Великая ложь нашего времени

Кому известно, что самое тяжелое в монашестве? Я хоть и не монах совсем, но все же знаю точно, и вам скажу. Это не труд, и не долгие службы, и не целомудрие даже, а послушание. Отсечение воли. Делай, как сказали, а не как ты видишь, не как тебе кажется. Все, что у тебя свое, это только «тебе кажется», а ты делай, как сказали. «Кажется» свое забудь. Это и есть самое сложное. Архисложное. Ибо все мы своевольники и самовольники. Читаем в молитве Господней «да будет воля Твоя», а сами в душе шепчем сладкие слова: «Моя! Моя воля да будет! Пусть все в мире по-моему будет и ныне, и присно, и во веки веков». Разве я не прав?

    

«Отсеки волю свою – и погаснет Ад», – говорил блаженный Августин. Какие слова! Ад наполнен своевольниками, которые спорят с Богом о мироустройстве. Они бы хотели, если не в «творцы», то хоть в советники Творца записаться. А ими пренебрегли, их не спросили, как миром править. Обидно. Даже до бунта и вечного пламени обидно. Именно так бесы мыслят. «Ну, я же все знаю, а мне – перстом на дверь. Да я теперь весь мир с четырех сторон зажгу, потому что меня – уникального – в строй поставили». Своеволие – бич небес, потому что там ангел-бунтовщик однажды объявился. Своеволие также и бич земли, потому что к нам сошел сатана в великой ярости, зная, что ему не так уж много времени осталось (Откр. 12:12). Люди, в силу свойств падшей природы, суть своевольники и самоугодники. Бесовы жертвы. Они Богу Святому служить и угождать повсеместно отказываются. А мы удивляемся, что чиновники и депутаты часто-густо – воры и обманщики? Тот украл, тот натворил невместимое… А вы как хотели? Чтобы все служили? Вам служили? Перекреститесь.

По логике представительной демократии делегаты и депутаты должны быть так же лишены своей личной воли в пользу избирателей, как и монах-послушник – в пользу игумена. Я, мол, не от себя действовать буду, но токмо волею вашею, меня направившею в высокое представительство. Воли моей у меня нет! Воля моя отменена напрочь, до самого окончания каденции, и это в пользу воли вашей (то есть избирателей). Так должен говорить всякий представительный демократ, который на практике часто болтун, член какой-то команды, вор (с компроматом в тайной папке) и намеренный своекорыстник. И не кажется ли вам, что человеку вовсе не верующему, и не ищущему благодати, и не имеющему иных великих целей, кроме комфорта и вечного удовольствия, да еще угождения начальству, демократия вменяет в должностную обязанность нечто неподъемное. А именно, исполнить самое тяжелое духовное дело – отсечь свою волю? Демократия говорит: служи народу. Забудь про себя. Соверши духовное самозаклание. Живи для тех, кто тебя выбрал!

Но позвольте! Это же чистая глупость. Это же неоправданный перенос духовных требований в мир странных людей. Порой – нарочитых безбожников. Они не умеют жить для идеи. Только на карман. Следовательно, требовать от выборных персоналий жертвенности и служения – совершенно глупая затея. Не будут они волю свою отсекать. Не будут. Да и не умеют, даже если бы захотели. Кто бы их научил сутками молчать, богомыслием заниматься и поститься? А значит, и вся представительная демократия – только духовный блуд и недоразумение.

Монах, тот знает, как трудно гнуть свое «я» под волю Богом поставленного начальства. Но то монах. У него были слезы, и благодать обращения, и чудо пострига, и многое иное. А депутат не знает всего этого и знать не желает. Он сам, как игумен, звонит по телефонам и раздает приказания. Не собирался он гнуть свою волю под волю избирателя. Не для этого во власть рвался. Вот под начальника – да. Но не под избирателя. Он ведь просто собирался на горбу безликого плебса залезть на политический Олимп или на капитанский мостик политического корабля, откуда удобно плевать на все, что шевелится ниже ватерлинии. Вот предел его желаний. А мы ему, согласно прописанному механизму, вменяем в обязанность отсечение своей воли в пользу избирателей! Получается, что мы в самом принципе ошиблись. Демократия ныне – это «священная корова». Ее ругать – себе же хуже. Тоталитарная промывка мозгов так крепко потрудилась, что слабый писк на демократического идола воспринимается как жуткая хула. Тем не менее внутри позолоченного идола живут летучие мыши, и обретается обычная паутина. Принцип ложен.

В основу демократии как принципа заложены очень высокие духовные понятия (отсечение воли), которые и с помощью благодати выполнить нелегко. В основу всего сущего, отметим, вложены духовные понятия, мало кем замечаемые. И понятия эти, по причине незаметности, неузнанности, никто и выполнять не собирается. Все превращено во фразу и позу, в болтовню и манипуляцию общественным сознанием. И в этом смысле демократия есть та самая «великая ложь нашего времени», о которой писал К.П. Победоносцев, к чьей одноименной работе мы и отсылаем любителей полезного чтива, пользуясь случаем.

Общество – механизм

Победоносцев вскрывает, словно скальпелем, лживую сущность парламентского представительства. Оно, согласно его мысли, работает без сбоев только в голове, когда воображается и представляется. Точно как революция и следующее за ней счастье. Участники схемы в голове воображателя подобны подшипникам и шестеренкам. Это не живые люди, а функции. Учитель, избиратель, сенатор – это имена функциональных действий, за которыми прячется живая душа. Это и есть механистическое мировоззрение, вынесенное в социум. Общество – механизм, всякий в нем – винт или что-то около того. И не сыпьте лишних слов на Сталина и его эпоху. Говоря о заменимых «винтиках», Сталин просто выражал общие европейские мысли о государственном устройстве. Старые европейские мысли.

Но суть в том, что люди не подшипники. Они своевольны. Они делают не только то, что функционально заложено в механизм, но и то, что им делать нравится. Они залазят во власть не для служения, не для функционального действия, а чтобы им служили. И это бич любого государственного устройства. И кому это не понятно? Если бы коленвал или каждый подшипник в ходовой имел свою волю, машина бы никогда не тронулась с места. Так бы и проходили у разумных деталей митинги за митингами, дебаты за дебатами, а механизм бы стоял и ржавел.

Но демократия работает, возразят. США, Европа. Плоды же очевидны. Да, демократия работала. Подчеркнем – работала как временно правильное устройство, а не как вечный двигатель и безупречный механизм. Она истощается и помирает на наших глазах. Пищит и умирает повсеместно. Она работала, пока жил тип людей, родивших ее саму. С исчезновением же ответственного и верующего человека у демократии нет шансов. Она умрет. Усохнет, как шагреневая кожа.

Демократия вполне работает только в обществе, где сильны нравственно-религиозные мотивы. «Наши руки привыкли к лопате и граблям. Мы не тунеядцы. Наши жены рожают по семь – десять детей, и про аборт мы слышать не хотим. Гомосексуалист рискует жизнью, явившись в наш городок. И если ты не идешь в воскресенье в церковь, я откажусь здороваться с тобой. Да, и не только я, но вся улица, весь поселок. Мы умеем веселиться и знаем, что такое тяжелый труд. Мы чтим Бога как умеем, как нас научили, и, если что, умеем воевать». Вот такие люди и родили демократию и все ее процедуры: выборы, дебаты, протесты, импичменты. С ними такие процедуры и работают. А иначе нет. Иначе все преет и чахнет. Процедуры остались, но человек, изобретший их и поддерживающий их существование, исчезает. Значит, скоро исчезнут и сами процедуры.

Ты во власти – ты служишь.

Русские играют в демократию. Никто из русских до конца в демократию не верит. Да, мы хотим свободы, хотим, чтобы нас не трогала просто так милиция на улице. Мы много чего хотим. Хотим откладывать с зарплаты деньги на учебу детям и путешествовать. И прочее. Но в демократию мы не верим. Нам навязали ее, а мы сделали вид, что уверовали. Но нет. Все же русские понимают, что власть – это не нанятый менеджмент (ужасно глупое и утопическое определение), а служилая часть общества. Ты во власти – ты служишь. Как священник служит, как врач и учитель служат. Как военный и милиционер служат. Да, ты себе не принадлежишь. И шкуру с тебя содрать можно в любое время, о чем ты сам знаешь. Есть за что. Так служи. Не отрабатывай и не зарабатывай, а служи. Старикам, бюджетникам, малышне брошенной, мамам-одиночкам, подросткам… Служи. Всему обществу. Русский человек только через служение жизнь понимает и благословляет. Потому в душе он монархист. Остальные схемы он понимает как лживые, хоть и не может аргументированно свою мысль пояснить. Но, пользуясь случаем, я отсылаю ваше внимание к статье К.П. Победоносцева «Великая ложь нашего времени». Там вполне разумно, даже холодно и отстраненно (можно и погорячей), описывается механизм хваленой демократии со всеми его тайными пороками, не всегда понятными обывателю. Константин Петрович достоин того, чтобы стать открытым заново именем.

Ну, а нам дальше жить, сколько Бог позволит. Кстати, и на выборы ходить, хоть в пользу их у нас веры мало. Жить и искать духовную подоплеку в происходящем вокруг вавилонском смешении. Везде ведь есть духовная подоплека. Жить и писать об этом. И обсуждать прочитанное.

Протоиерей Андрей Ткачев

8 декабря 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Демократические процедуры Демократические процедуры
Прот. Андрей Ткачев
Демократические процедуры Демократические процедуры
Протоиерей Андрей Ткачев
Вас не смущает голосование? То есть сам принцип, при котором побеждает большинство? Меня смущает. Что-то подсказывает мне, что большинство вовсе не обязано быть правым по сути. Большинство способно чудовищно заблуждаться. А ему вручают санкцию на непогрешимость суждений на основании одного лишь количественного перевеса.
Христианство и демократия Христианство и демократия
Протоиерей Димитрий Познанский
Христианство и демократия Христианство и демократия
Протоиерей Димитрий Познанский
В настоящее время мы живем в мире, где мнение о демократии, как лучшем из изобретений человечества, является общепринятым. Этот, утвердившийся через богоборческую французскую революцию, взгляд, парадоксальным образом, снискал неприкосновенность «священной коровы», и стал привычным даже в некоторых околоцерковных кругах, где хорошим тоном считается находить аналогию между демократией и церковной соборностью.
Комментарии
Антон Андреев 6 января 2017, 19:14
Прекрасно сказано! До демократии надо дорасти. Предлагаю ,как в древнем Риме ,избирают только те кто может быть избран и реально работать на общее благо а не все.
иеромонах Авель14 декабря 2016, 14:26
А структура управления нужна только для того, чтобы эффективно управлять экономикой или чтобы эффективно предоставлять возможность исполнять и сохранять человеческое достоинство тоже? ;) ... Просто что-то все на экономике акцентируются, а о "человеках" подзабыли.
Екатерина11 декабря 2016, 20:06
Павел З.

Вы тут неправы: "Вначале статья понравилась неожиданностью и радикальностью подхода. А вот теперь я думаю, что те же люди, которые создали демократию, создали вместе с тем и такое драконовское правосудие, какое наличествует в Америке."

Это разные люди. Те, кто создавали демократию - уже, может быть, в Раю. Демократию вообще-то древние греки придумали.

Структура государственных органов может быть какой угодно. Важно, чтобы она была эффективной. В ОАЭ все эффективно. Сингапур - чудо авторитарной экономики.


Валентина Галкина11 декабря 2016, 15:20
Отцу Андрею надо выдвинуть свою кандидатуру в депутаты Госдумы. Я проголосую за него!
Павел З.11 декабря 2016, 01:21
Вначале статья понравилась неожиданностью и радикальностью подхода. А вот теперь я думаю, что те же люди, которые создали демократию, создали вместе с тем и такое драконовское правосудие, какое наличествует в Америке. Одно абсолютно ханжеское обвинение в "домашнем насилии" чревато изгнанием иностранца из страны, не говоря уже о тюремном сроке (правда, символическом). А наказания по 30-40 лет тюрьмы или что-нибудь вроде того? Помнить надо Достоевского, эпизод из "Идиота" про судилище, рассказанный князем Мышкиным. Не все так красиво в жизни, как в концепциях, увы.
иеромонах Авель10 декабря 2016, 22:32
Что августейшие самодуры, что множество демократических самодуров в одной банке на перод властвования -- не суть. Суть статьи в том, что если нет здравой нравственности, то всё будет пробуксовывать и калечить народ в добавок (сколько Дума в не столь давние времена самодурствовала?). А для здравой нравственности нужно правильное понимание достоинства человека знать, отражённое в его природе. А оно только у Бога. А такое знание возводит ценностную иерархию, а такая иерархия ценностей требует подвига самоотвержения, подчинения низших стремлений высшему Благу (тому самому "Царю в голове"), а не шатания по прихотям (самодурствования). А такая картина и показывает монархичность сознания "человеков". Как ни крути -- а главная проблема "человеков" -- это сам человек. // А нынешняя форма правления тоже на самом деле монархическая, только с растроением "личности" -- власть законодательная, исполнительная и судебная. Смешно даже :) . А ещё смешнее (на самом деле печальней) от того, что эти "головы", кажется, постоянно в ссоре...
Алла10 декабря 2016, 19:16
Демократия хороша тем, что в ней заложены процедуры, которые могут избавить народ от плохого правителя. Как минимум - дождаться окончания срока и выбрать другого Президента, как максимум - возможен импичмент, если ждать невозможно. Монархия же не предусматривает законных методов по избавлению страны от августейшего самодура. При этом гарантировать хорошего царя никто не может, и история имеет массу подтверждений, что народы страдали от отвратительных монархов.
Наталия 9 декабря 2016, 23:03
Парадокс - это такое явление, которое показывает истину более ярко, чем простая констатация. Вот отец Андрей в своих текстах парадоксален, неожиданен, поэтому его тексты бьют в цель, и их читают так, как будто открывают заново эту самую истину. Спаси Господь отца Андрея, и не дай ему Бог однажды потерять эту парадоксальную реальность веры. В связи с текстом отца Андрея всем советую посмотреть гениальный фильм итальянца Соррентино Молодой папа. И очень хотелось бы узнать мнение отца Андрея по поводу этого странного и необычного фильма. Почему он гениален, почему необычен - на форуме не буду писать. Но, думаю, если посмотрите, то согласитесь со мной.Вот он об этой тотальной лжи и тотальном лицемерии католиков, и не только.
natalja 9 декабря 2016, 18:37
Если-бы все люди знали и верили, что по смерти их ждет суд БОЖИЙ, то думали прежде чем совершить беззаконие. Спаси вас ГОСПОДИ о. Андрей ,и спасибо за интересные статьи.
Михаил 9 декабря 2016, 16:38
В послушание, в том числе в монашестве, необходимо не путать: "что сказали делать" с "как это делать", - в том смысле, быть спокойно принимать, что говорят делать, и всю свою волю проявить сделать это с интересом.
Надежда Ганимедова 9 декабря 2016, 14:48
Спаси Господь за статью, Батюшка. Жёстко и правильно.Желательно, чтобы сами слуги народа это прочли.
иеромонах Авель 9 декабря 2016, 14:42
И, чтобы без инсинуаций, я -- не монархист в политическом смысле. Политикой не занимаюсь и не хочу. Но -- больно видеть, как люди расшибаются о собственные выдумки и прихоти.
иеромонах Авель 9 декабря 2016, 14:38
Есть у нас известная пословица "Нельзя жить без Царя в голове!".
И каждый её может понять по-своему. Но, так как она родилась во времена
религиозного самосознания народа, то смысл её продиктован однозначно --
нельзя жить, не руководствуясь определениями Божиими о человеческом достоинстве, предназначении, благе. В философском смысле -- не руководствуясь Истиной, высшими смыслами бытия. Так что в этом конкретном смысле сознание, к примеру, христианина (и человека вообще, так как двух Истин не бывает) -- действительно монархическое. И в этом аспекте статья верна бесспорно.
// Что касается мысли (в комментариях), что надо не рефлексировать о высших смыслах, а просто каждому делать своё дело на своём месте, то замечу, что как-то это ""бесчеловечненько". Мы, сами того иногда не замечая, живём ради Счастья. Изымание этого опыта и идеи из жизни человека и общества и есть,
на мой взгляд, бесчеловечность, потому что урезает\умаляет его достоинство, лишает его даже возможности искать его. И если оно (Счастье) определено не верно, то достижение его проецируется на мiр временнЫх благ, а ими, как известно, не насытишься. Вот и получается в итоге, в пределе -- каждый сам за себя и ради себя. Это как раз к мысли о вырождении демократии с её современными [без]нравственными установками. Что о.Андрей хорошо подметил, говоря о людях её создавших, объединённых пониманием того "Царя", которому они служили в "демократической" форме. И если тем людям подменили "Царя" на другого, то и общественные формы правления сменятся тоже. Очертания новых форм ("нового мирового порядка") уже видны достаточно хорошо -- транснационально-корпоративная технократия. (Очень интересен вопрос "а что за Царь её?" и, наверное, для многих нетруден). Но сама оценка, мысль о вырождении современной демократии, на мой взгляд, тоже верна.
// Также замечу, что мне странно понимание монархии у комментаторов как служение монарху и понимание монарха как меры всех вещей в государстве -- это не просто внедрённый стереотип, это даже неисторично. Монарх тоже на службе "Царю", тому, что у всех в головах (по идее)... И по-человечески понятно, что эту службу можно нести по-разному -- хорошо или плохо, честно, жертвенно или не так. Здесь я вполне согласен с комментарием, что каждый должен свою службу править не самостно, а как должно. И не важно что ты за монарх -- царь, генсек или президент, игумен или отец семейства, директор предприятия или
"царь компьютеров" его ;) . Храни, Господь!
Для полноты картины 9 декабря 2016, 14:19
В статье обсуждается статья К.П. Победоносцева "Великая ложь нашего времени", в основу которой, в свою очередь, положено сочинение еврейского писателя и общественного деятеля Макса Нордау (настоящее имя Макс-Шимон Зюдфельд (1849 - 1923) "Условная ложь культурного человечества" (1883 г.).
Авторизованный перевод фрагментов книги Нордау без указания авторства К.П. Победоносцев опубликовал в 1884 г. в еженедельнике "Гражданин".
Победоносцев Константин Петрович (1827 - 1907) - государственный деятель, ученый-правовед.
Екатерина 9 декабря 2016, 14:14
Вячеслав!

Фарисей Гамалиил…святой фарисей http://semyaivera.ru/2013/02/27/farisey-gamaliil-sovremennik-iisusa-hrista/. Профессиональный праздник юристов вполне может быть 15 августа, но это к слову.

Христос учил, как ВСЕМ быть правильными. Вы зря обвиняете меня в «самости».

Полагаю, что соборность – не есть форма общественной самодеятельности.
Алексей KZN 9 декабря 2016, 13:08
Согласен с Петром (комментарий Петр 8 декабря 2016, 19:00). Всякая власть - от Бога. Неважно какой строй - монархия, демократия... Господь с властителей наших сам спросит когда время придет. Не наше это дело. Наше дело - стать сегодня лучше, чем мы были вчера.
Вячеслав 9 декабря 2016, 09:45
Согласен и разделяю мысли автора. Уверен, что здесь так же важен вопрос общей культуры, все беды от ее отсутствия!
Екатерине - "Служение обществу – это утопия" ???!
А что вы скажете о соборности? об общей молитве? по вашему это лицемерие?
Как вы считаете- забота о себе любимой.., я только Богу служу, я самая правильная.. это не фарисейство?
Вячеслав 9 декабря 2016, 07:08
Грустно.
Иван 8 декабря 2016, 23:38
Жил народ при царе плохо, свергли. Жили при комунистах тоже перестройка. Теперь демократия и она плохая. Во всех случаях развалу строя помогали из-за бугра. Какое направление не возьми всегда палку в колеса получим. Чиновники есть плохие есть и хорошие. Мое мнение демократия тут непричем. Дело в самих людях, в их совести. Ученье и труд все перетрут. Народ русский всегда тяжело существовал.
8 декабря 2016, 21:38
Ваша правда,о.Андрей!Россия всегда была *монархической*- и при Ленине,и при Сталине и при Брежневе и при Путине. И когда явка на выборах была 100%,люди не верили депутатам,а писали письма главе государства и шли ходоки в Кремль к *царю".Так и сейчас у президента просят помощи города,деревни,рабочие,врачи и дети!На выборы не ходим,выборным властям всех уровней не верим.Демократия-это не наша сказка(а теперь уже и не Запада).Верим Богу и царю-батюшке,которого нам Господь пошлет.
Валерий Ивкин 8 декабря 2016, 21:15
По мнению некоторых историков, ум русского человека монархический. Тому есть особые причины, как исторические, так и географические. Но, думаю, главная причина - монархизм Православной Церкви, который формирует не только мировозрение, но главное - веру, наряду с верой в Единого Бога в Трех Ипостасях, веру в земного царя. И в этом я вижу подмену скрытую и не до конца осознанную самими священниками и, как следствие, веру,подчиненного в духовном смысле, народа в царя. Порой заменяющего веру в Бога. В доброго царя. Ведь в злого никто не верит. Злого царя не бывает? Яркий образчик такого насаждения монархизма представляет статья обер-прокурора Священного Синода Победаносцова. Но сколько бед нанесло подчинение Церкви государству самой Церкви в синодальный период ее развития не мне здесь объяснять, это знает каждый, знакомящийся с историей Русской Православной Церкви. Демократия, как и монархия без нормального человека и общества ничто. И что лучше? Я лично не знаю. Бесконтрольная власть одного человека всегда плохо, как и власть толпы. Демократию русское общество так и не увидело. Она была расстреляна танками в октябре 1993 года. Поэтому мы можем по поводу демократии только теоретизировать. А вот по поводу монархии говорить.
Сергей Старательный 8 декабря 2016, 20:59
Уж ежели все мы такие грешные, что куда ни повернни,- всюду клин, то м.б. стоит обратить внимание на Скандинавский опыт (разумеется не слепое копирование), создание своей системы сдерживания и противовесов. Какая то робкая попытка в этом направлении делается - создана общественная палата. Но никто, конечно, из ныне власть придержащих, на велосипеде на работу не поедет - холодно:) Остаётся лишь молиться о иже во властех сущих...
Нелли Вишнякова 8 декабря 2016, 20:24
«Ну, я же все знаю, а мне – перстом на дверь. Да я теперь весь мир с четырех сторон зажгу, потому что меня – уникального – в строй поставили». Сама через это на работе прошла. Через время вижу, что то, за что я "боролась" установили "сверху", я не смогла донести всё это до сотрудников. Но меня радует, что у меня нет чувства: "Я же вам говорила!". Теперь понимаю, что всё произошедшее со мной вело и учило меня смирению. Смогла бы вернуться в прежний коллектив? (там сменилось руководство, и не в лучшую сторону). Сама себе отвечаю: Если бы мне было необходимо кормить своих детей, то смогла бы. Но работать там могла бы только со смирением, и никак иначе. Иначе бы не смогла там (на работе) выжить. В отношениях с мужем никогда проблем со смирением не было. Воспринимал это всегда как данность.
Петр 8 декабря 2016, 19:38
Писано, что всякая власть от Бога.Такую власть, какая есть(хорошая или плохая) мы и заслуживаем.Какие мы такая и власть.И по-другому, наверное, и никогда и не будет.Своей Волей Бог дал каждому из нас свою малую волю, но поскольку мы разные, то надеяться на демократию, как всеобщее согласие трудно, да и не возможно.
Екатерина 8 декабря 2016, 19:02
Служение обществу – это утопия. Есть служение Богу. Если цель жизни – стяжание Духа Святаго и личное спасение, то о каком человекоугодничестве = служении обществу может идти речь? Это большевизм чистой воды. Может быть, человек должен хорошо профессионально выполнять свою работу и посвящать ее Богу, Ему одному служить? Возлюби ближнего – конкретного человека, но что такое общество? Обществу не нужна любовь, обществу нужно, чтобы на него бесплатно батрачили.
Женщина посвящает свою жизнь Богу, мужу, детям. Есть умницы, которые, посвятив себя Богу, работают, например, врачами – спасают жизни. Интересы ближнего редко совпадают с интересами общества. Обществу не выгодно, чтобы больного убийцу, извращенца, педофила вылечили от смертельной болезни, но Христос говорил: «Не суди. Возлюби ближнего как самого себя». Даже в Ветхом Завете нет «возлюби общество».
Что такое православная соборность? Может быть, это общность устремлений ко Христу и жизнь по Нагорной проповеди, но никак не мифическое «общее благо». Это уже было. Общество – это идол цивилизации. Почему в Новом Завете слово «общество» не встречается ни одного раза? Не потому ли, что Христос пришел помочь конкретному человеку, каждому из нас, а общество – это термин Ветхозаветный?
Суть либерализма испоганили извращенцы, который довели до крайности изначально христианские тезисы. Личное спасение – это личный выбор и личное дело. Если ко Господу не обратишься сам, никто на аркане в Царствие Божие не потащит. Я не имею право требовать от другого, чтобы он или она трудились на мое благо. Их помощь мне – это их личный выбор, выбор их души, проявление личной свободы. Если внутреннего желания помочь нет, то весь труд – лишь формальность.
Демократия – это хорошо. Потому что демократия – это внутренний выбор, кому оказать поддержку, кому доверить выбор правильных профессиональных решений. Манипуляции людьми, попытки лишить их личного выбора недопустимы. Монах повинуется игумену по личному внутреннему выбору. Даже монах волен уйти из монастыря, если не по силам крест послушания тому, кто злоупотребляет своею властью.
Не будем забывать, что Романовых выбрал народ, и при первом юном царе этой династии фактически правил Филарет. Монархия – это все равно выбор. Монарха кому-то придется выбирать, главу правительства – тоже надо выбирать. Начальника ЖЭКа тоже выбирают. Только те, кто это делают, либо внутренне «пред очами Господа стоят», либо себе угождают, либо обществу. Есть ли тут четвертый вариант?
Михаил дид 8 декабря 2016, 18:24
Все правильно и верно!Спорить с Богом никому не дозволено!
р.Б.Сергий 8 декабря 2016, 17:57
" Ни один человек не виновен в том, что рождается уже грешным..."(Наталия,8 декабря 2016,14:00)
------------------------------------------------------------------------------------
В этом- невиновен.Но,на мой взгляд, виновен и грешен в том, что даже не пытается покаяться и исправиться. Уютно нам в этой грешной,грязной, но зачастую такой привычной для нас повседневности (это- я о себе,если,что),что даже попытки к исправлению даются с величайшим трудом.
Согласен с "ИТР"(8 декабря 2016,10:00) в части того, что "... не рефлексировать о высоком,а делать дело каждому на своём месте,делать так как надо,а не так как я думаю об этом."Но вот -это, подчас, самое трудное.

А статья-нужная, как и все материалы и книги о.Андрея.
Алексей 8 декабря 2016, 17:23
Сильно!
раиса 8 декабря 2016, 14:34
Нет, простите меня отче, голосовать за людей, которые намерено идут во власть, заранее зная, что идут служить себе, своим детям, а не народу, идут, чтобы обогатиться и лгут, обещают людям то, чего делать не собираются,я не буду. Отдаешь свой голос, значит берешь ответственность на себя, ибо благодаря твоему голосу он пройдет во власть, твой голос позволит ему творить беззакония и обворовывать людей.Да, православные законопослушные граждане, но закон позволяет мне сделать выбор. Я его делаю - не голосую, потому что не вижу достойных.
Наталия 8 декабря 2016, 14:17
Все, что изложено в статье, уже давно и хорошо нам известно. Что власть - это не право, а обязанность и крест. И чем выше должность, тем тяжелее этот крест. Хорошая статья.
Меня вот что смущает: "Люди, в силу свойств падшей природы, суть своевольники и самоугодники."
Но мы не виноваты в том, что у нас падшая природа. Ни один человек не виновен в том, что рождается уже грешным. Как быть с этим фактом невиновности?
"В основу всего сущего, отметим, вложены духовные понятия, мало кем замечаемые. И понятия эти, по причине незаметности, неузнанности, никто и выполнять не собирается. "
Мы виноваты в том, что эти понятия такие незаметные? А зачем их сделали такими незаметными? Можно позаметнее, чтобы людям было легче их видеть, понимать и руководствоваться ими? И чтобы благодаря этой заметности и понятности больше людей спасалось. Так можно?
ЕвгенийД 8 декабря 2016, 13:43
Не могу не подтвердить, ни согласиться... про монархию.Святейший Патриарх Алексий 2 в своем последнем интервью говорил, что только демократия является правильным устройством русского общества, при монархии народ не застрахован от нерадивого и необузданного наследника. Лично я считаю, что дело не в строе, а в людях. Сегодня у нас положение в обществе -100500, как сейчас говорят. А только заикнешься об этом в компании или социальной сети, так сразу в ханжи и пенсионеры записывают. Такие дела...
Иван 8 декабря 2016, 13:17
Спасибо, отче. Интересные мысли озвучены в тексте. Я вот не так давно слушал рассказы о коммунизме, мол вот когда его построят, то там все будет так и вот так. Ну прям царство справедливости, рай на Земле. Но я слушаю, понимаю, что красиво излагают, но не верю. Опыт жизненный и знание людей не дают поверить. Ибо человечество поражено грехом: своеволием, жадностью, ленью и др... Уповать можно только на Божию правду и Его милость. В общем совсем я стал аполитичен. Оно и к лучшему, наверное.
Алла 8 декабря 2016, 13:10
"Потому в душе он монархист". Да ну? Монархия предусматривает наследственность власти. Неужели кто-то бы хотел, чтобы Россией правила через некоторое время дочка Путина? Оно нам надо? Вот авторитаризм - другое дело.
Сергей 8 декабря 2016, 12:23
Все правильно. Демократия - власть народа, а не населения
АлександрГ. 8 декабря 2016, 12:07
Нет слов. Стопроцентное попадание. Низкий поклон и огромное Вам спасибо, отец Андрей. Храни вас Бог!!!
Елена Беляева 8 декабря 2016, 11:18
Помоги Вам Господи батюшка Андрей! Всегда с интересом знакомлюсь с Вашими публикациями. Чаще всего соглашаюсь с Вашей позицией. И вдруг так жестко - "Все превращено во фразу и позу, в болтовню и манипуляцию общественным сознанием." Первая реакция, не скрою, отстраненность. Затем анализ. Да, я живу уже 70 лет. Живу в том мире, который мне дарован Богом. Весь мир и наше общество, и я в том числе, несовершенны. Мы ходим на выборы, но многие, в моем окружении, стремятся через свет своих душ создавать вокруг себя просветленное жизненное пространство, в котором растут дети, внуки, правнуки с иными жизненными позициями. Вы во многом правы. Надоело слушать псевдо-демократов. Их еще очень много. Однако, Слава Богу, есть все побеждающие герои, которые силой своего духа являют преданность нашему большому отчему дому. Храни Вас Господь!
РК 8 декабря 2016, 11:15
"Ад наполнен своевольниками, которые спорят с Богом... Своеволие – бич небес, там ангел-бунтовщик однажды объявился" - не о нас ли это?
Максим Юрьевич 8 декабря 2016, 11:02
Нет слов. В точку попал отец Андрей. Вот бы депутаты разных уровней почитали.
Андрей Калинин 8 декабря 2016, 10:45
Замечательная статья.
ИТР 8 декабря 2016, 10:20
А может надо просто РАБОТАТЬ, не служить,не прислуживать не рефлексировать о высоком,а делать дело каждому на своём месте,делать так как надо,а не так как я думаю об этом. И делать всем и чиновникам и служащим,врачам и учителям и рабочим, всем тогда и толк будет.И демократия тут совершенно не причём.
Марина 8 декабря 2016, 10:20
Спасибо отец Андрей! Многие положения Вашей статьи должны были бы стать программой депутатов и основой должностных инструкций служащих в учреждениях исполнительной власти. Когда будут помнить о Боге. а не о мамоне, когда действительно эти люди будут всем сердцем любить ближнего своего в истинном понимании этого слова, а не радеть только родным человечкам. Только тогда наша жизнь может измениться в лучшую сторону. Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×