Москва, 14 ноября
На заседании Оргкомитета XIV Международных Рождественских образовательных чтений, состоявшемся 9 ноября 2005 года, были утверждены списки секций, конференций и круглых столов чтений и их краткая программа, сообщает Prokimen.Ru.
Чтения откроются 29 января торжественным патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя. Пленарные заседания пройдут 30 и 31 января в Государственном Кремлевском дворце. На этот раз Чтения будут посвящены теме «Школа и Церковь – традиции и реформы образования».
Чтения проводит Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при участии Министерства образования и науки России, Российской Академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, других светских и церковных учреждений.
Среди целей и задач Чтений – уяснение важности совершенствовании системы российского образования на основе разумного сочетания многовековых отечественных образовательных традиций и мирового педагогического опыта; осмысление воспитания подрастающего поколения как важнейшей задачи развития общества и укрепления государства, изучение опыта духовного воспитания личности, формирование персональной ответственности человека за свои дела и образ жизни; воспитание гражданственности и патриотизма, ориентации учащихся на национальные этические ценности; формирование личности, осознающей свои права и свободы, обладающей высокой гражданственностью, уважением к языку, традициям и культуре своего народа;
интеграция личности в российскую и мировую культуру.
Предполагается, что на Чтениях выступят министр образования и науки России Андрей Фурсенко, министр культуры России Александр Соколов, министр регионального развития России Владимир Яковлев, президент Российской Академии наук Юрий Осипов, президент Российской Академии образования Николай Никандров, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, ректор Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова архимандрит Иоанн (Экономцев), полномочный представитель президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, председатель Российского Фонда культуры Никита Михалков, а также представители Поместных Православных Церквей, другие участники и гости.
Основные направления работы Чтений – «Православное воспитание и образование», «Семья и школа», «История и пути Промысла Божия», «Церковь и общество», «Защита жизни», «Церковь и культура», «Христианство и наука».
В рамках этих направлений пройдут следующие секции, конференции и круглые столы:
I. Направление «Православное воспитание и образование»:
1.1 Отечественные традиции воспитания и образования в школе.
1.2 Религиозное образование и светская школа;
1.3 Фестиваль духовной культуры. Конференция "Внедрение православной культуры в образовательные учреждения России". Круглый стол "Детское православное движение";
1.4 Православная культура в общеобразовательной школе: пути и методы преподавания
1.5 Российская православная гимназия: прошлое, настоящее и будущее;
1.6 Возрождение классического образования;
1.7 Проблемы религиозного образования в высшей школе;
1.8 Священник в школе;
1.9 Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях;
1.10 Воскресная школа: опыт работы и перспективы развития;
1.11 Воспитание подростков с девиантным поведением;
1.12 Роль духовного образования в становлении российского общества;
1.13 Сельская школа: проблемы и пути решения;
1.14 Курсы катехизаторов: задачи, проблемы, решения;
1.15 Церковнославянский язык – преломление традиций в современной культуре;
1.16 Библиотечно-библиографическая деятельность в помощь духовно-нравственному воспитанию;
1.17 IV Всероссийское совещание "Русская школа".
II. Семья и школа:
2.1 Реформы Российского образования и семья;
2.2 Родители за доступность и качество образования;
2.3 Православное понимание любви и брака и их подмены;
2.4 Воспитание целомудрия в условиях современного мира;
2.5 Школа, семья и СМИ;
2.6 Православная семья и жизнь прихода;
2.7 В России все дети – наши. Проблемы беспризорности.
III. История и пути Промысла Божия:
3.1 Святоотеческое наследие и воспитание юношества;
3.2 Школа и Церковь в документах архивного фонда России;
3.3 Церковные древности;
3.4 Православие и краеведение;
3.5 Глобализация и жизненные ценности;
3.6 Византия и её наследие;
3.7 Старый обряд в жизни РПЦ: прошлое и настоящее.
IV. Церковь и общество:
4.1 Церковь и государство;
4.2 Духовно-нравственные традиции в общественной жизни и государственной политике;
4.3 Миссионерское служение Церкви и противодействие сектантству;
4.4 Социальное служение Церкви;
4.5 Церковь и военно-патриотическое воспитание молодёжи;
4.6 Участие Церкви в устроении жизни молодежи;
4.7 Пастырь и молодежная среда;
4.8 Церковь и информационное пространство;
4.9 Издательская деятельность Русской Православной Церкви;
4.10 Возможности Интернета как средства религиозного образования;
4.11 Церковь и право;
4.12 Духовность и псевдодуховность в современной системе образования.
V. Защита жизни:
5.1 Священный дар жизни;
5.2 Нравственные основы демографического кризиса в России;
5.3 Церковь и страдающая личность (духовно-нравственные проблемы распространения алкоголизма, наркомании и СПИДа);
5.4 Участие Церкви в профилактике антисоциального поведения подростков;
5.5 Физическая культура и спорт в духовном воспитании молодёжи в образовательных учреждениях.
VI. Церковь и культура:
6.1 Православные традиции в русской культуре и образовании;
6.2 Духовные корни русской литературы;
6.3 Воспитание через церковное искусство;
6.4 Иконописная традиция – средство приобщения молодежи к мировой культуре;
6.5 Молодежная культура и Православие;
6.6 Духовно-музыкальное воспитание в школе, семье и Церкви;
6.7 Духовные основы традиционной народной культуры;
6.8 Возрождение традиций русского храмового зодчества;
6.9 Театр и кино - формирование жизненных ценностей;
6.10 Проблемы вхождения иммигрантов в культурный мир народов России;
6.11 Воспитание средствами христианского искусства.
VII. Христианство и наука
7.1 Науки о религии и богословие;
7.2 Наука в свете православного миропонимания;
7.3 Православная антропология и психология;
7.4 Православие и экология;
7.5 Православное осмысление творения мира.
Краткая программа Чтений:
29 января, воскресенье, 9.00 Торжественное Патриаршее богослужение в храме Христа Спасителя
30 января, понедельник
11:00 Пленарное заседание в Государственном Кремлевском дворце. Торжественное открытие Чтений.
14:30 – 17:00
Дневное заседание. Тема заседания: Воспитание личности и современное общество.
31 января, вторник
10:00 – 13:00 Утреннее заседание Чтений. Тема заседания: Реформы образования.
18:00 – 18:30 Пресс-конференция митрополита Климента после окончания пленарных заседаний Чтений.
1 февраля, среда
Работа по направлениям.
2 февраля, четверг
Работа по направлениям.
3 февраля, пятница
10:00 – 12:30 Работа по направлениям.
13:00 – 16:30 Заключительное заседание Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Концерт.
17:00 – 18:30 Заключительный концерт в храме Христа Спасителя.
4 февраля, суббота
7:00 – Поездка в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру
Встреча с преподавателями Московских Духовных академии и семинарии