Как знать, возможно, через много лет, когда, наконец, придет осознания величия, общественной и духовной значимости отца Василия, которого при жизни с невероятным трепетом и почтением от мала до велика называли "батюшкой", одна из улиц Черкесска, в Покровском храме которого он прослужил без малого четверть века, будет носить его имя. А, может быть, установят памятник, в котором будет олицетворен не только блистательный образ духовника и миротворца, подвижника и поэта, но и найдет свое яркое воплощение ее величество мудрость во всей своей полноте.
Вновь и вновь обращаясь к образу отца Василия, с которым посчастливилось быть знакомым и долгое время общаться, осмысливая сделанное им во имя торжества жизни, его трудный, усыпанный острыми безжалостными шипами путь на этой грешной земле, на память приходит великая Марина Цветаева, словно о нем, об отце Василии, написавшая давно:
Два на миру у меня врага,
Два близнеца – неразрывно слитых:
Голод голодных и сытость сытых.
Близко знавшие отца Василия согласятся со мной: эти строки – суть яркой судьбы пастыря, каждый раз удивлявшего своим неистовым желанием быть рядом с любым человеком в его трудный час, помочь ему обрести себя, не растоптать под тяжестью жизненных обстоятельств все лучшее и возвышенное, присущее только человеку.
Да, действительно отец Василий всегда был на стороне обиженных и оскорбленных, согревал их теплом своего горячего сердца, никогда не скупился на искренние слова, идущие из глубины никогда не знавшей покоя души. И они доходили до людей, помогали им выстоять и достойно выдержать выпавшие на их долю испытания.
Пастырь был настоящим духовником, потому, что правда, которую он проповедовал во время службы или на исповеди, была суровой правдой его собственной жизни. За плечами батюшки были нелегкие годы детства и отрочества, жестокая войны, по огненным дорогам которой он, совсем еще юным, прошагал через всю страну до вражеского логова – Берлина. А затем долгие и, казалось, совсем беспросветные годы, нет, десятилетия, борьбы за право в условиях тотально торжествовавшего атеизма нести простым людям божественный и всегда вдохновляющий свет Иисуса Христа. Проповедовать заповедные истины бытия, помогающие людям оставаться самими собой, не совершать ошибок, расплачиваться за которые подчас приходится самым родным и близким.
Ярким, незатухающим пламенем веры и добра воскресает образ отца Василия в душах сотен людей, близко знавших его или только однажды встретившихся с ним. До сих пор не получается думать и говорить о незабвенном батюшке в прошедшем времени. И не мудрено: не каждый ведь человек, покидая земную орбиту, сходит с нее навсегда, навечно. Люди с такой уникальной судьбой, с таким характером, гражданской позицией, таким видением своей роли в жизни и обществе, как отец Василий, остаются среди нас, каждый раз напоминая нам, живущим, как важно, не уставая, творить на земле добро и щедро раздавать его людям. Иначе жизнь теряет свой изначальный смысл.
На протяжении своего нелегкого жизненного пути Василий Иванович твердо и последовательно исповедовал главный закон настоящего человека – закон непреложного торжества справедливости, веры и истины. Только при этом возможно сохранить святость души и искренность сердца. Вот почему до последних дней земного пути батюшки к нему нескончаемым потоком шли люди. Поделиться своими мыслями, поведать о своих горестях и печалях, попросить совет, найти, возможно, единственный верный ответ на вопросы, имеющие порой для человека значение первостепенной важности.
Отец Василий был неповторим. Будучи знаком с ним на протяжении многих лет, не раз был свидетелем, с каким уважением и неподдельной любовью относились к нему прихожане. Для них всенародно любимый батюшка был действительно посланцем Бога, островком благоденствия, чистоты и святости. Наиболее ярко и отчетливо эти черты отца Василия проявились в начале 90-х годов прошлого столетия, в период безвременья, когда в одночасье в обществе стали происходить процессы, негативно отразившееся позже на его нравственном климате. Разносторонне образованный, наделенный недюжинным интеллектом, постоянно пополнявший свои богатые знания пастырь часто повторял в наших беседах слова любимого им Льва Толстого: "Все люди одинаково разумные существа. И управлять ими может только то, что выше их, то, что мы называем совестью". Позже я понял: за этими словами не только позиция человека, но и его особое видение мира, не похожая ни на кого форма отражения собственного сознания, а отсюда – и неповторимый стиль отношения к людям, позволявший батюшке всегда оставаться простым и доступным.
Именно совесть – стержень души и характера отца Василия сделала его мудрым, праведным и святым. И не зря, наверное, предметом особой заботы отца Василия всегда был внутренний мир человека. Он не скрывал своей озабоченности морально-нравственным состоянием общества тех лет. В своих проповедях, которые всегда собирали много народу, он говорил о необходимости каждый день самосовершенствоваться, внимательно и бережно относиться друг к другу, напоминал, что дорогу к храму нужно прокладывать, прежде всего, через собственную душу. Только тогда вера обретает именно тот смысл, который и заложен в заповедях священных писаний, в сути самой жизни.
- Если человеку плохо живется, — не раз повторял в наших беседах батюшка, — то это оттого, что у такого человека нет веры. Это же бывает и с народами. Если плохо живется народу, то только оттого, что народ потерял веру.
Как никто другой, сполна познав хвалу и хулу, отец Василий всегда проповедовал все, что возвышает человека, делает его благородным и благоразумным.
Трудно и сегодня, спустя 10 лет после ухода из жизни пастыря, оценить его огромный вклад в дело сохранения мира и межнационального согласия в Карачаево-Черкесии в сложный период новейшей истории республики. Именно в это совсем непростое время, как никогда, православное и мусульманское духовенство многонациональной республики работало сплоченно и созидательно, дабы упредить возможность проявления крайнего радикализма в обществе, что наблюдалось и достаточно масштабно во многих регионах ставшей на путь демократического развития России.
Не раз приходилось уже писать: где бы и на каком бы уровне не происходили в те времена общественно-значимые мероприятия, на них неизменно рядом присутствовали всеми уважаемые благочинный православных церквей республики отец Василий и председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии, а позже и председатель Координационного Совета мусульман всего Северного Кавказа Исмаил-хаджи Бердиев. Их появление вместе вызывало чувство уверенности и спокойствия, осознания правильно выбранного пути многонациональными народами, стремящимися жить по основным канонам добра и мудрости. Гражданский и пастырский подвиг отца Василия нашел свое яркое выражение именно в титанических усилиях по сплочению народов Карачаево-Черкесии перед опасностью, прежде всего, духовного разобщения, укреплению монолитной дружбы и согласия, формированию общего дома, в котором всем и всегда будет тепло и уютно.
Безграничным был и навсегда остался авторитет и слово пастыря среди мусульман Карачаево-Черкесии. Отца Василия любили и почитали во всех уголках ставшей для него навсегда родной и самой близкой на свете Карачаево-Черкесии. И знали его не только как православного священника, но и миротворца, созидателя, хорошо понимавшего истинную цену мира и чистого неба над головой. Не это ли высочайшая награда за титаническую, не прекращавшуюся ни на одну минуту работу души, а способность предвидеть будущее, неизменно только светлым и счастливым.
При непосредственном участии отца Василия был построен не один православный храм в Карачаево-Черкесии, открыта первая в КЧР воскресная школа при Покровском храме и православный Свято-Сергиевский лицей (ныне гимназия). Но предметом особой заботы последних лет жизни батюшки, возможно, главным его детищем, стало восстановление разрушенного в 30-е годы прошлого столетия Никольского собора.
Пастырь рассматривал необходимость возведения некогда поруганного храма в рамках начавшегося в те годы активного процесса духовного возрождения не только православных христиан, но и всех народов республики. Не зря ведь говорят, что каждое культовое сооружение – есть памятник духа народа, в котором сконцентрированы его философия и жизненная стратегия, обозначен вектор поступательного развития. Храм или мечеть несут неизменно созидательное начало, сплачивают и объединяют людей, формируют психологию взаимопонимания и поддержки. Увы, к великому сожалению, отцу Василию не суждено было провести по праву первую службу во вновь отстроенном Никольском соборе, ставшем одной из заметных достопримечательностей в архитектурном ансамбле современного Черкесска. Но память о пастыре, его неистовой настойчивости помочь людям обрести себя на пути к святой вере живет теперь, и будет всегда жить в каждом перезвоне звонких колоколов Никольского собора.
Несомненно, особый интерес представляет богатое литературное наследие пастыря. В 2001 году Василий Иванович Афонин первый из священников Северного Кавказа был принят в Союз писателей России. К тому времени он являлся уже автором нескольких книг поэзии и публицистики, изданных в разные годы в Черкесске, Ставрополе и Невинномысске. Все написанное отцом Василием и оставленное нам как пророческое завещание – этого прекрасный мир, который каждый из нас постигает по-своему. Откройте любую книгу пастыря, и в каждой строчке вы обнаружите глубокую и чрезвычайно умную мысль автора. А главное – обнаженную донельзя искренность, заключенную в правде слова батюшки, в природе которой всегда оставаться самим собой и не при каких условиях не идти на сделку с собственной совестью. И как тут не вспомнить академика Дмитрия Лихачева: "Не буду ни уважать, ни любить поэта, как бы хорошо он не писал, если он марает свою честь корыстолюбием, низкопоклонством или иными бесчестными качествами...".
Несущая триумфальное жизнеутверждение, каждая строка отца Василия, устремленная в пространство и вечность, имеет сугубо общечеловеческое звучание. Обращено ко всем и каждому с призывом неустанно идти по тернистому пути диалога душ и сердец с огромным чувством ответственности за грядущее. Книги отца Василия, бесспорно, украсят любую библиотеку, а совсем скоро почитатели незаурядного творчества батюшки получат подарок – большой сборник пастыря, в который вошли как ранее опубликованные его произведения, так и доселе неизвестные широкой читательской аудитории.
Отец Василий… Феномен мудрости, неповторимая личность, человек-эпоха и человек-легенда, пастырь всепобеждающего добра и мира…. Это не эпитеты ради эпитетов, а тот редкий случай, когда все к месту и все оправдано. Все заслуженно и выстрадано горькой судьбой, тяжелыми жизненными дорогами, неустанным трудом, бессмертными деяниями во имя людей. Вот откуда сразу столько света, моментально врывающегося и разрушающего тьму безрассудства и равнодушия, мракобесия и подлости, предательства и губительной гордыни, когда звучит это святое имя – отец Василий. Имя, ставшее и навсегда оставшееся совестью своей паствы, своей эпохи и времени, законной гордостью народов Карачаево-Черкесии.