1. Предисловие. [1]
Галицкие русины, литография. 1863г. |
2. Исторические штрихи этнонимов "славяне" и
"русины".
Все мы были исторические славяне! Но, формально, сегодня – славяне, "по национальности", только жители государства Словении. Украина, Россия, Белоруссия и Сербия – исторические славянские страны. Но, юридически признанная славянская республика только национальное государство словаков – Словенская (Словацкая-Славянская) Республика.
Многие хотели бы сказать, что их предки в древности были русинами. В древности, все могли быть русинами, как все мы вышли из "Шинели" Гоголя. Русины жили в Новгороде, в Пскове, Турове, Лемковине, в Лемберге-Львове и на территории Киевского, Московского и Венгерского государств. Но с весны народов 1848 года в рамках Австро-Венгрии сформировался Русинский политический национальный округ [5] и произошла национальная самоидентификация русинов [6].
Для Галиции, (которая, с 1772 года, как часть разделенной Польши, оказа-лась в рамках Австрии), после 1848 г. был сформирован, новый, ранее неизвест-ный, политический этноним "украинцы". К нему, стараниями Австрии, была раз-работана "грамматика украинского языка", затем открыт "в Лемберге", (будущем Львове) кафедра нового "украинского языка" и дана автономия.
Итак, в рамках Австрии (с 1867 г. двуединой Австро-Венгерской монархии), отчётливо сформировались два разных этноса, два отдельные и признанные Веной народы: коренные русины под Карпатами и новый этноним "украинцы" и числа немногочисленной интеллигенции Галиции.
Вследствие процессов формирования народов в конкретных условиях, русины Новгорода стали великороссами, русины Турова стали белорусами. Русины Киевской державы стали малороссами, а после 1918 года – украинцами большевистской Советской Украины.
Русинская политическая нация [7] своего самоназвания испокон веков просто не меняла. К этому, она оказалась вне упомянутых процессов, и именно подкар-патские русины остались русинами и до сегодня [8]. Причём, согласно решению мирной 10 сентября 1919 г. Сен-Жерменской конференции, именно они остались единственными в мире юридически признанными "подкарпатскими русинами", а их национальная территория зафиксирована в международных правовых доку-ментах Сен-Жермена, как национальная "территория русинов на юг от Карпат".
Чуть ранее, с 21 декабря 1918 года эта территория уже получила политическую автономию, будучи ещё в рамках Венгрии [9].
Просуществовала русинская государственность до 1945 года [10], как автономия в составе Чехословакии и как суверенное государство Закарпатская Украина-Подкарпатская Русь. После 1945 года она незаконно попала в состав Советской Украины. После развала СССР – не совсем легитимно она оказалась и в составе независимой Украины, поскольку последняя в грубой форме игнорирует и сегодня волеизъявление народа, проживающего на этой территории, высказанного на основополагающем для русинов и Украины референдуме-плебисците 1.12.1991 г.
Вот почему для украинской политической элиты нет бoльшей угрозы, как законное возрождение русинской нации и законное восстановление русинской национальной государственности "на этнических землях русинов на юг от Карпат", даже если только в виде автономии в её составе.
Известно, что этноним "украинец" слишком молод по сравнению с древнейшим европейским этнонимом "русины" и возрождением русинов рушится большая часть украинских исторических и политических мифов [11]. Поэтому и дана политическая команда всем веткам украинской власти и спецслужбам – творить этноцид, дискриминацию, насильственную ассимиляцию, геноцид, судебные репрессии, с угрозой даже этнической чистки русинов. Вопрос националистами поставлен ребром: русинов нет, и их не должно уже быть. А всё остальное – "украинские галузки-ветки". Упёртые русины для них – только агенты, 5 колона, "рука Москвы", "след Будапешта", "финансовое влияние диаспоры США".
Обратим свой взор на историю древнейшего европейского этнонима "rusen-ruthen" (русин) и от него родительный падеж "rutenorum" (русенорум = русинский), который зафиксирован документально уже в древности – в 5 веке. Он упоминаются в римской провинции Норика (запись в храме св. Петра и Павла в г. Зальцбург) где написано не просто "руги", "роги", "росы", "русы", а именно, как "dux ruthenorum Odoacer" – "вождь (князь) русинов Одоакр".
Как известно, первое русинское государство на южных склонах гор Карпат Мархиа Русенорум – (Русинская Марка) образовалось в 10-11 веках. Его возглавил князь Имре, сын венгерского короля Стефана. И тогда этноним "русин", "русинский" уже чётко обозначен [12]. Затем русинская национальная территория вошла в состав Венгерского государства. [13] Позже – в состав Австрии, Австро-Венгрии, Венгрии, где 21 декабря 1918 года русинская национальная территория мирно получила законный статус суверенного автономного государства в составе новой Венгрии (как Русская Краина [14]), разработанный русинской 200 членной делегацией в Будапеште и утвержденный властями Венгрии. И всюду, и всегда, неизменно, русинская нация помнит свой этноним.
Однако, большевистский хаос, организованный у Венгрии "посланцем Москвы" Бела Куном, заставил русинов искать другие пути спасения своей государственности в составе нового государства "Чехословакия [15]". В него они вошли с конституционным названием "Подкарпатская Русь", или "Русинско – Русиния"), согласно решению международного договора на мирной конференции в Сен-Жермене от 10 сентября 1919 года [16]. Через 20 лет, 22 ноября 1938 года в Праге был принят конституционный закон № 328, по которому и Подкарпатской Руси, и Словакии предоставлялась уже не просто административная широкая автономия, а национальная автономия, с правом иметь национальные парламенты, национальное гражданство, правительство, свой государственный национальный флаг, гимн, язык. ЧСР стала в федеративным государством [17].
15 марта 1939 года Сойм Подкарпатских Русинов (имя национального парламента русинов) провозгласил автономную национальную территорию русинов на юг от Карпат, как суверенное русинское национальное государство, но только в составе Чехословакии. При этом не совсем легитимно изменено было название страны "Подкарпатская Русь" на "Карпатскую Украину". Но, в тот же день, Венгрия без промедления оккупировала Подкарпатскую Русь. Премьер-министр Венгрии, заявил, что это не оккупация, а предотвращение угрозы "волынской" резни сечевиками-нацистами местных русинов и венгров. Одновременно, это помощь русинам в возвращении им их автономной государственности, перед лицом очевидной угрозы этнической чистки русинов и венгров галицкими сечевиками-фашистами [18]. Что это было именно так, показали дальнейшие события. В 1941 году был проведена венграми Перепись населения в Русинской Автономии. Оказалось, что в ней проживает 506 тысяч русинов и несколько сот украинцев, и те…. из числа эмигрантов. Этим была раскрыта берлинско-галицкий заговор и афера галицких сечевиков-нацистов, которые заставили А. Волошина сменить название Подкарпато-русинской Автономии, и провозгласить для местных 506 тысяч русинов чужой для них галицко-украинский язык соседей, государственным для русинов. Это была нацистская афера.
26 ноября 1944 года Первый Съезд Народных Комитетов в
Мукачево провозгласил новое название Русинской Краины,
усилиями Сталина [19], "Закарпатская
Украина". Очень важно указать, она, фактически, вышла
из состава Чехословакии, провозгласив полный суверенитет.
Государственным языком, наряду с восстановленным
русинским, был объявлен и русский, а
"австрийский" флаг "Карпатской
Украины", навязанный галицкими сечевиками, изменен на
красный.
3. Русинское национальное государство "в
составе" СССР
И.Сталин, желая присоединить Русинскую Краину-государство к СССР, осознавал сложность вопроса, но как победитель в войне, ни с кем не считался. Ведь когда Закарпатская Украина-Подкарпатская Русь, провозгласила свой национальный суверенитет, то, по настоянию Хрущова и Мехлиса и армии НКВД, вынуждена была принять "московский" Манифест и предложенную там фразу, что будто бы Закарпатская Украина не просто присоединяется к "своей Советской матери Украине", а свободно воссоединяется (?) с ней.
Мало того, что основной политический документ "Манифест" был принят во время войны, на территории, оккупированной чужими войсками, но и в зоне боевых действий 4-го Украинского Фронта, когда все гражданские права и действия властей приостановлены и вся власть находилась в руках военного командования.
Формально, вхождение Подкарпатской Руси в состав СССР состоялось в форме подписания в Москве 29 июня 1945 года договор СССР и ЧСР (Фирлингера-Молотова) "О Закарпатской Украине". Этот договор задумал Сталин как "законный" акт присоединения русинского национального государства к "советской матери его Украине". Однако, и во втором случае не учитывалось мнение народа суверенной Русинской Краины. Итак, Сталиным был инспирирован договор, которым Закарпатская Украина (по Конституции Чехословакии – Подкарпатская Русь), в статусе суверенной национальной державы, присоединялась, как государство к государству, с примитивной большевистской пропагандистской шелухой типа: присоединяется "к… Советской матери своей Украине".
У Сталина была проблема. Не имея возможности русинскую республику втиснуть в украинскую социалистическую республику, Президиум Верховной Рады Украины на территории чужой для него русинской территории образовал сталинскую аномалию с названием "Закарпатская область Украины". Так было уничтожено большевистским Киевом братское русинское национальное государство, а государственно-образующую русинскую нацию превратили в советскую оккупированную "ветку украинского народа". Москва и Киев ликовали. Сегодня Москва молчит, а Киев и дальше творит большевистский этноцид русинов, преступную дискриминацию, насильственную ассимиляцию, имеющих признаки геноцида русинской нации.
Приходится напоминать, что только подкарпатские русины из "всех исторических русинов мира" [20] сформировались в политическую нацию в 1918 году, т.е. раньше на 4 года, до того как сформировался Советский Союз, разрушитель русинской государственности и уничтожитель русинской национальности. Сегодня видные историки и правоведы России, психологически, не могут сломать в себе большевистский стереотип о русинах, как "старом названии украинцев", и молча глядят на этно убийство русинов, творимых руками оранжевых демократов, по сути, братьями-украинцами.
А ведь русины в трудное время (геноцида русской нации с 1918 по 1991 год), оказались сохранившими русскость и в названии своей национальной державы "Подкарпатская Русь" и выше тысячелетнее название своего этнонима "русины". В числе первых народов Европы русины с любовью приняли русских эмигрантов из России и изгнанных из польской Галиции украинцев.
Могли ли предвидеть русины в 20-х, 30-х годах, что они
принимают в свой дом русских эмигрантов и галицких
нелегалов, как братьев, будущих разрушителей своей
государственности и национальности?!
Какая ситуация сегодня? Русины и сегодня не приняли
русофоба псевдо патриарха Филарета, галицкую русофобию и
возрождающийся в Украине нацизм с реабилитацией фашизма и
бандеровщины. Значит ли это, что "руський" народ
русины жив? Да! Подкарпатские русины живут, строят храмы,
соборы и монасты-ри, чем подтверждают свою способность не
только выжить, но и восстановить свой досоветский статус
суверенного национального русинского государства!
4. Только ли у русинов есть вопросы исторических
свидетельств?
Нам часто говорят украинские и отчасти российские историки: у русинов проблема с историческими документами и начала собственно русинской истории. Мы, русины, отвечаем им так: а вы посмотрите на вопрос начала этнонима "русский"! В мировой исторической науке мало найдется проблем, сравнимых и с таким вопросом: какое же было собственно начало Руси! Интерес и разнобой к этому вопросу со стороны отечественных и зарубежных ученых, широких общественных кругов, по накалу дискуссий и страстей вокруг них очень велик [21]. И вопрос так и не решён окончательно! Но ведь три русских этноса-сепаратисты великороссы, белорусы, малороссы сформировались таки, как отдельные народы-нации. И каждая из них написала "свою" национальную историю.
Акцентируя на этом, заметим, особенно со стороны русинов видно, что как "первый немецкий норманизм", так и современный "ословяненный норманизм", прочно "застряли" в "истории руссов" с XIX в. И до сегодня не допускает "фарисейский норманизм" даже дискуссий [22].
Видя, что с позиций иплантированного в тело русской истории как занозу норманизма, совершенно невозможно объяснить начало её (русской истории), и при этом, не в силах порвать с ним, даже историк Ключевский назвал "все эти ученые усилия разъяснить варяжский вопрос… явлением патологии" и утверждал, что стал равнодушен к обеим теориям – норманнской (преимущественно, теорией власть имущих) и славянской (патриотической). [23] Сегодня нам уже легче чем Ключевскому увидеть механизм действия "занозы норманизма", ибо многими историками доказано, что "эпоха викингов была сфабрикована" [24]. А именно она и стала фундаментом норманизма, когда преднамеренно "разбойников викингов выдали за рыцарей". А ведь знают оппоненты подлинной русской истории, что именно "норманнское" решение варяго-русского вопроса легко ведет к изменению взгляда и на всю древнюю Русь". [25]
Проблема для российской историографии в том, что однозначно вопрос этот никогда не трактовался. В отечественной и зарубежной науке варягов и русь выдавали за норманнов, славян, финнов, литовцев, венгров, хазар, готов, грузин, иранцев, кельтов, евреев и т.д [26], но никогда почему-то не допускали что это могли быть и переселенцы русины из Тиссо-Дунайского бассейна, о чем упоминает, кстати, Нестор Летописец. Правда, Повести Временных Лет (ПВЛ) [27], ведя подробную беседу о деятельности в IX-Х вв. среди восточных славян варяго-русских князей и причин образования государства раннего Средневековья, именуемого ими (ПВЛ) только как "Русь", "Русская земля", а Русскую страну, населенную русью, только русскими, русинами, (говорящими на русском языке и живущими по "закону русскому"), нигде прямо не указывает ни на их этническую принадлежность, ни на их первую прародину. Это и давало простор для разных гипотез и предположений, но не более [28]. Тоже делал и М.П.Погодин [29], который уже в 1874 г. высказался мнение, что только и только из Неманской Руси и была призвана варяжская Русь. [30]
С.М.Соловьев же, в 1855 г. с удовлетворением констатировал наоборот, что только "отрицание скандинавского происхождения Руси уже освобождало от вредной односторонности". [31] Двести лет назад А.Л.Шлецер, по словам В.О.Ключевского, с нервным расстройством и самолюбием выставлял свое монопольное право на первенство в русской исторической науке. [32] А что мы имеем сегодня?
Русины подкарпатские, как четвёртый восточнославянский
народ, напоминают "норманнизированным"
российским и украинским историкам и политикам взглянуть на
историю древнерусского народа не только с севера, но и со
стороны Тиссо-Дунайских земель, как об этом подтверждает в
своей летописи и Нестор Летописец в русской древности!
Русины помнят свою историю. Есть кому помнить!
6. Забывчивость, фанатизм и фарисейство украинской
политической элиты толкает их сегодня на этноцид и геноцид
русинской нации
Мог ли кто предвидеть, что точно так, слово в слово, как кричали поляки против галичан-украинцев в 1944 году, так точно и галичане воюют сегодня против русинов Закарпатья (с 1991 по сегодня 2009 г.).
Так, газета "Велька Польска" за 19 апреля 1944 года в статье "Украина" писала о том, что это "немцы изобрели украинский народ для своих целей" [33]. "Украинцы не имеют прошлого, следовательно, не могут иметь своего государства. Украина – это немецкая смута, плюс несколько десятков украинских деятелей, воспитанных и вышколенных в немецкой школе, раньше австрийской, а теперь – в гитлеровской" [34].
Газета "Шанец Кресови" от 27 марта 1943 года писала, что восточные земли Речи Посполитой были и являются исключительно польскими. "Русский (украинский)" народ, который там проживает, есть только ветвь польского народа (сравните: Киев считает, что русины Закарпатья-ветка украинского народа). "В будущем, чтобы сделать это племя полностью польским, необходимо ликви-дировать отдельные хозяйственные и другие организации украинцев (сравните: власти в Украине спешат принудительно разогнать сегодня русинский Сойм ПР, как национальную русинскую организацию). (Мы поляки) уничтожим отдельное украинское школьное образование (сравните: в Украине планомерно уничтожают русинское образование), уничтожим отдельное письмо – "кириллицу" и отдельный календарь" [35].
Наконец в журнале "Плацдарм" за январь 1943 года в статье "Украинцы" опять находим утверждение, что "Украина – это выдумка немцев, а Львов является извечно польским городом. Ни о какой федерации, ни о какой даже автономии для этого меньшинства – галицких русинов (украинцев) – не может быть и речи" [36].
Итак, позиция Польши в 1944 г. по отношению к украинцам-галичанам была такая, как сегодняшняя украинская-антирусинская, о чём забыли галичане, а именно: "1. Отрицание поляками права украинского народа на собственное государство. 2. Их попытка трактовать украинский народ как неспособный к собственной государственной жизни, поэтому Польша должна заботиться о нём или освободить его. 3. Трактовка украинских земель как поприщ своей территориальной и политической экспансии. 4. Трактовка украинской проблемы, как собственного, чисто внутреннего, дела" [37].
Тогда в Польше польские националисты создавали польские вооружённые подразделения против украинцев [38]. (Сравните: Львов сегодня готов создать штурмовые отряды "свободы", нео УНА-УНСО, против русинов Закарпатья).
К этому заметим, что программа "федерализма Юзефа Пилсудского" воспринимала создание Украины как угрозу целостности Польши [39] (как сегодня Киев считает автономию Закарпатья – расколом страны). Модернизированная Федеральная программа, как доктрина "польского прометеизма", в канун мировой войны предусматривала унии всей Украины с Польшей, но только без Галиции, потому, что та попросту оставалась реально польской на 70% [40].
Политические партии Польши сохраняли шовинизм по отношению к украинцам (как сегодня украинские партии по отношению к русинам). Совсем перечеркивалось право на существование украинцев в Холмщине, Полесье, Подляшье [41].
Многие исследователи упрекают поляков в том, что они, как и украинцы сегодня, не заботились об справедливых этнических пределах своего государства, а настаивали на "исторических" границах Польши, что и привело к падению их.
Разрешение этого национального узла проблем усматривалась галицкими украинцами в том, что разговаривать о мирной жизни с поляками украинцам можно будет лишь тогда, когда в их, украинских, руках будет так же (военная) сила, как и у поляков [42].
Польская ненависть или "духинский бред [43]" к русским Московской Руси у поляков традиционно сопровождается страхом, а по отношению к русским Киевской Руси, она всегда сопровождалась презрением. Во время Речи Посполитой они малороссов презирали как своих холопов. И сегодня поляки считают украинцев, как свою неудачную фантазию, благодаря которой ими были выведены в своей галицийской этнолаборатории "украинцы" [44].
Вследствие этого, этническая чистка поляков, известная как
волынская резня поляков и евреев, пресловутая
деятельность ОУН-УПА, формат "бандеровщины" у
галицких "новоукраинцев", русофобия и
русинофобия, могут быть названы, как преднамеренный
результат польско-австрийского "формата украинской
нации".
7. Жесточайшее сопротивление Русинскому возрождению
галицких нацистов сродно устроенной ими "волынской
резне" поляков и евреев
Конечно, Львов столь рьяно сопротивляется законному возрождению русинов по той простой причине, что, де-факто, речь идёт о русофобском проекте всей унитарной системы государственного устройства Украины. По сути, законное, в правовом поле, русинское движение осуществляет и презентацию древнего типа восточнославянского самосознания, что может, по словам украинских идеологов, подорвать идеологическую монополию и всю систему польско-австрийского "обоснования" украинской модели идентичности. А восстановление досоветского статуса русинского государства и с этим духа древнерусского единства, сможет благотворно повлиять и на самосознание всех русских [45].
Европе и миру стало очевидно, что предложенный Киевом и Львовом для русинов отказ от их истории, отказ от старого русинского самосознания, от отцовского имени – это подрыв не только прошлого, но и будущего русинской нации. В противостоянии украинскому этноциду и геноциду и состоит глубинный смысл активного русинского возрождения. Именно удержание праотцовского имени, своей древней идентичности, одновременно с вполне современным её развитием, актуализирующим местное самосознание и особенность подкарпатского исторического опыта, придаёт русинскому движению большую значимость для всех наших восточных стран. Есть мнение, что и всё "восточное славянство вступает в период широкомасштабных перемен в системе этно-территориальной субъектности и национальной политики", [46] среди которых русины идут в авангарде.
Правовой законный вызов, брошенный "национальным русинством" "политическому украинству" и его галицким мифам и домыслам, во многом могут предопределить будущее всего восточного славянства, в том числе и всего русского народа. Важно то, как становится, развивается и актуализируется русинское национальное движение, как оно формулирует свои задачи и требования, свою идентичность. Именно такая модель может дать нам те механизмы, которые позволят уже в скором будущем избежать новых серьёзных конфликтов и строительства новых заградительных стен на исконной земле Святой Руси!
Напомним, что давно разрушен и миф украинских националистов о принципиальном антропологическом различии между русским и украинцами [47].
Оказалось, что на заметном удалении от ядра Украины находятся именно карпатороссы, [48] хотя они далеки от Галицкого нацизма.
Уж если говорить об отличиях, то наибольшее отличие от
восточнославянского антропологического типа представляют
собой галичане [49]. Эти выводы
антропологов, проводивших свои исследования в 50-х и 60-х
годах прошлого века, подтвердились американскими
генетиками в 2007 году [51]. Научные исследования
показали весь бред сегодняшних украинских политических
русофобских и русинофобских мифов [52].
8. Кто первым отозвется сегодня на зов порабощённых
Русинов?
Появление на политической карте восстановленной автономной Республики Подкарпатская Русь могло бы оказать жизненно необходимую поддержку не только русинам в других государствах вне Украины, где, несмотря на сравнительную демократию Евросоюза, всё же продолжается ассимиляция русинского нацменьшинства. [52] Важно это и для самой РОССИИ, где население также изрядно растеряло русскость в его изначальном понимании.[53]
Ведь указав русским России, что русская земля приняла Православие, Письменность и Русскость от Тиссо-Дунайских русинов, [54] дается всем понять, до каких рубежей она (русская земля) сегодня простирается. Это укажет, где ещё живут потомки древнего русского народа – живые русины (а не только черепки на Прибалтике), что во многом устранит белые пятна в нашей общерусской истории.
Кто же первый отзовется сегодня на зов порабощённых подкарпатских русинов? ЕС, или РФ? Лучше бы, если бы отозвались все и совместно помогли бы именно подкарпатским русинам восстановить их национальность и досоветский статус их государственности.
А, признавши де-факто то, что до сегодня в силе, де-юре, мировое сообщество помогло бы русинам мирно [55] занять свое законное правовое конституционное место в центре Европы! При этом, восстановившись как субъект международного права, только признанная русинская нация сможет стать гарантом мирных процессов в центрально-европейском регионе.
Но, пока украинская политическая элита, проникнута откровенным нацизмом и русофобией. Она тупо считает русинство, таким, что "подрывает мифологическую идеологическую монополию и систему обоснования украинской модели идентичности", (сформированной сперва в Австрии, а затем осуществленную большевиками после 1917 г.). А до тех пор по вине украинского нацизма и будет существовать в Закарпатье очаг межнационального конфликта, из-за открытого этноцида, дискриминации русинов, имеющих признаки геноцида народа в 21 веке в центре Европы… И это при том, что так искусно варьируют сегодня оранжевые фарисеи и нацисты жупелом "большевистского геноцида украинского народа".
Но процесс восстановления русинской государственности уже начался и его нельзя остановить. Русины уже не хотят жить по старому – большевистско-украинскому, а власти Украины – неспособны поступать по-новому, по-демократически. Что скажет ЕС и РФ? Русины свое слово о восстановлении своей национальной досоветской государственности, уже сказали!
Русины и дальше входят в великую семью государств и народов Восточно-Православной Цивилизации!
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Венгерский Закон №10 от 21 декабря 1918
г. о предоставлении Русинской Политической Нации
широчайшей национальной автономии.
10 декабря 1918 года в Будапеште состоялся
представительский съезд русинов для разработки автономного
статуса русинской территории в составе Венгрии.
Председателем съезда был избран русин А.Штефан
[56], а участниками были русины А.Годинка
[57], Г.Стрипский [58]. Из этого видно, что
участники этого съезда русинов Венгрии, тем более члены
его президиума, выработав проект Автономии, были высоко
образованными людьми, чтобы иметь право не только
осознавать себя русинами по национальности, а не
украинцами, но и представлять интересы своих
соплеменников.
Законопроект об автономии русинов, зачитанный О.Сабовым, после его обсуждения и внесения поправок, был делегатами единогласно проголосован. 21 декабря 1918 г. он был утвержден как 10-й Народный закон Венгрии под названием "Об автономии русинской нации, проживающей на территории Венгрии". Приводим впервые для россиян его полный аутентичный текст:
"§ 1. Русинская нация, проживающая на территории Венгрии, имеет полное право на самоопределение в области своих внутренних дел, юстиции, школьных и образовательных дел, вероисповедования, как с точки зрения законодательства, так и правления, и с усмотрением на это положение этого закона является руководящим.
§ 2. Из частей Мараморошского, Угочанского, Берегского и Угского комитатов, населенных русинами (сегодня это Закарпатская область Украины), создается автономная правовая территория (губернаторская территория) под названием Русинское Государство (Краина). Что касается упорядочения публичного (общественного) права в частях Земплинского, Шаришского, Абауй-Торнянского и Спишского комитатов (сегодня Словакия), населенных русинами, вопрос повисает (остается нерешенным) до заключения общего мира. До вынесения окончательного решения международной мирной конференцией (в Сен-Жермене) границы Русинской Краины будут установлены временной комиссией, созданной с представителей Венгерской народной республики и Русинского Государства.
§ 3. Русинская Краина решает все автономные дела через свои органы. В делах, общих с делами Венгерской народной республики, будут действовать общие органы. Такими общими органами есть: заграничные, военные, финансовые, гражданства, гражданского и уголовного законодательства и дела, которые касаются хозяйствования, транспорта и социальной опеки.
§ 4. Законодательными органами Русинской Краины есть: 1. В делах автономии – Русинское Национальное Собрание (парламент). 2. В делах, общих с делами Венгерской народной республики, общий парламент Венгрии, в котором русинская нация имеет своих представителей в зависимости от количества ее народонаселения.
§ 5. Правительственными органами Русинской Краины есть: 1. Русинско-Государственное министерство. 2.Русинско-Государственное губернаторство.
§ 6. Во главе русинско-государственного министерства стоит русинско-государственный Министр, который в одинаковой мере ответственный перед Русинским Национальным Собранием и общим венгерским парламентом, в общих делах является равноправным членом венгерского народного правительства, в автономных делах – наивысшим правительственным органом. Его заместителем есть государственный секретарь. Резиденция русинско-государственного Министра находится в Будапеште.
§ 7. Во главе русинско-государственного губернаторства стоит русинско-государственный губернатор. Резиденция губернаторства находится в Мукачеве. Губернатор находится под основным наблюдением и контролем Русинско-государственного министра.
§ 8. На основании 1-го закона от 1918 года, Русинское Национальное Собрание избирается общим, тайным, равноправным и прямым голосованием.
§ 9. В Русинской Краине для нерусиноязычного населения обеспечивается автономия органов местного самоуправления и культуры.
§ 10. В Русинской Краине земли, шахты и леса, которые
принадлежат государственной казне, переходят во владение
законных представителей русинской политической
нации.
§ 11. Этот закон будет введен в действие
русинско-государственным министром вместе с Венгерским
народным правительством; вместе с русинско-государственным
министром так же будут введены в действие распоряжения
переходного периода. До тех пор, пока Закон о
государственном и автономном бюджете не распорядится о
финансовом покрытии для введения в жизнь этого закона, об
этом будут беспокоиться министр финансов, который вместе с
русинско-государственным министром определят смету затрат.
§ 12. Этот закон вступает в силу со дня его оглашения", т.е. 22 декабря 1918 г.
Итак, этот закон суверенной Венгерской Народной Республики впервые в истории русинской нации предоставил жителям Подкарпатской Руси статус автономной республики. По международному праву, как только русинская нация приобрела свою (автономную или независимую) национальную государственность, она приобретает и второе официальное название – "русинский народ". Вот почему с 22 декабря 1918 года русинскую нацию по ныне иногда именуют "русинский народ" и государство-образующей нацией.
На основании этого закона № 10, Министром по делам русинов в правительстве Венгрии в декабре 1918 г. был назначен О.Сабов. Штат Министерства по делам русинов и штат управления губернаторства в Мукачево были укомплектованы чиновниками из числа русинов. Министр О.Сабов и премьер-министр Венгрии Д.Беринкей 5 февраля 1919 г. подписали правительственное Распоряжение № 928. В нем было сказано, что "на период, пока не будет учрежден законодательный орган Русинской Краины, для введения в действие администрации русинского губернаторства и контроля над ним, будет действовать русинско-государственный "Совет Управляющих", дающий предложения министру Русинской Краины по делам, связанным с автономией губернаторства".
На основании параграфов 1 – 7 этого Распоряжения № 928, "Совет Управляющих" создал избирательные участки для выборов Сойма (парламента) автономного Русинского государства. Они создавались таким образом, чтобы в каждом из них русины представляли большинство. От каждого избирательного округа, а также от городов Ужгород, Севлюш (Виноградово) и Хуст, избиралось по 2 депутата. Автоматически депутатами Сойма становились по должности: Губернатор, председатель "Совета Управляющих" и гос. секретарь – всего 45 депутатов.
Выборы в Сойм были проведены 4 марта 1919 г. К этому времени входивший в Унгскую жупу правобережный регион Подкарпатской Руси и ее столица Унг (Ужгород) еще 12 января 1919 г. были оккупированы чехословацкими войсками Антанты. Город Мараморошский Сигет, а также поселок Рахов и село Ясиня, столицу "Гуцульской Народной Республики в Ясиня", тоже были оккупированы румынскими войсками Антанты. Поэтому население этой оккупированной территории не смогло принять участия в выборах и избрать своих депутатов в Сойм. На состоявшихся 4 марта выборах было избрано только 36 депутатов Сойма, все русинской национальности. Они избрали русина А.Штефана, адвоката из Рахова, губернатором. Первое заседание парламента автономного Русинского государства состоялось 9 марта, а второе было назначено на 17 апреля 1919 г. На нем предстояло рассмотреть проект Конституции автономной Русинии.
Однако 21 марта в Будапеште власть захватила прибывшая из России группа коммунистов во главе с Бейла Куном (Коганом) и его заместителями Ф.Мюннихом и Т.Самуэлли. В результате и Министр по делам русинов О.Сабов тоже оказался как "не у власти". В составе группы Когана-Мюнниха из России прибыл коммунист И.Мондок, родом из Собранцев, а также коммунист П.Терек родом из Мукачева. Б.Кун направил их во главе группы коммунистов-интернационалистов в Мукачево. Они на деньги большевистской России в Мукачеве завербовали разного рода лиц, которые попытались разогнать органы власти автономной Русинской республики, в том числе собравшийся 17 апреля на свое заседание парламент. К этому времени коммунистическое правительство Венгрии назначило губернатора А.Штефана Народным комиссаром в Русинском губернаторстве. На состоявшемся 17 апреля 1919 г. заседании парламента А.Штефана попросили зачитать его "Указ о роспуске парламента". После этого в зал заседания вошли боевики из группы Мондока-Терека и выгнали из зала членов русинского парламента.
Против захвативших власть коммунистов, 21 апреля 1919 г. выступила русинская интеллигенция, поддержанная русинами-крестьянами, и отстранила в городе Мукачево большевиков самозванцев от власти. Затем, в течение 24 – 26 апреля, они изгнали коммунистов лишив их "власти" во всей Бережской и не оккупированной части Унгской жупы.
Для восстановления "своей власти", коммунистическое правительство Венгрии направило из Будапешта в Русинскую автономную республику регулярные войска. Чтобы не допустить кровопролитной расправы над восставшими безоружными русинами, Антанта приняла решение – оккупировать всю территорию Подкарпатской Руси. В конце апреля 1919 года чехословацкие войска вошли в Мукачево, и дошли до Берегова, которое уже было занято румынскими войсками Антанты. Так, из-за большевиков Бейлы Куна не могла действовать (де-факто) первая Русинская автономная республика, что толкнуло русинов выйти из состава Венгрии и со своим венгерским автономным статусом войти в состав Чехословакии, (что русинам позже обошлось дорого).
Прага, отстрочив широкую автономию, позволила автономию де-факто, дав русинам возможность иметь национальное русинское правительство, русинские школы, язык, развивать культуру, иметь политические партии и т.д.
И только в 1938 году Прага в полной мере предоставила русинам такую широкую автономию, которая сопоставима с национальным суверенитетом.
СНОСКИ:
1 – Термин "Русинская Политическая Нация"
упоминается уже в различных западных источниках, в
частности, в документе Закона Венгрии №10 от 21 декабря
1918 г.
2 – Венгры, словаки, чехи, румыны, галичане, поляки,
хорваты и отчасти сербы.
3 – Подкарпаторусинский народ свидетель прарусской
древности со времен св. Кирилла и Мефодия
4 – После подписания в Москве "Договора между
СССР и Чехословацкой Республикой о Закарпатской
Украине", и Протокола к нему, (во всяком случае,
именно такой договор был подписан в Кремле 29.06.1945 г.),
русинам запретили упоминать этноним "русин". Но
русины заменили его на слово "местный",
подразумевая именно русина. В ст. 1 названного Договора
говорилось "Закарпатская Украина (носящая согласно
Чехословацкой Конституции, название Подкарпатская
Русь)… включается в состав Украинской Советской
Социалистической Республики".. Например, при запрете
в Союзе на этноним "русины", сами местные русины
выработали равноценные по смыслу фразы: мы местные, говори
по- нашему, кулько гoдин по-нашему, мы закарпатцы,
закарпатский народ, народ Закарпатья и т.д. Даже галичане,
жители Львовской, И.Франковской областей Прикарпатья и
сегодня именуются русинами Закарпатья, (точнее,
Подкарпатья), парни как "поляками", а девушки
– "польками".
5 – Австрия провела административно-территориальную
реформу, по которой она была поделена на пять дистриктов
(регионов) за национальными признаками: Австрийский,
Угорский, Чешский, Румынский и Русинский (с вторым языком
русинским). В составе Русинского дистрикта были три
русинские области из административными центрами в
Ужгороде, Кошице и Пряшеве. Сегодня Кошице и Пряшево в
составе Словакии.
6 – Русины, получившие от Вены статус Ужгородской
национальной автономии.
7 – Так зафиксирована Русинская Нация в Венгерском
Законе №10 от 21 декабря 1918 года.
8 – Сегодня на этноним русины, кроме
Подкарпатских Русинов, никто в мире законно не
претен-дует, разве украинские нацисты, которые, в
принципе, претендуют на этноним "русины" только
для ведения пустых диалогов с русинами, а реально они его
давно и окончательно отвергли.
9 – Полный текст Закона Венгрии №10 впервые дан в
Приложение №1.
10 – Юридически, до 21
января 1946 года, до того как Президиум ВР УССР незаконно
образовал на русинской территории Подкарпатской Руси
Закарпатскую область Украины.
11 – С гордостью называя себя
"украинцами", националисты рассказывают друг
другу, что "украинцы" на самом деле истинные
руськие, а русские не русские, а коварные москали,
угро-финны или даже монголы по происхождению, а страна их
имела название – "Московия". И чтобы
отличаться от этой низшей расы, мы – руськие
Киевской Руси, как истинные славяне и арийцы, отказались
от своего славного имени и стали называть себя не менее
славным именем "украинцы", придуманным и
внедренным поляками при архистараниях австрияков.
12 – Хотя существовал и термин Dux Ruizorum –
русский князь.
13 – Вероятнее всего, русины свободно могли войти в
состав Венгерского государства.
14 – Сравните "Русская (русинская) Краина"
с названием "Сербская Краина".
15 – Хотя, как показали последующие события, этот
шаг был не продуманный до конца. Ведь Чехословакия,
пообещав в Сен-Жермене 10.09.1919 г. дать русинам
широчайшую Автономию в составе ЧСР, что записано в тексте
её Конституции от 1920 года, вместе с тем, удерживалась от
реализации обещания, поскольку многие словаки также
требовали Автономии Словакии, а это, по мысли Т.Масарика и
Э.Бенеша, могло развалить придуманный ими проект
"чехословацкой нации", куда не впустили ни
немцев, ни венгров, а словаков и чехов "сшили"
вместе для творения самой многочисленной "титульной
нации чехословаков".(См.книгу "Проект
Чехословакии" М.2009.)
16 – Именно тем фактом, что Сен-Жерменский мирный
договор от 10.09.1919 г. занимался судьбой национальной
"территории русинов на юг от Карпат"
(юридический термин этого договора) и посчитался с
волеизъявлением коренного народа русинов, Подкарпатская
Русь, как национальное государство русинов, и стало
субъектом международного права. Этот статус оно, де-юре,
не утратило до сегодня
17 – Но прискорбен тот факт, что русины
подкарпатские имея одинаковые стартовые правовые условия
со словаками, сегодня доказывают украинцам, что они
русины, когда Словакия – уже независимое
государство.
18 – Еще живы свидетели и очевидцы того, что
галичане-сечевики готовились к резне русинов и венгров,
особенно к физическому истреблению православного
русинского духовенства.
19 – Под влиянием НКВД и лично Н. Хрущова и
Мехлиса.
20 – В том числе русинов Новгорода, Пскова, Москвы,
Турова, Киева и т.д.
21 – В.В. Фомин Начальная история Руси Издатель ство
"Русская панорама". 2008. с.4.
22 – Вместо дискуссий по главному вопросу русской
истории, по примеру А.Л.Шлецера, норманисты, всегда
почему-то находящиеся у кормила исторической российской
науки, выставляли всех, от М.В.Ломоносова до русинов
Подкарпатской Руси, "ненавистниками всех
нерусских".
23 – Ключевский В.О. Наброски по "варяжскому
вопросу" // Его же. Неопубликованные произведения.
М., 1983. С. 113, 119-120.
24 – Сойер П. Эпоха викингов. СПб., 2002. С. 18, 21,
56, 110, 176-212, 276-277, 293-294.
Зимек Р. Викинги: миф и эпоха. Средневековая концепция
эпохи викингов // Древнейшие государства Восточной Европы.
1999 г. М., 2001. С. 9-25.
25 – Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших
времен. Ч. 1. М., 1876. С. 44; Фортинский Ф.Я. Варяги и
Русь. Историческое исследование С. Гедеонова. 2 ч. СПб.,
1876. СПб., 1878. С. 2.
26 – Мошин В.А. Варяго-русский вопрос // Slavia.
Casopis pro slovanskou filologii. Rocnik X. Sesit 1-3.
Praze, 1931. С. 532-533.
27 – ПОВЪСТЬ ВРЕМЕННЫХЪ ЛЪТ ЧЕРНОРИЗЦА ФЕДОСЬЕВА
МАНАСТЫРЯ ПЕЧЕРЬСКАГО, ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУСКАЯ ЗЕМЛЯ
<…> И КТО В НЕЙ ПОЧАЛЪ ПЪРВЪЕ КНЯЖИТИ, И
ОТКУДУ РУСКАЯ ЗЕМЛЯ СТАЛА ЕСТЬ.
28 – М.А.Максимович отмечал в 1841 г., что и
Карамзин, хотя и вывел руссов из Швеции, но сначала
вынужден был ословянить их в Пруссии и потом уже привести
в Новгород". Карамзин Н.М. История государства
Российского. Т. I. М., 1989. С. 58, примеч. 111;
Максимович М.А. О происхождении варяго-руссов // Собрание
сочинений М.А. Максимовича. Т. I. Киев, 1876. С. 103,
примеч. 1.
29 – М.П. Погодин тоже вынужден
был варьировать в 1872 г., указывая, что призванное
"норманнское племя могло быть смешанным или
родственным с норманнами славянскими". Учитывая
информацию Гельмольда о Вагрии, писал: "Чуть ли не в
этом углу Варяжского моря заключается ключ к тайне
происхождения варягов и руси. Здесь соединяются вместе и
славяне и норманны, и вагры и датчане, и варяги, и
риустри, и росенгау". Гельмольд –
западноевропейский хронист.
30 – Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции о
русской истории. Т. 3. М., 1846. С. 296, примеч. 700; его
же. Г. Гедеонов и его система происхождения варягов и
руси. СПб., 1864. С. 47; его же. Новое мнение г.
Иловайского // Беседа. Кн. IV. Отд. II. М., 1872. С.
114-115; его же Борьба не на живот, а на смерть с новыми
историческими ересями. М., 1874. С. 297-298, 384.
31 – Соловьев С.М. Каченовский Мих. Трофимович //
Его же. Сочинения. Кн. XXIII. М., 2000. С. 83.
32 – Ключевский В.О. // Его же. Сочинения в восьми
томах. Т. VIII. М., 1959. С. 441.
33 – Центральний державний архiв вищих органiв влади
i управлiння Украiни (ЦДАВОВУУ), ф.3833, оп.1, спр.174,
арк.9
34 – ЦДАВОВУУ, ф.3833, оп.1, спр.174, арк.10.
35 – ЦДАВОВУУ, ф.3833, оп.1, спр.174, арк.10.
36 – ЦДАВОВУУ, ф.3833, оп.1, спр.174, арк.10.
37 – Карпатський А. До украiнсько-польських взаэмин.
– Лiтопис УПА, Т.24, С.273.
38 – Карпатський А. До украiнсько-польських взаэмин.
– Лiтопис УПА, Т.24, С.275.
39 – Украiнська державнiсть в XX столiттi –
Киiв: Полiтична думка, 1966, С.148-149.
40 – Украiнська державнiсть в XX столiттi –
Киiв: Полiтична думка, 1966, С.152.
41 – Я.Борович. Украiна i Польща. – Лiтопис
УПА, Т.24, С.193.
42 – Я.Борович. Украiна i Польща. – Лiтопис
УПА, Т.24, С.194.
43 – Имеется ввиду выдумка поляка Франтишека
Духинского о том, что великорусы не являются славянами и
генетически не имеют ничего общего с малорусами.
44 – Так рассуждает Андрей Ваджра.
45 – Русинская актуальная модель национальной
идентичности на фоне других восточнославянских
национальных проектов. По публикациям Олега Борисовича
Неменского, сотрудника Института славяноведения РАН
http://materik.ru/personnel/detail.php?ID=4537
46 – Олег Борисович Неменский. Русинская актуальная
модель национальной идентичности на фоне других
восточнославянских национальных проектов. Цит.
источник.
47 – Не существует никакого "украинского"
антропологического типа, отличающегося от великорусского.
Иначе говоря, малорусы ("украинцы") и великорусы
представляют собой один и тот же антропологический тип
Антропологичний склад украiнського народу. АН УРСР.
Iнститут мистецтвознавства, фольклору та етнографii //
В.Д. Дяченко, Киiв, 1965, С. 105-124.
48 – Карпатский антропологический тип включается в
карпато-балканскую зону. Из
"украинцев-малороссов" или их северных и
восточных соседей в эту антропологическую зону больше
никто не входит. Входят в нее русины, чехи, словаки, южные
поляки, венгры, румыны, болгары, сербы и хорваты.
Понтийская (основная) зона – включает, практически,
всю остальную территорию УССР (кроме Галичины и, конечно,
Закарпатья-Подарпатской Руси). Там же. С.126.
49 – "Карпатско-украинское население Галиции
имеет в значительной мере и не восточнославянский
антропологический компонент, отличаясь от иных
восточнославянских групп темной пигментацией, значительным
волосяным покровом и высоким процентом выпуклых спинок
носа". Там же. С. 124.
50 – "The American Journal of Human
Genetics" за 2007 год.
51 – "Русское население по размерам головы и
лица близко к некоторому центральному европейскому
варианту, занимающему промежуточное положение между
крайними долихо- и брахикефалией, узко- и
широколицестью… сделан вывод, что в составе
русского населения имеется особый антропологический
элемент – восточноевропейский. Есть все основания
считать, что распространение ильменско-беломорского
антропологического комплекса в пределах европейского
Севера связано не с угро-финским населением, а происходило
в процессе так называемой новгородской колонизации или,
говоря иначе, носителями предковых форм этого типа были
новгородские славяне. При этом, отличительной особенностью
русских России является их более светлая пигментация в
отличие от европейцев. Происхождение и этническая
история русского народа. По антропологическим данным, том
88 (новая серия) серии "АН СССР. Труды института
этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая", М. 1965, С.
131-133, 136-137.
52 – Так, русины Словакии
из года в год просто вопиют о чудовищной ассимиляции со
стороны словацких властей. Такое же положение плачевное в
Польше, где власти помогли финансово части русинов стать
украинцами. А акция "Висла" –
насильственная депортация русинов-лемков с родных мест, во
время которой тысячи людей погибли, как в акции геноцида,
до сих пор официально не осуждена. А депортированным на
Волынь русинам-лемкам так и не дали возможности
возвратиться с Украины на свои родные места русинской
Лемковины. В Румынии только старшее поколение говорит на
русинском языке. Дети школьного возраста уже давно перешли
на румынский. 10-15 лет и русинов Румынии не станет.
Довольно сильная ассимиляция русинов имеет место и в
Венгрии, где основная часть венгерских русинов –
подкарпатские русины, переселившиеся из Подкарпатья в
Будапешт и вокруг него. Подобная ситуация в Чехии,
Хорватии. Лучшая ситуация у русинов Сербии-Воеводины и в
США.
53 – Уже не говорим о трагедии, когда русских стали
называть россиянами наряду с казахами и туркменами.
54 – Кстати, Рюрик не принёс на Русь ни
письменность, ни религию, а принесённом им этнониме
"Русь" ведутся до сих пор споры учёных, так ли
это.
55 – Согласно международному законодательству,
порабощенный народ имеет право, если иные способы
испробованы, с оружием в руках добиваться своих прав и
свобод. Ведь никто сегодня не судит хорватов и словенцев,
за то, что они стреляли в сербов. Весь мир признал их
государственности, отвоеванные с оружием в руках!
56 – Адвокат из пос. Рахово Мараморошской
жупы-региона. Его заместителями были избраны Антал Годинка
и Гиядор Стрипский.
57 – В то время был академиком Венгерской академии
наук и возглавлял словацкий университет в
Братиславе.
58 – В Министерстве культуры заведовал отделом по
делам русинов. Он окончил Львовский университет и был
членом учрежденного М.Грушевским научного общества им.
Т.Шевченко.