Пятигорск, 30 мая 2007 г.
Пресс-конференция на тему: «Духовные традиции и кинематограф христианского мира» прошла 29 мая в рамках XVI Международного кинофорума «Золотой витязь» в Пятигорске, собщает Благовест-инфо. В ней приняли участие президент МКФ «Золотой витязь», народный артист России Николай Бурляев, киновед Дали Окроперидзе (Грузия), кинорежиссер Вадим Цаликов, вице-президенты кинофорума: кинодраматург Йован Маркович (Сербия), кинорежиссер Маргарит Николов (Болгария), народная артистка Украины Раиса Недашковская.
Николай Бурляев первым взял слово и посетовал на то, что культура поставлена в рыночные условия, а обращение к руководителю Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилу Швыдкому в надежде найти поддержку кинофоруму результата не дало: «Нам ответили: делайте деньги. А мы делаем дело государственной важности – возвышаем души зрителей. Лысые младореформаторы стремятся загнать культуру в рынок».
Ему задали вопрос, как ему удается находить высоких чиновников, которые содействуют проведению кинофорума, на что он ответил: «Я пытаюсь попасть в чувство правды в сердце человека, и в результате нам помогают».
Он в очередной раз указал на важность духовного единения славянских народов. «Мы начали попытку собирания наших кинематографий на «Золотом витязе». Вопреки бесовскому рынку, в искусстве есть души, которые ищут Господа». В размерах планеты это единицы, а в славянском мире такие художники попадаются чаще, уверен Бурляев.
Он рассказал, как был принят Патриархом Сербским Павлом, который за время встречи трижды повторил слова из Евангелия, которыми следует руководствоваться художнику: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
Народный артист выразил мнение, что ни одна интеллигенция не работала так против собственного народа, как российская, и высказал свои политические взгляды: «Я против демократии, я – за соборность. Соборность – та же демократия, но она опирается на нравственные законы. Демократия в привычном виде не имеет нравственных законов».
Президент «Золотого витязя» также с удовлетворением отметил, что все больше журналистов «приходят к нам, те из них, кто хочет быть полезными отечеству. Несмотря на то, что с этими идеями приходить немодно, негламурно».
Бурляев упомянул Каннский фестиваль, назвав его «ярмаркой тщеславия» и «кокаиновым миром эффектной пустоты». Затем он обратился к практике международных фестивалей, проходящих в России, и, не озвучивая названий, сказал: «Почему мы так стремимся попасть в класс «А» и подбираем объедки с каннского и венецианского стола? Что не попадает туда, попадает к нам. Где гордость душами наших артистов?»
Он рассказал, что Никита Михалков в свое время отдал фильм «Сибирский цирюльник» именно на «Золотой витязь», а не на другие киносмотры, и пояснил это решение тем, что есть фестивали, где показывают фильмы «про уродов», а есть, где «про людей». Поэтому он отдал туда, где «про людей».
В заключение своего выступления Бурляев напомнил слова русского мыслителя Ивана Ильина о том, что все надо мерить мерою Христа.
Затем выступил кинодраматург и продюсер Йован Маркович, который поделился своими рассуждениями о глобализации, уничтожающей национальные традиции и духовные ценности. Он привел в качестве примера косовских албанцев. 20 лет назад, рассказал он, если бы вы шли по косовской улице и с любопытством посмотрели на албанку, то могли бы получить нож в живот. Сегодня «на каждые пять километров» там есть публичный дом. «Это сделали с патриархальной страной за 10 лет, а пройдет еще столько же времени, и их ценности будут полностью уничтожены. Албанцы были самым трудолюбивым народом, а сейчас там сплошь и рядом поля необработанны», – констатировал Й. Маркович. Есть в глобализации то, что облегчает жизнь людей. Но при этом теряются культурные и национальные ценности. Это культурный империализм, который еще хуже империализма в привычном смысле, уверен он.
«Считается нормальным, чтобы весь мир пил кока-колу. И в России порой не найдешь, где купить квас. А в парке Горького в Москве звучит только американская музыка. То, что в России перестали выпускать автомобили, это хорошо – они были самые плохие в мире. Мерседес лучше. Но если мы потеряем песню, потеряем не только свою культуру, но и сделаем мир беднее», – убежден сербский кинематографист.
Маргарит Николов, представленный Н. Бурляевым как «однокурсник Никиты Михалкова», кратко охарактеризовал положение кинематографа в Болгарии: финансов нет, дух есть. Но «духовного общения уже недостаточно. Мгновениями, раз в год общаться на «Золотом витязе» – это начало просветления, но этого очень мало. В Софии 20 лет не проводились недели русского кинематографа». Он поделился своими планами создания общественной академии национального киноискусства и призвал учредить в каждой славянской стране фонд «Духовное единение славянства и православия». «Мы должны заставить наши государства сделать это», – подчеркнул кинорежиссер и профессор Софийской академии театра и кинематографии. «Мы должны помочь миру выйти из апокалиптического состояния», – заключил он.