически заложены основы решения вопроса реституции. Ряд статей касается таких важных вопросов как преподавание веронауки (Закона Божьего) в общеобразовательных школах, окормление верующих служащих полиции и вооруженных сил, служение церкви в медицинских учреждениях и местах заключения, а также вопрос организации церковью социальных и благотворительных фондов и организаций.
Все всякого сомнения, Базовый договор в нынешнем его виде является документом, в котором заложены основы для решения целого спектра до сих пор неурегулированных вопросов церковно-государственных отношений.
Конечно, говорить о том, что самим подписанием договора в Черногории решены все проблемы в этой сфере не только рано, но и попросту слишком наивно. Это понятно уже из негативных заявлений ряда ведущих политиков вплоть до угроз отправить правительство в отставку. Но, тем не менее, подписание Базового договора укрепляет позиции Сербской Православной Церкви в регионе и переводит дискуссию о ее правовом положении и участии в общественной жизни в Черногории в совсем иную плоскость.
***
Для более детального ознакомления приводим полный текст Базового договора между Черногорией и Сербской Правослвной Церковью
***
БАЗОВЫЙ (ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ) ДОГОВОР МЕЖДУ ЧЕРНОГОРИЕЙ И СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ
Черногория, которую представляет Правительство Черногории и Сербская Православная Церковь, которую представляет Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви (в дальнейшем тексте: стороны договора).
В намерении урегулировать правовое положение взаимных отношений,
Опираясь на международное право и Конституцию Черногории, гарантированную свободу вероисповедания и начало отделения государства и Церкви, на православное каноническое право, Устав Сербской Православной Церкви (далее: Устав СПЦ) и церковное устройство от основания Жичской Архиепископии, Печской Патриархии, соответственно Сербской Православной Церкви,
Исходя из того, что Христианская Церковь присутствует на территории Черногории с апостольских времен и ее преемственности-миссии через историческое православное и церковное устроение с момента основания Зетской, Будимлянской и Хумской епархий Жичской Архиепископии (1219- 1220 гг.),
Уважая вклад Сербской Православной Церкви в общественное, культурное и образовательное развитие Черногории и исторический вклад Митрополии Черногорско-Приморской во времена черногорских митрополитов/господарей.
Констатируя, что Сербскую Православную Церковь в Черногории составляют, как ее органическую часть, Митрополия Черногорско-Приморская и епархии Будимлянско-Никшичская, Милешевская и Захолмско-Герцеговинская и Приморская (или Захолмско-Герцеговинская)
Договорились о следующем:
Статья 1
Стороны договора подтверждают, что Сербская Православная Церковь (далее – Церковь) и Черногория (далее по тексту: Государство), каждая в своем поле деятельности независимы и самостоятельны и обязуются, что будут полностью уважать эти начала во взаимных отношениях.
Стороны договора обязуются сотрудничать между собой с целью целостного духовного и материального развития человека и общества и продвижения общего блага.
Статья 2
Государство признает преемственность правовой субъектности и согласно своей Конституции гарантирует Церкви и ее церковно-правовым лицам (епархиям, церковным общинам, монастырям, задужбинам* (в данном контексте церковно-общественные организации, фонда и т.д. - прим. пер), самостоятельным организациям, и фондам, и отдельным храмам) осуществление публично-правовых полномочий в Черногории согласно с православным каноническим правом и Уставом СПЦ.
Соответствующая церковная власть имеет право самостоятельно устраивать свою внутреннюю организацию и основывать, менять, упразднять или признавать церковно-правовые субъекты согласно положениям православного канонического права и Устава СПЦ.
Компетентная церковная власть об этих решениях оповещает орган государственного управления для регистрации церковных юридических лиц в соответствии с государственными нормами.
Компетентный государственный орган обязан действовать по запросу компетентных церковных властей.
Статья 3
Государство гарантирует Церкви, церковным юридическим лицам, духовенству, монашествующим и верующим свободу в поддержании духовных и административных связей, согласно православному каноническому праву и Уставу СПЦ, с их высшими церковными органами, с другими Поместными Православными Церквами, а также с религиозными объединениями.
Статья 4
Уважая свободу вероисповедания, Государство признает за Церковью свободу совершения ее апостольской евангельской миссии, особенно в отношении богослужения, устройства, церковного управления, просвещения и религиозной проповеди.
Статья 5
Церковь имеет исключительное и неотъемлемое право свободно, в соответствии с потребностями и на основании православного канонического права и Устава СПЦ, устраивать в Черногории собственную церковную организацию, а также учреждать, изменять и упразднять архиепископские наместничества, церковные общины, приходы, монастыри и другие организационные единицы.
Статья 6
Церковь несет ответственность за все церковные назначения, переводы, увольнения, назначение и отмену церковных служб в соответствии с православным каноническим правом и Уставом СПЦ.
Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, как высшая церковная власть, обладает исключительным правом и ответственностью по избранию, хиротонии и назначению епископов в епархии в Черногории, а также на учреждение, изменение и упразднение епархий в соответствии с православным каноническим правом и Уставом СПЦ.
Компетентные церковные органы имеют право принимать решения духовного и дисциплинарного характера в соответствии с православным каноническим порядком и соответствующими церковными уставами без какого-либо вмешательства со стороны органов государственной власти.
Статья 7
Государство гарантирует Церкви свободу богослужения, религиозных обрядов и иной религиозной и гуманитарной деятельности.
Богослужение, религиозные обряды и иная религиозная деятельность осуществляются в храмах, иных зданиях, на кладбищах и объектах, принадлежащих Церкви, а также в общественных местах, открытых пространствах и местах, связанных с историческими событиями или личностями.
Государство гарантирует Церкви неприкосновенность права собственности и владения над монастырями, храмами, зданиями и иным недвижимым имуществом и землями, находящиеся в ее собственности, в соответствии с законодательством государства.
Государство обязуется, в соответствии со своим законодательством, провести регистрацию всей незарегистрированной недвижимости в собственность Митрополии Черногорско-Приморской, Будамильянско-Никшичской епархии, Милешевской епархии, Захумско-Герцеговинской епархии и их церковных юридических лиц, которым она принадлежит.
Только в исключительных случаях и с явного согласия церковных властей объекты и помещения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, могут быть использованы для других целей.
В объектах и помещениях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, государственные органы не могут принимать меры безопасности без предварительного одобрения соответствующих церковных органов, за исключением случаев, когда это требуется для срочной защиты жизни и здоровья людей.
При проведении богослужений или религиозных церемоний в общественных местах и на открытых пространствах (крестные ходы, паломничества и аналогичные церковные обряды) ответственные церковные власти своевременно информируют государственные органы, обеспечивающие общественный порядок и безопасность людей и имущества.
Статья 8
В случае возбуждения уголовного или административного дела в отношении клириков или религиозных служащих Церкви государственный орган, ведущий производство, уведомляет ответственного архиерея.
Статья 9
Тайна исповеди абсолютно и всегда неприкосновенна.
Статья 10
Нерабочими днями для православных христиан в Черногории являются воскресенья и следующие религиозные праздники:
- Бадни дан (Рождественский сочельник) (24 декабря/ 6 января),
- Рождество Христово и Собор Пресвятой Богородицы (25 и 26 декабря / 7 и 8 января),
- Великая Пятница,
- Пасхальный Понедельник,
- Первый день Крестной славы.
Договаривающиеся стороны соглашаются, что в соответствии с актами работодателя они позволят работникам работодателя использовать отдых в рабочее время в дни религиозных праздников: Святого Саввы, первого Архиепископа Сербского (14 января / 27 января), святого Василия Острожского (29 апреля / 12 мая) и святого Петра Цетиньского (18 октября / 31 октября), чтобы участвовать в религиозном обряде.
Стороны договора могут договориться о возможном изменении нерабочих дней, если в этом есть взаимная необходимость.
Статья 11
Церковь и церковные юридические лица имеют право наследовать, покупать, владеть, пользоваться и отчуждать движимое и недвижимое имущество, а также приобретать и отчуждать имущество, осуществлять хозяйственную и иную деятельность в соответствии с положениями православного канонического права и Устава СПЦ, и в соответствии с правовым порядком государств.
В случаях перемещения, вывоза из государства или отчуждения предметов, представляющих собой культурное наследие Государства и на которые имеет право собственности Церковь, применяются положения закона, регулирующие охрану культурных ценностей.
Церковь может создавать задужбины и фонды в соответствии с положениями православного канонического права и Устава СПЦ, а также в соответствии с правовым порядком государства.
Статья 12
Реституция движимого и недвижимого церковного имущества, конфискованного или национализированного без справедливой компенсации, будет осуществляться в соответствии с законом, регулирующим вопросы реституции в Черногории, по предварительному согласованию с компетентными церковными властями.
Договаривающиеся стороны соглашаются, что вопрос из пункта 1 настоящей статьи необходимо урегулировать в разумный срок.
Недвижимое и движимое имущество, которое должно быть возвращено в собственность Церкви или за которое государство предоставит справедливую компенсацию, будет определяться Смешанной комиссией, состоящей из представителей договаривающихся сторон.
Статья 13
Церковь имеет право строить храмы и церковные здания, а также расширять и перестраивать существующие в соответствии с правовым порядком государства.
Государство обязуется обеспечить Церкви возможность сотрудничества с компетентными государственными органами при подготовке документов территориального планирования с целью создания условий для строительства культовых сооружений.
Ответственный архиерей принимает решение о строительстве церковного объекта в соответствии с православным каноническим правом и Уставом СПЦ и предлагает место для строительства объекта, а компетентные органы Черногории примут предложение, если нет объективных противоречащих причин на уровне общественного интереса.
Компетентные органы Черногории не будут рассматривать заявки на строительство культовых объектов Церкви, не имеющие письменного одобрения епархиального архиерея.
Государство оказывает финансовую помощь Церкви, в первую очередь, в восстановлении и сохранении православных культовых сооружений, имеющих культурно-историческую ценность.
Статья 14
Государство гарантирует Церкви свободу осуществлять образовательную, культурную, научную, информационную, издательскую и иную деятельность, связанную с ее духовной миссией, в соответствии с правовым порядком государства.
Государство гарантирует Церкви право использовать, печатать и издавать книги, газеты, журналы и аудиовизуальные материалы религиозного, образовательного, культурного и научного содержания.
Церковь также имеет доступ к средствам общественной информации (газеты, радио, телевидение, интернет).
Церковь имеет право создавать и управлять радио- и телестанциями в соответствии с действующим законодательством Черногории.
Статья 15
Церковь имеет право в соответствии с Уставом СПЦ основывать религиозные учебные заведения для среднего и высшего образования священнослужителей и религиозных деятелей.
Учреждение других учебных заведений Церковью регулируется законом.
Церковь имеет право основывать и организовывать учреждения культуры в соответствии с Уставом СПЦ и правовым порядком государства.
Финансирование образовательных и культурных учреждений в Черногории, учредителем которых является Церковь, а также статус их сотрудников и пользователей (лиц, которые их посещают) будут более строго регулироваться специальным соглашением в соответствии с правовым порядком Состояние.
Статья 16
Государство гарантирует право родителей и опекунов давать своим детям религиозное образование в соответствии с их собственными убеждениями.
Православное религиозное обучение в государственных школах может регулироваться в соответствии с законодательством государства.
Статья 17
Черногория гарантирует Церкви право на пастырское окормление православных верующих в вооруженных силах и полиции, а также в тюрьмах, государственных медицинских учреждениях, детских домах и во всех государственных и частных медицинских и социальных учреждениях.
Компетентные государственные органы обеспечивают по согласованию с компетентными церковными властями условия, позволяющие православным верующим осуществлять свободу вероисповедания, а также богослужебные помещения и постную пищу для православных верующих в больницах, тюрьмах, армии, милиции, ученических, студенческих домах и домах престарелых.
Статья 18
Церковь имеет право создавать благотворительные и социальные учреждения и организации в соответствии с законодательством государства.
Учреждения из пункта 1 настоящей статьи регулируют свою внутреннюю организацию и порядок деятельности уставами, утвержденными соответствующей церковной властью, и имеют такое же правовое положение, как и государственные учреждения того же назначения.
Договаривающиеся стороны могут заключать специальные соглашения о взаимном сотрудничестве государственных и церковных благотворительных, социальных, медицинских, образовательных и подобных учреждений.
Статья 19
В целях контроля за выполнением Соглашения и улучшения сотрудничества между договаривающимися сторонами будет сформирована Смешанная комиссия с равным количеством представителей.
Смешанная комиссия собирается по мере необходимости, не реже одного раза в полгода (шесть месяцев).
Договор заключается на неопределенный срок и может быть изменен по соглашению сторон договора.
Статья 20
Договор составляется в четырех идентичных экземплярах, по два из которых остаются у каждой договаривающейся стороны.
Договор вступает в силу в день подписания.
Договор будет опубликован в "Официальном вестнике Черногории" и "Гласнике" - Официальном вестнике Сербской Православной Церкви.
_______________________________
Перевод текста Договора - иером. Игнатий (Шестаков)