Ваше Святейшество и Блаженство!
Однако я прошу Вас извинить меня не только в силу традиции, но и потому, что чувствую необходимым для себя совершить действие, выходящее за рамки канонического церковного права. В эти дни я считаю необходимым обратиться к пастве не моей, а Вашей Церкви. Побуждают меня к этому печальные вести, идущие из Южной Осетии.
Дорогие братья и сестры! Первые дни Великого поста для всех христиан — время особого духовного бодрствования, трезвения, время сугубой тщательности в определении подлинных мотивов тех или иных своих действий и, соответственно, в их оценке. Это — время покаяния, когда человек, стоя пред лицом своих бед и невзгод, старается, вопреки своим привычкам, найти все же вину в себе, а не «причины» и «поводы» вне себя.
И потому, веруя, что народы Грузии не только по имени, но и по духу своему являются христианами, я надеюсь, что мое слово будет воспринято с большим пониманием именно в эти дни.
Во мне и в вас течет одна кровь — Кровь Христова, даруемая нам Господом в Таинстве Причащения. Лишь административные и управленческие структуры обособляют Русскую и Грузинскую Церкви, но они, конечно, более чем сестры — они едины в целостности единого организма Вселенской Церкви Христовой.
В эти дни, когда люди готовы в спорах за землю проливать на эту землю кровь людей, Слово Божие, которое все мы слишком склонны забывать за немолчным шорохом газетных страниц, да напомнит нам, что мы — пришельцы на Земле, и наш путь лежит к Вечному Богу, и весь он подобен Пасхе — в ее древнеиудейском смысле стремительного перехода, ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13, 14).
Творцом нам вручена земля. И мы должны будем дать ответ в том, как использовали мы данный нам талант. Скажем ли мы: «Вот, Господи, мы любили эту землю и, живя на ней, мы славили Тебя, ее Творца; и мы выращивали на ней виноград и пшеницу, а вино и хлеб приносили в Твои алтари, чтобы через эти самые простые земные дары Ты смог приобщать нас к Себе». Или скажем: «Вот, Господи, мы так любили эту землю, что убивали и прогоняли всех, кто, кроме нас, хотел назвать ее своею…»
…В одном древнем предании говорится, как некий монах осудил своего брата. Через некоторое время тот, кого он осудил, умирает. И вслед за тем было осудившему видение: пред ним предстал Ангел с душой усошпего брата и сказал: «Вот, ты взялся судить его. Что ж, как ты скажешь, так и будет. Скажи же: достоин ли он вечной погибели? Но помни, как только ты примешь решение, оно будет исполнено». И человек, столь легко делавший себя судьей в человеческих делах, в ужасе отказался совершить последний суд…
Я хочу спросить любого человека, любой национальности: вот, перед лицом Христа, ты встретился с человеком, которого ты считаешь своим врагом и врагом своей земли и своего народа. И вот, там — перед Лицом Христа — сможешь ли ты повторить свой суд и сказать: «Поскольку он мешает мне жить, да будет он предан смерти»?! А всякий иной суд, который можно было бы совершить и оправдать, лишь скрывшись от лица Бога (Быт. 3, 8), — лукав и неправеден.
Один скончавшийся несколько лет назад московский священник на вопрос, что нельзя есть постом, напутствовал: «Людей не ешь…» Как же можно войти в пост, приблизиться к Чаше Христовой, творя или оправдывая насилия?! А оно сегодня — в Южной Осетии и на улицах Цхинвали. Иверия — земля Божией Матери. Но не может же Она благословлять тех, кто блокирует, лишает самого необходимого многотысячный город, к тому же населенный православными христианами!
Ваше Святейшество! Вы лучше знаете народы Вашей Церкви, их души и характеры. Вы лучше найдете слова, которые пояснили бы, что христианская вера не дает права ненавидеть кого бы то ни было на «законном» основании.
И если даже мы священническим словом и не сможем остановить кровопролития, то, возвысив свой голос против него, мы, по крайней мере, избежим другого греха — не дадим повода врагам Православия утверждать, что наши национальные Церкви не могут де стать выше национализма. Действительно, ведь негоже, по мудрому слову апостола, чтобы из-за грехов и немощей верующих хулилось Имя Божие…
Остаюсь искренне любящим Ваше Святейшество, всегда молящийся за Вас и просящий Ваших молитв
+ АЛЕКСИЙ, Патриарх Московский и всея Руси
(«Известия» от 22 февраля 1991 года)