Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века»

Предлагаем вниманию читателей комментарии диакона Георгия Максимова к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века».

Среди подготовленных комиссиями Межсоборного Присутствия документов есть текст «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века». Хотелось бы высказать несколько замечаний о нем.

В пункте 3 говорится: «Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею».

Неясно, что имеется в виду под теми молитвами, в которых «разрешается поминать своих родственников, умерших вне общения с Церковью». Если речь идет о частных молитвах, то они дозволены всем православным христианам, а не только «старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью». Речь, по-видимому, идет о церковном поминовении на проскомидии, поскольку дается ссылка на свт. Филарета Московского, который не только за старообрядцев, но и за инославных «дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме»[1]. Однако, во-первых, святитель писал это не о всех умерших, а о тех, кто «имел уважение и веру к Православной Церкви»[2], что вряд ли возможно автоматически отнести ко всем, умершим в старообрядчестве, а во-вторых, мнение свт. Филарета осталось его личным мнением и никогда не было утверждено как общецерковное.

Приведем высказывания об этом вопросе других святых той же эпохи.

Прп. Амвросий Оптинский пишет: «Во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались об упокоении души усопших только православных христиан» и относительно умерших вне ее замечает, что «Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с ней при своей жизни»[3].

Преподобный Макарий Оптинский также пишет: «лютеран и католиков, умерших в своей вере, нельзя поминать на проскомидии: раз они не имели в живых сообщения с Церковью нашей, то как же по смерти мы посмеем их присоединять к Церкви?»[4]. Поскольку причиной невозможности поминовения указано отсутствие общения с Православной Церковью, это же следует отнести не только к инославным, но и ко всем, не имевшим общения при жизни с Церковью, включая раскольников, которые, в отличие от большинства инославных, не знавших о Православии, о канонической Церкви знали, и сознательно противопоставляли себя ей.

Говоря о старообрядцах, преп. Паисий Величковский писал: «Об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного Суда Его»[5].

Тот же свт. Филарет Московский в 1860 г. ответил отказом на ходатайство отпеть по-православному девицу, хотя и крещеную в Церкви, но воспитанную и умершую в старообрядчестве: «Девица с выхода из младенчества не принимала таинств Церкви, так умерла, и похоронена по-раскольнически. Поздно вступаться за права Православия».

Митрополит Макарий (Булгаков), приведя выдержку из 5 правила VII Вселенского Собора, замечает: "Умершие в смертных грехах, в нераскаянности и вне общения с Церковью не удостоиваются ея молитв, по этой заповеди апостольской»[6].

То же учение выражено было и в ХХ веке, как до революции, так и после, как в зарубежном рассеянии, так и в Церкви во отечестве:

«Совершение поминовения по православному чину (особенно совершение отпевания) есть открытое признание и засвидетельствование Церковью своего единения в вере со скончавшимся членом ее и право на это внимание Церкви и ее особенно усиленное ходатайство перед Богом за умершего принадлежит только лицам, умершим в единении с Церковью по вере и жизни. Этим правом не могут и не должны пользоваться люди, нарушавшие это единство веры и умершие вне общения с Церковью, вне ее молитв и благодатных Таинств»[7].

«Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины. Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивительной бескровной жертвы и никакой очистительной молитвы вообще: последняя явно возбраняется Апостольским словом (1Ин 5.16). Следуя Апостольским и отеческим заветам, Церковь молится только об упокоении православных христиан, в вере и покаянии скончавшихся, как живых органических членов Тела Христова. Сюда могут относиться и те, кто прежде были в числе отпавших, но потом раскаялись и снова соединились с нею (Петра Алекс., II). Без этого последнего условия они остаются чужды Церкви и, как отпавшие от Ее Тела члены, лишаются питательных соков последнего, т.е. благодатных таинств и молитв церковных»[8].

«Вообще, в диптихи, т.е. к поминовению при литургии допускается только тот, кто скончается в недрах Православной Церкви и в мире с Нею»[9].

Даже священноисповедник Афанасий (Сахаров), который сначала был согласен с мнением свт. Филарета, позднее отказался от него, как видно из письма от 12 декабря 1954 г.: "В отношении поминовения на проскомидии следует так рассуждать. Поминовение на Проскомидии соединяется с изъятием частей из просфоры. Эти части символически изображают поминаемых. Они переносятся на Святой Престол, они опускаются в Божественную Кровь, как бы причащаются ее... Но все же, если бы, скажем, Ваши родители были живы и согласились пойти вместе с Вами помолиться в православном храме, ведь Вы сами, приступая к Святому Причащению, несомненно, и мысли не допустили бы о том, чтобы и родителей подвести ко Святой Чаше. Поэтому я советую Вам для Проскомидии иметь особый помянник, только с именами православных усопших... раньше и я поминал на Проскомидии неправославных, а потом пришел к убеждению, что лучше того не делать"[10].

Если дозволить церковное поминовение лиц, умерших в расколе, то это не только будет нарушением древней практики и учения Церкви, но и повредит тем целям, которые декларируются составителями документа. Дозволение церковного поминания лица, умершего в расколе будет внушать религиозный индифферентизм среди совершающих такие поминовения, поскольку будет означать, что если за такого умершего Церковь все равно молится как за «верного чада Церкви», вынимает частицы на проскомидии и поет «со святыми упокой» на панихиде, то, следовательно, не важно, находишься ли ты в Православной Церкви, или в отделившемся от нее сообществе. Такой подход станет препятствием к уврачеванию раскола XVII века, лишая старообрядцев стимула к присоединению к Церкви, а единоверцев делая удобопреклонными к отпадению в старообрядчество.

Что же касается ссылки авторов проекта на «многолетнюю практику единоверческих приходов», то ее вряд ли можно признать источником, достаточно авторитетным для вынесения общецерковных решений. Эту практику никто никогда не утверждал и не регламентировал, и, кроме того, по отзывам многих святых, единоверцы долго имели в своей практике то, чего отнюдь не следовало иметь.

Так, по словам свт. Филарета Московского, «никто из единоверцев не берет от архиерея благословения»[11], а в другом из своих отзывов за 1848г. святитель писал, что «в саратовской епархии неискренне присоединившиеся к единоверию тайно употребляли над своим священником обряд исправы». Свт. Иннокентий Московский говорил, что единоверцы это «те же раскольники-поповцы, только менее враждебные Православной Церкви. — И то не с целью присоединиться к Ней, но чтобы иметь у себя священников правильно рукоположенных, т. е. по необходимости. Иначе зачем бы им своим священникам, принимаемым от нас, не дозволять подходить под благословение даже рукоположившего их епископа. Зачем бы им делать что-то вроде «исправы» своим священникам! И зачем они сами подходят под благословение к своим священникам, даже минуя архиерея?»

Некоторые элементы сложившейся «практики» единоверческих приходов следует исправить. В частности, неприемлемо почитание расколоучителей как святых.

В пункте 5 предписывается: «Подтвердить, что в соответствии с общим смыслом определения Святейшего Синода от 25 апреля 1729 года, при присоединении к Русской Православной Церкви семейных пар, вступивших в брак в старообрядческих согласиях, совершение над ними последования венчания не является обязательным».

В отсутствие цитаты из определения Святейшего Синода от 25 апреля 1729 г. возникает вопрос о том, насколько корректно авторы проекта истолковали его, если учесть, что и в XIX веке не было единообразия в этом вопросе и в некоторых областях Синод дозволял ставить условием обращения в единоверчество для староверов расторжение прежде заключенных браков[12]. Также и свт. Филарет Московский не признавал такие браки. Даже когда оба супруга возвращались из раскола, они могли отказаться узаконить свой брак, и святитель разрешал обоим заключать новые браки[13].

В целом довольно странно настоящее положение проекта, согласно которому выходит, что даже беспоповские начетчики имеют благодать совершать таинство брака. Между тем и в отношении так называемой «Белокринницкой иерархии» традиционная позиция Русской Православной Церкви, как известно, всегда подразумевала непризнание ее. Тот же свт. Филарет Московский называл священников этой юрисдикции «лжесвященниками»[14].

В целом не видно какого-либо серьезного анализа как дореволюционной, так и современной церковной политики в отношении старообрядцев. Как известно, прежде предпринимались целенаправленные миссионерские усилия, велась прямая полемика со старообрядчеством, в новое время от этого отказались в пользу своего рода «солнечной политики», когда полемика прекращена, и с нашей стороны демонстрируется желание избегать в речах всего, что могло бы показаться старообрядцам обидным и всячески подчеркивать дружелюбие. Обсуждаемый проект документа просто продолжает это направление. Однако не видно, чтобы оно за последние десятилетия принесло какой-либо заметный результат по преодолению раскола.

Складывается впечатление, что значительная часть бывших старообрядцев, присоединившихся к Церкви в последнее время, сделали это самостоятельно в результате произошедшего в советское время ослабления общинных связей и разрушения традиционного уклада жизни старообрядческих общин, а не в результате церковных действий, направленных на «преодоление разделения».

Документ предполагает развитие единоверчества. Однако действительно ли эффективно оно в миссионерском смысле? Не секрет, что как до революции, так и в новейшее время единоверцы иногда даже целыми общинами отпадали в раскол. А для некоторых людей из «новообрядческих» семей единоверие становилось промежуточным шагом перед уходом в старообрядчество.

В той теме, которой посвящен обсуждаемый документ, очень много вопросов, которые пока не имеют ответа. Не хватает честного, объективного и всестороннего рассмотрения эффективности тех мер, которые уже были предприняты в прошлом для преодоления старообрядческого раскола. Без этого появление такого документа представляется преждевременным.

Диакон Георгий Максимов

Источник: Богослов.Ru

6 декабря 2013 г.

[1] Свт. Филарет Московский. Собрание мнений. Доп. Том. С. 186.

[2] Там же.

[3] Письма к мирским лицам, п.237.

[4] Письма о смирении, п. 189.

[5] Цит. по: Прот. Сергий Четвериков . Старец Паисий Величковский. Минск, 2006. С. 276-277

[6] Митр. Макарий (Булгаков) . Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб., 1857. С. 450.

[7] Кальнев М.А. Доклад, читанный в VI отделе Предсоборного присутствия в 1906 году.

[8] Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей от 2 сентября 1932 г.

[9] Резолюция митрополита Сергия (Страгородского) от 11 марта 1935 года за № 516.

[10] Сщисп. Афанасий (Сахаров) . Собрание писем. М., 2001, с. 273.

[11] Свт. Филарет Московский. Отзывы, т. III, 1846. С.180.

[12] Нильский И . Семейная жизнь в русском расколе. СПб., 1869. С. 79.

[13] РГИА. Ф. 796. Оп. 142. Д. 2398. Лл. 2-5..

[14] свт. Филарет Московский. Избранные труды. М., 2003. С. 357. 

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Старый обряд живет в Русской Православной Церкви» «Старый обряд живет в Русской Православной Церкви»
Священник Иоанн Миролюбов
«Старый обряд живет в Русской Православной Церкви» Священник Иоанн Миролюбов: «Старый обряд живет в Русской Православной Церкви»
12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля была отслужена литургия по древнерусскому чину. Впервые за 350 лет.
Незаслуженно забытый миссионер Незаслуженно забытый миссионер
Краткое жизнеописание архимандрита Павла (Леднева) Прусского
Незаслуженно забытый миссионер Архимандрит Павел (Леднев) Прусский — незаслуженно забытый миссионер
Краткое жизнеописание архимандрита Павла (Леднева) Прусского
Диакон Борис Зыкунов
Без преувеличения можно сказать, что он стал одним из самых известных миссионеров Российской Церкви. Маршрут передвижения миссионера характеризует его последовательность и трудоспособность: Перелазы — Петербург — Вильна — Петербург — Динабург — Новоалександровск — Каролишки — Вилькомир — Яново — Рымки — Ковна — Вильна — Динабург — Рубелишки — Данышевка — Режица — Псков — Петербург — Москва — Рубелишки — Новоалександровск — Вильна — Ковна — Страшуны — Свенцяны — Апидомы — Данышевка — Витебск — Динабург — Рубенишки — Василево — Динабург — Режица — Динабург — Вильна — Климуцы (Буковина) — Варшава — Черновцы — Сучава — Драгомирна — Климуцы — Черновцы — Львов — Варшава — Вильна — Псков — Петербург — Москва.
В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством? В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством?
Комментарии
Людмила13 февраля 2018, 21:18
В Деяниях Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года об отмене клятвы на старые обряды и на придерживающихся их Старые русские обряды были засвидетельствованы как спасительные, а также упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.
То есть таинства спасительны, клятв как и не бывало, так почему же нельзя поминать?
Галина18 декабря 2014, 14:00
Церковь - Тело Христово. Частицами этого тела мы становимся в таинствах, совершать таинства может только священник, принадлежащий к Церкви, как к организации сохранившей апостольское преемство. Церковь - столп и утверждение истины.Вера в Святую соборную и апостольскую Церковь - один из догматов. Неправое учение о Церкви - ересь. А ересь гибельна. Раскол - ведёт к ереси: кому Церковь не Мать (кто не верит словам Спасителя, о том , что врата адовы не одолеют Её-Церкви, что именно Церковь - столп и утверждение истины), тому Бог - не Отец. ДВЕРИ ЦЕРКВИ - ДВЕРИ ПОКАЯНИЯ и они ВСЕГДА ОТКРЫТЫ ДЛЯ ВСЕХ. А потворство заблуждению ведёт не к примерению, а к непримеримости отпавших.
Николай12 февраля 2014, 11:50
"...усиленное ходатайство перед Богом за умершего принадлежит только лицам, умершим в единении с Церковью по вере и жизни. Этим правом не могут и не должны пользоваться люди, нарушавшие это единство веры и умершие вне общения с Церковью, вне ее молитв и благодатных Таинств...".

А как же быть с тем явлением в нашей жизни, что налево и направо отпеваются и поминаются те кто, только лишь был крещён в Православной церкви, а в жизни ни когда не исповедывался и не причащался, не ходил в храм, поносил Православие и т.д. Даже не спросят кто он, только одно "Крещён?". Это что за учение Церкви? Или это древняя традиция? А тем не менее среди старообрядцев, очень много людей про которых можно сказать, что умерли в единении с Церковью (не путать с организационной структурой) по вере и жизни. Что касается самих старообрядцев, признающих священство (австрийского толка), то у них знают каждого лично, где б не жил в какой глухомани, а если не исповедывался и не причащался, то извините "Кто такой?". А вообще, хотелось бы очень, что бы все наши разговоры о старообряцах и расколе, служили только уврачеванию. Так и хочется сказать "Доколе!!!".
Чръный человек 1 февраля 2014, 17:32
Да, действительно, отпадение единоверческих общин до революции были не редкостью (особенно после законе о укреплении начал веротерпимости 1905 года). Но не меньше было и тех, кто напротив - воссоединялся с Церковью через единоверие. По моим данным последних было даже больше. Случаи отпадения от Церкви целых общин встречались в новейшее время, но таковых случаев всё же немного. По большей части это связано с тем, что из единоверчества уходил какой-либо какой либо клирик или, активный мирянин. Но эти случаи всё же нечасты, в первую очередь из-за малого числа единоверческих общин. Но опять же учтивая то, что число таких общин возрастает (в 1990 году насчитывалось 3 прихода, в 2000 году — 12; сейчас в зависимости от того что считать единоверческим приходом от 25 до 40), пришедших больше, чем ушедших.

Теперь насчёт "промежуточного шага": многие обходятся и без этого промежуточного шага, а сразу уходят в старообрядчество. Зачастую это люди изначально настроенные на раскол. А вот приписывать такое раскольническое сознание всем едтиноверцам всё-таки несправедливо. Если кто-то из тех кто учился в Московской духовной семинарии ушёл потом в раскол, разве это причина закрывать Московские духовные школы?
Чръный человек 1 февраля 2014, 17:31
"Документ предполагает развитие единоверчества. Однако действительно ли эффективно оно в миссионерском смысле? Не секрет, что как до революции, так и в новейшее время единоверцы иногда даже целыми общинами отпадали в раскол. А для некоторых людей из «новообрядческих» семей единоверие становилось промежуточным шагом перед уходом в старообрядчество." - эта фраза выдаёт тот факт, что диакон Георгий на самом деле очень плохо знает единоверие.

Во первых, насчёт эффективности: К 1917 году насчитывалось около 600 единоверческий монастырей и ещё 17 монастырей. Много ли епархий ныне могут похвастаться таким количеством приходов? И это были отнюдь не "потёмкинские" приходы. Хочу заметить, что, например, в РПЦЗ ныне приходов меньше - 409. Замечу и то, что в XIX веке было для новообрядных приходов было категорически запрещено переходить на старый обряд - то это были именно бывшие старообрядческие приходы, перешедшие в лоно Церкви.
Михаил 8 декабря 2013, 05:55
Политика, которую диакон Георгий назвал "солнечной" как раз и приносит свои плоды: на фоне снижения негатива и агрессии по отношению к старообрядцам происходит переход многих из них в патриаршью церковь. Странно, что о. диакон этого не замечает.Или просто не знает об этом.
Горько, что под личиной принципиальности и защиты православия появляются столь несвоевременные и не побоюсь, вредные для начинающегося налаживаться уврачевания раскола материалы.
Не думаю, что делается это специально. Скорее здесь ревность не по разуму.
КСЕНИЯ 7 декабря 2013, 20:13
Отцу дьякону неплохо бы изучить проблему старообрядчества хот бы за последние 100 лет. Еще в 1905 г., если мне не изменяет память, государь Николай II запретил указом именовать старообрядцев "раскольниками" и "еретиками" и Церковь неоднократно подтверждала это мудрое установление, в том числе и на Соборах 1918 и 1974 гг. Таким образом, к старообрядцам неприменимы эти клички и соответствующие святоотеческие правила, которые касались, например, несториан, католиков и проч. Ссылки на митр. Филарета на этом фоне кажутся нелепыми: митр. Филарет видел одну ситуацию, а сейчас она совершенно другая. Неприязнь автора статьи по отношению к единоверческим приходам кажется на этом фоне совершенно непостижимой: сейчас старообрядные приходы (так сейчас называют единоверческие приходы) стали рассадником особых церковных традиций, истового Православия, любви к русском пению и традиционной церковной общине. Отталкивает также особый полицейский дух: мол, если единоверческие приходы мост к старообрядчеству, так давайте их прижмем к стенке или по меньшей мере выразим свое недоверие. Короче - статья поражает своей некомпетентностью, дилетантизмом, особенно в части, где говориться о "миссии". Если бы она была написана 150 лет назад - это было бы объяснимо, но в начале 21 в. - по меньшей мере странно.
Сергей 7 декабря 2013, 03:37
Диакон Георгий – высокого ума человек. Самое примечательное в его объяснениях то, что в них на самом деле мало его самого. По-моему, этот отец дорожит истинной, и не ради себя труд свой нелегкий несет.

Вот и меня терзают сомнения оттого, что вижу православного священника, поминающего не числящихся среди верных. Искушаюсь страшно! И не могу понять: то ли правды возжелал, то ли о себе начинаю мнить... Второе, конечно, вероятнее.
Петр 7 декабря 2013, 01:22
Удивительно агрессивный комментарий к весьма разумному документу. Оказывается, до сих пор у нас есть воинствующие никониане, готовые жечь старые иконы и книги, если не людей, исповедующих старую веру. Кого обвиняет автор в расколе? Старообрядцев, конечно. Когда главные раскольники всем известны - царь Алексей и патриарх Никон. Сколько можно лгать себе и другим? Три с половиной века этой лжи! Да, не все хотят молиться по "исправленным" книгам и петь на итальянский "партесный" манер, отбросив старые богатейшие традиции. Да, некоторые общины хотят выбирать священника из своих, как во времена преподобного Сергия Радонежского. Это плохо?
Почему же так бесится автор комментария? Потому что знает, каким авторитетом пользуются в народе старообрядцы, и знает причину: у них жива и община, и вера. Можно собрать миллиарды денег, построить великолепные храмы, но общину за деньги не купишь и веру за деньги не обретешь.
Многие в нашей Церкви, и не только в ней, страдают комплексом Адама, что прятался от Бога согрешивши. Страшно признать неправоту свою, еще страшнее - неправоту своих предшественников. Гораздо легче "простить" тех, кого много лет гнали и казнили, не забыв при этом пристрожить их последователей, как будто они в чем-то виноваты.
Андрей 6 декабря 2013, 18:58
с отцом диаконом в целом лично мне трудно не согласиться,-то есть,как бы православным быть не получится наверное,-причём,ни здесь ни там;ибо необходимо глубоко личное и именно при-жизненное исповедание нашей веры православной,-так я думаю...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×