Апостол сказал об определенной категории древнееврейских граждан – их бог есть чрево (Фил 3:19). Логика тут предельно простая: кто чему служит, тот тому и раб. Каков бог человека нетрудно понять по тем целям и задачам, которые человек определяет для себя как приоритетные. Ради чего он трудится, тратит свои силы, время, способности. В чем он видит для себя наибольшую радость, к чему стремится всеми силами души и тела. Дело в том, что Бог для человека это, прежде всего – господин, тот, кому мы служим. Если Бог – Христос, тогда мы служим Ему тем, что стремимся все свои мысли, слова и поступки подчинить Евангелию, в каждом своем проявлении стараемся походить на Христа. И наиболее ярким образом это служение будет выражено в молитве, в стремлении к общению с нашим Богом. Такими должны быть приоритеты в жизни каждого христианина.
Но кому мы служим на самом деле? Не в умных и правильных рассуждениях, а в своей повседневной обыденности?
Увы… здесь раскрывается огромный спектр самых разнообразных богов, в служении которым любому человеку будет неловко признаться даже самому себе. Причем, «чрево» среди этих богов занимает далеко не самое главное место. Хотя, конечно, есть на свете люди, смысл жизни которых, в конечном счете, действительно, сводится к стремлению поесть с удовольствием. И неважно, какую конкретную форму это стремление принимает в каждом случае. Кто-то оказывается наверху блаженства, когда поедает ночью кусок колбасы, не отходя от холодильника. Кто-то видит себя счастливым за столиком хорошего ресторана с изысканной кухней – лобстерами, оленьими медальонами, фуагра и дорогим вином из длинного списка в винной карте. А кто-то, возможно, целую неделю работает в офисе, согревая себе душу мыслью о субботних шашлыках на природе под банальные водочку или пивасик.
В самом по себе желании вкусно поесть, конечно же, ничего плохого нет. Но вот вопрос – а что же в этой жизни радует человека сильнее, чем такая радость от вкусной еды? Здесь может открываться целый ряд богов, которым люди готовы служить.
Для кого-то это могут быть путешествия, возможность взять билет на самолет, и через несколько часов уже в совсем другой части света наслаждаться свежими впечатлениями. Для кого-то это покупка нового автомобиля, который он давно уже мечтает приобрести, откладывает на него деньги, и уже сейчас, заочно любит так сильно, что видит его во сне и желает больше, чем любимую женщину. А для кого-то таким богом может оказаться как раз – любимая женщина.
Радости могут быть и более утонченными: театр, поэзия, музыка, вообще – искусство во всех его проявлениях. Для людей с аналитическим складом мышления главной радостью в жизни может стать математика или шахматы.
Молитва же зачастую воспринимается современным христианином как некая тягостная, но необходимая обязанность, которую следует выполнять, что называется – «по регламенту».
Вывод тут, на мой взгляд, простой, но весьма важный. Есть радости тела, есть радости ума, есть радости сердца. И если хотя бы какая-то из них перекрывает для человека радость от общения с Богом в молитве, значит, эта радость и есть – его настоящий бог. Или, проще говоря – идол. И, как это ни печально признавать, но признать все же надо. Потому что иначе, без признания этого перекоса в понятиях и ценностях, по-настоящему полюбить молитву – а значит, и Бога – вряд ли получится вообще.