Почти у каждого человека есть «специальное время», когда хочется почитать именно журнал. Сквозь усталость и напряжение всего дня должен проступать смысл и цель его. Хорошо, когда кто-то поможет вам проанализировать этот день, а может быть, и более длительный период вашей жизни, поддержит вас на пути ко спасению души, даст чувство сопричастности многому произошедшему и происходящему в мире. Ни один научный, искусствоведческий, литературный, а, тем более, гламурный журнал не достигнет этой цели. Такой поддержкой для многих сейчас служат православные журналы. Давно вошли в наши дома «Русский дом», «Фома», «Нескучный сад». Каждый из этих журналов имеет свою «территорию», на которой он уникален.
В 2005 году начал свое существование православный педагогический журнал «Виноград». Он издается очень небольшим тиражом, но уже отметился своей глубиной и изяществом в сердцах многих людей. Объем журнала оптимален, а содержание его, напрямую связанное с жизнью человеческого духа, через все статьи касается этого не рассудочно, а с учетом глубоко личностных отношений к Богу каждой души.
Разделы журнала «Виноград» академичны, как и сам журнал, они не зазывают читателя громкими событиями дня или обещаниями открытия какой-то дополнительной истины. В самом деле, зачем человеку множество информации и знаний о мире, если он не знает, кто он и зачем он здесь. Тонкая нить, соединяющая нас с Творцом, не прерывается ни в одной статье журнала. Здесь есть то, чего требует душа в созерцательной тишине.
Когда ты читаешь названия статей в разделе «Естествознание»: «Эволюционизм в науке и образовании», «О научности атеистической науки», «Мешает ли эволюция спасению?», «Символ веры и теория эволюции», сердце трепещет – вот он вопрос, только после разрешения которого, можно двинуться в направлении спасения души. Может показаться, что это слишком научно и недоступно для многих. Но какую радость ты испытываешь, когда тебя посвящают в эти важнейшие проблемы бытия авторы, избравшие основанием своего утверждения «Камень-Христа», а в своих научных познаниях достигшие больших высот; и ты вместе с ними уже внутри темы и тебе очень легко.
В разделах «Филология» и «Искусство» нам открывается плеяда великих имен, живущих ныне, ушедших в мир иной, основные моменты жизни и творчества которых – стояние в Боге и Истине. Ф. Достоевский, А.Чехов, И. Бунин, Л. Пастернак, С. Рахманинов, П. Корин – посланники с небес, одаренные Богом и даровавшие нам свои сокровища, чтобы не забывали мы свою Небесную Родину. Некоторые статьи носят полемический характер с предложением высказаться в форуме Интернет-портала «Слово», с последующей публикацией в журнале. Это живо и современно.
Талантливая графика сопровождает весь поток журнала: иронично современная, и старинные иллюстрации из «Народной гравированной библии» В. Кореня. Цветовая гамма журнала – от черно-белой печати (вплоть до картин художников) до нежного цвета слоновой кости, выделяющего рубрики и напоминающего древние фолианты – дает ощущение преемственности. Здесь обрели свою жизнь неизвестные фотографии, редкие по смыслу, а новая фотоистория «Неизвестная Россия» еще раз напоминает нам, что сама Пречистая Богородица возлюбила наше Отечество, как и все уголки Православия на земле.
В разделе «История» удивительно раскрывается любовь и стремление друг к другу православных людей разных стран.
И вот рубрика на самую «злобу» дня – «Семейное воспитание». Читая, понимаешь, как богата сейчас Россия педагогами и воспитателями. На Западе в этом вопросе кризис – воспитание отброшено, его считают «чтением морали», нарушающем «свободу личности», а педагогика в основном учит строить «райские кущи» на земле. Только наша леность не позволяет нам получить ответ на любой вопрос в части воспитания детей, а безволие препятствует реализации этого.
Качественное содержание публикаций журнала «Виноград» тесно связано с высоким профессионализмом авторов статей.
Журнал «Виноград» воспитывает «вкус» сердца и является искусством составления журнала. Очень жаль, что журнал не доступен для читателей, толпящихся у киосков печати! А ведь его могли бы с интересом читать люди разных конфессий, и через слово на них пролилась бы любовь Божия.