Православный календарьПравославный календарь
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.

Религиозный человек — кто он?

"Толковый словарь" с Юрием Пущаевым

    

Русский философ-славянофил Иван Васильевич Киреевский сказал, что «человек – это его вера». Но кого можно считать верующим или религиозным человеком? Что вообще это значит – быть религиозным, и откуда взялось само слово «религия»?

С этой статьи мы в рубрике «Толковый словарь» начинаем разбирать и латинские слова. Латинский язык тоже очень важен для Православной Церкви. Как и древнегреческий, это язык Священного Писания. Знаменитая Вульгата, переведенная Блаженным Иеронимом, написана в конце 4 – начале 5 века после Рождества Христова. На латинском языке писали многие отцы Церкви: Тертуллиан, Августин, Лактанций, Иоанн Кассиан Римлянин и другие. Многие слова в русском языке, важные для христианской религии и религиозного сознания, восходят к латинскому языку. То же слово «религия», например. Или «семинария», «конфессия», «культ» и т.д. Поэтому латинский язык наряду с церковнославянским и древнегреческим всегда преподавался в духовных школах (академиях и семинариях) Русской Православной Церкви. Более того, само преподавание в семинариях в нашей стране велось на латинском языке вплоть до 1820–1830-х гг.! Лишь позже в семинариях полностью перешли на русский язык.

Также из латинской лексики берут свое происхождение слова, которые обозначают важные и актуальные явления, отношение к которым сегодня далеко не безразлично для церковного сознания: либерализм, фанатизм, секулярность, толерантность, интеллигенция, мораль, цивилизация, культура и т.д. Все эти слова тоже пришли из латинского языка.

Начнем же мы латинский Толковый словарь со слова «религия». Думаю, это будет логично.

Существует несколько теорий о происхождении или этимологии слова religio(еще это слово имеет в латинском языке такие значения как совестливость, благочестие, благоговение, святость и даже сомнение). Каждая из них по-своему интересна и позволяет лучше видеть в феномене религии и религиозности разные смысловые грани.

Итак, еще знаменитый римский оратор и политик 1 в. д.н.э. Цицерон производил religio от глагола relegere – вновь собирать, посещать, перечитывать, опять осуждать и обдумывать. Вот что он говорил в своем трактате «О природе богов»:

«Те, которые над всем, что относится к почитанию богов, усердно размышляли и как бы перечитывали (relegerent), были названы религиозными (religiosi)».

Если согласиться с таким толкованием и такой этимологией, то тогда религиозен тот, кто относится к Высшей Силе с особым почтением, благоговением и вниманием, кто постоянно думает о Ней и возвращается к ней в своих мыслях, регулярно читает и перечитывает священные книги. То есть, в феномен религиозности обязательно должно входить глубокое почтение и благоговейное отношение к Тому, в Кого и во Что веришь.

Другая, очень известная этимология слова religio принадлежит западному христианскому писателю и оратору Лактанцию (250 – 325). Он считал, что слово «религия» происходит от глагола religare – «связывать», «соединять». Поэтому Лактанций определял религию как «союз благочестия» человека с Богом, благодаря которому человек находится в соединении с Богом:

«С тем условием мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия… Так имя “религия” произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека».

Это толкование указывает на самое, пожалуй, существенное в религии, на то, что это реальное соединение или союз Бога с человеком. Оно устанавливается самим Богом, поскольку этим союзом благочестия Сам «Бог соединил с Собою человека». Значит, подлинная религия основана на Божественном Откровении, а не на просто человеческих открытиях. С другой стороны, это и реальная экзистенциальная связь, раз в этом союзе человек на деле, в своей жизни и в своем сердце должен повиноваться и следовать Господу.

В целом же два этих этимологических толкования феномена религии и религиозности хорошо дополняют друг друга. Получается, если исходить из латинского языка, что религиозен тот, кто стремится к благочестивому соединению или союзу с Богом, который невозможно представить без благоговейно и максимально почтительного отношения человека к Богу и Небесным Силам.

Юрий Пущаев

Источник: Фома.Ru

16 августа 2015 г.

Рейтинг: 4.5 Голосов: 41 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анастасия Самохвалова 9 октября 2016, 00:51
Только ли это обозначает религиозного человека? А как же добрые дела, забота о ближнем...?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Юрий Пущаев

Новые материалы

Выбор читателей

×