Православный календарьПравославный календарь
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

Проповедь после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста

6 марта 2025 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

    

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Преподобному Нину Синайскому принадлежат такие слова: «Пост не для болезни тела (некоторые и в то время опасались, что пост может ослабить человеческий организм), а для здоровья души». Мы знаем, и современная медицина подтверждает, что ограничение человека в высококалорийной пище полезно и для тела. Современный человек понимает пользу поста и воздержания для организма. Но, конечно, нас в первую очередь должно интересовать то, как пост воздействует на душу.

Неужели от перехода к менее калорийному меню зависит состояние души? Известно, как светские люди объясняют, почему они не постятся: «Все это вторично, главное дурного не делать». Может быть, отчасти правильно сказано, но воздействие на нашу плоть, на наш физический организм, несомненно, оказывает влияние и на состояние души. А иначе и быть не может: душа неотделима от тела. Мы единое человеческое естество, Богом зданное; только смерть отделяет душу от тела, и поэтому состояние тела влияет на человеческую душу.

Можно привести очевидные примеры. Когда человек объедается, он, конечно, вредит своему здоровью. Таких людей лечат и даже направляют в специальные клиники, чтобы они снизили вес. А влияет ли избыточный вес, тяжелое физическое состояние на душу человека? Конечно, влияет: нередко развивается комплекс неполноценности, человек стесняется своей внешности, боится общаться с другими людьми. Очевидно, что умеренное потребление пищи полезно для тела, но одновременно полезно и для души, и об этом свидетельствует вся аскетическая традиция Православной Церкви.

Почему подвиги святых сопровождались постом? Именно потому, что состояние тела небезразлично для состояния души. И все эти утверждения, что главное не то, что мы едим, — не более чем отговорки. Опыт Церкви, да и любого человека, который проходит через поприще святого поста вдумчиво, со вниманием к собственному духовному состоянию, подтверждает, что отказ от скоромной пищи, строгое следование церковному уставу влияет на состояние души.

Взаимосвязь очевидна, но непременно нужно сказать, что пост — дело добровольное. Мы можем исполнять предписания церковные, в том числе в отношении поста, или не исполнять, но Церковь очень рекомендует соблюдать пост, и не в силу какой-то отвлеченной идеи, а основываясь на реальном более чем тысячелетнем опыте человечества.

Вот читаешь житие Марии Египетской и поражаешься мужеству этой женщины, которая ушла в пустыню. Ведь это не сказки — всё это запечатлено современниками и до нас дошло именно так, как было на самом деле. А если нам, слушающим житие Марии Египетской, кажется, что это уже не имеет к нам отношения, — отнюдь! Мария жила в большом городе, наслаждалась жизнью, и вдруг происходит некое чудо, когда силой Господа она не могла войти в храм. Сам Господь остановил ее, не допустил до святыни, и это настолько потрясло Марию, что она радикально меняет свою жизнь. Она уходит в пустыню, ничего не взяв с собой. А пустыня — это смерть, там нет воды, там нет жизни. Но она идет, чтобы каяться и через покаяние приблизиться к Богу, получить оставление грехов. Эта молодая женщина обрекает себя на постепенное, но реальное умерщвление, и не боится этого, потому что считает, что подвиг, который она понесет во имя Господа, очистит ее от грехов. И память о Марии сохраняется до XXI века — и не просто память, а почитание ее подвига. Мы каждый год вспоминаем преподобную Марию Египетскую, мы молимся ей, мы поражаемся ее силе духа, ее мужеству, ее способности преодолеть тяготение человеческого естества, потребность в еде, в воде, в одежде. Она действительно победила человеческое естество и стала равноангельской.

Большинство людей не способны повторить то, что совершила преподобная Мария Египетская, да это и не требуется. Господь ждет от нас куда меньшего. Он не требует, чтобы мы все уходили из мира, чтобы мы проводили жизнь в одиночестве. Он дает нам возможность спастись и там, где мы живем, где мы работаем. Бог помещает нас в ту среду, в которой мы и должны обрести спасение. Это наша пустыня, это наш подвиг — пребывать в коллективе, на учебе или на работе, сохраняя свое христианское призвание, не стесняясь своей веры и живя по Божиему закону. И, может быть, кто-то, взирая на эту жизнь, скажет: «А почему бы и мне не попробовать?»

Мы не живем в пустыне, но вызовов нашему естеству, нашему сознанию, нашей плоти в мегаполисе куда больше, чем в пустыне, и потому нужно с осторожностью относиться ко всему, что нас окружает. С осторожностью выбирать друзей. С осторожностью входить в общение с незнакомыми людьми. Это не значит, что нужно вообще ни с кем не общаться, но бодрствование, то есть бдительность поможет нам избавиться от лишних искушений и всего того, что ведет нас ко греху.

Каждый из нас, современных людей, живущих в мегаполисе, должен с огромным вниманием воспринять повествование о Марии Египетской и понять, что наш мегаполис, наше окружение — это среда, в которой мы должны не потерять надежду на спасение. У Марии Египетской были одни испытания — жарой, холодом, голодом, отсутствием воды, у нас — другие; но на финише результат должен быть тот же. Мы не должны, ссылаясь на обстоятельства жизни в мегаполисе, потерять возможность идти навстречу Богу, сохранять веру в сердце, жить по Божиему закону, ограждать себя от соблазнов и всякого воздействия темной силы. Другими словами, наше целеполагание не должно зависеть от того, окружает ли нас пустыня или мегаполис. Самое главное, чтобы это целеполагание было правильным. Если спасение, стремление к жизни вечной, любовь ко Христу есть главное измерение нашей жизни, то можно спастись в любом мегаполисе. У нас свои опасности, в том числе мощный информационный поток, в котором очень немногое имеет отношение к нашей духовной жизни, к достижению главной цели бытия — спасения. Но полностью отказаться от этого потока невозможно — современный человек питается информацией, кроме того, он получает сведения, необходимые для учебы или работы. Поэтому, хотим мы этого или не хотим, мы соприкасаемся и с хорошим, и с плохим в этой информационной среде. В пустыне таких искушений нет. Там нужно напрягать физические силы, чтобы выдержать голод, жару и стужу, а нам нужно напрягать духовные силы, чтобы отразить все эти искушения и соблазны. Но для этого необходимо иметь правильную систему ценностей.

Мы с вами имеем такую возможность, потому что мы православные люди, мы знаем Священное Писание, мы слышим церковную проповедь, мы молимся в храме и дома, мы, в конце концов, знаем, что такое Божий ответ на нашу молитву. Мы вооружены, и когда возникают особые соблазны, трудности, разного рода вопрошания, нужно в первую очередь просить Господа, чтобы Он дал силы отразить эти искушения, как молилась в жару или холод преподобная Мария: «Спаси, помоги, не дай погибнуть». Так и в этой среде, более опасной для духа, чем для плоти, мы должны постоянно обращать к Богу наши молитвы, чтобы Он сохранил нас от сетей вражеских, сохранил нашу веру, наши убеждения, чистоту нашей жизни. А если чистота эта нарушается, каяться и стремиться исправить свою жизнь.

Ведь если мы — христиане, то и жить должны по Божиему закону, и хотя дается человеку возможность покаяния, но покаяние не может быть бесконечным. Иногда священники рассказывают, как приходит человек и всё в одном и том же кается. С одной стороны, правильно делает, что кается, раз грех его не оставляет. Но если постоянно каяться в одном и том же и никогда не исправиться, то что это значит? Значит, покаяние не пошло на пользу.

Перемена мыслей, укрепление в вере, способность сопротивляться искушениям и соблазнам, готовность сохранять верность Господу – вот что реально должно помочь каждому из нас. Многие из нас уже испытали эту радость осознания того, что Господь остановил от ошибки, Господь оградил от искушения, Господь дал силы раскаяться в каких-то грехах и Господь ведет по жизни. Думаю, что большинство людей — тех, кто верит в Господа и в храм приходит, — могут так сказать. Ведь неслучайно люди идут в храм — они чувствуют руку Божию, чувствуют ответ на свои молитвы.

Вот очень важно, мои дорогие, чтобы мы никогда не теряли, во-первых, нашу веру, во-вторых, стремление быть с Богом через молитву, и чтобы мы никогда не останавливались в том, что называется работой над самими собой. Это работа, с которой нельзя выйти на пенсию, нельзя уйти в отпуск, от которой нельзя отдохнуть. Это работа, которая должна совершаться каждый день — от начала нашего сознательного бытия в детстве и до самой кончины. Мы должны верить в Господа, мы должны молиться Ему, мы должны чувствовать связь с небом, мы должны каяться в своих грехах — искренне, сердечно. Мы должны оставаться верными Христу и надеяться на Его милость и любовь. А если бы не было этой надежды, то, наверное, и веры бы не было. Зачем верить, если нет надежды? Но мы верим в Господа, потому что надеемся на Его милость, на Его спасение, на Его любовь, и верим, что эта надежда не посрамит нас. Аминь.

Рейтинг: 10 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Новые материалы

Выбор читателей

×