Остаться собой

«Мам, скажи мне все английские слова! Только на русском!»

Мне всегда интересно наблюдать, кто как приживается в новой стране. Наблюдаю не только за «нашими», но и другими иммигрантами всевозможных национальностей. Интересные получаются наблюдения.

    

Первая категория людей вообще никак не интегрируется и живет привычным укладом своим большим кланом. Овладение языком новой страны, ее культура и обычаи, а бывает – и законы, не интересуют большую, дружную семью. За 20 лет они так и не научатся сносно выражаться по-английски, им и в голову не придет стесняться своего акцента. Это, как правило, выходцы из мусульманских стран. В Америке это еще и испанские, и еврейские кланы. «Абрам Моисеевич, как вы умудрились за 20 лет в Америке не научиться говорить по-английски?» – «А я в нее хожу, в эту Америку?» А кланы из Ирана, Ирака и Бангладеш тем более не ходят, а по телевизору смотрят индийские сериалы.

Вторая группа – это те, кто интегрируется, но не ассимилируется, те, кто активно учит язык, устраивается на работу, живо интересуется местной культурой и обычаями, не предавая своего культурного наследия. Детям заботливо прививается родной язык, ставятся мультфильмы и сказки на русском, польском, румынском, празднуются национальные праздники и организуются национальные воскресные школы. При этом дети свободно говорят на английском, приглашают к себе английских друзей и ходят в гости. Румыны снимают холл на сто человек и празднуют Рождество Христово, поляки отправляют детей на уроки польского, и их дети знают: они не одни в чужой стране, есть другие мальчики и девочки, говорящие на польском, или румынские дяди и тети, поющие «Христос воскресе» на румынском.

И вот тут мама получает по полной: оказывается, она недостаточно хороша для своего обожаемого чада

Третья группа людей стремится раствориться в новой стране без остатка, не просто интегрироваться, а ассимилироваться, чтобы ничего из старой жизни не осталось. Говорят с детьми на ломаном английском, стараются попасть в родительский комитет школы, обзавестись английскими друзьями и английскими привычками, а о Польше (России, Латвии, Румынии) забыть. Их дети не говорят на одном из родных языков и с какого-то момента осознают себя британцами, стесняются своих польских (русских, румынских) корней, а потом, бывает, начинают стесняться и матери. И вот тут мама получает по полной: оказывается, она недостаточно хороша для своего обожаемого, трудно доставшегося чада. А еще оказывается, что она никогда не будет принята как своя англичанами, которые смеются за ее спиной над ее «английскими» привычками и «английскими» обедами. А терпят ее из любви к экзотике или ради своего коллеги – ее мужа. То есть я, конечно, не утверждаю, что дружба между англичанами и русскими невозможна, но она не зиждется на отказе от своей культуры. Англичане это не уважают. Я пришла к выводу, что по-настоящему они уважают и принимают только свое. Но если и проявят интерес к чужому, то при условии, что это чужое уважается и высоко ценится его носителем. Отрекшихся от своих корней здесь терпят, но не любят. Есть, правда, англичане, которые женятся на русских и трепетно относятся к нашей культуре, но таких немного.

«Нет бы денег побольше заработать, а тут сиди и обучай детей никому не нужному русскому языку»

На курсах повышения квалификации со мной в группе была Марта из Польши – дама лет пятидесяти, когда-то блиставшая красотой. Большую часть жизни она прожила в Англии, замуж вышла за британца, и главную цель ее жизни, по-видимому, составляло полное растворение в английской культуре. Английский у нее был превосходный, практически без акцента, она всю жизнь преподавала язык в школе и на курсах и каждую свободную минуту изъяснялась в любви к английскому языку, английской культуре и английской литературе. И мальчиков своих она вырастила истинными англичанами и время от времени приставляла мне нож к горлу: «Зачем говоришь дома на русском? какая в этом практическая цель? зачем тратишь свое драгоценное время на обучение детей русскому языку, заставляешь их корпеть над прописями и букварями? Такую бы энергию – да в мирных целях. Нет бы денег побольше заработать, а тут сиди и обучай детей никому не нужному русскому языку». Я сначала поперхнулась от такой наглости, но потом до меня дошло, что это Марту тоска по несбывшемуся гложет. Она-то отреклась от Польши, а Польша от нее – нет и время от времени угрызает, покоя не дает.

Англичанки явно не одобряли подобострастность Марты, и ее восторг по поводу всего английского их не радовал и им не льстил. Словно они без нее не знали, что английское – самое лучшее! Правда, Марта прославилась тем, что притягивала к себе приключения и разного рода ЧП, и это было так смешно, что подлизывание ей простили и с нетерпением ждали очередной истории об укусившей ее собаке или о водяном матрасе, давшем течь после пятнадцати лет верной службы и провонявшем на весь дом.

Ключевский писал, что язык – не просто сумма знаний, а отражение менталитета, культуры, веры народа. Недаром бытует мнение, что сохранившему русский язык за границей проще, естественней усвоить веру отцов, чем не сохранившим язык. И таким-то богатством будем раскидываться?!

Другой случай – Барбара. Дочь простых родителей, она получила образование в частной школе, а в придачу к нему сознание своего превосходства над простыми смертными. Причем интересно, что обратная сторона спеси – стеснение своих корней: это часто бывает. Выйдя замуж за англичанина, родила единственного сына и решила вырастить из него вундеркинда. Надо отдать ей должное, это ей отчасти удалось: Алекс на голову выше большинства одноклассников по всем предметам, кроме рисования, но оценки его не интересуют, так же как и мамино мнение, поэтому он с одинаковой вероятностью может получить как похвальную грамоту, так и взыскание. С польским языком как-то не заладилось, а в пятом классе он объявил друзьям, что «никакой он не поляк, а чистокровный англичанин». При этом очень любит польских бабушку и дедушку, а мать, как утверждает, не любит вообще. В начале нашего знакомства Барбара относилась ко мне любезно и всё зазывала в гости – дети-то дружат, но я быстро поняла, что я ее совершенно не интересую, так как не являюсь перспективной знакомой, а лишний раз болезненно напоминаю о восточноевропейском происхождении. В отличие от Марты, Барбара сумела вобрать в себя лоск и некоторую английскость поведения. Дом в богатом районе, светские привычки и престижная профессия диетолога привлекли к ней желанных английских клиенток и подруг, но цену одной ее подруги мне пришлось случайно проверить. Клэр спросила меня: «А вы тоже из Польши?» Ответив отрицательно, я в свою очередь спросила ее (мне показалось на секунду, что она говорит с польским акцентом): «А вы из Польши?» Какой взгляд, исполненный негодования, она метнула в меня! «No way!» («Еще чего не хватало!») Больше подруга Барбары со мной никогда не заговаривала.

    

Когда Алекс учился во втором классе, Барбара была исполнена радужных надежд, она вся была сгусток энергии, и верилось ей, что она покорит гордую Англию. В 40 выглядела на 27, идеальная фигура, идеальная кожа – она была рекламой своего бизнеса. Ближе к десятому классу сына она как-то потускнела и осунулась. Сын доставляет ей массу неприятностей и отказывается признавать ее авторитет, открыто хамит и всячески старается поддеть. Она еще не до конца потеряла задор и всё время пытается настоять на своем, но парень решил твердо: заканчивает школу и сматывает в Германию, где она его не достанет.

Несколько лет назад я заменяла преподавателя на курсах изучения английского, и одна дама из Латвии в упор не хотела меня видеть, а встретив в городе, никогда не здоровалась. Надо отметить: случай нетипичный – обычно у нас со студентами складываются теплые отношения. И вот вновь заменяю преподавателя в ее группе. На перемене пьем чай, Ильзе – сама любезность. И чаю мне налила, и сахар размешала, и, подав на блюдечке, сказала: «Думала: выучу язык за четыре месяца – а не выучила и за четыре года. Кругом на фабрике одни латыши и русские, а англичане нас, оказывается, не любят. Я раньше не понимала, что они говорят, а сейчас в глаза улыбка, а в спину – мат». И смотрит на меня печальными глазами. Да, иммиграция сильно сбивает спесь, и люди тянутся к теплу и забывают счеты.

Как-то в аптеке, в офтальмологическом отделе, увидела нового сотрудника-африканца. Веселый, умный, грамотный профессионал, очень обаятельный, как страстно он хотел быть принятым, стать своим в доску. Из аптеки пришлось выйти на полчаса по учебной пожарной тревоге, и полчаса я наблюдала его, единственного африканца в английском коллективе. Как он шутил, как он зажигал, как он отвлекал внимание от своей внешности и стремился завоевать симпатии всех без исключения. Коллеги благосклонно принимали его шутки и его усердие, а я думала: «Надолго ли тебя хватит?»

«Никогда не представляюсь как доктор Хныш, а просто – Брахим.

Если я не интересен как человек, неужели я буду интересен как доктор?

И противоположный пример: бывший коллега мужа из университета Корка, родом из Туниса. «Никогда не представляюсь как доктор Хныш, а просто – Брахим. Если я не интересен как человек, неужели я буду интересен как доктор? Да, часто принимают за беженца. Нет, не обидно. Меня абсолютно не интересуют люди, которым я не интересен. Those who mind don't matter, and those who matter don't mind (Те, кто возражает, не имеют значения, а те, кто имеет значение, не возражают)». Он никогда не подлизывался, не колол глаза своими учеными степенями и не пытался казаться тем, чем не является. Сейчас Брахим профессор в Турции. Я уверена, что он не изменился.

Даже если мы готовы забыть о том, кто мы, нам об этом напомнят. Стоит ли стараться? Стоит ли ломать себя в угоду ложно понятых ожиданий, или постараемся хранить свою культуру, свой язык, свое достоинство?

Людмила Селенская

23 мая 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Случай в Париже Случай в Париже
Свящ. Александр Дьяченко
Случай в Париже Случай в Париже
Священник Александр Дьяченко
— Батя, почему не по форме? Где крест? — Был в Париже, так напугали, до сих пор без креста хожу.
Жан-Мари Ле Пен: «Я очень похож на русского» Жан-Мари Ле Пен: «Я очень похож на русского» Жан-Мари Ле Пен: «Я очень похож на русского» Жан-Мари Ле Пен: «Я очень похож на русского»
Юрий Коваленко
20 июня исполняется 85 лет одному из самых известных французских политиков — основателю Национального фронта Жан-Мари Ле Пену. В молодости в составе парашютного подразделения этот человек участвовал в войнах в Индокитае, Алжире и Египте. В 1956-м стал самым молодым членом французского парламента, а начиная с 1974 года пять раз выдвигал свою кандидатуру на президентских выборах.
Наблюдения об иммигрантах в Великобритании Наблюдения об иммигрантах в Великобритании
Л. Селенская
Наблюдения об иммигрантах в Великобритании Семь раз отмерь
Наблюдения об иммигрантах в Великобритании
Людмила Селенская
Люди покидают свою страну по разным причинам. Что ждет их на чужбине, например в Великобритании? Велики ли шансы вписаться в иной жизненный уклад?
Комментарии
Гуля28 ноября 2014, 15:33
Продолжение: Гуля
А в качестве мотива такого вот стремления указывают на то, что дома им "не создали должных условий", не построили комфортных домов, широких и ровных дорог,не насадили ухоженных газонов и цветников, не воспитали культурных и образованных детей и т.д. и т.п. КТО НЕ СОЗДАЛ всего этого? И не пора ли начать ли всё это создавать на своей отдельно взятой "малой" родине? А не разевать постоянно рот на чужой каравай?! Поэтому нечего жаловаться на отношение к себе со стороны аборигенов, как к жадным захватчикам чужого добра - захватчики вы и есть, орда грабителей и потребителей вами не созданного.Своя земля требует делателей, своя культура - охранителей и созидателей, свои храмы - прихожан и строителей...Если вы не сознательные миссионеры (в разных смыслах)- обустраивайте свою Родину, и будет нам всем тогда на своей земле и тепло, и сытно. И Господь поможет! Простите.
Гуля28 ноября 2014, 15:18
На мой взгляд, статья хорошая, всё это так. Но постоянно подспудно возникает вопрос - зачем уезжают, а главное - почему в таких количествах? Единицы во все времена в силу разных причин оказывались вдали от родины, у иных получалось даже обрести "новую родину", не в первом поколении, конечно.Такова Америка, но ведь были соответствующие исторические условия - освоение новых земель, континентов и т.д. Правда, эти "новые" земли и континенты в самом лучшем случае смирялись с таким "освоением", и то после более или менее отчаянных попыток противостоять колонизаторам. Сейчас всё давно освоено и колонизировано. Но суть явления не изменилась. Вернее, изменилась, но в худшую сторону. Если тогда приходили деятельные люди с намерением строить, создавать новое,в меньшей степени воспользоваться чужим добром. Теперь же практически всегда едут именно с целью попользоваться чужим: чужой цивилизацией, чужим комфортом, чужими рабочими местами, чужой терпимостью, чужими домами, дорогами и транспортом, парками и магазинами, чужим чистым воздухом и чужой законопослушностью, чужими законами и чужим порядком...
Verte!
Иван Х.27 мая 2014, 10:25
Согласен с Вами, НН.
Перекати поле - прекрасная метафора для описания приспособленца или перебежчика. Это растение не только не растёт на одном месте - его перемещения полностью зависят от внешних обстоятельств. Такие люди зависят о того, "откуда дует ветер".
Конечно же здесь не имеются ввиду беженцы и другие люди, пострадавшие от тяжких обстоятельств. Это именно приспособленцы, чаще всего к деньгам. И чаще всего они обманываются в своих ожиданиях.
Относительно Иванов, родства не помнящих, отдельная боль. Это вполне намеренная политика. Например, раньше нельзя было и подумать, чтобы взрослого человека называли просто по имени, тем более в официальных источниках. Сейчас отчество упоминается всё реже. А ведь это органическая связь с родом, почтение к отцам, проявление, пусть и невольное, уважения к чужой семье. Отец - производное Отечество.
При том, как не странно, старшие по возрасту люди, особенно при значительной разнице, намного более склонны называть младшего по имени-отчеству. А вот 30 летние и младше уже теряют такую привычку.
Зачем тогда возмущаться, что дети нас ни во что не ставят, если мы не проявляем элементарного уважения друг к другу?
НН26 мая 2014, 15:07
Ирина Рюрик:
Ивана Х.,

Простите, что вмешиваюсь в ваш спор.
У нас, русских, кочевники - это кочевые народы, добывающие свой хлеб очень даже нелёгким трудом; а тех, кто всегда ищет выгоду и лёгкой жизни - называют перекати-поле (трава такая, ветром её носит туда-сюда) и иванами-не-помнящими родства.
Да и статья о другом: в любых условиях надо оставаться собой, надо, чтобы у человека был СТЕРЖЕНЬ; не надо отказываться от своей СУТИ и отрекаться от (Р)родины - тогда и проблем будет меньше. Хорошо там, где нас нет - или - Хорошо там, где мы есть: вот каждый и выбирает..., зачастую забывая, что от себя не убежишь.


Татьяна26 мая 2014, 13:43
Татьяна:

Спасибо автору за статью. Много лет живу за границей. Как писал И. Ильин, русский ощущает себя русским находясь за границей. Вряд ли я стала бы изучать русских философов, перечитывать русскую классику живя в России...
Иван Х.26 мая 2014, 09:44
Ирина Рюрик, я не из семьи кочевников и среди моих друзей нет кочевников. Но я из рода людей прошедших репрессии, голод, Войну. В этих тяжелейших для русского народа испытаниях братские, в том числе кочевые, народы показали истинное человеколюбие и жертвенность к ближнему в нужде.
Если не пресекать такие громкие фразы, то нам очень скоро промоют мозги, и мы будем ненавидеть другие народы. А истинный патриот не может испытывать ненависть к сынам и дочерям другого народа, особенно братского.
Слишком пафосно? Громкие слова? Взгляните, что творится на братской Украине! Земли, наиболее пострадавшие от фашистских захватчиков, вновь под коричневым игом, Бандера официально признан национальным героем, ужасы Хатыни повторились в Одессе накануне праздника Великой Победы.
Киргиз, казах, узбек, туркмен плечом к плечу отстаивали Отечество с русским, украинцем, белорусом, грузином.
Православный человек не может допускать в речи фашистские высказывания, даже случайно, даже не обдумав фразы. С этой целью я и поправил Вас, чтобы Ваша фраза не тиражировалась, не воспроизводилась вновь.
Серега?26 мая 2014, 08:56
Да, Толик я там работал. В Бонне, уже после объединения Германий.
Отношение к русским там очень разное, в большинстве случаев с некоторым опасением и большим желанием "надуть". Есть старики, которые видят в нас врагов еще с войны; есть восточные, которые знают о 40 годах нашей армии на востоке и помнят все неприличное поведение наших военных (забыв при том о поведении своих солдат в 1941); есть противоположные примеры; была и некая радость от встречи с обычным "цивилизованным" человеком, который не хуже остальных, с которым можно нормально работать, а он оказывается русский (надо же с ними воевали, а теперь нормально общаемся -- классно!)... Друзья рассказывали об агрессии против наших земляков, иногда открытой, на Востоке: даже был мордобой только за разговор по-русски на улице.
Турки и общение с ними -- тема отдельной повести.
Но на этом фоне просто "убило" словечко "русак" от наших мигрантов...
Ирина Рюрик25 мая 2014, 23:38
Для Ивана Х.

Иван, я так поняла, что Вы из семьи кочевников? Как-то болезненно Вы восприняли сравнение, кочевников с людьми, у которых нет Родины и своей земли. В моем народе под кочевниками всегда понимали людей, которые кочуют по всей земле, а где их земля, где их Родина они и сами не знают. Упомянув кочевников, я хотела сказать, что есть люди, у которых нет Родины, нет той земли и Отечества которое им дорого и за которое они готовы на смерть стоять. А живут по принципу - там хорошо, где нас хорошо кормят. В России хорошо кормят, значит здесь хорошо, в США кормят лучше - значит нам туда дорога. Я не думала, что такому высокообразованному, начитанному человеку как Иван Х. надо объяснять простые вещи. Теперь, надеюсь, Вам стал понятен смысл моей фразы.
Если Вы из рода кочевников и Ваша семья до сих пор кочует по степям Монголии или Казахстана, приношу свои извинения, не хотела Вас и Вашу семью обидеть.
Анна25 мая 2014, 21:01
Дорогие друзья, тема сохранения корней за рубежом, конечно, важная. Но вот в чем штука. А насколько хранятся корни у людей, живущих в собственной стране? Сколько процентов населения владеет родным языком, пишет без ошибок? Сколько людей может назвать по имени-отчеству хотя бы бабушек и дедушек, рассказать, кто они, откуда? Нас много лет воспитывали в презрении к собственной стране и собственному народу. Это воспитание дало свои плоды, увы. Прежде чем клеймить уехавших, давайте посмотрим на себя.
Иван Х.25 мая 2014, 20:13
"Наши предки жили на русской земле, защищали её и берегли для своих внуков и правнуков, а не бегали как кочевники в поисках лучшей жизни".
Громкая и невежественная фраза. Кочевники не передвигаются по территории как им вздумается, ни от кого не бегают и не уходят, куда глаза глядят. Их годовой цикл перемещений подобен кругу. Все земли чётко поделены между родами, передвижения регламентированы.
Если у оседлого земледельца Родина - родное село, то у кочевника Родина - это сезонные кочевья, можно сказать страна. Пообщайтесь с реальными кочевниками и узнаете, что такое любить Родину, родную землю, народ, флаг.
Фразу о защите и бережном отношении к земле можно отнести к любому народу.
Можно вспомнить про завоевания кочевников. Но и Российское государство расширялась далеко не всегда мирным путём. И земли Руси были собраны весьма жёсткими мерами, хотя были и исключения, например, при Анне Иоанновне.
Тем не менее я считаю и Ивана Грозного, и Ермака, и Екатерину II великими патриотами, собирателями русских земель.
Ирина Рюрик25 мая 2014, 19:19
Для Игоря.

Я Вам не деточка и Вы мне не родитель. Подобное обращение к оппонентам, признак дурного тона и воспитания.
Что касается, бегали или не бегали, я могу Вам сказать, следующее, если бы наши предки относились к нашей земле, как Вы, то сейчас здесь была бы не Россия, а какое-нибудь другое государство.
И Вам на будущее - не хамите незнакомым людям, да и знакомым, тоже не советую.

Василий25 мая 2014, 09:59
Православные храмы и Чаша Христова есть сегодня почти в любой стране мира. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы покинуть место своего рождения, если при этом человек не покидает Церковь и Христа и воспитывает детей в Православии. А здесь границы и языки уже не важны.
Игорь25 мая 2014, 07:52
Толику и Ирине:
Сидели безвылазно и совсем "не бегали" разве что крепостные... Свободные слои русского общества ещё как бегали! По всему миру.
Важно не местонахождение, а мотивация! Ино дело "отчизну ненавидеть", и ино дело на чужбине зарабатывать; ино дело секреты продавать, и ино дело опыта набираться.
Жизнь, деточки, много шире, чем кажется юному максималисту...
Толик25 мая 2014, 01:48
Ирина Рюрик:
"Наши предки жили на русской земле, защищали её и берегли для своих внуков и правнуков, а не бегали как кочевники в поисках лучшей жизни."
Да, согласен с Вами, и - не продавали её недра никому на понюшку табаку.
ксения25 мая 2014, 00:39
мы относимся ко второй группе иммигрантов- свое родно ценим и передаем детям, но и в данном обществе язык и социальное вовлечение на высоком уровне. На работе по началу было трудно, но в целом- это школа жизни,смирение гордыни, а вообще, не могу пожаловаться, что к русским как-то там по-особому плохо относятся. У нас дети воспитанные, ходят в кружки, в храм, мы читаем книги, сами всегда при деле и контингент ищем себе такой, но общенеие близкое больше с такими же иностраннцами, это естественно, но и теперь даже чужбина подарила много хороших людей (хоть и очень отличных от нас) и привела к осознанию Бога. Прожив 12 лет в другом государстве, могу с уверенностью сказать- хорошее притягичвает хорошее и у нас много умных, талантливых людей, если набраться терпения, то и в другой стране можно стать частью общества. Но честно, никому не советую покидать Россию, особенно сейчас. запад очень погряз в том, куда тянут нас и это та рана, с которой вы будете просыпаться, жить и засыпать, да, где родился- там и пригодился. Но видимо и этот путь уготовам Богом, так что не судите, что кто-то обязательно бежит за лучшей жизнью, за границей у иммигрантов зачастую просто нищее существование, я все-таки вижу в этом промысел Божий, зачем-то он отправил русских православных по всему миру, это видимо какая-то миссия. не у всех на уме выгода... а кто-то именно в те годы сохранил для нас многое, находясь на чужбине
Ирина Рюрик24 мая 2014, 23:30
Наши предки жили на русской земле, защищали её и берегли для своих внуков и правнуков, а не бегали как кочевники в поисках лучшей жизни.
Иван Х.24 мая 2014, 20:10
Спасибо за статью.
В русском языке есть очень хорошие слова для описания подобных людей "купчики" или "барчики". В английском существует понятие снобов и нуворишей, то есть людей, заработавших богатство, но не наделённых аристократическими чертами, однако же, стремящихся их всем показать. Конечно, к таким типам всегда относились с иронией и презрением.
А если он ещё и низкопробный туповатый приспособленец и ренегат (что-то среднее между предателем и перебежчиком) своего народа...
Однако мой жизненный опыт показывает, что русский человек, если он образован и интеллигентен, может сойти за своего в самых разных компаниях. Молодёжь у нас такая. Да и в других странах - выучишь язык, желательно лучше, чем его средний носитель, и станешь своим, не предавая свой народ.
Мне кажется лихие девяностые прошли, и таких "купчиков" всё меньше. В эпоху глобализации национальность всё менее важна, сейчас во главе угла деньги.
С другой стороны русские, отдыхающие за границей, позорят Россию и свой народ. Нам же не нравится, когда кавказцы в Москве танцуют лезгинку. Почему Европейцам и другим народам должны нравится пьяные дебоши наших соотечественников?
Денис24 мая 2014, 17:35
Земная жизнь является подготовкой к спасению. В исторически православных странах есть много чего нужного для спасения от языка полного слов о Христе до храма по соседству. Есть же иные страны, где даже имя Божье звучит странно для русского уха, а православный храм попробуй найди. Стоит ли жертвовать сравнительно высокой вероятностью вечного спасения ради временных материальных благ?
НН24 мая 2014, 15:29
К.И.:
..." А когда мы пытаемся быть русскими, не имея христианской любви к ближнему - это гораздо гаже и смешнее выглядит, чем притворяться человеком другой нации. Гораздо, поверьте".

Нет, не поверю! Это выпад против миллионов русских людей, которые не считают себя христианами, но живут порой так, что нам, считающими себя христианами, надо бы у них поучиться. Почему Вы себе позволяете писать гадости - на вашей совести и не красит Вас, кем бы Вы ни притворялись, поверьте.
Не все русские - христиане, и не все христиане - русские. А уж про любовь к ближнему - точно не нам с Вами судить. Поверьте и простите, что воспользовалась вашим лексиконом - это чтобы понятнее было. Простите.
Игорь24 мая 2014, 14:36
Спасибо за статью! По-моему, очень правильный взгляд на вещи. Но если подумать, а разве мы в России по-другому смотрим на эмигрантов? Да, даже и не на эмигрантов. Как вы будете относиться к пакистанцу, который будет из шкуры вон лезть, чтобы показать какой он "русский". Да никакой. Так и мы не англичане. И не немцы. И не японцы. Просто про Японию это проще сходу понять из-за различия культур. Так что отношение такое везде. Единственное, на мой взгляд, место в мире, где есть по историческим причинам по крайней мере видимость "общежития народов" - это США. Испанцы там говорят по-испански, русские по-русски и т.д. Никто не напрягается. Но это, конечно, верно не для элиты. Чем выше по социальной лестнице, тем больше в этом плане снобизма.
Везде уважают сильных. Самоуважение - признак силы духа, того что человек может быть интересен сам по себе.
Уезжают же люди по разным причинам. Мой знакомый родился в СССР в городе, где производили химикаты. У них по временам шел розовый снег. А иногда голубой, в зависимости от направления ветра и соответствующего завода. Когда выучился, настали 90-е и в родной город, видимо, не особо тянуло. Сейчас работает в США. Свободно общается на английском, но дома говорит по-русски и порой считает американцев бестолковее русских и внутренне относится со снобизмом к ним, как ни странно. Впрочем, у них достаточно большое русское сообщество и, наверное, положение позволяет.
anna zueva24 мая 2014, 11:03
Я не считаю людей, уехавших за границу в надежде на более комфортные условия жизни, предателями родины. Создайте такие условия в России, пусть будет правовое государство не на словах, а на деле, мало кто соберется уезжать. И еще один момент. Я думаю, нечто подобное испытывает человек при смене места жительства, например, из деревни в райцентр, из райцентра в краевой центр, оттуда в столицу, или смене места работы. Даже если ты у себя был кем-то важным и выдающимся, в новой обстановке все равно придётся заново приспосабливаться. А это у кого как получается. Просто не стоит думать, что тебя там ждут с распростёртыми объятьями и встретят, как родного. Чувство собственного дотоинства терять не надо.
Юлия Вангордер24 мая 2014, 03:45
Можно спокойно жить, заниматься профессиональным ростом, заботиться о семье, читать книги на двух языках. Не вижу необходимости подлизываться или пытаться жить прошлым. В американском мультике видела толстую некрасивую девочку, которая всячески выражала любовь к Родине - Литве.Так что интегрированных и ассимилированных не любят в одинаковой степени. Неадаптированных ненавидят меньше, если клан бездельников поддеживает адаптированный, а не государство. .Любить нас, иммигрантов, аборигены не обязаны - мы конкурируем с ними за рабочие места (и чем лучше получается, тем больше будут ненавидеть), выходим замуж за хороших мужчин (они хотят обидеть их, называя лузерами, но отчего тогда извергается столько ненависти?)
Своих детей я буду учить русскому и родному белорусскому вместе с английским, потому то мультилингвизм полезен для здоровья мозга.
К.И.24 мая 2014, 01:05
Ну вот. В угоду "хранения культуре" - такой дикий сарказм. Всех осудили, мы сами хорошие и знаем_как_надо. Пользуясь тем, что ни Барбара, ни Марта не прочитают тут статью.
Русские - это прежде всего христиане, без веры во Христа так и были бы теми, кем были. А когда мы пытаемся быть русскими, не имея христианской любви к ближнему - это гораздо гаже и смешнее выглядит, чем притворяться человеком другой нации. Гораздо, поверьте.
Толик23 мая 2014, 19:56
Серега?:
Вы хотите сказать, что в Германии не то что не уважают, а как бы с презрением относятся к русским?
Просто не понял Вашего коммента.
Работали ли Вы в Германии?)
Для справки: сори, сам там не был. Друзья рассказывали про их отношение к нам, русским.
Простите.
Серега?23 мая 2014, 18:14
Было дело: работал в Германии... Много чего было...
Резало слух слово "русак" -- на русском языке. Каждый раз уточнял: "Ко мне это слово не относится! Я -- русский, от гражданства России не отказываюсь, а потому я -- не русак. Попрошу из этого исходить."
Алла Пугачева23 мая 2014, 17:05
А уезжают все потому, что жизнь за границей "получше и послаще". Потом вечно ноют, что их там не принимают за "своих", а кто их примет за своих, если они перебежчики, перекати-поле без корней. Самое дорогое в этом мире - традиция. Люди, оторвавшиеся от корней, традицию теряют.
Людмила Селенская23 мая 2014, 17:02
Дорогая Н.Н., не в бровь, а в глаз! Ваша проницательность очень приятна - изначально я задумала эту статью с названием "о неведомых зверьках" в ответ на высказывание известного деятеля о том, что ему неприятно ощущать себя неведомым зверьком - это он о политике России. Ну что ж, пусть ищет зверьков в зеркале, а я поняла, что никогда, никогда нас не поймут, и подстраиваться под чужие стандарты и чужое понимание - нелепо. В 15 лет естественно зависеть от мнения окружающих, но в 40 свое надо выработать. И не комплексовать по поводу того, что "скажет княгиня Марья Алексевна!" Да и здесь есть люди понимающие нас, интересующиеся и черпаюшие знания не только из программы Би-Би-Си.
Мольга23 мая 2014, 16:58
Спасибо автору.Вы правы,человек как и дерево,если без корней,то уже не дерево,а просто древесина...Главное на людей,других национальностей,смотреть с любовью,в душе не ставя себя выше других..А то говорить научились,а смотреть с любовью нет.
НН23 мая 2014, 14:56
Статья хорошая, живо и интересно написана. Мне показалось, что в ней можно обнаружить и двойное дно. Разве здесь, у нас, в России, нет таких типажей, которые никуда не уезжали, а ведут и чувствуют себя как иммигранты? Да сколько угодно! Каждый из нас может назвать не один десяток фамилий людей, которым стыдно не только за своих родителей (впрочем, о родителях они помолчат...), но и за страну, где родились и живут. Уезжать не хотят и/или не могут - где и кому они нужны!, кто их слушать-то будет, этих навальных, немцовых, венидиктовых и прчих гозманов). И если те под принявшую страну подстраиваются, то эти, наши (условно) всю страну под себя хотят приспособить, чтобы русский народ жил как в иммиграции (или аккупации).

ЛЮБОВЬ, должна Вас разочаровать: тех, кто уехал в большинстве своём из-за гонений (1-ая волна) - тоже не особенно-то уважали... И выживали они там с великим трудом, хотя по-французски говорили гораздо лучше, чем по-русски и культуру Западной Европы впитывали практически с молоком матери (кормилиц). Почитайте воспоминания - их много. Это в православии нет ни иудеев, ни эллинов (да и советская власть так народ воспитывала), а в остальном мире - всё не так беленько, чистенько и пушисто...
Спасибо, Людмила, за Ваши труды. Мне нравится Ваш хороший русский язык и внятность изложения. Помощи Божией Вам.
Фотиния23 мая 2014, 14:05
Спасибо за статью. Сама много лет живу не в России и все, описанное вижу каждый день. Свою семью отношу к интегрирующимся, но не ассимирующимся. Кстати, понять кто я и откуда мне помогла именно заграница. Как говорится, большое видится на расстоянии. А людей, которые отрекаются от своих корней, своей Родины и культуры, не уважают ни иностранцы, ни свои.
Ольга23 мая 2014, 13:43
Очень хорошая статья. Спасибо автору.
Нина Фатеева23 мая 2014, 11:33
Согласна! А еще лучше : где родился - там и пригодился. Правда , сама родилась в Карелии , а доживаю свой век в Украине...В СССР - все было родиной , ездил - куда хотел. Теперь - все стало сложнее...И на малую родину смотришь со страниц интернета. Но , не унываешь , т.к. - на все Воля Божия.
Любовь23 мая 2014, 11:04
Не уважают русских за границей не из-за этой ерунды, а видят что вы не из-за гонений за убеждения или из-за травли про которую писал Пастернак уехали а искали лучше и послаще жизни своим деткам и себе, А Россию как писал Л.Н. Толстой Вронский больше всего любил в Ницце.Л.Н. Толстой в этом как и во всем остальном хоть не врал.
Любовь23 мая 2014, 10:55
Тогда зачем вы поехали за границу? проще хранить свой язык и культуру на родине
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×