Православный календарьПравославный календарь
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

Смирение возлюбивший

«Знай себя – и будет с тебя»
Из записей прп. Андроника (Лукаша)

Заготовки для моделей наконец-то закончились. Григорий стряхнул обрезки кожзаменителя на пол, отодвинул инструменты в сторону, потянулся, распрямил затекшие от долгого сидения ноги и пошел заваривать себе кофе в минутке. Потом, медленно смакуя напиток, углубился в новости Фейсбука со своего мобильника. Там, в виртуальном мире, у Григория была своя страничка, на которой он постил исключительно высказывания святых отцов или поучительные истории из житий. Если уж занимать эфир, то исключительно с душеполезной целью. Свои личные данные на страничке не засвечивал, писал о себе на аватарке загадочно – ГРБГ, и только наиболее доверенным френдам раскрывал суть аббревиатуры – Грешный Раб Божий Григорий.

В реальности Григорий жил малоинтересной жизнью обывателя, имел жену и трех детей, 6 дней работал на себя и своих ближних, седьмой день неукоснительно посвящал Богу – стоял на воскресной литургии в окружении своего семейства, и систематически причащался каждый пост. В повседневной жизни был немногословен и малообщителен, почитая празднословие основой многих грехов. Потому хранил уста и сам в гости ходил редко. У себя принимал лишь людей, тяготевших к духовному устроению.

Он постил исключительно высказывания святых отцов или поучительные истории из житий

В свое время предлагали ему принять сан, но он отказался. Слишком уж велика ответственность. Так и остался мирянином при ходовой специальности. Зато соблазнов и искушений в разы меньше.

Было у него, успешного, достигшего в своем закройщицком деле вершины мужика, разменявшего шестой десяток, еще одно тайное развлечение. Григорий следил за священством на Фейсбуке, читал самые зажигательные посты, и особо заметным и обладающим большим числом подписчиков устраивал маленькие экзамены на смирение.

В свое время очень его впечатлили слова протоиерея Василия Ермакова:

«Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за нее не будут гнать или притеснять. Очень много случайного народа придет в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, еще со времени Константина Святого. Многие из-за денег придут в храм, многие из тщеславия, из-за карьеры и власти. Ты, глядя на это, не искушайся и терпи. Ищи храм победнее и подальше от центральных площадей.

Священника ищи смиренного и простого в вере, потому что ‟умных” и циничных и теперь развелось много, а смиренных и простых в вере не осталось почти никого. И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот, смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы, кто придет им на смену?..

Правильно – никто. А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье.

Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь...».

И стал Григорий методом тыка в самолюбие искать смиренных батюшек, аки жемчуг в навозе виртуальном. Для этого разработал специальную тактику, зело хитроумную.

Вот, скажем, написал один батюшка N пост, прекрасно составленный в литературном и богословском аспекте, кучу лайков собравший от френдов и подписчиков, а Гриша наш тут как тут. Пишет комент, 154-й по счету от начала:

– А вы, батюшка, сейчас тщеславитесь. Не так ли?

(Ибо невозможно сделать какое-то хорошее дело – и не испытывать при этом удовлетворения, которое будет лишено тени тщеславия.)

Около комента Григория тут же вырастает количество разъяренных смайликов почитателей батюшки. Самые ретивые пишут:

– Да как вы смеете?!!!!

– Следите за своими грехами!

– Не ваше дело указывать батюшке!!!

И в итоге сам автор поста пишет что-то вскользь, через надутую губу:

– Я вас сюда не звал. Не нравится, не читайте мои посты.

Чем вызывал бурю обнимающихся смайликов и восхищение словесное:

– Ах, батюшка, какое же у вас терпение и великодушие.

Григорий усмехался и отписывался от батюшки. Не прошел слуга Божий тест на смирение. Правильный ответ на уличение в тщеславии должен быть примерно таким:

– Спаси вас Господи. Грешен. Тщеславлюсь. Помолитесь, чтоб мне исправиться.

Григорий дальше лопатил Интернет в поисках чего-то интересного. И вел свою статистику.

Вот, например, из сегодняшнего улова.

Молодой иерей с голливудской внешностью запостил фотку своей семьи и под этим постом написал, на первый взгляд, совершенно безобидное:

– Живите церковной жизнью, и сохранит вас всех Господь в здравии телесном и душевном.

Гриша прошелся по восторженным коментам, а в конце все же подпортил общую идиллию одной строчкой:

– Телесное здравие преходяще. «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39)! – И картинку с вырытой могилой присобачил.

Через 5 минут обнаружил себя забаненным. Спекся батюшка, не потерпел единственный здравый голос в хвалебном хоре твоих воздыхателей. А ведь как это страшно – общаться только с теми, кто смотрит тебе в рот, целует руки или ставит на автомате сердечки на Фейсбуке только оттого, что ты в сане. Очень легко потерять связь с реальностью и не обращать пристального внимания на свои душевные уродства. И Гриша как может, так и помогает им в этом деле. Но, увы, никто не ценит и не прислушивается.

Да, не те уже батюшки, не те

Да, не те уже батюшки, не те. А ведь сказано древними: «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека». Нету стремления к этому самому поруганию, нету...

Григорий полистал ленту дальше. Подписан он на многих батюшек, но уже знает ход мыслей практически всех. Знает слабые места каждого. Этот на политике зациклен, тот – на масонах, следующий – антиваксер, причем с адептами противоположного мнения не церемонятся. Где тут о выработке смирения размышлять.

Тут принесли Григорию новые заготовки, и пришлось углубиться в работу. Руки уверенно орудовали рашпилем, обрезали сапожным ножом лишнее, сгибали, сшивали, и прочее, потребное ко времени и месту. Мысли крутились далеко. За это Григорий и любил свое дело, что от мыслей и молитвы не отвлекало.

Умри он, Гриша, завтра, никто его в Царстве Света и радости не спросит за действия других

В последнее время все его мысли занимала подготовка к вечности. И хотя здоровье никак не напоминало о себе, но каждый день может быть последним. И на этом фоне вся его фейсбучная деятельность по выработке смирения у других показалась Грише какой-то мышиной возней, отвлекающей от главного. Ведь в конечном итоге какое ему дело до того или иного батюшки и до их личных тараканов разной величины. Пусть сами думают над своим спасением. Умри он, Гриша, завтра, никто его в Царстве Света и радости не спросит за действия других, а спросят, что он сам не доделал или где, как, кого в искушение ввел.

И неожиданно само собой пришло решение. Закрыть свою Фейсбучную страничку и не тратить и без того севшее за последнее время зрение на чье-то несовершенство.

Григорий взял мобильник, еще раз с сожалением глянул на свой многолетний труд по сбору высказываний святых отцов и недрогнувшей рукой удалил аккаунт.

Мария Сараджишвили

10 ноября 2021 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1425 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Люди крещёные не живут верой – к ним надо идти и говорить о вере» «Люди крещёные не живут верой – к ним надо идти и говорить о вере»
Иерей Владислав Береговой
«Люди крещёные не живут верой – к ним надо идти и говорить о вере» «Люди крещёные не живут верой – к ним надо идти и говорить о вере»
Иерей Владислав Береговой о православной миссии в сети
Священник-блогер приходит в дом и говорит человеку о Христе тогда, когда ему, этому человеку, удобно. В чем проблема всех нас, священников Русской Церкви? Мы говорим с людьми только тогда, когда удобно нам.
Главная «добродетель» виртуального века Главная «добродетель» виртуального века
Дмитрий Семеник
Главная «добродетель» виртуального века Главная «добродетель» виртуального века
Дмитрий Семеник
Что же ищем мы в общении с виртуальными членами нашей семьи – видеоблогерами? Современный человек в первую очередь ищет эмоции! И самую массовую аудиторию набирают не опытные специалисты, а сверхэмоциональные «молодые харизматики».
Бунт тщеславия Бунт тщеславия
Владимир Басенков
Бунт тщеславия Бунт тщеславия
Владимир Басенков
Насколько полезна такая открытость? В особенности если это касается сокровенных сфер христианской жизни?
Комментарии
Наталья М. 30 декабря 2022, 22:29
Спасибо!
Борис30 ноября 2021, 10:21
Еще мнение мирянина - Григорий счел себя лучше тех священников, возгордился, судил, осуждал, и имел в душе к ним недоброе расположение. Недоброе расположение к людям неполезно для души. Хорошо бы ему попросить в уме прощения у Бога, у всех этих священников и у другиз людей к которым недоброе расположение имел.
Елена12 ноября 2021, 21:00
Мария, браво !!!
Борис12 ноября 2021, 17:55
Дорогой Автор, лучше говорить - "антипрививочники", слово "антиваксеры" - худо для русского языка, и режет слух. Как батюшка на прововеди недавно говорил - добрые дела эти люди делают для презентабельности, для презентабельности. Хотелось подсказать - а может лучше сказать - для вида? Или напоказ? Нету ли в герои статьи - Григории самом некоторой гордости, ведь священники трудятся на ниве Божей, а он им судьей стал. И грех такой есть - осуждение священнослужителей. И когда Григория "забанили" за его слова, может и ему стоило сказать, как он батюшкам советует, - по грешным словам моим "забанили" меня и Слава Богу за вразумление.
Tatjana11 ноября 2021, 19:57
Абсолютно согласна с Вячеславом: и я люблю такие коротки рассказы, но по существу. Спасибо Мария за ваши рассказы,всегда их читаю.
Дмитрий11 ноября 2021, 14:07
Прочитал рассказ, и вспомнил про забытый листочек над моим столом, где я записал, во что превращаются добродетели без любви. Надо почаще перечитывать, а то со временем забывается...
Елена11 ноября 2021, 10:54
Спасибо Мария очень нравятся ваши рассказы!
Вячеслав11 ноября 2021, 05:28
Люблю такие коротки рассказы, но по существу. Спасибо Мария за ваши рассказы,всегда их читаю.
Мария Сараджишвили10 ноября 2021, 18:55
Спасибо всем за отзывы. Рада, что рассказы не оставляют равнодушными. Алла, у меня разные истории, можно вот тут еще посмотреть. https://pravlife.org/ru/author/6837 https://monastery.ru/authors/mariya-saradzhishvili/
Алла10 ноября 2021, 14:24
Спасибо большое, Мария, ну наконец-то мы читаем про сильного и успешного мужчину!)) Мне это резкое завязывание с Фейсбуком напомнило моего деда, который курил с подросткого возраста, а в 40 лет однажды сказал: "всё, я бросаю",выкинул пачку в мусорку и больше никогда в рот сигарету не взял. Христианином он не был, классический советский атеист (не воинствующий), но для меня является воплощением фразы: "Гвозди бы делать из этих людей".
Екатерина10 ноября 2021, 13:00
Прекрасный рассказ)) Благодарю!
Михаил10 ноября 2021, 12:51
Превосходно) спасибо за статью!
Elena10 ноября 2021, 12:22
Как я радуюсь, когда вижу новый рассказ Марии Сараджишвили.. Спасибо, очень актуально, как всегда
Елена О.10 ноября 2021, 12:16
Спасибо, Мария!
Елена10 ноября 2021, 11:36
Вот и молодец! Спасибо, Мария, за прекрасный рассказ. Всегда с нетерпением жду ваши новые публикации.
Ира10 ноября 2021, 01:17
Прекрасно! Спасибо, Мария!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Мария Сараджишвили

Новые материалы

Выбор читателей

×