Поручить ближнего Богу

Блаженный Августин и святая праведная Моника Тагастинская Блаженный Августин и святая праведная Моника Тагастинская

Что самое тяжелое в отношениях с ближними? Наверное, когда любимый человек сбивается с пути, совершает ошибки, иногда очень серьезные ошибки, а ты не можешь помочь, не можешь ни на что повлиять, не можешь изменить ситуацию. Ты даже посоветовать ничего не можешь – бесполезно, человек тебя не слышит. Он поступает так, как считает нужным. И, как в притче «О блудном сыне», приходится только отпустить любимого и ждать возвращения. Это очень тяжело. Ты переживаешь, испытываешь боль за того, кого любишь. В чем духовный смысл подобных испытаний, и как справиться с тревогой и болью за ближнего?

Есть одна святая женщина, которая прошла через это. Она была христианкой, но ее выдали замуж за язычника. В этом браке родились трое детей. И вот, с воспитанием старшего сына у нее возникли очень большие трудности. Я сейчас говорю о Блаженном Августине Аврелии и его матери – святой праведной Монике Тагастинской. С детства Августин имел перед глазами пример глубокой веры, благочестия, кротости матери – и пример отца, который от всего этого был далек. Когда он подрос, то выбрал легкий путь. Зачем себя в чем-то ограничивать? Греховная жизнь его привлекала. Ему нравились блуд, суета и ложь. Его занимали беседы и развлечения, опустошающие душу. Рядом всегда была мать-христианка, а он долгие годы искал истину. Дошло до того, что Августин увлекся ересью и почти 10 лет жил в заблуждении и вводил в заблуждение других. Все это происходило на глазах Моники. Она желала, чтобы сын не распутничал, желала, чтобы он обрел истинную веру, но ничего не могла сделать. Все ее попытки образумить его не имели успеха. Августин поступал так, как считал нужным.

Что оставалось делать бедной матери? – поручить сына Богу. Доверить свою жизнь Богу проще, намного тяжелее предать в руки Божии близкого человека. Иногда это было сложно даже для праведной Моники. Об этом говорит следующий случай. Когда она узнала, что Августин всерьез увлекся ересью манихейства, она стала упрашивать епископа Церкви поговорить с ее сыном и опровергнуть его заблуждения. Епископ отказал ей, объясняя это тем, что ересь для ее сына внове, он гордится ею, и сейчас заупрямится и не будет его слушать. «Оставь его там и только молись о нем Богу, – сказал епископ, – он сам, читая, откроет, какое это заблуждение и великое нечестие». И он тут же рассказал, что его мать когда-то тоже соблазнили манихеи, и она еще мальчиком отдала его им; что он прочел все их книги и даже их переписывал, и что ему открылось, безо всяких обсуждений и уговоров, как надо бежать от этой секты; и он бежал. Однако Моника не успокоилась: умоляя и обливаясь слезами, она продолжала еще больше настаивать, чтобы епископ поговорил с сыном. Тогда он с некоторым раздражением и досадой сказал: «Ступай, как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет».

Совет епископа оставить сына и только молиться о нем Моника приняла не сразу

Совет епископа оставить сына и только молиться о нем Моника приняла не сразу, чем вызвала его досаду и обнаружила недостаточность своей веры. Она была воспитана в благочестии. Она кротко обращалась со своим мужем-язычником, переносила его измены и тяжелый характер, не допуская ссор. Она любила его по-евангельски. Сына она тоже очень любила, но ее любовь была еще несовершенна, в основе ее была плотская привязанность. Августин в своей автобиографии «Исповедь» описал следующую ситуацию. Он собирался уехать из Карфагена в столицу и преподавать там риторику. Мать не отпускала его, плакала и даже хотела ехать вместе с ним. Он обманул ее и бежал тайно. Наутро она все узнала и чуть не обезумела от горя. Он же пишет о том, что «справедливая плеть боли хлестала ее за плотскую тоску». Эти слова звучат очень жестоко, но вот что говорит Игнатий Брянчанинов в первом томе «Аскетических опытов» в главе «О любви к ближнему»:

«Еще предстоит тебе борьба! Еще нужно тебе быть мужественным! Взгляни на предметы твоей любви: они очень тебе нравятся? К ним очень привязано твое сердце? Отрекись от них. Этого отречения требует от тебя Господь, Законоположитель любви, не с тем, чтоб лишить тебя любви и любимых, но чтоб ты, отвергнув любовь плотскую, оскверненную примесью греха, соделался способным принять любовь духовную, чистую, святую, которая – верховное блаженство… Истинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она в Боге. Вси едино будут, вещал Спаситель мира ко Отцу Своему, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут. Смирение и преданность Богу убивают плотскую любовь. Значит: она живет самомнением и неверием».

«Как отречься от предметов любви, которые как бы приросли к самому сердцу? – скажи о них Богу: ‟Они, Господи, Твои; а я – кто? немощное создание, не имеющее никакого значения”».

«Сегодня я еще странствую на земле, могу быть полезным для любимых моих чем-нибудь; завтра, может быть, исчезну с лица ее, и я для них – ничто!»

«Хочу, или не хочу, – приходит смерть, приходят прочие обстоятельства, насильственно отторгают меня от тех, которых я считал моими, и они уже – не мои. Они и не были по самой вещи моими; было какое-то отношение между мною и ими; обманываясь этим отношением, я называл, признавал их моими. Если б они были точно мои, – навсегда остались бы принадлежать мне».

«Создания принадлежат одному Создателю: Он – их Бог и Владыка. Твое, Господь мой, отдаю Тебе: себе присвоил я их неправильно и напрасно».

«Для них вернее быть Божиими. Бог вечен, вездесущ, всемогущ, безмерно благ. Тому, кто Его, Он – самый верный, самый надежный Помощник и Покровитель.

Свое Бог дает человеку: и делаются человеку человеки своими, на время по плоти, навеки по духу, когда Бог благоволит дать этот дар человеку…».

Поручая Богу ближних, человек отдает Богу Божие. Взамен он приобретает вместо плотской любви – любовь духовную

Поручая Богу ближних, человек отдает Богу Божие. Взамен он приобретает вместо плотской любви – любовь духовную. И это борьба, требующая мужества. Моника боролась, в молитве поручая сына Богу.

Блаженный Августин писал, что его мать на протяжении многих лет непрестанно о нем молилась. То, что делала Моника, является образцом отношения верующего человека с Богом. Она испытывала боль, ее сердце было сокрушено, но как только она изливала свою боль в молитве, она совершенно успокаивалась. Таково свойство истинной молитвы – она успокаивает. Смирение, молитва, доверие Богу приносят покой. Соприкосновение с Богом приносит покой. Об этом говорит Евангелие: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». (Мф. 11, 28).

Августин говорит, что его мать молилась постоянно. Как можно молиться постоянно, когда у тебя много забот? Помимо Августина, у Моники были муж и другие дети, она была хозяйкой большого дома. Святитель Иоанн Златоуст, описывая жизнь еще одной святой жены – Анны, матери пророка Самуила, – говорит, как это происходит:

«И Христос, и Павел заповедали творить краткие и частые молитвы, с небольшими промежутками…Люди слышат только звук голоса, а Бог прежде этого слышит внутренний вопль. Так можно быть услышану, не произнося слов; и ходя по площади, можно молиться мысленно с великим усердием; и сидя с друзьями, и делая что бы то ни было, (можно) призывать Бога с великим воплем, – разумею внутренний вопль, – не делая его известным ни для кого из присутствующих».

Так поступали эти святые жены. Сосредоточившись и напрягши ум, постоянно, со скорбью призывали они Бога. Когда Моника стала вдовой, она приходила в церковь дважды в день. И там она избегала сплетен, пустых разговоров с людьми, все ее внимание было направлено к Богу.

Моника молилась и ждала… Внешне казалось, что ничего не меняется, ведь Августин уходил от Бога все дальше и дальше: «Я уходил все дальше от Тебя, и Ты дозволял это». Господь позволял ему жить по своей воле для того, чтобы Августин, как блудный сын из притчи, ощутил всю бессмысленность своих привязанностей:

«Я жадно стремился к почестям, к деньгам, к браку, и Ты смеялся надо мной. Эти желания заставляли меня испытывать горчайшие затруднения; Ты был ко мне тем милостивее, чем меньше позволял находить усладу там, где не было Тебя».

Шли годы, Моника молилась…Внешне изменений так и не было. Когда так долго приходится ждать, порой возникает вопрос: «Слышит ли молитвы Господь?» Августин отвечает на этот вопрос:

«Ее ли слезами пренебрег бы Ты, ее ли бы оттолкнул и не подал ей помощи, когда она просила у Тебя не золота и серебра, не бренных и преходящих благ, а душевного спасения сыну? Нет, Господи, нет. Ты находился тут, Ты слышал ее и сделал всё так, как это было предопределено Тобою».

Иногда то, чего Моника боялась и чему противилась, было необходимо ее сыну. Так произошло в ситуации, когда Августин собрался переехать в Рим. Моника не хотела его отпускать, но Господом было предопределено чтобы он ехал.

Иногда Господь не отвечает на наши прошения, потому что готовит для нас лучшее

«Рука Твоя была в том, что меня убедили переехать в Рим, и лучше там преподавать то, что я преподавал в Карфагене… О чем просила она Тебя, Господи, с такими слезами? о том, чтобы Ты не позволил мне отплыть? Ты же, в глубине советов Своих, слыша главное желание ее, не позаботился о том, о чем она просила тогда: да сделаешь из меня то, о чем она просила всегда»,

– пишет Августин. Иногда Господь не отвечает на наши прошения, потому что готовит для нас лучшее. До поездки в Рим Августин уже испытал определенное разочарование в манихействе. Господь вел его в Рим, а затем в Медиолан, чтобы Августин встретился там с епископом Амвросием. Сначала ему было интересно, как любознательному человеку и ритору, услышать проповеди красноречивого епископа. Однако вместе со словами в его душу стали входить и некоторые мысли. Он стал посещать воскресные богослужения в чине оглашенного, все больше и больше увлекался красотой Православия. Шаг за шагом, по Промыслу Божию, он приближался ко Христу. Прошло еще немного времени, и Августин принимает Крещение. На тот момент ему было 34 года.

Позднее Августин подробно опишет все то, что было невидимо для глаз окружающих, для его матери: он расскажет обо всех изменениях, которые происходили в его уме и сердце. В каждом мгновении своей жизни он увидит руку Божию, ведущую его ко спасению.

Моника просила о спасении сына, а получила гораздо больше. Могла ли она предположить, что ее погибающий сын, о котором она молилась, станет епископом, одним из отцов Церкви, выдающимся богословом? Ее сын был прославлен в чине блаженных. Своими молитвами, терпением, смирением, доверием Богу она и сама пришла в меру святости.

Она научилась тому, о чем писал Ингатий Брянчанинов:

«Весь закон и пророки сосредоточиваются в любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 40). Естественная любовь наша повреждена падением; ее нужно умертвить – повелевает это Христос – и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе… Свойства нового человека должны быть все новые; никакое ветхое свойство нейдет ему… Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало-помалу в духовную, разумную, святую».

Анна Четверикова

23 апреля 2024 г.

Смотри также
«Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» «Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе»
Блж. Августин о Боге и человеке
«Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» «Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе»
Блаженный Августин Иппонийский о Боге и человеке
«Несчастен человек, который, зная всё, не знает Тебя; блажен, кто знает Тебя, даже если он не знает ничего другого… Тот, кто издали не может увидеть Тебя, пусть всё же вступит на дорогу, по которой придет, увидит и будет с Тобой».
Бонавентура Бонавентура
Виктор Лега
Бонавентура Бонавентура
Как познать Бога через познание мира и человека
Виктор Лега
О шести путях к Богу, важности числа «6», реабилитации математики как способа познания и о том, как соединить науку и философию с мистическим опытом.
Блаженный Августин. Часть 1. Как философствовать по-богословски и богословствовать по-философски Блаженный Августин. Часть 1. Как философствовать по-богословски и богословствовать по-философски
Виктор Лега
Блаженный Августин. Часть 1. Как философствовать по-богословски и богословствовать по-философски Блаженный Августин
Часть 1. Как философствовать по-богословски и богословствовать по-философски
Виктор Лега
Куда может привести поиск истины? К Цицерону… К манихеям… К Плотину… Но обретена истина будет в христианстве.
Комментарии
Светлана 1 мая 2024, 08:47
Спасибо люди добрые за статью . Как родниковой воды попить дали . Спаси вас Христос !
Анна30 апреля 2024, 14:26
Спасибо за поддержку, отец Владимир! Я хорошо понимаю, о чем Вы говорите. Действительно, на портале очень много интересных и талантливых авторов. Когда читаешь их работы, когда прикасаешься к трудам святых отцов, появляется только одно желание - замолчать.
Иеромонах Владимир (Овчинников)28 апреля 2024, 19:24
Всегда истинное удовольствие доставляют Ваши публикации, но часто мне не хватает нужных слов, могущих выразить чувство благодарности и Вам, уважаемая Анна, и редакции портала. Когда-то много писал и даже публиковался, а теперь предпочитаю молчать, видя столько замечательных авторов. Благодарю и редакцию портала за тщательный отбор материалов и авторов. Бог в помощь, дорогие коллеги!
Дмитрий25 апреля 2024, 18:21
Вспоминаются слова профессора Алексея Лосева- монаха Андроника- "Вера в Бога теория, доверие Богу- практика." И еще приходится постигать разницу между преданием близких на волю Божию и равнодушием.
Jelena23 апреля 2024, 16:11
Сппсибо за статью и за надежду
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×