Москва 24 июня 2002 г.
24 июня отмечается память 222 китайских
мучеников, зверски убитых за веру в 1900 году, во время
восстания «боксеров». В этом году также
празднуется 290-летие со времени учреждения Российской
духовной миссии в Китае и 100-летие со дня рукоположения
первого епископа Китайской Православной Церкви –
епископа, впоследствии митрополита Иннокентия
(Фигуровского). Его архиерейская хиротония состоялась в
Духов день, поэтому владыка Иннокентий считал этот
праздник днем рождения Китайской Церкви.
Российская духовная миссия в Китае была официально учреждена императором Петром I в 1712 году. Однако христианство в Поднебесной имеет значительно более древнюю историю. По преданию, здесь проповедовал еще апостол Фома. Дошедшие до нас исторические источники свидетельствуют о том, что христианство исповедовали в I — II веках и позднее многие народы, населявшие Западный Китай. С началом гонений на христиан в Китайской империи и с утверждением в Западном Китае ислама христианство, казалось, окончательно ушло из страны. Однако и сегодня еще можно найти в Китае старинные следы христианства, относящиеся к разным периодам истории страны
1900 год — переломный в исторической судьбе Китая — стал рубежом и для Российской духовной миссии. Этот год известен как время наиболее жестокого выступления ихэтуаней — по своей сути религиозного движения, которое в Европе по неудачному переводу англичан более известно как “боксерское восстание”. Оно было направлено против иностранцев, чье влияние на жизнь Китайской империи во многом усилилось с проникновением западных миссионеров. Идеологией этого восстания было антихристианство.
Главным днем мученической кончины православных китайцев стало 11 июня (24 июня по новому стилю) 1900 г. Вот свидетельство начальника Миссии об их подвиге: “Еще накануне по всем улицам расклеены были прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от Православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах. По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным самоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван умер мученически с молитвой на устах. Учительница школы Миссии Ия Вэнь была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но спустя некоторое время боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэнь радостно исповедовала Христа перед своими мучителями...»
История Российской духовной миссии в Китае поучительна: сумев на протяжении столетий сохранить православную веру среди потомков албазинских казаков, смешавшихся с китайским и маньчжурским народами, члены Миссии немало сделали на поприще дипломатии, науки. Ими были заложены основы отечественного востоковедения, благодаря их трудам Россия и Китай ни разу не воевали. История Миссии неразрывно связана с именами святых — небесных покровителей Китая.
В нынешнем году 24 июня, в Духов день, в храме Князя
Владимира в Старых садех состоялся молебен китайским
мученикам, причем некоторые молитвы читались на китайском
языке. Молебен при большом стечении богомольцев совершил
священник Дионисий Поздняев.