Православный календарьПравославный календарь
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».

В Историческом музее состоялись памятные мероприятия в честь преподобного Александра Свирского

Москва, 26 сентября 2008 г.

Торжественное открытие после реставрации церкви преподобного Александра Свирского, одного из приделов собора Покрова на Рву на Красной площади, состоялось 25 сентября, сообщает Благовест-инфо. Государственный исторический музей (ГИМ), филиалом которого является Покровский собор, приурочил это событие к трем юбилейным датам: 560-летию со дня рождения свирского подвижника (1448), 500-летию явления ему Святой Троицы (1508) и 475-летию со дня преставления святого (30 августа 1533 г.).

Храм Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, был построен в честь взятия Казани. Придел прп. Александра Свирского – один из четырех, непосредственно связанных с Казанской кампанией: в день памяти святого русское войско одержало победу над отрядами татарского царевича Епанчи.

Перед началом торжественной церемонии директор ГИМа Александр Шкурко сказал несколько слов о значении памятника мировой культуры – Покровского собора, который по результатам всероссийского опроса был назван одним из «чудес России», «хотя ему этого и не надо», добавил он. По словам А. Шкурко, этот собор ежегодно посещают около полумиллиона человек со всего мира. Реставрация уникальной архитектурной композиции, восстановление приделов – все это «работает на то, чтобы тысячи и тысячи людей могли прикоснуться к великому культурному и духовному наследию России», -- сказал директор. Он особо отметил, что реставрацию церкви прп. Александра Свирского, как и других приделов Покровского собора, поддержала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Из восьми церквей-приделов, окружающих центральный Покровский храм, осталось завершить реставрацию трех: во имя прп. Варлаама Хутынского, Григория Армянского и Входа Господня в Иерусалим, добавил руководитель ГИМа.

Архимандрит Макарий (Веретенников), профессор МДАиС, отметил, что Покровский собор – памятник не только церковной архитектуры, но и «развития русского национального духа, российской государственности, выдающихся военных побед». Отметив особую духовную близость главного церковного деятеля XVI в. -- митрополита Московского Макария и свирского игумена, священник обратил внимание на то, что прп. Александр Свирский был канонизирован спустя всего 14 лет после кончины, а покорение Казани в 1552 г. положило начало его широкому народному почитанию.

Молебен прп. Александру Свирскому в храме, построенном в его честь, отслужил священник Вячеслав Шестаков, клирик храмов на Варварке. По окончании молебна он поздравил всех с восстановлением еще одного придела Покровского храма. «Эта церковь устроена для того, чтобы память о Казанской победе, о молитвенном предстательстве прп. Александра Свирского сохранялась в русском народе из поколения в поколение», -- сказал о.Вячеслав.

Реставрационные работы, проведенные в приделе Александра Свирского, явились основой для создания экспозиции, представляющей образ святого. Экспонирующиеся иконы отражают как исторические причины особого почитания святого Иоанном IV - царственным строителем собора, так и иконографию самого преподобного. Так, образ «Троицы Ветхозаветной», размещенный над южным входом, напоминает о чуде явления Александру Свирскому Пресвятой Троицы в виде трех ангелов, как ветхозаветному Аврааму. Это единственный случай в русской агиологии. Позднее именно на месте этого явления был основан Свирский Свято-Троицкий монастырь. Над вторым входом помещен образ Иоанна Предтечи, ангела Ивана Грозного, что напоминает об особом отношении царя к преподобному.

Помимо замечательной житийной иконы святого начала XVIII в. в местном ряду иконостаса, в экспозиции представлены несколько икон Александра Свирского XVI-XVII вв., раскрытые от позднейших записей специально для экспозиции. Как рассказала журналистам художник-реставратор Ирина Чугреева, в храме не сохранился подлинный иконостас, а поздний иконостас был разобран в 1920-е гг. Понадобились «героические усилия» известных реставраторов тех же 20-х гг., чтобы собрать Деисусный чин тяблового иконостаса из новгородских икон второй половины XVI в., т.е. близких Александру Свирскому и по времени, и по происхождению (он родился в приладожском селе).

Храм прп. Александра Свирского, как и все церкви-приделы Покровского собора, очень мал по площади. Отвечая на вопрос о возможности проведения богослужений в церкви прп. Александра Свирского, А. Шкурко сказал, что, по согласованию со священноначалием Русской Православной Церкви, богослужения будут совершаться в престольный праздник Свирского святого и, возможно, в некоторые двунадесятые праздники.

Памятные мероприятия в честь преподобного продолжились проведением круглого стола, посвященного его юбилейным датам. В лектории ГИМа собрались историки, искусствоведы, филологи, священнослужители, чтобы рассмотреть широкий круг вопросов: вклад прп. Александра Свирского в историю русского монашества и духовную жизнь России первой трети XVI в., памятники письменности и иконописи, связанные с именем Свирского подвижника.

Научное собрание началось с доклада архимандрита Макария (Веретенникова) – доктора богословия, специалиста по церковной истории русского средневековья. Он посвятил свое сообщение «духовной дружбе» двух подвижников: святителя Макария, митрополита Московского и прп. Александра Свирского. Эту «святую двоицу» связывала Новгородская земля, где начал подвизаться в молитвенных трудах преподобный, когда Макарий занимал там епископскую кафедру. Храм Троицы, воздвигнутый прп. Александром в основанном им монастыре на реке Свири, также был освящен архиепископом Макарием, который делал богатые вклады в Свирскую обитель. Святитель не только позаботился о преемнике прп. Александра на посту настоятеля монастыря, но, будучи уже митрополитом Московским, содействовал написанию его жития и достаточно быстрому прославлению подвижника в 1547 г. По версии докладчика, новокрещеный казанский царевич Александр был наречен именно в честь Свирского преподобного. О. Макарий также допускает личное участие митрополита Макария, «наученного иконному писанию», в создании житийной иконы прп. Александра Свирского. Не случайным можно считать то, что одна из его житийных икон находится у гробницы святителя Макария в Успенском соборе Московского Кремля. По сей день появляются все новые и новые свидетельства очевидного «двойного почитания» этих святых, завершил докладчик.

Далее прозвучали доклады о традиции житийной иконографии прп. Александра Свирского, о его изображениях в собрании ГИМа, о поздней традиции почитания святого. Были проанализированы источники жития преподобного и лицевой список его жития XVIII в. из собрания ГИМа. Этот уникальный список, иллюстрированный 80 миниатюрами, был отреставрирован специально к юбилейным торжествам и выставлен в зале, где проходила конференция. Сотрудники ГИМа позаботились об электронной публикации этого редчайшего памятника. Также здесь экспонируются иконы преп. Александра Свирского XVII–XIX вв.

26 сентября 2008 г.

Рейтинг: 7.8 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×