Марков монастырь. Худ. Дмитрий Струков, 1864 |
Неизвестна точная дата возникновения обители, но по легенде Марков монастырь был основан в XIV–XV веках неким Марком Земяниным. Начало было положено строительством часовни, которую Земянин возвел на принадлежащей ему земле. Согласно преданию, Марк поселился в этой часовне, чтобы предаться постоянным молитвам. Постепенно его примеру последовали и другие. Так возник вначале скит, а затем и собственно монастырь. История не сохранила других сведений об этом человеке, нет и более подробных известий об обители того времени. Монастырь же так и стали называть – Марковым. Вначале обитель располагалась вне города, но позднее и в этой местности стали возводиться городские строения, а район получил название по монастырю – Марковщина. Название это сохранилось до наших дней.
Примерно в начале XV века монастырь опустел: монахи или отошли ко Господу, или покинули обитель – вероятнее всего, из-за череды войн. Но во второй половине XV века в Марковом монастыре возобновилась монашеская жизнь. Тогда же была выстроена церковь святого Иоанна. Это было непростое время для Православия в белорусских землях, поэтому не исключено, что сложные и трагические события того периода как-то отразились и на судьбе Маркова монастыря, но точных сведений об этом нет.
Известно, что еще в 1567 году польский король Стефан Баторий жаловал грамоту «Маркову протопопу» Феофану. Тогда же, вероятно, монастырь был упразднен, а его церковь стала приходской.
В 1569 году была заключена Люблинская уния между Польшей и Великим княжеством Литовским – образовалась Речь Посполитая. Это во многом дало толчок католической экспансии в эти земли. Апеллируя к решениям Ферраро-Флорентийского собора 1439 года, на котором было объявлено об унии Восточной и Западной Церквей, папа Римский и польское католическое духовенство стали насаждать ее в Речи Посполитой. А в 1587 году на трон взошел Сигизмунд III (он правил 45 лет – до 1632 года); воспитанный иезуитами, он отличался большой религиозностью и вел очень активную политику пропаганды и укрепления католицизма.
А в 1596 году на Брестском соборе, несмотря на активное противодействие при его подготовке лидера белорусских православных гетмана К. Острожского и православной шляхты, была объявлена церковная уния, и большинство православных иерархов (за исключением двух владык) во главе с Киевским митрополитом Михаилом подчинились папе. 6 октября 1596 года открыли собор и православные архиереи – под председательством экзарха Константинопольского патриарха Никифора и при деятельном участии К. Острожского. Большинство низшего духовенства и верующих остались верными Православию, но Сигизмунд III, опираясь на решение Брестского собора, объявил православною церковью только тех, кто принял унию, а отвергших унию просто игнорировал.
Сохранившие верность Православию подвергались гонениям. В Витебске, как и во многих других белорусских городах, были закрыты или переданы униатам все православные храмы, школы и братства. Православных священников нередко избивали. Горожане вынуждены были проводить православные богослужения во временных шалашах за городом. Запретили служение и на территории бывшего Маркова монастыря.
Особенно «отличился» униатский Полоцкий епископ Иосафат Кунцевич. Вот что о нем писали в жалобе от имени православной шляхты Белой Руси и Украины Варшавскому сейму: «…епископ Полоцкий пять лет держит церкви опечатанными. В Полоцке и Витебске вследствие этого запрещения нет ни церкви, ни дома, в котором было бы разрешено в городе богослужение. Поэтому мещане города вынуждены по воскресеньям и в другие торжественные праздники слушать богослужения в поле за городом, и то без священника, так как ему запрещено пребывать в городе и поблизости…»[1]. Дальше в этой же жалобе говорилось о том, что в Полоцке Кунцевич, узнав, что, несмотря на его запрет, на кладбище похоронили людей по православному обычаю, в гневе велел выкопать трупы, которые затем рвали на части собаки.
Наконец чаша терпения переполнилась – и в 1623 году, 12 ноября, в Витебске, при попытке расправиться с вернувшимся в Православие священником, народ ударил в набат. Ненавистного униатского епископа растерзала толпа, а его тело проволокли по улицам города и утопили в Западной Двине. Волнения начались и в других городах.
Восстание было жестоко подавлено. Витебск был лишен магдебургского права. Папа Урбан VIII прямо призывал к расправе в своем послании Сигизмунду III от 10 февраля 1624 года: «Там, где столь жестокое злодеяние требует бичей мщения Божия, да проклят будет тот, кто удержит свой меч от крови. Итак, державный король, ты не должен удержаться от меча и огня». И король внял этому призыву: руководители и зачинщики восстания были жестоко казнены.
Но жертвы эти не были напрасными. В Варшаве понимали, что необходимо пойти на уступки православным, чтобы как-то успокоить ситуацию.
Так уж случилось, что именно после восстания в Витебске и убийства И. Кунцевича стало возможным восстановление Маркова монастыря. И главную роль в этом сыграла супружеская чета Огинских.
Лев-Самуил Богданович Огинский, православный шляхтич, занимал достаточно высокую должность Трокского тиуна. Ему при поддержке браславского земского судьи С. Мирского, хотя и с большим трудом, но все же удалось еще при жизни Сигизмунда III добиться разрешения на восстановление Маркова монастыря.
Троицкая церковь Маркова монастыря. Художник И. П. Трутнев. 1866 |
Монастырь хоть и не без сложностей, но постепенно отстраивался. В 1651 году игумен Каллист Дорофеевич Риторайский построил еще одну деревянную церковь – Покровскую. Марков монастырь стал оплотом Православия, потому что знаменитые Жировичский монастырь и Софийский собор находились в руках униатов. В тот период Марков монастырь подчинялся Киевской митрополии, которая относилась к Константинопольскому Патриархату.
Земский собор 1653 года принял в подданство русского царя Запорожское казачье войско. 8 января 1654 года в Переяславле состоялась знаменитая Переяславская Рада – военный совет русских воевод и казацких старшин во главе с Б. Хмельницким, на котором было подтверждено, что Украина переходит в русское подданство. Царь Алексей Михайлович вступил в войну, защищая своих единоверцев – белорусов и украинцев. Белорусы радостно встречали русские войска, которые под командованием талантливых воевод Трубецкого и Шереметьева и удалого казацкого полковника Золотаренко достаточно быстро в 1654 году освободили Полоцк, Витебск, Кричев, Оршу, Мстиславль, Копыль, Шклов, Речицу и другие города. Монахи Маркова монастыря, как и другие православные, приветствовали своих единоверцев.
Полоцк и Витебск были присоединены к Русскому царству. По решению царя Алексея Михайловича, патриархом Никоном была восстановлена древняя Полоцкая епархия, образованная еще во времена древнерусского Полоцкого княжества. Марков монастырь был переподчинен Полоцкой епархии и отошел к Московскому Патриархату.
Война тем временем продолжалась. Попытки польско-литовской армии занять весной 1655 года Полоцк, Витебск и Дисну оказались неудачными – немногочисленные русские гарнизоны, опирающиеся на поддержку местного населения, смогли защитить города. Боевые действия приняли затяжной характер. Многие православные белорусы, чувствуя, что положение неустойчиво, начали переселение в Россию. Чтобы морально поддержать единоверцев, в 1657 году патриарх Никона от имени царя Алексея Михайловича передал витебскому Маркову монастырю в дар список Казанской иконы Божией Матери. Это был небольшой образок (42,6 х 23,1 см), писанный на дереве в византийской манере. И с того времени эта икона является главной святыней Маркова монастыря. И эта икона стала символом единения православных Витебска со своими единоверцами и борьбы за свои религиозные и национальные права.
В 1667 году был заключен Андрусовский мир, по которому к России отходила левобережная Украина. Однако правобережные украинские земли и Белоруссия были возвращены Речи Посполитой. До воссоединения белорусов с Россией оставалось еще чуть больше века. Марков монастырь вновь был переподчинен Константинопольскому Патриархату.
В 1680 году в Марковом монастыре произошло несчастье – пожар, который, возможно, не был случайным, но достоверных подтверждений тому, что это был поджог, нет. Тогда дотла сгорели обе церкви обители. Казанскую икону Божией Матери, дар царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, удалось спасти.
Древние православные шляхетские роды переходили постепенно в католичество. Так произошло и с родом Острожских, и с родом Огинских. Стал католиком и сын Льва-Самуила Огинского Симеон-Карл. Но все же сын исполнил завещание отца и в 1687 году подтвердил дарственную отца на имения Марково и Шидловское, а в 1690 году начал восстановление монастыря. Любопытно, что в одном из подтверждающих документов было сказано, что если иноки монастыря решат перейти в униатство или католицизм, то Марков монастырь будет лишен всяческой поддержки С.-К. Огинского, что, несомненно, было сделано по воле Л.-С. Огинского.
Марков монастырь. Троицкая церковь и колокольня. 1864-67 гг. Рис. Д. М. Струкова |
О внутреннем устройстве храма достаточно подробно говорится в книге А.В. Русецкого и Ю.А. Русецкого «Художественная культура Витебска». По приведенным в ней воспоминаниям современников, это был уникальный деревянный храм, который опоясывала открытая галерея со множеством деревянных, украшенных искусной резьбой колонн. Сам храм был четырехсрубным, его венчали пять куполов. Особенностью церкви была богатая роспись, изображавшая различные библейские сюжеты. Росписи были сделаны на наклеенном на стены полотне Павлом Игнатовичем и вольноотпущенным бывшим крепостным мастером Иваном, сыном Сергеевым.
Вот что писал об этой уникальной росписи много позднее, уже в XIX веке, иеромонах Маркова монастыря Сергий: «Осмотритесь только внимательно и с большим уважением, и вы прочтете здесь всю святую Библию, узнаете всю историю – и старозаветную, и евангельскую, и всей воинствующей Церкви на земле, вплоть до окончания самых последних часов ее существования, которые открыты в Апокалипсисе».
Монастырь постепенно расширялся. В 1730 году в Шидловщине построили деревянную церковь святой Параскевы. Она тоже была окружена изящной деревянной резной галереей. В том же году на Немцевой горе на кладбище, которое находилось сразу за оградой монастыря, построили Николаевскую церковь. На берегу Западной Двины возвели часовню святителя Николая. Витебчане ласково называли ее часовней Миколушки.
Но, несмотря на все грамоты и обещания, униаты не оставляли своих планов захватить Марков монастырь. Примерно в 1751 году Витебский униатский декан Казимир при поддержке шляхты занял монастырь. Игумена Серафима Кочета схватили, монахов разогнали, объявили, что монастырь переходит в униатство. Но грамоты Огинских и позиция православных Витебска помешали этим планам. Поняв, что Марков монастырь им не удержать, захватчики разграбили его, растащили ценные книги и предметы, утварь, старинные грамоты и привилеи.
Новый игумен Маркова монастыря Иакинф Пелкинский построил каменную Покровскую церковь. Этот храм, возведенный в 1760 году, уцелел до наших дней. Помимо каменной церкви была построена каменная колокольня – вначале двухъярусная, потом к ней добавили еще один ярус, – а также дома для настоятеля и монахов, многочисленные хозяйственные постройки.
Следует сказать, что уже при Екатерине II, покровительствовавшей православным в белорусских землях, их положение стало улучшаться – они теперь могли рассчитывать на защиту русской императрицы. А 28 мая 1772 года Россия, Пруссия и Австрия заключили конвенцию, согласно которой к России от Речи Посполитой отошли Полоцкое, Витебское и Мстиславское воеводства. Марков монастырь вновь перешел к Русской Церкви, а в 1773 году указом Святейшего Синода Марков монастырь был отнесен к Псковской епархии. Речь Посполитая переживала глубокий упадок всех сторон государственной жизни, поэтому ее дальнейшие разделы были лишь вопросом времени. В 1795 году монастырь отошел к Могилевской епархии. В 1796 году из Полоцкого и Могилевского наместничеств была образована Белорусская губерния с центром в Витебске, а Марков монастырь два года спустя стал архимандрией. В 1802 году Белорусскую губернию вновь разделили на Витебскую и Могилевскую. Все эти административные перипетии были вызваны тем, что в связи с присоединением новых земель на западе власти Российской империи искали оптимальные формы управления.
Марков монастырь, как и весь Витебск, стал постепенно хорошеть и благоустраиваться, но все планы смешало вторжение Наполеона. В ночь на 12 июня 1812 года войска французского императора перешли Березину и успешно стали продвигаться вглубь российской территории. Захватив Витебск, Наполеон провел в нем около месяца, обдумывая план дальнейших военных действий. Вот что писал один из свидетелей о пребывании французской армии в Витебске: «Пылающие вокруг деревни и предместья города, улицы, которые усыпаны ранеными и мертвыми, поля, которые покрыты многими тысячами трупов, грабежи и насилие в городе и деревнях, убийства безоружных в их домах». Был разграблен и Марков монастырь, но Казанскую икону Божией Матери монахам удалось спасти и спрятать в лесу.
Такое поведение французских властей вызывало ненависть у местного населения. Вокруг Витебска разгоралась самая настоящая партизанская война против иноземных захватчиков и их местных прислужников, из которых французы сформировали местный административный аппарат. Крестьяне при содействии и поддержке русских войск собирались в отряды, вооружались косами, топорами, захваченным у французов холодным и огнестрельным оружием. Белорусские партизаны заставляли Наполеона держать в Белоруссии большие силы. Накануне Бородинской битвы Бонапарт был вынужден направить в Витебск на поддержку 12-тысячного гарнизона еще 10 тысяч человек, потому что партизаны могли занять город в тылу у французов.
После освобождения Витебска Марков монастырь был опять восстановлен, причем в основном на добровольные пожертвования.
В 1833 году Марков монастырь был передан во вновь открытую Полоцкую епархию. Постепенно строились новые храмы и необходимые для монастырской жизни постройки.
В 1890-х годах архимандрит Иларион начал перестройку Свято-Троицкой церкви и едва не закрасил уникальную живопись на наклеенных на стенах холстах, однако все же внял настоятельным просьбам витебских краеведов А.П. Сапунова и Е.Р. Романова и оставил старинные росписи. К 1900 году Марков монастырь был уже первоклассным монастырем, имевшим четыре храма – Свято-Троицкую, Покровскую, Николаевскую и Параскевскую церкви. В начале ХХ века монастырь возглавил архимандрит Пантелеимон (в миру Павел Рожновский). Он обнес территорию обители каменной оградой.
Новые трудные времена для Маркова монастыря наступили после Октябрьской революции. В 1918 году большевики закрыли монастырь, а в 1919 году и вовсе передали его ВЧК, превратив многовековой оплот Православия в концентрационный лагерь.
В 1922 году в бывшем Марковом монастыре организовали детский дом для примерно 250 детей, прибывших из охваченного страшным голодом Поволжья. Через год детский дом закрыли, а его постройки передали вначале местным комсомольцам, а затем милиционерам.
Марков монастырь. Казанская церковь, июль 2011 |
После окончания войны и освобождения Витебска от фашистов ряд построек на территории монастыря был снесен, и здания обители были отданы сначала резино-тесемочной фабрике, а затем комбинату шелковых тканей (КШТ). Именно корпуса КШТ сегодня окружают небольшую территорию Маркова монастыря, прижав его к самому берегу Западной Двины. В итоге из всех храмов обители сохранилась лишь Казанская (бывшая Покровская) церковь. Старинная колокольня была снесена уже в конце 1970-х годов.
В послевоенный период Казанская церковь на Марковщине была единственным действующим православным храмом не только в Витебске, но и во всей округе и вновь, как и в прошлые времена, стала оплотом Православия – несмотря на все гонения и преследования верующих. Это был единственный православный храм, где можно было окрестить детей, совершить другие таинства. Возможно, именно то, что остатки Маркова монастыря были закрыты со стороны улицы Горького производственными корпусами КШТ и не бросались в глаза проезжающему руководству, это позволило Казанской церкви действовать в советский период.
23 ноября 2000 года решением Святейшего Синода Белорусской Православной Церкви монастырь восстановили. Помимо самой церкви Казанской иконы Божией Матери сохранились лишь небольшие жилой и хозяйственный корпуса. При монастыре открыли библиотеку и воскресную школу. Помня о традициях монастырского уклада, иноки организовали приют для бездомных и трапезную для малоимущих.
Любопытно, что по иронии меняющегося времени теперь уже Марков монастырь подумывает о том, чтобы принять, переоборудовав под свои нужды, частично пустующие и нависающие над ним производственные корпуса комбината шелковых тканей.
Монастырь выжил, неся свет Православия в течение многих столетий. По праздникам и выходным здесь всегда много людей. Как и в прежние годы, здесь хранится Казанская икона Божией Матери, помнящая прикосновения рук царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, чудесным образом спасенная из огня пожара, пережившая французское нашествие и немецко-фашистскую оккупацию, нелегкие времена атеизма и богоборчества.
Марков монастырь, многократно разорявшийся и восстававший из пепла, и сегодня, как и много веков назад, отражается в водах Западной Двины. Он не может поразить архитектурными изысками и размерами своих строений, но он был и остается чем-то более важным и значимым – хранителем Православия на белорусской земле.
Использованы иллюстрации с сайт: http://www.evitebsk.com/
Сам монастырь видно только с реки Западная Двина.