Богу было угодно, чтобы история человечества началась с семьи. Именно муж и жена были первыми представителями человечества на земле. Мужчина и женщина, одинаковые по своей природе, но разные по своим жизненным призваниям и способностям, в совокупности являют собой идеальную взаимодополняющую полноту. Каждому из них Богом поручено свое послушание в этом мире и конкретно в семье.
К сожалению, грех и его последствия серьезно исказили как самого человека, так и человеческие, в том числе и семейные, взаимоотношения. И теперь мы наблюдаем подчас совершенно нелогичные явления. Например, наибольшую ненависть человек испытывает, оказывается, не к чужим и незнакомым людям, а, наоборот, к родным и близким. И сама система семейных взаимоотношений порой полностью искажена.
Роль мужа и жены в семье
Не получая правильного полового воспитания (не путать с сексуальным просвещением), мужчины, вырастая, оказываются безответственными, инфантильными и неспособными выполнять мужские функции в своих семьях. В результате женщинам, чтобы как-то стабилизировать ситуацию в семье, приходится, забывая о своей природной женственности и нежности, вступать в мужские обязанности. В результате страдают все: муж еще больше теряет самостоятельность и превращается во взрослого ребенка, жена становится мужчиной в женском теле, а дети с молоком впитывают эту искаженную модель поведения родителей. Порочный круг замыкается, так как дети, вырастая, ведут себя так же, как их родители, а желанное счастье не только не наступает, но, напротив, отсрочивается на неопределенный срок.
Церковь учит, что «фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе» (Основы социальной концепции гл. Х §5). То есть мужчина остается мужчиной – ответственным кормильцем и первым человеком в семье, а женщина остается женщиной – нежной, любящей и понимающей женой и матерью.
Венчание, брак и «гражданский брак»
Одной из распространенных проблем современности является отсутствие церковного благословения на брак – Венчания. Обходя стороной причины этого явления, мы скажем об отношении Церкви к такому браку. Церковь призывает своих чад вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть подразумевается венчанный брак мужчины и женщины православного вероисповедания. Однако если Венчание по каким-то причинам отсутствует, Церковь признает законность такого правильно оформленного с юридической точки зрения гражданского брака и не считает его блудом.
Священный Синод выражает сожаление, что
«некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими Венчание в храме... некоторые пастыри-духовники не допускают к Причастию лиц живущих в ‟невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом» (Гл. Х §2).
Следует отметить, что та форма церковного браковенчания, которая существует теперь, имеет довольно позднее происхождение. Она появилась в Византии лишь в конце IХ века (895 г.) и, согласно 89 новелле Императора Льва VI, была прерогативой лишь свободных. И только в конце ХI века (1095 г.) Император Алексей Комнин распространил ее и на рабов.
Неужели 1000 лет, заключая «гражданские» браки, христиане жили в блуде? Конечно, нет. Церковь признавала законность таких браков и не подвергала состоящих в них каноническим прещениям. Некоторые исторические памятники свидетельствуют, что и в VI, и в VIII, и в IХ веках в Византийской империи законный брак мог заключить как священник, так и экдик (церковный нотариус). Важнейшим условием оставалось взаимное согласие мужчины и женщины, подтвержденное перед свидетелями.
Церковь также противостоит тенденции восприятия таинства Венчания как некоего магического действия (оберега или амулета), которое автоматически способствует сохранению семьи
Однако, призывая своих чад к полноценному (венчанному) браку, Церковь неодобрительно относится к практике Венчания как дани традиции или моде (за компанию), либо для придания большей «романтичности», когда венчаются два фактически неверующих человека.
Церковь также противостоит тенденции восприятия таинства Венчания как некоего магического действия (оберега или амулета), которое автоматически способствует сохранению семьи и предотвращению развода. Она призывает к терпению, взаимопониманию и совместному труду молодоженов ради их совместного счастья и счастья их детей.
Браки с нехристианами и инославными
Что касается браков христиан с представителями нехристианских конфессий, то Церковь признает законность и таких браков и не приравнивает состоящих в них к «блудному сожительству». Однако освятить такой брак Венчанием Церковь не может. Духовное единомыслие является важнейшим условием, основой полноценного брака. Напротив, его отсутствие, то есть когда Христос не является центром притяжения для обоих супругов (один молится Христу, другой Аллаху), впоследствии может привести к серьезным разногласиям и конфликтам. Молодым людям это нужно учитывать заранее.
Церковные каноны древности, безусловно, не допускали заключения браков между христианами и нехристианами. И сегодня изначально Церковь не благословляет своих чад на заключение подобных браков. Однако в случае наличия такого брака, как совершившегося факта, Церковь не настаивает на разводе, но признает его действенность. Апостол Павел говорил о таких ситуациях, что муж или жена (христиане) не должны оставлять своих неверных (иноверных) супругов, поскольку «неверующий муж освящается женою верующею, а жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь – святы» (1 Кор. 7, 14).
Из соображений пастырской икономии («икономия – в древности отрицательное явление – временное прекращение действия тех или иных канонов ввиду неблагоприятных обстоятельств в отношении Церкви к государству, в целях церковного благополучия» (М.Э. Постнов); сейчас – допустимое снисхождение, попустительство) Святейший Синод в 1721-м году посчитал возможным совершение браков христиан с католиками, армянами и протестантами, исповедующими веру в Троицу, при условии благословении брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере (Гл. Х § 2). Заключение брака с представителями этих конфессий не предполагало их обязательного перехода в Православие. Здесь можно вспомнить пример Великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая, будучи лютеранкой, вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем. И лишь потом по своему желанию приняла Православие.
Препятствия к браку
Запрещается вступление в новый брак лицам, уже состоящим в браке. Запрещается вступать в повторный брак священнослужителям, не только священникам и диаконам, но и иподиаконам. Монахам и монахиням также запрещено вступать в брак, как уже обрученным Небесному Жениху Христу. Разрешено вступать в брак лицам, выполняющим обязанности чтецов и певцов.Третий брак в Православной Церкви считается последним и рассматривается как допустимое послабление к человеческой немощи. Поэтому вдовство после третьего брака является абсолютным препятствием к новому браку.
В случае совершения развода по причине прелюбодеяния, заключение нового брака разрешается невиновной стороне. Виновная сторона в древности вообще лишалась возможности заключения нового брака. Однако в начале ХХ века Священный Синод принял решение о допущении виновной стороны к новому браку после исполнения покаянной епитимии (временного отлучения от церковных таинств). Несмотря на то, что срок епитимии по усмотрению духовника может варьироваться, он не может составлять менее 3-х лет.
Препятствием к браку является душевное расстройство, идиотизм и т.п., а также возрастные ограничения. Так, Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 года было запрещено Венчание, если жениху не исполнилось 18 лет, а невесте 16. Это гражданское совершеннолетие. Что касается церковного, то, согласно «Эклогу» Льва Исаврянина и Константина Копронима, для вступления в брак был определен возраст: 15 лет для мужчин и 13 для девушек. «Прохирон» Василия Македонянина снижает эту возрастную планку на один год. Оба эти источника вошли в нашу «Кормчую книгу». Однако подобные возрастные границы неприменимы для России.
Кровное родство и его степени
Препятствиями к браку также являются кровное родство, свойство и духовное родство.
Кровное родство делится по степеням. Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц. Например: между мужем и женой нет степени, между отцом и дочерью одна степень, между дедом и внучкой две степени, между двоюродными братом и сестрой – четыре степени. Родственная линия, идущая от предков к потомкам, называется нисходящей, а от потомков к предкам – восходящей. Две прямые линии, берущие начало от одного родоначальника, являются боковыми друг к другу, например: троюродные брат и сестра состоят в 6-й степени бокового кровного родства, а дед по отношению к внучке – во 2-й степени кровного родства по прямой линии.
Древняя Церковь запрещала браки людей, состоящих в 3-й степени бокового кровного родства (например, дядя по отношению к племяннице). 54 правило Трулльского Собора повелевает расторгать браки между двоюродными братом и сестрой (4 степень родства по боковой линии). «Эклог» Императоров Льва Исавра и Константина Копронима запрещает также заключать браки между родственниками, состоящими в 6-й степени бокового кровного родства (например, троюродные брат и сестра). В России (на 1810 год) Святейший Синод повелевал расторгать браки между состоящими в 4-й степени бокового родства. Однако браки между родственниками, состоящими в 5-й и 7-й степенях бокового родства, могли заключаться по разрешению епархиального архиерея.
Свойство и духовное родство
Свойственниками называются люди из разных родов, ставшие родственниками через брак членов их семей, например, зять и теща. Между тещей и зятем одна степень свойства, невестка и деверь находятся во 2-й степени, племянник мужа и племянница жены – в 6-й. По сути, это то же самое кровное родство. Трулльский Собор запретил заключать браки между людьми, состоящими в 4-й степени бокового свойства. В Х веке в Византийской империи запрещались браки между лицами, состоящими в 6-й степени свойства. Эти нормы вошли и в 51 главу нашей «Кормчей». Святейший Синод указом от 19 января 1810 года запретил заключать браки между двухродными свойственниками до 4-й степени.
Что же касается духовного родства, то оно возникает вследствие восприятия новопросвещенного от купели Крещения. Император Юстиниан распространил запрет на заключение браков между восприемницей и воспринятым, то есть крещаемый уже не мог жениться на своей крестной матери. Трулльский Собор 53 правилом запретил браки между восприемниками и родителями крещаемых. Однако Святейший Синод в 1810-м году отношения между детьми крестных родителей и их воспринятыми, а также между восприемниками и воспринятыми постановил не считать духовным родством. Запрет распространяется только на самих восприемников, то есть муж и жена не могут быть крестными одновременно у одного человека, а также восприемников и родителей воспринимаемого, то есть крестный отец не может жениться на матери своего крестника.
Развод
Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости христианского брака. Слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6) – говорят как раз об этом. Но, к сожалению, огромный процент разводов, в том числе и венчанных браков, свидетельствует о том, что ситуация в этом вопросе далека от совершенства.
Разводы – это печальный факт, с которым нужно считаться, и одновременно явление, которое обязательно необходимо контролировать
Разводы – это печальный факт, с которым нужно считаться, и одновременно явление, которое обязательно необходимо контролировать. Поэтому чтобы не пустить этот процесс на самотек и тем самым не поощрять разводы по любой причине, Церковь выделила ряд ситуаций, которые могут быть основанием для развода. Во-первых, это вина прелюбодеяния, названная самим Спасителем. Кроме этого, Поместный Собор 1918 года под председательством Святейшего Тихона, Патриарха Всероссийского, сформулировал следующие пункты:
- Отпадение одного из супругов от Православия (например, в религию или секту, отличающуюся враждебностью к Православию);
- Противоестественные грехи (например, гомосексуализм);
- Неспособность к брачному сожитию (наступившая до брака или ставшая следствием намеренного самокалечения);
- Заболевание проказой или сифилисом;
- Длительное безвестное отсутствие одного из супругов;
- Осуждение к наказанию, связанное с лишением всех прав состояния (в наше время, возможно, пожизненное заключение);
- Посягательство на жизнь или здоровье другого супруга или детей;
- Снохачество (блудное сожительство отца с женой его сына);
- Сводничество (содействие одного из супругов прелюбодеянию другого);
- Извлечение выгод из непотребств супруга;
- Неизлечимая тяжелая душевная болезнь;
- Злонамеренное оставление одного супруга другим (на срок не менее 3-х лет).
- Архиерейский Собор 2000 года дополнил этот перечень еще тремя пунктами:
- Заболевание СПИДом;
- Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания;
- Совершение женой аборта при несогласии мужа.
Следует сразу сказать, что, предлагая столько возможных оснований для развода, Церковь отнюдь не настаивает на разводе как таковом и не поощряет его. Напротив, пастырям настоятельно рекомендуется приложить все усилия ради сохранения семьи. В конце концов, и грех прелюбодеяния можно простить. Но вместе с тем бывает и так, что семья теряет единство и взаимопонимание, которые сменяют разобщенность и противостояние, неминуемо соединенные с тяжкими грехами. В этой ситуации Церковь не может возлагать на своих чад бремена неудобоносимые. Священный Синод определением от 28 декабря 1998 года признал неправильными действия духовников, которые «запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной».
Деторождение, детоубийство и предохранение
Как известно, одной из целей брачного союза является деторождение. Естественное продолжение рода – это Богом заповеданный процесс. Во все времена дети воспринимались как дар и вознаграждение Божие: «Вот наследие от Господа – дети, награда от Него – плод чрева» (Пс. 126, 3). И наоборот, отсутствие детей всегда считалось проклятием. Но извращенные понятия современного либерального времени отразились и на отношении к потомству, которое зачастую воспринимается, как нежеланная обуза. Это, в свою очередь, вызвало появление такого разрушительного явления, как убийство нерожденных детей. То есть искажение системы ценностей привело к тому, что люди стремятся к самопроклятию.
И если проблема абортов для уже воцерковленных родителей не стои́т, то вопросы предохранения все же могут их касаться. Православная Церковь подразделяет контрацептивы на абортивные (убивающие уже зачатый плод) и неабортивные (предотвращающие зачатие). Гормональные препараты, а также внутриматочная спираль (ВМС) относятся к контрацептивам абортивного действия и решительно осуждаются Церковью. Те же, которые предотвращают зачатие, допустимы к использованию, естественно, с учетом мотивов их применения. При этом христианским супругам следует помнить, что «намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» (XII гл. § 3).
Некоторые (как правило, молодые) священники считают единственно допустимыми только два варианта развития событий: рождение неограниченного количества детей (сколько Бог пошлет) либо полное воздержание после рождения запланированного количества потомства. Действительно, подобные практики мы встречаем в житиях святых. Но окажется ли по силам современным людям семейная жизнь уровня Иоанна Кронштадтского? Не приведет ли это к непоправимым грехам и к распаду семей? Может, лучше идти средним путем, а не вдаваться в непосильные крайности.
Супружеские обязанности
Существует еще другая рекомендация со ссылкой на «Поучения» Нила Мироточивого, о полном воздержании супругов, начиная с момента зачатия и до окончания периода кормления грудью. В общей сложности выходит более двух лет. Воздержание – добродетель, конечно, похвальная и на поздних стадиях беременности действительно необходимая. Но не нужно забывать, что, по апостолу Павлу уклонение друг от друга может иметь место только по обоюдному согласию, «на время, для упражнения в посте и молитве, а потом, – говорит апостол, – опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7, 5). Если же муж еще не «созрел» для высоких христианских понятий, то ради сохранения семейного единства верующая супруга не вправе отказывать ему в близости. По этому поводу один священник не без основания заметил, что за это время мужу можно, пожалуй, и монашество принять.
«Радикальное воздержание» может легко спровоцировать супружескую измену, которая приведет к трагическим последствиям
Если известно, что сатана использует в своих целях естественные человеческие инстинкты, то подобное «радикальное воздержание» может легко спровоцировать супружескую измену, которая приведет к трагическим последствиям как для самих супругов, так и для их ни в чем неповинных детей.
«Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 29 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на ‟недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке”, а также напомнил пастырям о необходимости ‟соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни”» (ХII гл. § 3).