Остынь, творец духовных виршей!

    

В детстве мне посчастливилось стать свидетелем одной любопытной не стареющей сценки.

В редакцию заводской многотиражки явился молодой поэт. Он принес свои стихи. Заявил, что по ночам его посещает вдохновение. Спать в такие моменты он не может и работает, работает, работает, корпит… Поэт предложил редактору стихи о Родине. Тот внимательно прочел первое, затем – быстрее – второе. Следом мельком взглянул на прочие и обратился к автору:

– Скажите, а вы действительно в этом уверены? Ну, вот в этом? – и процитировал его четверостишье:

Моя ты Родина большая,
Тебя вовек мне не обнять!
Но хоть ты и такая большая,
Я постараюсь всё ж обнять.

Автор, услышав свое творчество из уст руководителя газеты, просиял:

– Конечно, уверен, чё там! Патриотическая тема – моя любимая!

Редактор поинтересовался, не читал ли автор патриотических стихов, например, Есенина или Волошина. На это писатель заявил, что читать ему некогда, он ведь на заводе работает. Редактор в ответ многозначительно промолчал, немного погрустнел и заключил, что публиковать эти опусы он не станет. Поэт насупился, сжал кулаки и гневно заявил, что в этой редакции сидят враги, которые ненавидят Родину. И, уходя, добавил, что так он этого не оставит и будет жаловаться в райком на весь коллектив многотиражки. За их заскорузлую ненависть к… патриотам.

Отчего-то эта сценка вспоминается мне всё чаще и чаще. Случай почти анекдотичный. Помните знаменитое «чукча не читатель, чукча – писатель»? Так вот наша современность подобными писателями изобилует. Жаль, что читателями – не очень. Масло в бушующий «писательский» огонь подливает и долгожданная свобода печати. Если раньше редактор мог осмелиться не пачкать высокое чувство советского патриотизма ляпами дилетанта из формовочного цеха, то сейчас терпимость редакторов, лояльность к бездарности и пошлости заставляют читателей стискивать зубы и терпеть, когда графоманы прикасаются своими тупыми перьями к теме духовности, церковности и к тому же патриотизму.

Уж если ты решился заняться творчеством, то учиться просто необходимо. Учиться, читая мастеров, исследуя их произведения.

Несмотря на то, что по всей стране почти развалились литературные консультации, учиться литературе всё равно возможно. А уж если ты решился заняться творчеством, то учиться просто необходимо. Учиться, читая мастеров, исследуя их произведения. Советская и русская литература имеет богатейший опыт профессионального искусства. И часто стихи поэтов, не считающиеся духовными, куда как духовнее творчества православных рифмоплетов. Достаточно открыть томик стихов нашего земляка Жигулина, прочесть его «Воронеж, Родина, любовь» – и сразу станет понятно, что эти стихи гораздо православнее и патриотичнее многих, которые позиционируются как православные и патриотичные. Читать, наслаждаться творчеством поэтов XX века – это удовольствие! Православные поэты, попробуйте, сами убедитесь. В нашей литературе есть Кедрин, Заболоцкий, Гумилёв, Твардовский, Рубцов, Кузнецов, Прасолов… О Державине, Жуковском и Пушкине я вовсе промолчу.

Представляете, каково бывает недоумение человека, который любит творчество перечисленных поэтов, читать такое:

Пока я жив, сияй, лампада,
Свети во мрак земного зла,
Твой свет – скорбям моим отрада –
Укажет путь в чертог Добра.

Каково?! Это опубликовано в одной современной православной газете, в одной из многих. Автор получил отраду для своих скорбей, они стали радостнее. И ладно бы, но отчего-то вспомнилась коллекция рифм нашего известного сатирика: ботинки – полуботинки, брат – двоюродный брат, пятьдесят рублей – восемьдесят рублей. Такого духовного поэта даже пародировать не надо, он сам себя пародирует. Его стихи можно читать со сцены, объявив залу, что начинается вечер пародии на духовную литературу. Зрители будут в восторге.

Стихотворение про лампаду продолжается:

Ты путеводною звездою
Ведешь хребтами скал земли,
Согрев живящей теплотою
Холодный мрак немой души.

Покойный ныне писатель-пародист Александр Иванов однажды сострил:

…И я шепчу дрожащие губами:
Велик могучим русский языка!

Эти стихи – из возвышенных сфер… И что? Элементарные правила стихосложения там уже не властны?

(Живи Иванов сейчас, он бы остался без работы: авторы пишут и издают не стихи, а всё больше готовые смешные пародии.) Возможно, что поэт-лампадочник уже дорос в своем творчестве до альпинизма по «хребтам скал земли», возможно, следуя его логике, он и в гастроном ходит «бордюрами тротуаров квартала», однако ему всё равно полезно было бы поучиться ну хотя бы у поэта Цветика из «Приключений Незнайки». Помнится, Цветикова литконсультация сотворила с Незнайкой настоящие чудеса. Незнайка тогда уяснил элементарный урок о том, что такое рифма: книжка – шишка, печка – свечка. Во всяком случае, его стишки про соседей выглядят куда как эстетичнее и профессиональнее творчества многих наших «духовных» писак. Урок Цветика показал Незнайке, что нельзя считать рифмой словосочетание «палка – селедка», хотя и оканчиваются эти слова одинаковыми звуками. Впрочем, «земли – души» – это ведь из других, возвышенных сфер… И что? Элементарные правила стихосложения там уже не властны? Так или иначе, но мне жаль, что книга замечательного детского писателя Николая Носова не досталась этому смешному автору в свое время и человек вошел в возраст вовсе без чувства прекрасного.

Вообще воспитанию в современных детях чувства прекрасного, умения ценить настоящее творчество нужно уделить особое внимание. Мое поколение в этом плане счастливое. Для нас издавались стихи Сергея Михалкова, Льва Кузьмина, Агнии Барто, Самуила Маршака и прочих грамотных соотечественников. О них, разумеется, не говорилось, что они православные, что их поэзия духовна. Однако уроки их литературы воспитали не один десяток значимых православных фигур современности. Какими же стихами воспитываются современные малыши? Открываю первую попавшуюся центральную православную газету. Рубрика «Детский уголок». Цитирую фрагмент:

У него такие глазки,
Словно звездочки в ночи,
У него такие губки,
Словно розы лепестки.

Мое поколение счастливое: для нас издавались стихи Михалкова, Льва Кузьмина, Барто, Маршака…

Мама-поэтесса так пишет о своем ребенке. Пошло? Нет. Скорее страшно. Пошло – это «любовь – кровь – вновь – бровь – морковь». А данные строки не подлежат, на мой взгляд, никакой классификации, потому что здесь нет ни творчества, ни тем паче искусства. Но одни люди это печатают, а другие-то – читают. И читают детям! Вместо Пушкина и Бажова, вместо Носова и Линдгрен, вместо Заходера и Барто! Естественно, что ребенок, познающий литературу по таким строкам, вырастет с искаженным чувством прекрасного, если вообще это чувство у него разовьется. Впрочем, возможно ведь, что где-то в подсознании у этой поэтессы всё-таки живет любовь к своему ребенку. Всё спасение в надежде, что в семье этой писательницы действует старая мудрость:

Кропает для детей стишочки,
Печет их – за строкой строка.
Но собственным сынку и дочке
Читает только Маршака.

С исчезновением былого могущества Союза советских писателей всякий, кто научился держать в руках шариковую ручку, может высказываться в литературных масштабах. А нужно ли это? Ведь на фоне современных признанных духовных литераторов подобное творчество видится убожеством, грязью, мерзостью. Не верите? Попробуйте прочесть хотя бы приведенные отрывки после духовных стихов Михаила Гусарова или Веры Часовских, после прозы Ивана Шмелёва или Ярослава Шипова – убедитесь.

Православие – это даже не советский патриотизм. Эта штука гораздо глубже и фундаментальнее. Православие – это драгоценный алмаз. Он уже огранен нашим Спасителем. За него заплачено Божественной кровью. Для того чтобы эту великую ценность нести людям, нужно быть мастером, ювелиром даже не среднего звена. В обществе мнение о православных как о глупых, безграмотных мракобесах как раз и культивируется такими вот духовными поэтами. Подобные «духовные стихи» – преступление против Церкви Христовой. И преступление усугубляется тем, что автор, не успев начаться, уже закоснел и стал «классиком» в своем узком кругу.

Беда в том, что графоманские «духовные стихи» из-за их возвышенного настроя не каждый отважится критиковать.

Учиться литературе можно и теперь. В наше время еще живут и творят немало признанных литераторов, в том числе и работающих в духовном ключе. Общение с ними, их советы помогут состояться начинающему автору, при условии, что он хочет учиться, расти и нести обществу Свет Христов. Беда лишь в том, что графоманы под соусом из Православия и духовности, который из-за его возвышенности не каждый отважится критиковать, подают себя – гениальных и великих. Хотя говорят, что пытаются своей писаниной осчастливить людей. В этом случае, чтобы стать полезным на духовной ниве, у рифмоплета есть один проторенный путь. Его обозначил наш современник – воронежский поэт. Советую прислушаться:

…Но снова корячимся, лезем из собственной кожи,
По душам – по трупам стремимся в бессмертье шагнуть.
И в том до смешного мы все друг на друга похожи.
Но смоют дожди нас, как с окон липучую муть.

Так было всегда. Но всегда может быть еще хуже –
Тщеславье и зависть во всей выступают красе!..
Оставь свое поприще, разгениальнейший друже,
Картошку пожарь себе. Станут счастливее все.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Переводчик «Несвятых святых»: «Главное — передать мурашки!» Переводчик «Несвятых святых»: «Главное — передать мурашки!» Переводчик «Несвятых святых»: «Главное — передать мурашки!» «Главное — передать мурашки!»
Беседа с переводчиком «Несвятых святых» Дж. Лоуэнфельдом
Мы беседуем с Джулианом о России, русской культуре и Православии. Беседуем по-русски.
Скажи мне, кого читаешь Скажи мне, кого читаешь
Людмила Селенская
Скажи мне, кого читаешь Скажи мне, кого читаешь
Людмила Селенская
Как человек впечатлительный, я заболевала каждой яркой книгой. На неделю-две я усваивала образ мыслей писателя и нередко отождествляла себя с главными героями, и благо мне было, если сочинение затрагивало возвышенные струны души.
Оптинские старцы о литературе Оптинские старцы о литературе Оптинские старцы о литературе О литературе
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Литературные взгляды Оптинских старцев и их исполненные мудрости оценки творчества русских и мировых писателей позволяют нам составить правильное, духовное представление о литературных произведениях и звучат для современных литераторов как духовное завещание и напутствие.
Комментарии
Иван Х.11 июля 2014, 21:47
Вступлюсь за бабушек!
Мы столько номеров телефонов, грязных подробностей жизни звёзд, свежих сплетен и имён футболистов не знаем, сколько каждая вторая бабушка может припомнить народных и советских песен, классических стихотворений. Они жизнь прожили, а мы их в чернь и отбросы записываем!
Литературные обноски - старикам, культурные, материальные (льготы и гроши пенсий) объедки - всё им.
А что же мы тогда косо смотрим на наших детей, сыплем умными фразами про потерянное поколение и так далее, если сами также по-хамски относимся к старшим?
Если ты не ценишь связь с прошлыми поколениями (это я и про себя говорю в том числе), ты недостоин культуры в настоящем. Твой удел - сникерсы, молодёжные "фильмы" Бондарчука, Сердючка и ДОМ 2.
Что уж удивляться и сокрушаться по поводу православного литературного шлака, когда бескультурье разлагает весь народ.
Менестрель10 июля 2014, 16:03
Наталия,

«Преступление против Церкви» - это цитата из комментируемой статьи.

Да, субъективизм и произвол редакторов существует, но это все-таки не повод для того, чтобы из жалости к рифмоплетам публиковать все подряд.
Наталия10 июля 2014, 13:35
Менестрель:
«Действительно, низкопробное «православное творчество» - это не просто графоманство, а преступление против Церкви».
Очень похоже на то, что это утверждение содержит много возможностей для вольной трактовки и злоупотреблений.
Толик 9 июля 2014, 18:58
Менестрель:
не, не, не... Зачем Вы так?)
Речь в комменте только о стихах на религиозную тему шла, которые поэты/непоэты - выкладывают, издатели - одобряют/неодобряют, читатели - читают/нечитают. Причем здесь "матершина в искусстве" и чьи-то "... любимые аргументы"?

А..., "проблема"..., - наверное, она в том, что по себе сужу, - есть два любимых поэта, - почти всё у них нравится; кое-что нравится еще у некоторых, не многих. Правильнее сказать - "нравилось". К своему стыду, даже и их не перечитывал давно уже. Теперь просто прохожу мимо поэзии.
Но..., а кому-то - нравится, наверное. Типа, самим поэтам, ежели написали; издателям, ежели напечатали; читателям, ежели читают.
И потом, заметьте, - "Церковь должна в равной степени ориентироваться на вкусы и интересы молодежи и интеллигенции" - не я это написал.) Но прочитал... и... промолчал. А звучит это уже совсем как-то... не очень-то... - в свете Вашего нового коммента.)
Менестрель 9 июля 2014, 14:37
Толик:

А это как раз любимый аргумент бездарных сочинителей (как и сторонников матерщины в искусстве): «Не нравится – не читайте / не смотрите».
Автор статьи показал, «в чем и чья это проблема». Если Вам все еще непонятно, это уже другая проблема.
Ирина 9 июля 2014, 11:32
Статья замечательная !О наболевшем!
Толик 8 июля 2014, 18:58
Менестрель
Не понял, в чем проблема и чья это проблема?)
- Если люди хотят писать, - пусть пишут. Вам жалко что-ли?);
- Если читатели не хотят читать, - пусть не читают.);
- Если издатели не хотят публиковать, - пусть не публикуют.)
Вроде бы всё по честному.
Чем и кем Вы недовольны?)
Менестрель 7 июля 2014, 23:22
Действительно, низкопробное «православное творчество» - это не просто графоманство, а преступление против Церкви. Горе-поэтам лучше заняться чем-нибудь другим, а не лепить безграмотную халтуру, вызывающую насмешки со стороны профессионалов, далеких от Православия.
Очень удачное выражение – поэт-лампадочник. Трудно назвать по-другому бездарных стихоплетов, пишущих о лампадках, свечках и иконках без намека на свежесть, поиск новых образов, изящество слога и грамотность. Получается, что «православная поэзия»– это дежурное «благочестивое» сюсюканье и набор слащаво-приторных штампов. Печально, что и мужчины пишут в таком «бабьем» стиле.
Среди православных почему-то считается (и не только в поэзии), что «православный» значит автоматически «хороший». Православие не заменяет профессионализма, хорошего вкуса и упорной работы.
Странно выглядят призывы некоторых комментаторов оставить псевдохудожественный хлам для умиления «приходских бабулек». Если ориентироваться только на них и потакать «старушечьему» вкусу, тогда не надо удивляться тому, что в Церкви мало молодежи. Церковь – это не вотчина «бабулек», для «умиления» которых, кстати, уже публикуется достаточное количество материала и тратятся значительные средства. Церковь должна в равной степени ориентироваться на вкусы и интересы молодежи и интеллигенции, и для этого публиковать не абы что (лишь бы с православным антуражем), а произведения, которые обладают художественными достоинствами и не являются надоевшей банальностью.
Наталия 6 июля 2014, 13:42
Непреодолимая пропасть действительно была. Но появилась данная статья, и непреодолимая пропасть пропала.

Магомет 4 июля 2014, 22:17
Наталия не видит непреодолимой пропасти между стихотворением Ломоносова и тем, которое анализирует автор статьи.
- "Да все правильно, просто это не стихи. Не поэзия". Не понимает, - пишет Марина Бирюкова.
Ох, не понимает. И ведь действительно, не объяснишь, хоть разбейся.
А статья полезная. Хотя люди со вкусом знают проблему и без этой статьи, а графоманам, как видно по комментариям, объяснять бесполезно. Только сильнее ополчаются.
Наталия 3 июля 2014, 22:30
Продолжение предыдущего поста.
В стихотворении Ломоносова рифмы первой строфы находятся не на конце строк, а в их середине: вкруг - зуб; на столпах - вереях. В стихотворении "Лампада" тот же прием, рифмы следующие: сияй - скорбям; во мрак - Добра.
Вторая строфа у Ломоносова не симметрична первой по структуре, так как в ней всего три строки, а не четыре.
В стихотворении "Лампада" вторая строфа также асимметрична первой, но не по структуре, а по жанру: ее первые три строки стилизованы как ода 18 века, а четвертая, которая заканчивает стихотворение, скорее характерна для романса.
Наталия 3 июля 2014, 11:45
В стихотворении "Лампада" есть отражение поэтического творчества эпохи Державина и Ломоносова:

***
Поставлен на столпах высоких солнцев дом,
Блистает златом вкруг и в яхонтах горит;
Слоновый чистый зуб верьхи его покрыл;
У врат на вереях сияет серебро.
Но выше мастерство материи самой:
Там море изваял кругом земли Вулкан,
И землю, и над ней пространны небеса.
(М.В. Ломоносов, 1747).

А вот о Г.Р. Державине: "Современному человеку читать Державина трудновато. Его произведения кажутся громоздкими и тяжеловесными. Но таков поэтический язык допушкинской эпохи. Это русский язык еще неустоявшийся и пестрый, еще не приведенный в гармонию. Он насыщен формами и оборотами, которые шли из старины". Источник.
Димитрий 2 июля 2014, 23:25
Жестко до глумления. Увидеть проблему со всей тонкостью это как почувствовать позыв к стихотворчеству. Но писать критические статьи талантов десять нужно получить, а для стихотворчества и от двух можно начать управляться... Такая мысль.
Сергій 1 июля 2014, 16:23
Тринадцать лет Ваш покорный слуга редактировал поэтическую страницу на одном из Интернет-порталов. Чего только не доводилось читать и о чем только не доводилось спорить с авторами и комментаторами. Однако одно правило в редакционной коллегии соблюдалось неукоснительно: никогда и ни при каких обстоятельствах не глумиться над слабыми стихами и стихотворцами. Тем более – публично. И если по каким-либо причинам опубликованные стихи удалялись со страницы, редакционная коллегия считала своим долгом в личной переписке объяснить причину, а иногда - и предложить свою помощь. Случались чудеса, и стихи "росли".
Марина Бирюкова30 июня 2014, 23:27
И я тоже хочу сказать спасибо. Плохие "православные" стихи - это просто бич нашего времени. К сожалению, поэзия такая штука... если человек не понимает, что она такое, то объяснить очень сложно. Тут уж - или слышит человек, или нет. А тому, кто не слышит, кажется, что поэзия - это изложение неких правильных мыслей и чувств в рифму и в размер. К нам в редакцию эти опусы несут, конечно, как и во все редакции епархиальных и просто православных СМИ, но мы-то их, слава Богу, не печатаем. Объяснить только вот трудно бывает иному стихотворцу, почему. "Ну что не так?! Ну что у меня неправильно??!!!" "Да все правильно, просто это не стихи. Не поэзия". Не понимает.
Беда в том, что мы не знаем поэтов, настоящих, подлинных, ныне живущих или совсем недавно ушедших.Многие ли знают, например, Алексея Решетова? А Ефима Бершина? Совсем недавно ушедшего Игоря Меламеда? Ларису Миллер? Светлану Кекову?Анатолия Кобенкова - сама вот только с ним познакомилась?Аркадия Кутилова с его страшной и поучительной судьбой и поразительными стихами?.. Их книг не купишь в книжных магазинах, там лежит то, что продается. А чтоб искать в интернете, нужно знать, кого ищешь. Я не ставлю себя в пример, нет,я тоже многих не знаю! Что делать? Искать, узнавать и учиться - не писать, нет!- отличать настоящее от ненастоящего.
Елена30 июня 2014, 18:57
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка...
...........................
... А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. А. Заболоцкий


Не тем себя Сиянье возвеличило,
Что светит в безпредельной высоте,
А тем, что добровольно ограничИло
Себя росинкой на листе.

Рабиндранат Тагор.

Иота Христолюбов30 июня 2014, 18:41
Дело не в том, что плохо пишут, а в том, что не понимают православия и пишут либо бред, либо христианские стихи, это в лучшем случае. Но, ведь, и возразить нельзя, т.паче, критиковать. Сколько православных поэтов у нас сейчас, подумать страшно! Особенно на Стихи.ru, почитайте и убедитесь.Хочется выразить себя в стихах, садятся и пишут "духовные" стихи вместо того, чтобы изучить вопрос, прежде чем писать, а о том, что это читают не только православные, никто не задумывается. О духовности говорить не приходится, когда на лицо глумление, или насмешка над верой.
Елена30 июня 2014, 18:32
Спасибо автору статьи. Наболело. Подходить в церковной лавке к полке с книжками для детей горько. И ведь то, что напечатана пошлость под маской детской литературы, не объяснишь тем, кто эту литературу закупает и предлагает для чтения. Категория пошлости четких критериев не имеет.
Хорошо, что сейчас стали переиздаваться старые "недуховные" книги для детей, что появились в храмах народные и авторские сказки, сказы, стихотворения Жуковского, Блока, Есенина, Чехова, Бажова, Катаева... Прекрасный язык, простая форма, глубокая идея питают душу ребенка красотой, добротой, развивают чувство прекрасного и чувство нравственной правды. Ну а авторам постихушек, наверное, нужно прямо говорить о некачественности их текстов, хотя по опыту знаю, что не поверят этим словам. Но это уже их дело, а дело редактора, рецензента, коллег не называть черное белым, не лгать.
Татьяна30 июня 2014, 18:27
Браво! Неуклюжие, да еще и с претензией на духовность, вирши графоманов, действительно, коробят и не вызывают ничего, кроме жалости к авторам и внутреннего неприятия. И пишут вроде о добром и высоком, а эффект обратный - всё не так как-то, обман, профанация...
Нужно найти такие слова и так их соединить, чтобы стихи затрепетали живой мыслью,чувством, п о л е т е л и от сердца к сердцу. А в отборе этом и всяких комбинациях - тайна великая есть,для этого надо Боженькой быть хоть немного поцелованным...
Галина Б.30 июня 2014, 15:32
Да, и еще хотелось бы добавить о могуществе Союза писателей (не к ночи будь помянут). Там могли застолбиться такие "таланты", причем официально, что уж вреда бывало и поболе. Прочла недавно случайно Тендрякова "Командировка". Такая невнятица. А тема-то о поиске смысла и Бога. Понятно, время было безбожное, возможно, заказ: не ходите и не ищите, все здесь, стройте коммунизм и будьте довольны. Но в школе изучали, спектакли ставили, кино снимали. Куда там бедному поэту с "лампадой", нанесшему вред нашей духовности.
Галина Б.30 июня 2014, 15:03
Все правильно. Согласна и с автором и с комментариями. Но, пожалуй, на несколько градусов пониже надо бы. А уж слово "преступление", простите, совсем не в тему. Графоманство - занудная вещь, почти болезненная, но на преступление не тянет. Замечательно, что у вас есть вкус и литературное чутье. Не нравится - не читайте. Тем более есть что почитать. Вы же поняли, о чем хотел сказать своими стихами о лампаде тот бесталанный поэт. Ну, напечатали и напечатали. Может приходские бабульки прочитают и умилятся. Им уже поздно литературе учиться и вкус прививать.
"Не стреляйте в пианиста.."
Бог в помощь всем.
al30 июня 2014, 14:48
Как бы с такими статьями не убить в достойном человеке веру в самого себя. Те, кто сейчас пишут "плохо", не значит, что в будущем не научатся. А такие статьи направлены на то, чтобы подкосить и то, что осталось. Читайте типа Пушкина, новые нам не нужны - и учиться даже не надо.

p.s. приведенные стихи в конце уж точно к православию никакого отношения не имеют. Как говорится, пусть сам себе картошку жарит.
Л.С.30 июня 2014, 13:25
ПРиведу цитату из "Низкого жанра" Вячеслава Пьецуха:
"Если бы мы читали Белинского, то нам, например, было бы ясно, что литература — это не «невинное и полезное занятие… для успеха в котором нужны только некоторая образованность и начитанность», что «творчество есть удел немногих избранных, а вовсе не всякого, кто только умеет читать и писать», и тогда мы, возможно, избежали бы того недуга, какой во времена Белинского только-только приобретал хронические черты. «Теперь же пишут и сапожники, и пирожники, и подьячие, и лакеи, и сидельцы… — в свое время подметил он, — словом, все, которые только умеют чертить на бумаге каракульки. Откуда набралась эта сволочь? Отчего она так расхрабрилась?» Отвечает на эти вопросы Белинский так: все дело в том, что, во-первых, за «каракульки» деньги платят, и они — самое доступное средство от бренности бытия, а во-вторых, «каракульки» у пирожников на поверку выходят ничуть не хуже, чем у «огромных авторитетов», и это, конечно, вводит людей в соблазн."
Марина Горчакова30 июня 2014, 13:00
Графомания - явление опасное для жизни (не графомана, разумеется, а всех, кто с ним соприкасается). Графоман изобретателен и агрессивен, он, как вампир, питается редакторской кровью.А православный графоман опасен втройне, потому что он не видит на своём пути никакого сопротивления, беспрепятственно и победоносно шествуя по страницам православных изданий, пользуясь деликатностью и человеколюбием их сотрудников. Попробуй ему возразить - и будешь записан во враги православия, обвинен в в отсутствии христианской любви и т.д. Не многие поэтому решаются возражать. И цветёт поэтому околоцерковная графоманская братия пышным цветом...
Марина
Екатерина30 июня 2014, 12:02
Наконец-то! Спасибо большое!!! Еще бы хотелось услышать тактичный критический обзор православных писательниц, хлынувших в книги и интернет со своей слащавой прозой.
Татьяна30 июня 2014, 11:27
Спасибо, батюшка!
Узнала себя в ваших героях )
Давно сомневалась в своих "духовных" стихах. Вроде, и пишешь искренне. А получается на выходе слабое нелепое произведение. Удалила лишние. Если есть время, посмотрите, пожалуйста, мою страницу. www.stihi.ru/avtor/tacitata
Лев30 июня 2014, 10:11
Раньше, с появлением православных документальных фильмов,был в поиске познания глубины православия, а сейчас уже не хочется смотреть. Так и хочется крикнуть,остановитесь! Оставьте в покое наших святых! Не выискивайте, не плодите "новых старцев". Как дикие стада гоняются по Руси паломники, так и могилы святых затопчут, растащат! Мощи святых уже растащили частичками по всей Руси! В язычников превращаемся!
Придет антихрист и все автобусы с паломниками повернут к нему за чудесами!
"Царствие Божие внутри вас есть!"
Елена30 июня 2014, 10:04
Прекрасная статья!
Хорошо бы еще сделать критический обзор современной детской православной прозы.
Вера30 июня 2014, 09:41
В точку! У меня маленький ребенок, столкнулась с проблемой - нет нормальной детской литературы. Стихи Барто, Маршака приходится как в "лучшие" годы дефицита добывать, ездить по всему городу. На полках книжных магазинов горы бреда, который и взрослым понять сложно, а ребенку в вовсе не объяснить, все про каких-то человечков на Луне, монстров, мутантов, а на книге стоит знак 0 . Я думаю, издателям тоже иногда не мешает поучиться.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×