Ильин И.А. О России : Избранные статьи / Предисл., сост. М.Г. Жуковой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 320 с. — (Серия «Заветные мысли») |
Приводим отрывок из книги.
Предисловие
Имя русского религиозного философа и национального мыслителя Ивана Александровича Ильина (1883–1954) мощно ворвалось в жизнь России конца ХХ века.
Без преувеличения можно сказать, что в последние 15–20 лет он, запрещенный в нашей стране в советское время, стал самым читаемым и любимым философом. Его произведения печатаются в периодической печати, выходят отдельными книгами и брошюрами, было издано полное собрание его сочинений. Труды Ильина начинают изучать в высших и средних духовных и светских учебных заведениях. Интерес к личности Ивана Александровича и его наследию еще более оживился в связи с перезахоронением осенью 2005 года его праха на Родине, которую он так любил и о которой в изгнании страдал, никогда не теряя с Россией духовной связи.
И.А.Ильин родился в Москве 28 марта (по старому стилю) 1883 года. Родители будущего философа были образованными и верующими людьми, они дали своим детям хорошее воспитание и образование. Иван окончил с золотой медалью 1-ю Московскую классическую гимназию и, как и все его братья, идя по стопам отца, поступил в 1901 году на юридический факультет Московского императорского университета. Здесь он получил фундаментальную подготовку по праву, здесь же у него проявился интерес к философии. На экзамене по истории философии и права ему достался билет о Платоне, и блестящий ответ определил его дальнейшую философскую судьбу в школе выдающегося ученого-правоведа профессора П.И.Новгородцева. По окончании университета в 1906 году по предложению князя Е.Н.Трубецкого Ильин был оставлен в университете для приготовления к профессорскому званию. В этом же году молодой выпускник университета венчался с выпускницей Высших женских курсов Наталией Николаевной Вокач, близкой ему по духу.
В 1910 году в журнале «Вопросы философии и психологии» появилась его первая научная работа «Понятия права и силы». В конце того же года Иван Александрович уехал с женой в научную командировку и провел в Германии, Италии и Франции два года. Он работал в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Берлина и Парижа, где встречался с выдающимися философами того времени и где проводил свои исследования по философии Гегеля. По возвращении на Родину Ильин преподавал в Московском университете и других высших учебных заведениях, был знаменит своими лекциями и серьезной научной деятельностью. Защита его диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» в 1918 году была столь блестящей, что Ильину присудили сразу две степени — магистра и доктора наук, вскоре он стал профессором Московского университета.
Февральскую революцию Ильин воспринял как временный беспорядок и пытался всеми силами помочь России выйти из сложившейся ситуации. В это время из кабинетного ученого он превращается в активного политика, борца, идеолога правого дела. Октябрьский переворот большевиков Ильин оценил как катастрофу и сразу включился в борьбу с «режимом интернационалистов»: его пламенная статья «Ушедшим победителям» в газете «Русские ведомости» вышла через три недели после революционных событий и была прямым обвинением большевиков и предсказанием их исторической гибели. Резкая критика большевизма содержалась и в его лекциях, прочитанных в студенческих аудиториях, и в публичных выступлениях в различных научных обществах, в ряде брошюр, опубликованных в те годы, что и послужило причиной его неоднократных арестов.
Ильину пришлось пережить шесть арестов. Последний произошел в 1922 году. Ивану Александровичу было предъявлено обвинение в том, что он не только не примирился с существующей в России властью, но ни на один миг не прекращал своей антисоветской деятельности. Он был осужден и приговорен к пожизненной высылке за границу. Со своей женой и с большой группой философов, ученых, историков и литераторов он отбыл в Германию. Генерал фон Лампе впоследствии писал, что большевики «неосторожно выпустили своего сильнейшего врага».
Прожитые в России трагические годы были для Ильина тяжелыми, но он мог за это время воочию наблюдать эксперимент большевиков над страной, что позволило ему выразить свои взгляды в ряде работ, написанных в эмиграции: «Родина и мы», «Очерки внутренней России. Об оставшихся» и других.
В работе «Родина и мы» Ильин писал: «Мы, русские, мы, белые, все мы, вынужденно оторвавшиеся от нашей родной земли, мы не оторвались от своей Родины и, слава Богу, никогда не сможем оторваться от нее. Всмотритесь и вслушайтесь в “пустоту” нашей тоски и в “темноту” нашей скорби: ведь мы сами — живые куски нашей России, ведь это ее кровь тоскует в нас и скорбит, ведь это ее дух молится в нас, и поет, и думает, и мечтает о возрождении, и ненавидит ее врагов <…> она не может оторваться от нас? так же как мы не можем оторваться от нее. Куда бы ни бросила нас судьба, в нашем лице дышит, и молится, и поет, и пляшет, и любит стихия нашей Родины».
По приезде в Берлин Ильин активно включился в жизнь русских эмигрантов. Он стал одним из создателей Русского научного института и 11 лет был его профессором, он читал курсы энциклопедии права, истории этических учений, введения в философию и эстетику, учения о правосознании. В 1924 году он был избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. Он установил тесную связь с правой либерально-консервативной частью русского зарубежья: генералами фон Лампе, Врангелем, создавшим РОВС — Русский Обще-Воинский Союз, архиепископом Иоанном (Поммером), П.Б.Струве и другими. В работу РОВСа Ильин включился как негласный идеолог.
В 1926–1933 годах около двухсот раз профессор Ильин выступал с лекциями и докладами о русских писателях, русской культуре, об основах правосознания, революции, большевизме, частной собственности, о религии и Церкви, о советском режиме и др. в разных городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии, Австрии и Латвии на русском, немецком и французском языках. Иван Александрович часто читал лекции в Риге, среди них прежде всего следует отметить потрясшее всех слушателей выступление, приуроченное к 100-летию со дня смерти поэта «Пророческое призвание Пушкина» (1937).
Ильин был редкостным оратором. Не случайно архиепископ Иоанн (Поммер) уговаривал его принять духовный сан, чтобы реализовать незаурядные проповеднические способности.
В 1924 году Ильин начал писать свою знаменитую работу «О сопротивлении злу силою», которую издал через год. Выход этой книги вызвал бурную полемику. В этой полемике приняли участие Н.Бердяев, Д.Мережковский, Н.Лосский, П.Струве, С.Франк, иерархи Русской Зарубежной Церкви — митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Анастасий (Грибановский), писатели И.Шмелев, А.Ремизов, З.Гиппиус и другие. Поднятые в ней вопросы не теряют своей остроты и актуальности. Как уничтожить зло, не уничтожая носителя зла? Может ли быть «кровь по совести»? И может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силой и мечом? Имеет ли он нравственное право в случае необходимости обращаться за помощью к государству и его институтам или единственно оправданными остаются только ненасильственные методы, полностью исключающие любое использование силы и принуждения?
Ильин входил в редакцию парижской газеты «Возрождение», редактируемой П.Б.Струве, активно публиковался в правых консервативных газетах — парижских «Россия и славянство», «Русский инвалид», белградской «Новое время», рижской «Слово», нью-йоркской «Россия», джорданвилльской «Православная Русь», сотрудничал в журналах.
В 1927–1930 годах Ильин был редактором-издателем журнала «русской волевой идеи» «Русский Колокол». Иван Александрович много внимания уделял молодежи, сотрудничал с Национально-трудовым союзом нового поколения — молодежной организацией, созданной в 1930 году герцогом Г.Н.Лейхтенбергским и возглавляемой профессором М.А.Георгиевским. В издательстве этой организации вышли его знаменитые брошюры «Три речи о России» (1934), «Творческая идея нашего будущего» (1937) и «Основы борьбы за национальную Россию» (1938).
Брошюра с названием «Три речи о России» впервые вышла в 1934 году в Софии в издательстве «За Россию». Вошедшие в нее речи были произнесены Ильиным в Берлине в 1926 и 1927 годах по случаю Дня русской культуры, ежегодно отмечавшегося эмиграцией и приуроченного ко дню рождения А.С.Пушкина. Ильин продолжал выступать с этими речами до 1933 года и имел огромный успех у публики. Его выступления были публичным исповеданием веры в Россию и любви к ней. Эти речи Ильина, пронизанные тоской, гневом, болью и пламенной верой, переносили слушателей в Россию, к истокам ее духа и культуры.
«Три речи о России» — возвышенная песнь Ильина своей Родине и своему народу, в силы которого он верил. Он говорил: «Мы должны видеть наш народ не только в его мятущейся страстности, но и в его смиренной молитве; не только в его грехах и падениях, но и в его доброте, в его доблести, в его подвигах… И особенно — в том скрытом от постороннего глаза направлении его сердца и воли,которым проникнута вся его история, весь его омолитвованный быт. Мы должны научиться видеть Россию в Боге —ее сердце, ее государственность, ее историю».
В издательстве организации «Русская братская помощь» в г. Лемго Ильин издал несколько брошюр на немецком языке: «Что говорит мученичество Церкви в Советской России Церквам остального мира?» (1936), «Мученичество Церкви в России» (1937), «Христианство и большевизм» (1937), «Наступление на Восточную Церковь» (1937). Его деятельность не понравилась национал-социалистическим властям Германии. И если в 1934 году Ильин был уволен из Русского научного института за отказ преподавать в согласии с национал-социалистической программой, то в 1938 году арестовывают его брошюры, запрещают публичные лекции, так как многое, против чего он выступал, было направлено и против национал-социализма в Германии. В письме к своему другу писателю Ивану Шмелеву от 7 августа 1934 года Ильин писал: «В начале июля я был уволен вместе со всеми другими соотечественниками с того места, которое занимал 12 лет, — уволен за русскость. Это большой удар во всех отношениях <…> Материально я еще прокормлюсь, вероятно, несколько месяцев, но духовно и патриотически — это целое событие — целый крах <…> Чувствую себя так: снова лег мне на голову перст Ангела, ведающего все и ведущего, и снова, трепеща, спрашиваю: “Куда ведешь? и ведешь ли? не оставил ли меня? и если оставил, то за что?” <…> И еще: страшное сознание своего одиночества, своей ненужности, своей черной ненужности для чудесной нашей Родины — легло на меня камнем».
Летом 1938 года Ильин с женой переезжает в Швейцарию. Власти свободной и демократической Швейцарии долгое время отказывали Ильину в праве на проживание, пытались выслать обратно в Германию. Он обосновывается в пригороде Цюриха и с помощью С.Рахманинова и некоторых других своих друзей еще раз налаживает жизнь на новом месте. Со временем он смог продолжить свою деятельность во всех сферах, прежде всего в области философии. Стал читать курсы лекций, выступать с публичными докладами, печататься в газетах, большей частью под псевдонимами. За годы жизни в Швейцарии Ильин сотрудничал с Русским Христианским Трудовым движением, выступая в его периодических изданиях и сборниках. Оно было менее политизировано, чем белогвардейский Русский Обще-Воинский Союз, с которым философ до этого был тесно связан, и ставило своей задачей пропаганду духовных ценностей, таких, как защита семьи, воспитание чувства любви к Родине, формирование национально-патриотических взглядов.
Помимо огромного количества очерков и статей, написанных им в последние годы в эмиграции, он напряженно работал над завершением философских трудов. К их числу относятся «Аксиомы религиозного опыта» (1953), три книги философско-художественной прозы, объединенные общим замыслом и опубликованные в 1939–1945 годах на немецком языке: «Огни жизни. Книга утешений», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Грядущее русской культуры». Ильин заканчивал книгу «О монархии и республике», над которой работал более 30 лет, готовил к изданию «Путь к очевидности».
После смерти философа издательство РОВСа выпустило двухтомник Ильина «Наши задачи» — политические статьи о государственном устройстве будущей России и о борьбе за нее. Эту работу можно назвать своеобразной хрестоматией российской жизни. Книга не задумывалась как цельное произведение. Автор готовил отдельные статьи-выпуски для периодической их публикации. Первый выпуск состоялся в 1948 году. Последний Ильин написал накануне своей смерти. В силу обстоятельств автор своих статей не подписывал, и имя Ильина было впервые названо только в 1952 году. Однако стиль, а также идеологическое и духовное содержание статей не оставляло у проницательного читателя никаких сомнений относительно имени автора.
Особенно сильное впечатление на читателей производит поистине провидческая работа «Что сулит миру расчленение России?» (1950). Мотивацией ее написания стали политические воззрения Г.Федотова. Ильин писал в письме детскому писателю и поэту Г.Офросимову: «Да, федотовщина вредна, ибо за ней ложь, демагогирующая Запад в вопросе о том, что Россия слишком велика и опасна и что поэтому ее надо расчленить».
При всей безотрадности сделанных в своих статьях умозаключений, Иван Александрович, как православный христианин, не впадает в уныние и отчаяние. Его работы проникнуты светлой и глубокой верой в лучшее будущее России.
Чему посвятил Иван Александрович остаток своей жизни? В письме к игумену Константину (Зайцеву) от 28 июня 1951 года он так писал об этом: «Что же нам делать, зажатым между католиками, масонами и большевиками? Отвечаю: стоять, держась левой (от сердца идущей) за Господа Христа, за Его неделимый хитон, а правой рукой бороться до конца за Православие и Россию православную. И, прежде всего, зорко видеть те круги, которые “варят антихриста”. Все сие — хотя бы грозило полное с виду бессилие и полное одиночество».
В автобиографической заметке «Что нам делать?», напечатанной в сборнике «День русского ребенка» (Сан-Франциско, апрель 1954) в виде письма на имя редактора, И.А.Ильин выражал надежду на то, что Господь убережет его книги от гибели, если они нужны России, ибо он живет «только для России». Колоссальный интерес к наследию Ивана Александровича показал, что его книги действительно нужны России и важны для понимания ее исторических путей и проблем.
Ильин отошел ко Господу 21 декабря 1954 года. В слове на помин души раба Божия Иоанна архимандрит Константин (Зайцев) сказал:«Не забудется это имя <...> Можно, без всякого преувеличения, признать за Иваном Александровичем ведущее, исключительное место в Русском зарубежье как его идеолога <...> Именно в зарубежье вырос он в <...> духовного вождя, учителя, пророка, проповедника. И в этом образе он уже чадо новой России, той духовно обновленной России, которая одна только способна вернуть миру дальнейшую жизнеспособность, если только удастся ей обрести снова национально-государственную плоть. Надо ли говорить, какие потенциальные силы заключаются в наследии Ивана Александровича?»
М.Г.Жукова
Содержание
Предисловие
О России. Три речи (1926–1933)
Почему мы верим в Россию?
Русская революция была катастрофой
Русская революция была безумием
Искажение русской истории
Заветы февраля
О страданиях и унижениях русского народа
Основная задача грядущей России
Горек хлеб на чужбине
Чего мы ожидаем от наших пастырей?
Россия есть живой организм
Что сулит миру расчленение России?
О русском национализме
Опасности и задания русского национализма
О Православии и католичестве
О русской идее
Надо готовить грядущую Россию
Зависть как источник бедствий
О предметности и продажности
О воспитании в грядущей России