Православный календарьПравославный календарь
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.

Храмы Воскресения Словущего

Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня (или Св. Гроба Господня) в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

Москва, Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Фото: Олег Гусаров / Соборы.Ru. Постобработка: Православие.Ru Москва, Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Фото: Олег Гусаров / Соборы.Ru. Постобработка: Православие.Ru В Москве существует несколько храмов, освященных в честь этого праздника. Один из них находится в Брюсовом переулке между Тверской и Б.Никитской улицами (бывшая ул. Неждановой). Замечательная красно-белая церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке была построена в первой половине XVII века, однако упоминается здесь еще в 1548 году во времена Ивана Грозного. Придел во имя пророка Елисея построен в 1620 году в память встречи царем Михаилом Федоровичем свого отца, патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена.

Название на Успенском вражке связано с тем, что, во-первых, раньше в глубокой древности в старину здесь проходил глубокий овраг, который здесь оставил свои следы и поныне, а во-вторых, раньше здесь стояла деревянная Успенская церковь, давшая старинное название всей этой местности и самому оврагу. Считается, что Успенский вражек – древнейшее урочище (местность) в Белом Городе.

А сам переулок назван в честь любимца Екатерины Великой, московского генерал-губернатора Якова Александровича Брюса. Знаменитый «колдун» и «чернокнижник» петровской эпохи Яков Вилимович Брюс приходился дальним родственником екатерининскому вельможе, но к названию переулка он никакого отношения не имеет.

Это одна из немногих церквей, не закрывавшаяся в советское время, и поэтому в ней сохранился старинный интерьер.

У левого клироса в богато украшенном киоте находится икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Божия Матерь изображена с непокрытой главой – символ того, что она отдала свой покров для спасения грешников. После революции эта икона была передана в Воскресенский храм из церкви Рождества Христова, что в Палашах близ Тверской улицы. Туда ее принес один благочестивый прихожанин. Он был вдовцом и один воспитывал дочерей, неустанно молясь об их благополучии. Его молитвы были услышаны, и однажды во сне ему было сказано передать икону в Рождественский храм, что он не замедлил исполнить. Во время войны 1812 года храм был разграблен, а чудотворная икона разбита на части и брошена, но стараниями художников была восстановлена.

В 1912 году перед этой иконой венчались Сергей Эфрон с Мариной Цветаевой.

Другая, менее известная, но когда-то легендарная в Москве церковь, освященная по этому празднику, была закрыта в советское время и полуразрушена, в таком виде пребывая до сих пор. Только осведомленный о ней человек может отличить ее от обычного городского сооружения, просто находящегося в плохом состоянии. А между тем история этой старинной московской церкви богатейшая – окутанная множеством мистических преданий, она связана с царской фамилией в России.

Церковь Воскресения Словущего в Барашах. Фото: voskresbarashi.orthodoxy.ru Церковь Воскресения Словущего в Барашах. Фото: voskresbarashi.orthodoxy.ru Церковь Воскресения Словущего в Барашах находится на улице Покровка (дом № 26). Сама местность Бараши была связана с деятельностью государевых слуг. Еще в 1410 году здесь появилась Барашевская слобода, где селились бараши – так назывались слуги великих князей, а потом и царей, возившие за ними в походы шатры и ставившие их в поле для высочайшего отдыха. А для этого требовалось определенное мастерство. Деятельность их называлась Шатерной службой. В Барашевской слободе находились казенные склады, где хранились материалы для изготовления шатров и сами шатры.

Воскресенская церковь здесь известна с 1620 года. То здание, руины которого дожили до нашего времени, было возведено в 1734 году предположительно архитектором И.Мордвиновым.

До 1934 года купол высокой церковной колокольни был украшен золоченой императорской короной, выточенной из чистого дерева. Много красивых легенд было связано с ней. Говорили, что когда-то в этой церкви венчались влюбленные брат и сестра, не подозревавшие о своем родстве. Когда священник повел их вокруг аналоя, брачные венцы внезапно сорвались у них с головы, вылетели из окна, и опустились на церковный купол. Так провидение предотвратило кровосмешение.

Другое московское предание связывает эту церковь и ее необычный купол с именем императрицы Елизаветы Петровны. И со стоящим неподалеку на правой стороне Покровки дворцом в бело-голубых тонах (дом №22), который часто называют московским Зимним дворцом в миниатюре.

Редчайший в Москве гражданский памятник стиля елизаветинского барокко, «дом-комод», как говорят о нем москвичи, был построен в конце 1760 – начале 1770 гг. неизвестным мастером школы В.Растрелли (раньше авторство приписывали самому мастеру).

Старинное предание гласит, что этот дом императрица Елизавета Петровна подарила своему тайному мужу графу Алексею Разумовскому, и в этом же доме они справляли свадьбу. А венчание происходило в соседней Воскресенской церкви. И ходила в Москве легенда, что на куполе церкви находился настоящий брачный венец императрицы Елизаветы.

По другой версии, Елизавета обвенчалась с Разумовским в подмосковном селе Перово, а в Воскресенской церкви служила потом благодарственный молебен. В воспоминание об этом царском молебне и поместили корону на церковном куполе. Может быть, корона появилась здесь в знак того, что после свадьбы императрица проезжала мимо этой церкви в Кремль.

История с царским бракосочетанием имела продолжение в московской молве. После смерти Елизаветы граф Разумовский по-прежнему жил во дворце на Покровке. В год коронации Екатерины II канцлер Бестужев очень добивался ее брака с Григорием Орловым. Он написал прошение императрице, чтобы она «избрала себе супруга» и стал собирать под ним подписи. Екатерина была склонна к этому браку, но решила сначала узаконить графа Разумовского как мужа своей тетки Елизаветы и посмотреть, как отнесется к этому общество.

Тогда граф Воронцов был послан из Петербурга в Москву к престарелому Разумовскому на Покровку с указом Екатерины о пожаловании ему титула императорского высочества. Прочитав указ в своей мраморной спальне, Разумовский достал из роскошного ларца бумаги, обернутые в розовый атлас, поцеловал их и бросил в огонь камина. Посыльному же сказал, что он был только недостойным рабом Елизаветы, незаслуженно осыпанным столь великими милостями, и что больше никаких свидетельств о браке с Елизаветой, «которого не было», у него не осталось. Посему в царской милости причисления его к императорской фамилии никакой нужды нет. Молодой Екатерине этот поступок послужил хорошим уроком дворцового этикета, и от мысли о браке с Орловым она отказалась.

Эта легенда была опровергнута историками. Дворец на Покровке был построен после смерти Елизаветы, и Разумовский здесь никогда не жил. В историю Москвы он вошел как дом Апраксиных-Трубецких. (У последних, кстати, в доме давали уроки танцев и здесь мальчиком учился бальным танцам А.С.Пушкин. Приводили к Трубецким и юного Федора Тютчева, жившего неподалеку, в Армянском переулке – они даже встречались здесь в детстве и вместе играли, хотя разница в возрасте у них уже была значительная.)

Однако в советское время был найден подземный ход между Воскресенской церковью и дворцом. Если этот дом и церковь были связаны подземным ходом, значит они были как-то связаны и на земле. К тому же говорили, что этот ход продолжается и ведет к самой Меньшиковой башне в Мясники. Кто мог прорыть такой ход и связать между собой такие места?

А совсем неподалеку от покровского дома в Ивановском монастыре томилась в заточении таинственная инокиня Досифея. Она жила в полном затворе, даже в церковь ее водили по ночам, и богослужение совершалось для нее одной, в запертом храме. На самом деле под именем Досифеи скрывали княжну Тараканову, которую считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского. В 1810 году она умерла, и похоронили ее в Новоспасском монастыре – фамильной усыпальнице Романовых, что только подтвердило догадки о ее высочайшем происхождении. Впрочем, эту историю многие ученые также относят к области легенд и мифов, которые, тем не менее, как-то связаны между собой.

Достоверная история храма продолжается в советское время. В сентябре 1923 года в храмовый праздник Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) здесь служил патриарх Тихон. Он был уже настолько болен, что на службу его вели под руки, и просили прихожан не подходить к нему под благословение в связи с его самочувствием.

Буквально за несколько минут до приезда патриарха специально подосланный сюда отряд комсомольской молодежи в целях антирелигиозной борьбы попытался сорвать службу. Несколько голосов вразнобой запели какие-то «безбожные песни», как вспоминали очевидцы. Однако они не рассчитали время, и сорвать патриаршее богослужение не удалось.

В 1929 году церковь закрыли. А в начале 30-х годов сбросили с купола знаменитую корону и отвезли ее в антирелигиозный музей, открытый в Страстном монастыре, откуда она пропала. Во время строительных работ около церкви в земле обнаружили несколько человеческих черепов. Ими мальчишки стали играть в футбол, и никто их не останавливал, вспоминали старожилы.

Церковь была полуразрушена и получила облик обычного гражданского сооружения. В изуродованном здании разместились государственные учреждения.

Елена Лебедева

25 сентября 2002 г.

Рейтинг: 7.8 Голосов: 31 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Пасха. Светлое Христово Воскресение Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×