В эпицентре столицы

Иоанно-Предтеченский монастырь, 11 сентября празднующий свой главный престольный праздник, живет особенной жизнью в самом центре бурной столицы. О таинственном прошлом, сегодняшнем дне и о том, как «святитель Николай устроил» возрождение обители, читайте в нашем специальном репортаже.

Разграбленную во время войны 1812 года, обитель упразднили. Ее строил заново великий архитектор Михаил Быковский. Возобновленный монастырь открылся в 1879 году. Разграбленную во время войны 1812 года, обитель упразднили. Ее строил заново великий архитектор Михаил Быковский. Возобновленный монастырь открылся в 1879 году.
Сентябрьский день заливает золотом московские переулки. Пахнет свежим хлебом – это из знаменитой у знатоков пекарни Иоанно-Предтеченского монастыря, где пекут вкуснейшие пирожки на все вкусы. Вокруг обители роится никогда не спящий город, – визжит тормозами, гудит в пробках. Но стоит подняться по Забелина от Солянки вверх – словно вылезти из городского моря на берег, – и пройдя вдоль стены, нырнуть в монастырские ворота, разом окажешься в тишине.

В женских монастырях она особенная, – похожая на сухие лепестки роз, всегда лежащие на бледном мраморном надгробии святой блаженной Марфы, некогда подвизавшейся в этой обители.

В старинном соборе полутемно и прохладно. Древний образ Иоанна Предтечи мерцает со столпа. Сестра-церковница скользит к подсвечнику – убирает огарки. Молятся монахини. Никаких лишних движений – только служба.


Перед причастием сошедшая со своего места мать игуменья, присев на лавку, тихо-тихо говорит что-то двум подошедшим детям – подростку и его сестре, – поправляет на девочке беленький платочек. Из прихожан – только эти дети и их отец. Будний день – совсем безлюдно.


Так здесь, – кроме семи Предтеченских праздников, когда собор наполняется до отказа, – почти всегда.


В Иоанно-Предтеченском монастыре многолюдно только на престольные праздники - здесь всегда можно исповедоваться спокойно, не торопясь. В Иоанно-Предтеченском монастыре многолюдно только на престольные праздники - здесь всегда можно исповедоваться спокойно, не торопясь.
«Можно рассмотреть это как недостаток монастыря, – объясняет мать Илария, – а можно и как достоинство: здесь очень молитвенно. Это многие отмечают, – и священники, и насельницы и те, кто приходит на службы. Если человек действительно хочет помолиться, спокойно исповедоваться, причаститься, то ему – сюда».

Мать Илария – петербурженка, до монашества закончила философский факультет университета, а теперь среди прочих послушаний несет и вот это – хранительницы истории монастыря.

Спрашиваю, ощущается ли сестрами, что монастырь находится в центре города. «В эпицентре города, – с улыбкой уточняет она, – Конечно, это чувствуется. Кого Господь просветит и призовет в монашество, начинают ездить, искать, где покой, природа, уединение… Но я такого не знаю, чтобы человек по своей воле искал монастырь в центре города. И все, кто здесь оказался, тут не по своему почину и выбору, а волей Божьей – по благословению. Или Господь привел именно сюда».

Во дворе обители Во дворе обители
Здесь все – по благословению. История Иоанно-Предтеченского монастыря словно пронизана, прошита, скреплена чудесными рифмами Божьего домостроительства. «Смотрите, как интересно, – как будто не само развивалось все, а словно Кто-то это писал», – говорит мать Илария.

Божественные рифмы

Коронационное платье святой страстотерпицы царицы Александры, вышитое сестрами Ивановской обители. Находится в Оружейной палате Кремля. Коронационное платье святой страстотерпицы царицы Александры, вышитое сестрами Ивановской обители. Находится в Оружейной палате Кремля.
Обернемся назад. Вот – семнадцатый век. Много лет первая Романова ездит в Ивановский монастырь – к Христа ради юродивой, схимонахине Марфе.

Царица Евдокия настолько почитает старицу, что после того, как та упокоится, распорядится похоронить ее в соборе – вещь немыслимая: «Даже игумений хоронили за алтарем, а в соборе – только князей да митрополитов. Да вот еще схимонахиню юродивую».
Больше того, – на гроб святой блаженной старицы царица собственноручно вышьет покров.

Минет три века, и Ивановские монахини словно вернут дому Романовых этот драгоценный дар, – именно здесь, в мастерских Иоанно-Предтеченского монастыря будет вышито тончайшей серебряной канителью платье для коронации последней царицы из рода Романовых, будущей святой страстотерпицы императрицы Александры.

Мать Илария рассказывает об этом в маленьком монастырском музее, расположенном под алтарями собора. Когда его только вернули возрождавшемуся монастырю, тут еще работал учебный тир Университета МВД, – во время первых богослужений было слышно, как внизу стреляли.
Отнятый большевиками под концлагерь ВЧК-НКВД, после монастырь достался высшей школе МВД, – и до сего дня значительная часть его территории и зданий принадлежат Университету МВД.

Официально Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь открылся только в 2000, но фактически воссоздание его началось задолго до этого.

В монастырском музее. Мать Илария показывает закладной камень собора, который освящал святитель Филарет, митрополит Московский. В монастырском музее. Мать Илария показывает закладной камень собора, который освящал святитель Филарет, митрополит Московский.
О том, что монастырь откроют, сказал нынешней казначее монастыря матери Анувии, а тогда – Наталии Матвеевне Виноградовой – на острове Залита отец Николай Гурьянов, к которому она ездила много лет. Игуменья Афанасия, поставленная сюда по благословению Святейшего Патриарха Алексия из Пюхтиц, многие годы окормлялась у архимандрита Феофана (Молявко) в Псково-Печерском монастыре и от него знала, что станет игуменьей московского монастыря.

Святитель Николай устроил

А началось все в 1991, когда комплекс частично освобожденных зданий еще не открытой обители вернули Церкви и приписали к храму святого равноапостольного князя Владимира – белый, окруженный розами, он стоит на горке через узенькую дорожку от Ивановского монастыря.

Незадолго до этого его настоятель, известный московский духовник протоиерей Сергий Романов, вернулся из «воспитательной» ссылки в селе Виноградово, где прослужил несколько лет. Раз в попечение ему досталась бывшая обитель, то в будущем тут и должен быть монастырь, решил отец Сергий.

Богослужение в соборе. На столпе можно видеть главную святыню монастыря, древнюю чудотворную икону св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Богослужение в соборе. На столпе можно видеть главную святыню монастыря, древнюю чудотворную икону св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
«Но откуда взять насельниц? – говорит мать Илария, сама оказавшаяся на этом приходе по благословению отца Николая Гурьянова в 1999-м, – не объявление же в газетах давать! И вот отец Сергий, вокруг которого к тому времени уже давно сложилась большая община из молодых интеллигентных людей (за что он и пострадал в 80-х, будучи сослан в Виноградово), обратился к своим прихожанкам. К девушкам и семейно необремененным – предложил подумать, не имеют ли они желания тут поселиться». Из них первая община и сложилась.

Жили, трудились, молились. С 1995-го года – в открытом в 95-м домовом Елизаветинском храме, где каждое воскресение теперь совершалась литургия, а на буднях ходили во Владимирский. А в 2000-м отец Сергий решил – пора открывать монастырь.

К тому времени будущая мать казначея уже много лет ездила в Пюхтицу к настоятельнице матушке Варваре и к отцу Николаю на остров Залита, все спрашивала, как молиться об открытии монастыря, советовалась.


Домовый Елизаветинский храм. Сестра читает Псалтирь. Домовый Елизаветинский храм. Сестра читает Псалтирь.
«А отец Николай все повторял: святитель Николай устроит, святитель Николай устроит… Мы, конечно, ему молились, как все православные молятся, но не понимали ясно, причем тут святитель Николай», – улыбается мать Илария. И вдруг события начали развиваться почти стремительно.

28 июля 2000 года в Князь-Владимирский храм на престол приехал викарий Патриарха, архиепископ Истринский Арсений. Отец Сергий пригласил его осмотреть монастырь и монастырское хозяйство в подмосковном селе Остров. Тот вскоре приехал. И осмотрев, сказал, что на ближайшем заседании Синода доложит Святейшему Патриарху.


Ближайший Синод оказался 11 августа, – как раз накануне Архиерейского собора, на котором было принято решение о прославлении Собора новомучеников и исповедников Российских. Предстояло и освящение храма Христа Спасителя. Вдохновленный предстоящими событиями, ставшими символами церковного возрождения, Патриарх благословил открыть Иоанно-Предтеченский монастырь.

«Одиннадцатое августа – день вроде ничем не примечательный, – говорит мать Илария, – это ведь только самые церковные люди знают, кто Минеи открывает, что это за день. А это Рождество святителя Николая». Так святитель Николай все и устроил. И мать казначея, занимавшаяся восстановлением собора, в иночестве стала Николаей. А восстановленный в соборе придел свт. Николая теперь освящён в честь его славного Рождества. 11 августа – и престольный праздник, и день открытия обители».

Афанасьевский год

Настоятельницу в монастырь назначили в декабре 2001 года. Патриарх Алексий, очень любивший Пюхтицы и доверявший их духу, запросил игуменью у матушки Варвары. Так во главе Иоанно-Предтеченской обители стала бывшая благочинная Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря матушка Афанасия.

Она приехала в обитель 16 января 2002 года. «А показывал ей монастырь владыка Александр Дмитровский. Шли рождественские дни – святки, и у нас в трапезной еще стояла елка. “Матушка, смотрите, тут все налажено, – смотрите, елочка! Матушка, вы не пугайтесь – смотрите, храм какой хороший!”, – говорил владыка. Пошли в собор, – там, конечно, страшновато было ещё, они долго не могли найти, где свет включается», – смеется мать Илария.

А первую всенощную в соборе Иоанно-Предтеченского монастыря, – «еще на перекрытиях, при морозе», – служил нынешний насельник Сретенского монастыря, теперь иеромонах, а тогда – иерей Афанасий Гумеров.

Как причудливо складывается московская церковная история: духовным отцом о. Афанасия был никто иной, как о. Сергий Романов. И вот, по состоянию здоровья уйдя за штат, о.Афанасий начал служить в Иоанно-Предтеченской обители.

«Вот они у нас и были – матушка Афанасия и отец Афанасий. Афанасьевский год», – улыбается воспоминаниям мать Илария.

Именно отец Афанасий по благословению священноначалия и составил житие насельницы Иоанно-Предтеченского монастыря монахини Досифеи, в миру – принцессы Августы Таракановой.

Монахиня Досифея


Принцесса была дочерью русской императрицы Елизаветы и графа Алексея Разумовского, тайно обвенчавшихся в начале 40-х годов восемнадцатого столетия. Ее воспитывали за границей – там бы принцесса и прожила безоблачную жизнь, не попытайся поляки уже после смерти ее матери возвести на российский престол самозванку, выдававшую себя за дочь Елизаветы.

Эту самозванку, арестованную графом Орловым-Чесменским и умершую в Петропавловской крепости от чахотки, потомки и запомнили под не принадлежавшим ей именем княжны Таракановой.

Настоящая же княжна была выкрадена по приказу напуганной Пугачевским бунтом императрицы Екатерины II только через десять лет после смерти самозванки – 1785-м, – и так же, как она, доставлена в хмурую столицу.

Несчастной принцессе было около 40 лет, когда она узнала о своем приговоре.

«Духом Святым Екатерина II сказала ей, что принцесса должна быть пострижена в монашество для блага России, – так и оказалось. Ведь новый святой – это действительно благо России», – говорит мать Илария.

Из Петербурга княжну доставили в Москву, насильно постригли в Иоанно-Предтеченском монастыре и посадили в полный затвор – на десять лет. К ней – никого, и она никуда из келии.

К новой монахине могли входить только игуменья, келейница и духовник. Даже на общем богослужении присутствовать ей запрещалось – для нее одной изредка служили в надвратном храме.

В иконописной мастерской В иконописной мастерской
«Некоторые православные и весьма учёные люди не видят ее подвига, – рассказывает мать Илария, – говорят, она была насильно привезена из-за границы, насильно пострижена… Но то, что произошло с ней… Вы только представьте... Она отрезана от всего мира, запугана, – заслышав посторонние звуки, трепещет, долго не может успокоиться. В таком ужасе пребывает человек, – десять лет строжайшего затвора. Из этого ведь можно по-разному выйти». Я киваю, но представить и впрямь невозможно.

Рассвет наступает, когда умирает Екатерина II, и к затворнице, наконец, открывают доступ. Она по-прежнему не может выходить, но теперь к ней пускают людей, и народ устремляются в ее келью. Перед ними совсем другой человек: не измученная ужасом принцесса, а благодатная старица Досифея.
«Говорят: ее основной подвиг – это смирение. И на словах кажется, что это так легко… А я вот сколько лет живу в монастыре и знаю, что это практически невозможно, – мать Илария замолкает. –… Даже для людей, живущих в монастыре. Уж как не пытаются и нас смирять, и мы смиряться, а ничего не удается. Это совсем нелегкое дело. Ты можешь как-то переломить себя, но смириться, – это не переломить себя. Смириться – это отдаться на волю Божию, вступить в доверительные отношения с Богом. Что невозможно человекам, возможно Богу (Мф. 19;26). Смирением старица Досифея преодолела скорби, чрез смирение она приобрела от Бога и духовные дарования. Бог смиренным даёт благодать – трижды говорит нам Слово Божие (Пр. 3;34. Иак. 4;6. 1 Пет. 5;5)».


Монахиня Досифея до сих пор не прославлена, но сестры не теряют надежды.

«Мы обращались к отцу Илию, матушка у отца Иеронима спрашивала, надо ли нам этим заниматься – они говорят, конечно, надо. Мне кажется, придет время, и ее прославят, – говорит мать Илария, – такие старцы нас благословили».

История закольцовывается


Афанасьевский год закончился – отец Афанасий стал иеромонахом Иовом, приняв постриг в Сретенском монастыре. У этого события тоже была своя промыслительно-историческая рифма, – словно в благодарность за минувшее, один монастырь возвращал святой долг другому.


Мы стоим с матерью Иларией в монастырском музее – том самом, где располагался некогда учебный тир, и смотрим на фотографии на стенах. С одной глядит куда-то вдаль седовласый старец в круглых очках, – схиархимандрит Иларион (Удодов). «Наш удивительный старец», – говорит мать Илария.
Постриженик Свято-Пантелеимонова монастыря, в 1905 году вместе со своим старцем он был направлен с Афона для сбора пожертвований в Россию, где и остался, поступив в 1914-м в московский Сретенский монастырь.

В начале лета 1919 года Ивановский монастырь закрыли, – передали в распоряжение отдела принудительных работ НКВД и устроили на территории обители концлагерь. Сестры, впрочем, еще здесь как-то жили. Пока шла гражданская, шили обмундирование для Красной Армии, но война кончилась, доход прекратился, и сестры остались в почти нищете.

В сестринском корпусе. В сестринском корпусе.
В обоих монастырских храмах еще служили. Кто-то из монахинь переходил в еще незакрытые монастыри, кто-то возвращался домой. Потом закрыли и храмы, и последние сестры с игуменией перебрались на хутор теперь уже окончательно уничтоженного Ивановского монастыря.
Тогда-то послушница Елена Черенкова, ездившая в Москву на подработку, и познакомилась в Сретенском с отцом Иларионом. Монахини попросили его об окормлении, и старец переехал к ним на хутор, где до еще 1931 года действовал храм.

В 1931 году храм преподобного Сергия Радонежского закроют, сестер арестуют и отправят в пятилетнюю казахстанскую ссылку. А отец Иларион останется. Перейдет служить в расположенный неподалеку от Ивановского хутора храм Владимирской иконы Божией Матери – в селе Виноградово. И станет хранителем главы преподобного Сергия Радонежского.

«Чтобы спасти наши святыни, он перенёс их в действующий храм: частицы мощей преподобного Сергия, Иоанна Предтечи, наш иконостас… Устроил придел преподобного Сергия – он и теперь сохранился, и видно, это иконостас из нашего хуторского храма». А когда придел был устроен, духовное чадо о.Илариона, Павел Голубцов, в будущем, – архиепископ Сергий, принес ему на сохранение главу преподобного Сергия. Глава пребывала там всю войну.

Приехали из ссылки ивановские сестры. Кончилась война. В 1946 открыли Троице-Сергиеву Лавру.

За рукоделием. Монастырь всегда славился своими вышивками. За рукоделием. Монастырь всегда славился своими вышивками.
«О. Иларион возвращает главу к мощам. Облачает мощи Преподобного в схиму. Возглавляет на Пасху 1946 года первые богослужения в Лавре. Остается там духовником. А когда в Лавре собираются насельники, внось возвращается в Виноградово. И в 1951 году там умирает, – показывает мать Илария на фото могильного креста, – А сестры Ивановские еще продолжают жить. Настоятелем становится его младший брат, о.Петр Удодов, а когда не стало и его, о.Владимир Жаворонков, их духовное чадо. В 80-е отец Владимир – духовник епархии, и к нему на «исправление» и отправляют служить отца Сергия Романова. Его чада, не смущаясь расстояниями, начинают ездить в Виноградово и именно здесь узнают об отце Иларионе и ивановских сестрах... А потом отец Сергий получает храм святого князя Владимира, ему передают здания Иоанно-Предтеченской обители, начинают поднимать архивы, и только тут ясно осознают: ивановские сестры из Виноградова – отсюда, из этого монастыря».

На прощание

Вот тут-то мать Илария и сказала: «Смотрите, как интересно, – как будто не само развивалось все, а словно Кто-то это писал».

Интервью окончено, но уходить не хочется. Мы еще разговариваем – про уникальный монастырский Старческий дом, расположенный в селе Остров, где живут на покое старенькие монахини и их престарелые родственницы. «У меня самой мама там, – говорит матушка, – уверена, что ни при каких обстоятельствах я не смогла бы обеспечить ей лучшего ухода». Про Смоленскую икону Божией Матери, написанную специально к освящению домового Елизаветинского храма и вскоре после него обильно замироточившую по всей поверхности: «Мы писали об этом Святейшему Патриарху Алексию, – это было еще до открытия монастыря, – и он ответил, что это знамение милости Божией Матери к обители и ее возрождению. Для сестер это была большая поддержка».

Про то, как мать Анувия – тогда еще инокиня Николая, – на день святителя Николая неожиданно нашла жертвователя на воссоздание мраморного иконостаса. И о том, как она же основывала знаменитую теперь у знатоков монастырскую пекарню: ведь тоже святитель Николай помогал, «устраивал» обитель.

Вступая в доверительные отношения с Богом, ты попадаешь в ту область, где ощутимо действует Промысел Божий, – вращаю я в уме матушкину фразу про доверительные отношения с Богом, и уходя по залитым солнцем переулкам, знаю, что вернусь в монастырь, – вот хоть бы на престольный праздник.

***

Житие подвижницы благочестия, инокини Московского Ивановского монастыря Досифеи

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь

Малый Ивановский переулок, д. 2,
станция метро «Китай-город» (выход к Солянке), далее пешком по Солянскому проезду и ул. Забелина.

Тел. БЕСПЛАТНО (495) 624-0150 , 624-5491 (корпус),
624-7521 (часовня).

Марина Вологжанина

10 сентября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Юлия12 сентября 2018, 11:38
Очень хороший монастырь. Частенько туда захаживаю после Сретенский, ну или до... Пару раз попадала на службу, там действительно очень пусто, как пусто и в храме князя Владимира напротив. И трапезная там хорошая. Статья написана очень сумбурно, тяжело читать. Разные периоды времени перемешаны... Совсем не рассказали, как монастырь живет сейчас. Не рассказали об обруче, который висит там около иконы Иоанна Крестителя, его историю. Интересно, как он там оказался. Вообщем, самое интересное умолчали...
евгений10 сентября 2017, 20:53
Спаси, Бог,удивительное место в самом центре столицы. Чудны дела Твои,Господи++++++++++++++++
ФАНДЮШИНА ЕЛЕНА 5 января 2014, 23:14
НАДЕЮСЬ/ ГОСПОДЬ УПРАВИТ/И Я ПОПАДУ ДНЯ НА ТРИ ДЛЯ МОЛИТВ В ЭТОТ БОГОМ ДАННЫЙ ОСТРОВ ЕГО МИЛОСТИ И ЛЮБВИ.УПОВАЮ НА ЕГО ВОЛЮ.
Татиана15 сентября 2012, 16:59
Спаси Вас Господи! Очень интересно. Хотелось бы узнать больше о создании подворья монастыря в селе Остров.
Олег12 сентября 2012, 18:52
Может буду в Москве,нужно тогда сходить туда,приложиться к святыням.
Вера11 сентября 2012, 17:41
Спасибо большое автору за интересный рассказ о монастыре!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×