Святые Энсвита Фолкстонская и Фридесвида Оксфордская

Преподобная Энсвита Фолкстонская

Кто была та первая англичанка, решившая всецело посвятить себя святой жизни в монашеском подвиге? Что за дева стала, таким образом, духовной матерью всей Англии?

Ответ на этот вопрос звучит так: это была святая Энсвита Фолкстонская.

Кем же она была?

Святая Энсвита была дочерью короля Эдбальда Кентского и его супруги Эммы Галльской. Она приходилась внучкой святому королю Этельберту (Альберту) Кентскому († 616; память 25 февраля), которого обратил ко Христу сам святой Августин, апостол англов. Святая не помнила своего деда, ибо родилась примерно в 614 году. В юности на Энсвиту сильное влияние оказали английские миссионеры святитель Лаврентий Кентерберийский, святитель Меллитий Лондонский, святитель Иуст Рочестерский и, несомненно, ее тетка святая королева Этельбурга. Житие святой Энсвиты рассказывает, что она всегда стремилась служить Богу, «в ничто вменила богатства этого мира и, постигая сердцем Священное Писание, всей душой жаждала Царствия Небесного». Она решительно отказалась от брака с языческим королем Нортумбрии, предложенного ее отцом. Вместо этого Энсвита уехала в Галлию, в монастырь Фармутье, с целью обучиться монашескому деланию. Скорее всего, в 630 году она вернулась домой и на белых утесах городка Фолкстон нынешнего графства Кент основала женский монастырь по благословению святителя Онория Кентерберийского. Церковь в этом монастыре была освящена во имя апостолов Петра и Павла, что было обычным для ранней Англии. Это был первый женский монастырь на английской земле, святая мать Энсвита стала его первой настоятельницей. Возможно, советом и поддержкой ей помогали галльские монахини. Как было записано, любимым занятием монахинь было непрестанно благодарить и славословить Бога, особенно за Его благословение и веру, принесенную на английскую землю ее апостолом святителем Августином.

Святая Энсвита, будучи настоятельницей, по-матерински заботилась о монахинях. Она совершила несколько чудес. Так, однажды она слегка ударила по скале, и на этом месте сразу забил источник. В другой раз она исцелила слепую женщину, изгнала беса из одержимого. В монастыре святая Энсвита жила в чистоте, непрестанном покаянии и молитве; она преставилась, еще будучи сравнительно молодой, в последний день августа 640 года. Память ей совершается 31 августа/13 сентября и местно 12/25 сентября. Святой составлены служба и канон.

Примерно в 865 году ее монастырь был разрушен датскими завоевателями, но в 927 году церковь обители была восстановлена королем Этельстаном, правда, в 1052 году ее уничтожил граф Годвин (известный как «Goodwin Sаnds»), который разорил тогда Фолкстон. В 1095 году на этом месте был построен норманнский монастырь, но его тоже со временем не стало, поскольку утес, на котором он стоял, был смыт морем. Однако в 1138 году в глубине острова была выстроена новая церковь, освященная во имя святых Марии и Энсвиты. 12 сентября того же года святые мощи преподобной Энсвиты были перенесены в эту церковь, а день, когда произошло это событие, до сих пор является местным днем памяти святой. К раке с мощами «чудотворицы всего Кента» святой Энсвиты, ныне покровительницы города Фолкстон, в средние века приезжали многочисленные паломники, но в период английской реформации мощи святой были спрятаны и на какое-то время потеряны. По милости Божией свинцовый ковчег XII века с мощами святой девы был обнаружен во время восстановительных работ 17 июня 1885 года: он был найден в северной стене церкви. Святые мощи преподобной Энсвиты до сегодняшнего дня хранятся в этом же ковчеге для поклонения верующих. Фолкстон теперь является местом паломничества православных.

Наша духовная мать преподобная Энсвита, ты, что непрестанно благодарила Христа Бога за святую веру, пришедшую на наш остров, научи нас делать то же самое и моли Бога об английской земле и обо всем твоем народе!

Преподобная Фридесвида Оксфордская

Это случилось недавно, несколько лет назад. В знаменитой оксфордской библиотеке студент, с большим усердием изучавший научные труды, окружив себя горой трактатов, справочников и конспектов, вдруг почувствовал, что потерял свой истинный путь. Он закрыл глаза и начал молиться, прося у Господа руководства. Когда он открыл глаза и привычно посмотрел на потолок библиотеки, на котором латынью написан девиз Оксфордского университета: «Dominus Illuminatio mea» («Господь есть мой Свет»), молодой человек сразу встал, отложил книги, вышел из библиотеки, сел на велосипед и поехал в Бинси, где в двух милях от суеты и толкотни городского центра Оксфорда стоит небольшая средневековая часовня, а рядом с ней – святой источник. Этим оазисом мира и духа являются часовня святой Маргариты в Бинси и святой источник преподобной Фридесвиды, покровительницы Оксфорда.

Согласно житию преподобной, написанному около 1125 года на основании преданий, распространенных в Оксфорде, она родилась примерно в 680 (или, по другим данным, 665) году. Она была принцессой Уэссекса. Ее отца звали Дидан, он был местным правителем в районе современного Оксфорда, а имя ее матери было Састрита. Воспитание святой Фридесвиды было доверено благочестивой женщине, по имени Этельгита. Очень рано юная принцесса Фридесвида начала выказывать склонность к монашеской жизни, не даром ее жизненной установкой с детства были слова: «Все, что не Бог, есть ничто». Согласно преданию, когда святая была еще очень молодой, ее преследовал языческий принц из Мерсии, по имени Этельгар, добивавшийся брака с ней. Однако святая Фридесвида скрылась от него, уединившись в лесах близ Бинси, немного вниз по течению Темзы, недалеко от Оксфорда, который тогда был небольшой деревней. Там она вела отшельническую жизнь с двумя другими подвижницами. Здесь она прожила около трех лет; кельей ей служил бывший хлев.

Источник св. Фридесвиды в Бинси
Источник св. Фридесвиды в Бинси
Однако принцу Этельгару, движимому греховными намерениями, удалось разыскать святую Фридесвиду, но он тут же ослеп. Только после его глубокого покаяния и по молитвам святой зрение его было восстановлено. После этого события святая Фридесвида жила некоторое время одна в тишине и мире, продолжая подвиги монашеской жизни. В дальнейшем ей предстояло основать двойной монастырь на том месте, где сейчас стоит англиканский кафедральный собор Крайст-Черч в Оксфорде. Обитель Фридесвиды была посвящена Пресвятой Матери Господа. Святая подвижница, став игуменьей этого монастыря, собрала вокруг себя большую общину сестер. Но, желая уединения, Фридесвида со временем возвратилась на место своего затворничества и построила келью в лесах Бинси, где жила в святости и проводила много времени в молитве. Родник, из которого она пила, появился здесь благодаря ее пылким молитвам. Позднее его назвали святым источником преподобной Фридесвиды, и он существует здесь по сей день.

Через несколько столетий недалеко от этого места был построен женский монастырь. Сейчас место это называется, как и тогда, Годстоу, что значит «Место служения Богу» или «Святое Божие место». Здесь, в Годстоу, эта принцесса, жившая в православном христианском духе, отошла ко Господу в 735 году, а ее мощи стали почитаться.

Днем памяти святой Фридесвиды издавна считается 19 октября/1 ноября. Святой составлена православная служба на английском языке.

В самом начале XI столетия монастырь святой Фридесвиды был разорен датчанами. Его возродили только после великой схизмы уже как римско-католический монастырь. Однако мощи преподобной сохранялись и почитались долгое время, пока рака, в которой они лежали, не была уничтожена «реформаторами» в 1538 году. Хотя раку восстановили очень скоро, в 1546 году, ее снова осквернили в 1558 году. Сделал это некий фанатик кальвинист, который смешал святые мощи Фридесвиды с костями любовницы одного монаха-отступника, бывшего тогда «профессором богословия» в Оксфордском университете.

Собор Крайст-Черч в Оксфорде
Собор Крайст-Черч в Оксфорде
Сегодня мощи преподобной Фридесвиды лежат в простой могиле вперемешку с костями той женщины в кафедральном соборе Крайст-Черч, в нескольких шагах от центра Оксфорда, и им не оказывается должного почитания. Поразительно, что сегодня никто в этом городе, включая, я думаю, и современных «профессоров богословия», не считает это неправильным. Мало кто посещает этот собор как паломник, просит святых молитв у покровительницы города Фридесвиды и почитает ее место упокоения. Как низко пали сильные умы этого города! Как мало они заботятся о святости в своем искании абстрактного знания! Они все это изучают напрасно, ибо ничего не узнают! Подобно принцу из жития святой Фридесвиды, все они преследуют то, чего не могут достичь, ибо ослеплены отсутствием у них веры. Они не знают, что значат слова «Dominus Illumination Mea» – Господь есть мой Свет. Во всей огромной нации в 60 миллионов человек мало найдется тех, кто верит этим словам и желает жить согласно чистому детскому убеждению святой Фридесвиды, что «все, что не Бог, есть ничто».

А что же стало с тем студентом, покинувшим суету Оксфордского университета ради святости преподобной Фридесвиды в лесах Бинси? Насколько мне известно, духовно он до сих пор обретается там, паломник, живущий, скорее, не приобретением знаний, а тем, что «есть истинный Бог». Господь есть его Свет. Да будет Он и вашим Светом тоже.

Святая мать Фридесвида, моли Бога о нас!

Протоиерей Андрей Филлипс

Перевел с английского Дмитрий Лапа
Из книги «The lighted way».

11 сентября 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Нина24 сентября 2009, 01:35
Господь поругаем не бывает.
Мария17 сентября 2009, 21:28
Псалом 26. "Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся, Господь защититель живота моего, кого устрашуся. ......" - один из самых любимых псалмов.
Вадим, Киев15 сентября 2009, 22:53
Почитают мать Фридесвиду (по английски имя звучит как "Фрайдсуайд") Оксфордские православные. Видел в местном храме ее икону. Православная община Оксфорда небольшая, но очень деятельная, достаточно сказать, что ее основатель - владыка Каллист (Уэр), известный православный автор. Рака св. Фридесвиды (в церкви колледжа Christ Church)восстановлена после разрушения в эпоху Реформации. Интересно, что камень от настоящей раки теплый наощупь, а восстановленные фрагменты (из такого же камня, внешне не отличить) - холодные. Святые мощи лежат под спудом, но ведь и нас была такая практика, например у нас в Киеве под спудом Успенского собора Печерской Лавры покоится святитель Петр Могила. Рассказывала русская девушка, учащаяся в Оксфорде, что приехавший из Питера батюшка остановился в том месте храма, где лежат мощи св. Фридесвиды (до того, как ему показали) и сказал, что в этом месте чувствует благодать. так что останки блудницы не осквернят святыню.
Вот что я писал домой из Оксфорда:
В воскресенье ходил на службу в православную церковь. Очень интересный храм современной постройки, средних размеров. Внутри много икон с надписями на греческом и церковнославянском языке. Например, на образе Спасителя у царских врат написано славянскими буквами «Аз есмь свет миру». По расписанию была утреня в 9-15, начало литургии в 10-30. Я пришел на 9-15, еще никого не было. Пришел англичанин, продал мне свечи по 20 пенсов за штуку. Я сказал, что я из Киева. Так он стал рассказывать, что из Киева пошло христианство в России и на Украине и восточной Европе, и рассказал, как князь Владимир отправлял послов знакомиться с верами разных народов и т.д. В общем, все знают.
К началу литургии, собрался полный храм людей. Многие – серьезного вида англичане, греки, от некоторых слышал русскую речь. Были чернокожий и китаец. Служба на английском языке с вкраплениями на греческом и славянском. Очень красиво поют двое мужчин на греческий манер (англичанин и грек, грек-профессионал, потом объявили, что в каком-то зале в Оксфорде он дает в марте концерт византийской музыки). Службу слушают внимательно. Женщины голову не покрывают. Часть помещения (слева) занята стульями, некоторые сидят, в основном, кто постарше, встают на отдельные фрагменты службы. На некоторые фрагменты, например, на чтение апостола и проповедь, наоборот садятся, причем некоторые молодые садятся на пол по-турецки, остальные, кто не на сидячем месте, продолжают стоять. Много причащающихся, в том числе чернокожий, причащают детей. Маленьких детей (которым год-полтора-два), которых у нас бы все время держали на руках, пускают ползать (играть) на полу.
Проводятся беседы священников и епископа с молодежью и прихожанами постарше.
Виктор11 сентября 2009, 22:36
Dominus Illuminatio Mea - Господь просвещение мое (?)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×