4 августа ( 22 июля ст.ст.) 2016 г., на день памяти Почаевской иконы Божией Матери, на 101 году жизни преставился ко Господу Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин).
Старец Иеремия был удивительной и яркой личностью среди современного православного монашества. И не только потому, что был старейшим игуменом на Афоне. Он воистину был подлинным духоносным старцем, благодаря которому и в наше время сохраняется возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.
Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) была преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в благочестивой православной казачьей семье.
Его детство припало на годы богоборческой революции и гражданской войны. В конце 1920-х годов его отца арестовали как «кулака». В то время у него уже было плохо со зрением. Старший сын Иван предложил себя вместо престарелого отца, чекисты забрали его и посадили в тюрьму. Вскоре, в 1928 или 1929 году всю семью Алехиных «раскулачили» и отправили на Урал, в Верхнекамский округ Пермской области. Довезли до Соликамска, а отсюда на баржах их переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Всего баржа доставила около 100 человек. Много было детей. Вокруг – ни одной избы, кроме домика у пристани, где жило начальство. «Абсолютно глухое место. Вышли на берег, перекрестились и стали обживаться, сами построили себе избушки из сосен и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода по прибытии на место ссылки от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там ее и похоронили, на пристани. Много детей поумирало». Отец и старшие братья приняли решение совершить побег. Стали переправляться через Каму, но тут их заметили и открыли стрельбу. После побега их с отцом и братьями разделили. Отца он больше никогда не видел. Братья позднее снова совершат побег и своим путем будут добираться до Мариуполя.
Иакова Алехина поместили в лагерь. Господь умягчил сердце начальника караула: он дал юноше 3 рубля, чтоб оплатить переправу, и выпустил на свободу. Перебравшись на тот берег уже ночью, Иаков увидел там каплычку (часовню), залез в нее и переночевал. Но на утро его нашли комсомольцы. Они хотели было сдать беглеца обратно в лагерь, но пожалели и отпустили.
Пешком шел на родину, пробираясь проселочными дорогами от села к селу. Просил милостыню. «Три года скитался, – рассказывает старец, – пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за все Господу!».
Будущий старец несколько лет скитался, пешком добирался в родные края, на Украину. Устроившись в 1935 г. простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, он не пожелал отречься от веры и вступить в компартию, открыто засвидетельствовав, что является православным христианином. За это снова подвергся угрозе преследований и ареста. С приходом же немцев в 1941 г. был насильно угнан на тяжелые работы в Германию.
Отец Иеремия разсказывал, что немцы устроили в оккупированном Мариуполе облаву на молодых людей. Собрали человек 100, поселили в лагерь и потом вывезли в Германию в вагонах для скота. Среди них оказался и 26-летний Иаков Алехин. В Германии их привезли в маленький городок Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг, где ему довелось рабски трудиться на фабрике 3 года. За пределы завода их не выпускали. Из цехов маршировали в казармы, из казарм – снова в цеха. Ему вновь довелось испытать каторжный труд, голод и нечеловеческие условия жизни.
Несмотря на пережитые страдания и горе, он, на удивление, так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа.
И когда в 1945 г. его освободили, на вопрос советского офицера: «Чем планирует заниматься в дальнейшем?» – ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу. Можно только представить, какая реакция была у советского офицера... Лишь чудом Божиим он избежал нового ареста.
Стать священником сразу по возвращении на Родину ему не удалось. Поэтому пришлось быть простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мира и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.
Так, в 41 год (в 1956 г.) Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром (Сабоданом) Киевским и всея Украины. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря нес послушание в одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиаконы, а в следующем 1958 году, 27 января, – в иеромонахи.
Духовником и наставником о. Иеремии в этот период
становится выдающийся подвижник, бывший насельник
Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на
Афоне схиигумен Кукша (Величко, +1964), ныне причисленный
к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится
с многократно гонимым за веру исповедником и узником
сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о.
Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г.
служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита
Лаврения (Проскуры, +1950).
Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в
душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю
последующую жизнь.
Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника – бывшего насельника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, + 1964) Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 г. патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор батюшка Иеремия, даже не мечтавший о такой милости Божией, безвыездно подвизался на Святой Горе.
В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца Иеремии.
В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. – наместником обители, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским Димитрием утвержден в должности игумена Русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года.
В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму.
17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста.
Несмотря на свои 100 лет, старец Иеремия по-прежнему не только неустанно нес молитвенный подвиг, но и продолжал до последнего дня заботиться об обители.
В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.
Использовааны материалы с сайтов "Русский Афон" и "Православная жизнь"