Из книги «Епископ Феодор (Текучёв). Истина всегда победоносна…», выпущенной издательством Сретенского монастыря.
***
От уныния нет никакой
пользы. Даже если человек
находится действительно в каком-либо
печальном положении (несчастье, бедность, болезнь и
т.п.), то и тогда не нужно унывать, ибо уныние
нисколько в
этом не поможет, а разве только усугубит
несчастье. Поэтому унывать никогда не
следует. Скорее, поможет молитва к Богу,
надежда на Него, Всемогущего и
Всемилостивого, молитва к Божией
Матери и святым угодникам Божиим или же помощь
какого-либо доброго человека и
собственное дело, если оно
возможно.
Уныние есть болезнь души. И если признать эту аксиому правильной, — а она несомненно правильна: уныние действительно есть болезнь души, — то мы должны заключить отсюда, что все человечество духовно больно, потому что едва ли найдется кто-либо, кто не испытывал бы на себе уныния. Так и христианство говорит, что все человечество суть духовно больное: наш родоначальник, «ветхий Адам», согрешил, а в Адаме все согрешили, ибо, по слову святого апостола Павла, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим 5,12).
Потому и понадобился для нас Искупитель наш Господь Иисус Христос. И верующие в Него — лечатся. Лечатся всем Его Божественным учением и Таинствами, оставленными Им человечеству. Лечатся в Церкви. Церковь есть духовная врачебница. Уныния не должно быть у верующего человека... Как может унывать человек, который верит в Бога, в Его Всемогущество, в то, что без Него ничего не бывает, в то, что Он все может!
Уныние же, случающееся с нами, свидетельствует о нашей духовной болезни и о нашем маловерии.
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;"Матф 11:28 это слово не посредственно относится к нам людям. Иисус жил на земле и был тоже человеком, и он единственный знает как нас вывести из этого состояния!
Слушала за вечерней службой житие Святителя Трифиллия. Поразил тот факт, что Святитель Спиридон Тримифунтский, будучи многолетним наставником Святителя и, по Божьему Промыслу, явившийся, фактически, причиной епископства последнего, удалился с Архиерейского Собора за одно только неверное слово из проповеди Святителя. Это к вопросу о русском языке, и о прояснении смыслов. Понятия "ложе" и "одр" обозначают одно и то-же место на земле, но имеют разный контекст, причем, диаметрально противоположный. Одр - умирание, ложе - рождение жизни. В Евангельском контексте, Христос исцелил расслабленного, лежащего на "одре", т.е. - умирающего. А проповедь Святителя изменила Евангельский контекст всего лишь применением синонима к одному ключевому слову. Зная, что Святитель Спиридон один из величайших святых, причем - святых еще при жизни (как Святитель Николай), мне стало страшно за Святителя Трифиллия в тот момент. Стала анализировать свое "жизнелюбие" и стало страшно за собственное спасение. Вот только начинаю понимать, какой катастрофой для всего человеского рода обернулось падение Адама.
М.б. это у меня начало страха Божия? Или - уныние?