Святитель Гавриил Имеретинский и его проповеди

Святитель Гавриил Имеретинский
Святитель Гавриил Имеретинский
Среди новопрославленных святых Грузинской Православной Церкви есть и имя святителя Гавриила (Кикодзе). Он жил в то время, когда Грузия входила в состав Российской империи, получил образование в Санкт-Петербурге, писал как на грузинском, так и на русском языках, но самое главное – явил своей жизнью пример истинного пастыря Церкви Христовой и оставил по себе добрую память на многие поколения. Епископ Гавриил был причислен к лику святых решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 18 сентября 1995 года. День памяти его – 25 января / 7 февраля. Святитель Гавриил особенно был знаменит своими проповедями, которые по праву можно назвать выдающимся вкладом православной Грузии в духовную сокровищницу Вселенской Православной Церкви.

Святитель Гавриил Имеретинский

Святитель Гавриил (в миру Кикодзе Герасим Максимович) родился 15 ноября 1825 года в селе Бахви Озургетского уезда Кутаисской губернии в семье священника. Начальное образование получил в семье, от отца.

После окончания Тбилисского духовного училища (1839) учился в Тбилисской, с 1842 года – в Псковской, а в 1844–1845 годах – в Санкт-Петербургской духовных семинариях. В 1849 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время обучения женился и принял священный сан. В 1849–1858 годах служил инспектором Тбилисской духовной семинарии, а также помощником ректора семинарии. Преподавал физику и математику.

Семейную трагедию (за короткое время погибли его жена и все трое детей) он воспринял как Божий знак и принял монашеский постриг в Давидо-Гареджийском монастыре 6 октября 1856 года с именем Гавриил.

Полтора года спустя святитель был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидо-Гареджийской обители. Затем в 1858 году был хиротонисан во епископа Горийского, а 2 июня 1860 года был назначен на Имеретинскую кафедру, которую занимал до своей кончины, то есть более 35 лет. В дополнение к этому служению 30 мая 1869 года святителю была поручена забота об Абхазской епархии, которой он управлял до 1886 года.

Своей проповедью, богослужением, единством слова и дела, помощью бедным и добрыми делами святитель Гавриил заслужил безграничную любовь и доверие паствы. Христоподобное человеколюбие владыки Гавриила наиболее ярко проявилось в его отношении к разбойнику, который едва не лишил его жизни. Святитель не только не наказал этого человека, но пригласил в Кутаиси, боролся за спасение его души и не успокоился до тех пор, пока тот не исправился. Бывший разбойник, безмерно благодарный владыке, получил педагогическое образование и усердно трудился на почетном поприще педагога в одном из удаленных сел.

Святитель Гавриил был человеком безукоризненной нравственности. Больше всего на свете он любил Бога и справедливость. Он не мог мириться с теми священнослужителями своего времени, которые были безнравственны и своей жизнью позорили Церковь. В то время епископом Менгрельским был Григорий (Дадиани), которого обвиняли во многих недостойных делах. Как-то раз святитель Гавриил завел с ним разговор на эту тему. Дадиани посчитал это оскорблением и ответил: «Я такой же владыка, как и вы, и такой разговор не подобает между нами». Святитель на это ответил: «Верно, что вы владыка, но апостол Павел учит нас в соответствующих случаях обличать друг друга».

Много внимания владыка уделял развитию духовного образования: его трудами было основано Гаврииловское епархиальное женское училище, он учредил много церковно-приходских школ в то время, когда в Кутаисской губернии не было никаких народных школ; также по его инициативе и при деятельной поддержке в 1894 году была основана вторая семинария в Грузии – Кутаисская.

Святитель Гавриил занимался и психологией. Популярность в Российской империи получила его работа «Основание опытной психологии». Ее высоко оценили специалисты, и она долгое время применялась как учебное пособие в российских семинариях.

Однако наибольшую известность святитель приобрел как яркий проповедник. Его проповеди вызывали восхищение святого праведного Илии Чавчавадзе и других выдающихся мыслителей Грузии, были переведены на иностранные языки (русский, болгарский, английский, французский).

После кончины святителя (он отошел ко Господу 25 января 1896 года) 46 дней вся Грузия прощалась с ним, и за все это время тление не коснулось его тела. Было опубликовано прощальное обращение епископа Гавриила, в котором владыка давал отпущение грехов своей пастве и сам просил последнее прощение у всех. Тело святителя было погребено в Гелатском монастыре.

***

Публикуемые ниже проповеди святителя Гавриила (Кикодзе) переведены на русский язык впервые.

Из проповедей святителя Гавриила (Кикодзе)


(Слово произнесено в воскресенье перед Рождеством Христовым)

На слова: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4: 19)

Православные братья христиане!

Святая Церковь заранее готовит нас к встрече праздника Рождества Христова. Многодневный пост для того и установлен Церковью, чтобы мы, очищенные духовно и телесно, достойно встретили Христа, идущего на землю. Чтения из слова Божия, песнопения, молитвы, которые вы слышите в храме в течение всего этого поста, заранее благовествовали и предвещали рождение Христа и готовили нас к нему. Следовательно, если святая Церковь так старается подготовить нас, то и мы, в свою очередь, должны подготовить свое сердце и разум для принятия Христа. Давайте же потратим некоторое время на уяснение слов апостола Павла: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4: 19).

Каким образом должен изобразиться Христос в наших сердцах? И какие отношения должны быть между христианином и Христом?

Подобно тому, как Господь наш Иисус Христос однажды родился в Вифлееме от Девы Марии, затем вырос, начал учить и проповедовать, совершил множество чудес, наконец пострадал и был распят, погребен, восстал из мертвых и вознесся на небеса, так и в сердце каждого христианина Иисус Христос снова должен родиться, вырасти, начать учение и проповедь, совершить чудеса, страдать, подвергнуться распятию, восстать из мертвых и вознестись на небеса.

Ты, христианин, брат мой, безусловно, неоднократно думал о Нем, тысячу раз молился, произнося Его имя. Но не удивляйся, если скажу, что Иисус Христос еще не родился для тебя, то есть в твоем сердце. А каким образом рождается Иисус Христос в сердце человеческом? – спрошу я тебя. Только в ту секунду, брат, когда ты почувствуешь истинную и настоящую любовь ко Христу. «Что это за любовь? – подумаешь ты. – Мне казалось, что я и так люблю Иисуса Христа».

Как мне объяснить, брат, что такое любовь?! Возможно, у тебя есть любимый человек: или супруга, или ребенок, или друг. Представь, что ты не видел его давно и вдруг увидел, что ты почувствуешь тогда? Сердце начнет биться сильнее, душа просветлеет, ощутишь какую-то неизреченную радость. То же самое должен почувствовать человек хотя бы однажды, когда он подумает об Иисусе Христе, и тогда лишь родится, то есть изобразится, Христос в его сердце. Если же у человека не возникло такого чувства, то для него Христос еще не родился.

Потом присутствие Христа, изобразившегося, то есть родившегося, любовью в твоем сердце, должно увеличиться, то есть Христос должен возрасти в нем. Он возрастет тогда, когда ты думаешь о Нем с любовью и нежностью. Подобно тому, как один человек узнает черты другого, его мысли и желания и в целом характер его при близком общении, и ты должен стараться познать Иисуса Христа. Когда познакомишься с человеком и сблизишься с ним, произойдет из двух одно: или заметишь, что у человека этого много плохих привычек и плохой характер, опечалишься из-за этого и не полюбишь его, или обнаружишь, что человек этот добрый, обладает многими добродетелями, полюбишь такого и подружишься с ним.

Точно так же если часто думаешь об Иисусе Христе, то познаешь, сколь неисчислимой божественной добротой был исполнен Христос, и, безусловно, еще более полюбишь Его, и Его божественный образ увеличится и возрастет в твоем сердце.

После такого сближения и знакомства с Иисусом Христом, конечно же, не останется в праздности твое сердце: Господь начнет учение и проповедь внутри тебя. О, какие слова Он скажет! Какие чувства Он родит в тебе! Какую неутолимую жажду Божией благодати, какое стремление, какое утешение, какую печаль, какое блаженство! Печаль – если ты впадешь в грех и предашь Его; блаженство – если ты почувствуешь Его близость. Господь Христос неустанно проповедует в сердце верующего, учит его, просвещает, очищает его нравственность и поведение. Подобно тому, как какой-нибудь мудрый наставник, взявший малолетнего ребенка, чтобы обучить его и дать ему образование, ежедневно возводит его на более высокие ступени знания, расширяет его ум, направляет его нравственное развитие, пока не введет в совершеннолетие, и Христос растит душу того человека, в чьем сердце Он изобразился и растет.

Такие проповедь, учение и руководство благодатью Христовой никогда не останутся бесплодными для человека. Сердце и нравственность его понемногу изменятся и улучшатся. Здесь, брат, Христос творит чудеса в твоей природе. Разве не чудо, брат, то, что просветил Он тебя учением и раскрыл тебе очи ума, подобно тому как Он отверз телесные очи слепому от рождения? Это происходит тогда, когда Господь Иисус Христос благодатью Своей поднимет человека, погрязшего в грехах своих, восстановит, оживит, отвратит от греха и научит любить доброе дело. Думаю, это будет чудо, подобное чуду воскресения Лазаря четверодневного.

Но, братья мои, обращение грешного человека – нелегкое дело. Любому человеку сложно избавиться от греха, к которому он привык, который превратился почти в его природу, и обратиться к добродетельному поведению. Чрезвычайно трудно для него это! Большую печаль он чувствует, когда желает забыть свой любимый грех и начать чистую и порядочную жизнь.

Если ты чувствуешь, брат, в сердце такую печаль, но, не обращая на нее внимания, стараешься начать чистую жизнь и великодушно терпишь все ради Христа, знай, что Сам Господь Иисус Христос породил в твоем сердце эту печаль и мучения. И если твоя печаль и терпение значительно выросли, если грех в твоем сердце принялся терзать и мучить тебя, но ты все же не поддался этому, а сумел победить грех, то тогда ты распят вместе с Господом Иисусом Христом.

А если ты распят вместе с Христом, то неминуемо вместе с Ним воскреснешь из мертвых.

Вот что значит, братья, слово апостола Павла: «доколе не изобразится в Вас Христос». Тот же апостол Павел говорит: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). И в твоем сердце должен жить Христос! Жизнь Его заново должна повториться в твоем сердце. Вместо собственной воли, нечистого греховного желания пусть воля Христа, Его желание, Его свет царствуют в твоем сердце. Одним словом, храмом Христовым, Его пристанищем должно стать твое сердце, которое да возжелает Христос. Аминь.

На слова: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12: 30)
(Произнесено в Кутаисском соборе)

Братья православные, в Евангелии часто встречаются короткие, но наполненные глубоким смыслом и назиданием изречения Христа. Среди таких и следующее: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12: 30).

Думаю, разъяснение смысла, содержащегося в этом коротком изречении, будет полезно нам. Чему же учит нас этими словами Спаситель?

Прямой, буквальный смысл приведенных слов заключается в следующем: Спаситель говорит Своим слушателям: кто не примет Мое учение и веру, кто не согласен и не является приверженцем Моего мнения, тот Мой враг; также и тот, кто примет Мое учение и не исполнит его, кто не попытается приобрести – обогатиться добродетелями, которым Я учу, кто не собирает со Мной, тот расточает. Вот прямой, буквальный смысл приведенных слов. А теперь давайте разберем, для чего произнес Спаситель столь тяжелое и вызывающее слово.

Разве невозможно, чтобы кто-нибудь, не принявший Его учения, все же не являлся бы Его врагом? Кроме того, разве невозможно, чтобы человек, не принявший Его заповедей и учения, каким-либо другим путем обогатился бы духовно, то есть стал бы хорошим, добрым человеком?

Братья христиане, вызывающе и тяжело это слово, но оно правдиво и истинно. Во-первых, учение Спасителя есть истинное учение, ниспосланное Богом. Следовательно, кто отрицает это учение, тот отрицает Самого Бога, так как Бог и есть истина. Значит, тот человек ненавидит истину и любит ложь. Среднего пути не бывает для человека: или он должен быть послушником истины, или врагом. Кто принимает и повинуется истине, тот и есть с Христом, а кто – нет, тот Его враг.

Во-вторых, Спаситель научил нас таким заповедям, которые являются высшими и чистейшими. Просвещение, воссоздание и очищение человеческой природы возможно лишь тогда, когда человек исполняет заповеди Христа. Значит, кто является истинным исполнителем заповедей Христовых, тот обогащается духовно. Кто не помнит заповеди Христа, кто живет согласно своей греховной воле, тот расточает духовные достоинства: «кто не со Мною, тот враг Мой, и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Братья христиане, у человеческой природы есть два важнейших таланта, то есть свойства: мысль и дело, рассуждение и действие. Вот две частности человеческой природы. Мыслью, то есть рассуждением твоим, ты должен быть соучастником и согласным с мыслью и учением Христа. Действием, то есть волей своей, ты должен быть сподвижником и помощником Его. Следовательно, ты знаешь, брат, что тебе приказывает Спаситель этими словами: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает». Он приказывает, во-первых, учиться, просвещать ум, то есть мысли свои; а затем приказывает трудиться, работать.

Каким образом будешь согласным и соучастником мыслей Христа, если вначале не узнаешь, чему учил Он, если не обогатишь разум свой полным Его учением, если не можешь отличить истинную мысль от ложной, если не можешь осознать учение Христа, оценить и прочувствовать, каким сокровищем является Евангелие и насколько превосходит оно любые человеческие познания? Следовательно, Спаситель требует от тебя учения, развития ума. Еще раз повторю: если не обогатишь ум знанием, то не сможешь постичь учения Спасителя и прочувствовать его всем сердцем. Следовательно, всячески старайся, брат, как можешь, просветить душу свою учением. Первая обязанность человека – чтобы ум и разум его были просвещены учением. Злейший враг человека, губящий и портящий его, есть невежество. Наша страна, Имеретия, погибает от невежества и незнания. Половина, даже больше половины всего зла, которое случается в этой стране: драки, убийства, воровство, ложь, клятвопреступления, – проистекают от отсутствия знания. Невежественный и глупый человек никогда не сможет быть с Христом. Следовательно, если желаешь быть с Христом, приступай к учебе и просвещению ума.

Не скрою, что, правда, некоторые ученые люди отрицают учение Христа, становятся неверующими и противниками Евангелия. Но знания таких людей являются ложными. И все же основная причина, мешающая человеку приобщиться ко Христу, – это невежество, необразованность. Невежда не поймет, что есть учение евангельское. А образованный сможет узнать его и когда-нибудь принять это учение. У невежественного человека вместо истинных Христовых мыслей сердце заполнено ложными мыслями, мнениями и представлениями.

«Кто не собирает со Мною, тот расточает». Понятно, что этими словами Спаситель учит тебя труду, работе. Человек ленивый, бездеятельный, который не любит трудиться, не сможет разбогатеть и духовно. Необходим большой и деятельный труд, чтобы приобрести добродетели и чистую нравственность. Святые отцы, жившие в пустыне, безусловно, лучше нас понимали, каким путем должен спастись человек. И чему они учили нас? Как только они выходили с молитвы или со службы, сразу же начинали работать. Ни секунды не проводили праздно. Содержали себя плодами трудов рук своих. И сейчас так же поступают многие отцы Святой Горы Афон: как только закончат молиться, начинают работать; закончат работу – приступают к молитве. Одним словом, кто понимает, каким образом и чему нас учил Спаситель, тот знает, какое великое благо труд и работа. Кто праздно проводит свое время, тот не христианин. Кто своим трудом не содержит себя, кто живет за счет чужого труда, тот напрасно тяготит землю. Аминь.

О страстях Христовых
(Слово, сказанное в Великую пятницу в воспоминание о снятии тела Христа со креста)

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа!
Когда Церковь собирает нас, христиан, чтобы мы вспомнили о мучениях Спасителя нашего в этот день и почтили их, одна мысль, конечно же, возникает у всех людей и, несомненно, удивляет их. Эта мысль о том, какие великие труды принял на Себя из-за нас Спаситель, а мы даже на малые лишения и труды не готовы ради Него. Сколько любви, сколько примеров оставил Он нам в наследство, и какое малое количество видит Он среди нас тех, которые готовы принять это наследие и возблагодарить Его за это.

Невозможно немногими словами описать все то, что сделал Христос для нас. Страшные мучения, которые претерпел Он в сей день из любви к нам, составляют лишь часть Его трудов. Можно сказать, что Спаситель не только умер на кресте, но и всю Свою жизнь провел на нем. Но не думайте, братья, что Он мучился на этой земле из-за каких-либо внешних неудобств. Правда, у Него часто не было места, где можно было бы приклонить голову; часто со Своими учениками Он питался тем, что преподносили верующие; часто Он скрывался от врагов в удаленных местах. Но не это было причиной Его скорби. Он печалился, видя степень падения людей, их невежество, греховность. Если даже мы, которые сами являемся грешными и жалкими, страдаем, видя степень падения человеческого существа, то как же не опечалилось бы чистейшее Существо, для Которого невыносим даже малый грех, глядя на глубокое падение и порчу человеческой натуры! Это беспокоило и терзало Его сердце на протяжении всей Его земной жизни.

Но Он до конца испил горькую чащу всех страданий и мучений. Не без причины говорил Он Своим ученикам в Гефсиманском саду: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26: 38); не без причины трижды упал ниц на землю перед Отцом Своим, обратясь к Нему со словами: «Отче! все возможно Тебе, пронеси чащу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14: 36). Но не думайте, что Он боялся мук телесных, побоев, гвоздей, плевков, креста. Нет! Для такого Существа, Каковым был Спаситель наш, телесные страдания ничто по сравнению с душевными!

Спаситель заранее знал, что близок тот день, когда в полной мере проявится все зло падшей человеческой природы, когда враги Его отчетливо проявят степень греховного падения человеческого существа.

Древний враг, посеявший в сердце человека грех и вражду, применил все свои средства и приемы для подавления и уничтожения Царства Божия, ради утверждения которого явился Спаситель. Как же не тревожилась бы душа Христа до самого дня смерти, видя страшные дела, совершенные его врагами?!

Несчастный Иуда за деньги предал учителя и друга своего. Именно это было для Спасителя больнее тех гвоздей, которые пронзили руки и ноги Его.

Фарисеи и двуличные старцы под видом сохранения верности учению Моисея употребили самые темные средства для кары Иисуса Христа. Именно это было для Него тяжелее и горше, чем побои и плевки.

Неблагодарные иудеи, которым Спаситель оказал бесчисленное множество благодеяний, которые еще вчера встречали его восторженно и восклицали: «Осанна сыну Давидову!» – сегодня же, дабы угодить старейшинам и первосвященникам, кричат: «Распни, распни Его!» Такая неблагодарность людей и такая злоба осчастливленного Им народа были во сто крат тяжелее креста, который взвалили на Его плечи.

Неправедный судья Пилат после вынесения Ему смертного приговора тут же признает, что не видит никакой вины в Его действиях. Вот такое попрание всякой правды и правосудия больше мучило Его душу, чем колючий венец, надетый на Его голову.

Наконец, звериная жестокость воинов, которые развлекались страданиями невинного, обессиленного и еле живого, неслыханное зло фарисеев и старцев, которые насмехались над умирающим, распятым на кресте, бессердечие мирян, которые, видя распятого на кресте, тоже надругались над Ним, несказанно увеличили степень Его страданий.

Но, не обращая внимания на неописуемые душевные и телесные страдания, на уродливые проявления человеческой природы, Спаситель ни на секунду не заколебался в Своей любви к роду человеческому, а наоборот, взмолился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают!» (Лк. 23: 34).

Вот что сотворил Спаситель ради нас! И чего требует Он взамен всего этого от нас? Требует лишь, чтобы Его учение и каждый пример Его не остались бы для нас бесполезными, а наоборот, чтобы мы воспользовались ими для нашего же просвещения и счастья. Но, к несчастью, как мало Он видит среди нас верности и готовности к этому.

Нас удивляет и вызывает отвращение предательство Иуды. Но, братья, разве сами мы никогда не предаем Спасителя? Разве не предательство – каждый совершенный нами грех, когда мы забываем Его заповедь? Когда мы, забыв о Его любви к нам, живем и поступаем вопреки Его учению, предаем и враждуем друг с другом, разве этим не напоминаем Ему предательство Иуды?

Темное двуличие первосвященников и книжников иудейских, их ненависть, окаменение будят в нашем сердце глубокую скорбь. Но, братья, страшного греха фарисейства разве совсем нет у наших христиан? Некоторые слова и дела иных христиан разве не оживляют в сердце Христовом те страдания, которые Он претерпел от фарисеев?

В Священном Писании мы читаем, что христианин, не гнушающийся греха, повторно распинает Иисуса Христа на кресте. И неудивительно! Разве может Он равнодушно смотреть на грехи наши, для уничтожения которых Он столько претерпел?

Говорят, что на земле самая возвышенная и сильная любовь – это любовь матери к своему чаду. Почему? Потому что матери дорого стоит рождение и воспитание сына своего. Наше духовное рождение и просвещение Спасителю стоило невыразимых и неописуемых страданий. Поэтому ни одна мать на земле так не беспокоится, видя недостойный поступок своего ребенка, как беспокоится Спаситель, когда видит наше бесчестие.

Иудеи, которые замучили Господа Иисуса Христа, имели лишь одну смягчающую их вину причину: они доподлинно не знали, кем Он был. А мы знаем, любим и веруем в Него, и, соответственно, у нас нет и не будет ни одной причины для нашего помилования, когда мы мучаем Его своими грехами и несмирением.

Спаситель наш, распятый ради нас! Оживи в нас чувство и сознание величия Твоей жертвы, принесенной ради нас. Даруй, чтобы не осталась она напрасной, а служила всегда и везде примером для нас. Аминь.

Годовой отчет
(Слово, произнесенное в преддверии нового года)

Православные братья христиане!
У мирских людей есть одно замечательное и полезное правило: как только закончится старый год и начинается новый, люди различных должностей и профессий составляют годовой отчет о проделанной работе и предъявляют своему начальству. Например, человек, которому вверен суд, составляет отчет о том, сколько дел было в судопроизводстве, сколько из них рассмотрено и сколько осталось незавершенными и по какой причине. Кто руководит учебным заведением, тот должен составить отчет, сколько учеников учились в его училище, как учились и вели себя. Государственный казначей составляет отчет о количестве поступивших в казну и израсходованных денег; разумный купец сядет и подсчитает, как протекала его торговля, какую прибыль получил он в течение года: если обнаружит, что не столь уж много выиграл, а наоборот, возможно, остался в накладе, то старается понять, что было причиной сего, что тормозило его торговлю.

Понятно, для чего возникло это правило среди людей и какая польза проистекает из него. Составлением такого отчета разумный человек обогатит свой опыт; он поймет, что необходимо для успеха его дела, а что мешает ему. Следовательно, в последующем году более успешно осуществит свои дела.

К сожалению, все мы забываем об одном отчете, который наиболее необходим и по преимуществу полезен каждому, – отчете о прошлогодней своей христианской жизни и своем поведении.

Отдай, брат христианин, сегодня отчет своей совести и Богу и узнай, каким образом ты провел в течение прошлого года свою христианскую жизнь: чисто и скромно или рассеянно и беспечно. Умножил ли ты в течение прошлого года благодать и добро или к прежним грехам добавил и новые? Стал ли лучше духовно или хуже? Приблизился к Богу или еще больше отдалился от Него? Избавился ли от каких-либо плохих привычек, дурных наклонностей, или, к сожалению, последние более укрепились в твоей природе? Такой отчет будет более полезным для тебя, чем остальные, так как результаты любых дел и трудов человека зависят от внутренних его свойств и наклонностей. Благоразумный христианин ежевечерне должен исследовать свое душевное состояние. Ты же хоть раз в году исполни это полезное дело!

И сделай так: коль ты торговец, и когда ты начинаешь составление отчета о своих торговых делах, тогда и это спроси у себя: каким путем осуществлял торговлю, правдиво, по совести или обманом? Торгуя, помнил ли ты, что вера твоя во всех делах требует проявления правды и порядочности, или, к сожалению, ты думал только о том, чтобы любыми правдами и неправдами получить как можно большую прибыль? Одним словом, помнил ли ты о том, что человек в первую очередь должен быть христианином, а затем уже купцом?

Если ты на государственной службе и когда составляешь отчет о проделанной работе, тогда и это спроси у себя: как нес службу – чистосердечно или лживо? Исполняя свои обязанности, ты, возможно, помнил только форму, то есть внешний вид дела, а не внутреннее его значение. Ты, возможно, старался и думал о том, чтобы выслужиться перед начальством и получить награды, а не о том, чтобы принести пользу и помощь ближним. Не забыл ли ты, что человек в первую очередь должен быть христианином, а потом уж исполнителем того или иного дела? Помнил ли о том, что лучше всего, если христианство и исполнение служебного долга так будут соединены в тебе, что станут украшать друг друга?

Если же ты учитель, то есть имеешь учеников, которых учишь грамоте или какому-либо ремеслу, тогда ты должен дать более горячий и нелицемерный отчет своей совести. Каким образом ты осуществлял эти обязанности в течение прошедшего года? Помнил ли ты все время, какое великое дело – растить ученика, какой тяжелый ответ требует Бог от учителя? Учитель должен научить ученика не только грамоте, книгам или ремеслу, но в первую очередь порядочности, трудолюбию – одним словом, христианству.

Итак, кем бы ни был ты, каким бы делом ни занимался, в первый день этого нового года дай отчет самому себе, каким путем исполнял ты свое дело: по-христиански или подобно язычникам, которые знали только внешнее проявление каждого дела, то есть лишь свое самолюбие и житейскую выгоду. Христианин должен помнить, что каждое, даже самое малое, дело имеет нравственное начало. Христианин, который помнит учение Иисуса Христа, должен так осуществлять каждое свое дело, чтобы оно способствовало распространению Божией благодати и Царства Небесного среди людей.

Обратимся же с мольбой к Богу, чтобы Он всем нам в новом году дал мир и успех во всяком благом деле, чтобы при этом преимущественно исполняли мы Его волю. Аминь.

Бремя епископа
(Слово, сказанное в Гелатском соборе при архиерейской хиротонии)

Повинуясь воле Божией и определению священноначалия быть мне пастырем этой древней и замечательной паствы, понимая тяжесть великих обязанностей, груз которых я отныне должен нести перед святой этой Церковью, вспоминаю слова апостола Павла: «Ибо каждый понесет свое бремя» (Гал. 6: 5). А каково бремя епископства, разъясняет тот же апостол: «Епископ должен быть непорочен… благочинен, честен, страннолюбив, учителен» (1 Тим. 3: 2). Вспоминаю также слово, который этот апостол писал им же рукопреложному епископу Титу: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» (Тит. 1: 7–8). Помню и множество других заповедей, обличений и поучений, которыми Спаситель наш наставлял Своих апостолов, а затем апостолы наставляли своих преемников – епископов. Хорошо знаю и понимаю, чего ищут, ждут и требуют христиане от своего наставника. И когда я думаю о тех многочисленных добродетелях, которые постоянно должны украшать епископа, о многих трудах, сложностях и искушениях, которые связаны с его деятельностью (конечно, в случае, если он с верностью и ревностью приступает к своим обязанностям), я вздрагиваю душою и говорю: смогу ли я, недостойный и слабый, понести столь тяжкое бремя?

Воистину, братья христиане, не легко бремя владыки, немалых добродетелей требует от него Евангелие. Первая и безусловная добродетель, которой от него требует апостол Павел, есть непорочность. Очевидна причина этого, так как епископ, который учит других святости и требует, чтобы все скромно и непорочно проводили свою жизнь, сам должен не только словами, а делом служить образцом такой жизни. Но разве просто и легко исполнить это назидание? Кто из людей жил и не согрешил? Найдется ли на свете такой, который бы сохранил себя непорочным, хотя бы всего день жил он среди людей? Тем более как сохранить непорочность епископу, отягощенному многими делами и заботами, окруженному многими лицами, которые ищут лишь свою выгоду?

Только один Бог может благодатью Своей защитить епископа и сохранить его чистым и непорочным.

Во-вторых, епископу, согласно словам апостола Павла, следует быть осторожным. Остальные люди заботятся и беспокоятся лишь о себе, а епископ – о многих тысячах. Бог, доверив ему паству, требует от него ежесекундной осторожности и бдительности, бодрствования. Чтобы ни одна овца, доверенная ему, не погибла бы по его вине, так как Бог спросит с него душу каждой загубленной овцы.

Горе тому владыке и священнику, который своей небрежностью потеряет для Бога хотя бы несколько душ, выкупленных кровью Самого Иисуса Христа! Какой ответ он даст за это в конце времен перед страшным судом Христовым?

Но если каждому отдельно взятому человеку тяжело быть бдительным и осторожным, утверждать и укреплять свою добродетель на пути своем, то насколько тяжелее епископу беречь себя, сохранять в святости и постоянно заботиться обо всей пастве своей. И пусть даже он будет очень старательным, не будет знать отдыха ни днем ни ночью, все свои силы и знания применит во благо паствы своей – даже в этом случае сможет ли он свободно, с легким сердцем сказать, что всем распорядился хорошо и правильно и полностью исполнил свой долг?

Блажен тот владыка, которому по силам найти несколько достойных сподвижников и помощников, старающихся усердно исполнить свой долг, тем самым облегчив его бремя! Легко исполнит свои обязанности епископ, если будет окружен добрыми и достойными священнослужителями, которые будут готовы разделить его тяжелое бремя во всех трудностях и испытаниях. И наоборот, сколь жалким будет владыка, который вместо помощи и поддержки встретит среди священников своих беду и опасность!

Молю Тебя, Спаситель, отдали от меня горькое сие испытание. Прошу и вас, любимые братья мои сослужители, не отягощайте, а наоборот, облегчайте мне служение. Пусть каждый из вас будет бдительным и осторожным в общении с паствой, чтобы не было в ваш адрес ни одного нарекания, а были бы вы для них примером и в слове, и в деле.

В-третьих, святой апостол Павел требует от владыки, чтобы тот был не только скромным, но и украшенным многими добродетели.

Служение епископа тем более сложно, что каждый верующий постоянно взирает на него: от него ждут учения и духовного просвещения. Не в силах он скрыть какое-либо свое свойство или действие.

Как свеча, зажженная и поставленная на высокое место, освещает окрестности и видна издалека, так и жизнь епископа. А жизнь и поведение недостойного владыки подобны дымоходу, дым из которого затмевает воздух и также виден издалека. К тому же, епископ не спасется один и не погибнет один. Добрый епископ спасет многих, а недостойный погубит большинство.

Что говорит Господь Иисус Христос в отношении людей, соблазняющих других? «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18: 6). И если такое сказано в отношении обычного человека, то что же должно сказать о епископе, который не просвещает, а мешает верующим?!

Страшно представить это.

Вот братья, сколько скромности и старания нужно владыке, сколькими добродетелями должен быть он украшен, так как обязан подавать пример большому и малому, богатому и бедному, мирянам и священникам. Видя епископа, недолжно живущего, радуются дурные люди, так как такие люди свое поведение оправдывают недостойным поведением епископа, и коль даже добрые и достойные епископы иногда не могут избежать злых языков людских, то как же будут осуждены слабые и недостойные?

Не без причины говорю, братья, все это, не без причины пытаюсь выразить и представить перед вами всю тяжесть будущего моего служения. Замысел мой состоит в том, чтобы возбудить в ваших сердцах чувство соучастия и сопереживания служению моему, дабы каждый из вас был помощником и облегчителем тяжелого моего бремени. Смысл моего служения заключается в вашем духовном преуспеянии, и если вы окажетесь учащимися добрым христианским делам, тогда достаточно легким и успешным будет для меня служение мое.
Убежден, что вы желаете получить от меня какую-нибудь духовную пользу, и я также превыше всего мечтаю, чтобы иметь и видеть среди вас какой-нибудь духовный плод. Но для этого есть лишь одна сила – христианская любовь. Где нет любви, там не появится ни один духовный плод. Посему, братья мои возлюбленные, давайте приобретем любовь взаимную и приступим к чистому пути Божьему.

Пусть недостатки мои восполняются вашей любовью, так как я человек, и ничто человеческое не чуждо мне. Назидания и учения мои примите сердечно и старайтесь исполнять их. Обличения мои, если они будут истинными, хотя и резкими и горячими, пусть вызывают в вас не возмущение, а покаяние.

Наконец, вознесем к небесам нашу горячую мольбу о том, чтобы милостивый Бог сделал мое будущее служение среди вас не бесплодным и праздным, но дал мне силы и разум, чтобы я благочестно исполнил волю Его и ни одной души паствы моей не загубил для Господа моего. И чтобы были у меня силы сказать такие слова на страшном суде Христовом: «Вот я и дети, которых дал мне Бог» (Евр. 2: 13). Аминь.

Подготовил к публикации и перевел с грузинского Мераб Джикия
При подготовке к публикации использованы материалы диссертации Тамары Малазония

17 августа 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту