Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

«Давайте будем человеками!»

Интервью с основателями содружества поющих поэтов «Даждь» Дмитрием и Анной Студёными

""«Даждь» – это содружество людей, занимающихся творчеством не ради популярности или денег. Это ежегодный фестиваль, проходящий в течение нескольких дней и объединяющий талантливых молодых поэтов и музыкантов. Это регулярные студии в клубе «Факел», на которых все желающие могут познакомить слушателей со своими песнями, познакомиться между собой, услышать мнение о своем творчестве. Это – люди. Люди неравнодушные, деятельные и стремящиеся помогать.

20 апреля состоится благотворительный концерт в помощь детям с тяжелыми заболеваниями крови и взрослым, нуждающимся в донорах крови, организованный содружеством совместно с фондом «Подари жизнь» и волонтерской организацией «Доноры – детям». Организаторы и основатели «Даждь» – поэт и музыкант Дмитрий Студёный и его жена Анна – рассказали о предстоящем концерте, о фестивалях и студиях и других направлениях своей деятельности.

– Как появилась идея благотворительного концерта?

Дмитрий: Это уже третий благотворительный концерт. Первый был в прошлом году. Аня через интернет связалась с волонтерами из «Доноры – детям», стала рассказывать о проблемах, которыми они занимаются, и я решил, что мы можем провести такой концерт, чтобы была какая-то польза от него – минимальная, материальная – для этих людей. Цель была двоякая: с одной стороны, помочь, чем мы можем, а с другой, помочь самим себе, потому что на благотворительность народ больше отзывается, то есть показать, что есть множество интересных авторов. Первый концерт у нас был из тех, кто прошел фестиваль «Даждь», самые яркие участники, на которых, я знал, что народ придет, то есть их появление вызовет резонанс, будет публика, ей будет это интересно.

– То есть выступающие – уже знакомые вам музыканты?

Анна: Да, даже очень.

Д.: А в предстоящем концерте мы решили расширить рамки, и там будут участвовать в том числе те, кто в нашем фестивале никогда не участвовал, но они тоже близки, это тоже поэтический рок. Будет Анна Логвинова – просто поэт, не музыкант. В общем, этот концерт более экспериментальный. Тут есть риск, ведь люди, которые прошли через «Даждь», уже знают, чем мы отличаемся. У нас же не пьют, не курят…

А.: Матом не ругаются.

Д.: Да, лексика ненормативная всячески удушается в зародыше. А когда со стороны приходят люди, привыкшие к клубам, многим все это дико. Они не понимают, что то, к чему они привыкли, вот это дико! А то, что мы делаем, это нормально. У всех наших концертов главная задача – собраться вместе и послушать друг друга. Мы очень любим, когда люди друг друга слушают. У нас в обществе это не принято в последнее время. А поскольку собираются разные исполнители, которые друг на друга не похожи, мы считаем, что послушать творчество, которое не похоже на твое, это полезно и интересно.

– Как вообще будет проходить концерт? Он будет сопровождаться какими-то монологами, рассказами, акцентирующими внимание на проблеме донорства?

Д.: Первый благотворительный концерт у нас проходил как обычный фестивальный, просто участники выходили друг за другом. Единственное – мы делали буклеты про волонтерскую организацию «Доноры – детям», то есть как-то информацию доносили. А во втором концерте, осенью, уже непосредственно участвовали волонтеры. Там был некий видеоряд, видеоролики с детьми из больницы. Была волонтер Лена, которая взяла дневник Кати Чистяковой – одной из основателей «Доноры – детям» – и зачитывала оттуда отрывки между выступлениями.

А.: О буднях волонтера, о той реальности, с которой человек сталкивался. Но это все было… тяжело. В этот раз мы экспериментируем. Появились девушки-художницы, появилась идея с детьми что-то нарисовать для оформления зала. Будет и видеоряд. Будет единая понятная концепция, но, честно говоря, мне хочется, чтобы это был сюрприз. У нас есть слоган, который в пресс-релизе используется: о том, что в большом городе мы хотим найти людей, которые могут помочь тем, кто в этом же большом городе нуждается в помощи. Не совсем слоган, но это мотив концерта, скажем так.

Д.: А в остальном будет просто интересный концерт. У нас набралось уже тринадцать участников. Задача, как я сказал, двоякая: показать, что есть куча талантливого народа и помочь. Ведь музыкант, по сути, тоже донор, он должен отдавать! И его творчество может делать добрые дела, нести доброе слово. В советское время проводили концерты солидарности. Вот и мы выражаем солидарность с этой проблемой. Я, например, не занимаюсь донорством, мне тяжело. И надо здоровье иметь хорошее. Но мы эту проблему поднимаем, говорим, что есть люди, на которых государство почему-то плюет…

А.: Не только не помогает, но и ставит еще кучу препон.

– А в чем препоны?

А.: В декабре 2006 года Дума приняла закон, отменяющий оплату больничных родителям детей, больных раком, на весь период лечения. Когда ребенок заболевает, естественно, папа остается работать, мама увольняется и доходы резко падают. Лекарства очень дорогие, и много таких лекарств, которые не оплачиваются государством. И плюс еще отмена больничных листов. Сейчас написали в министерство здравоохранения, там ответили, что нет, в ближайшее время ничего не будет решаться.

На Каширке центр начали строить, и он стоит такой страшный, недостроенный, брошенный. В РДКБ (Российская детская клиническая больница. – О.Д.) приезжал Путин. Там один мальчик хотел с президентом блины поесть. Волонтеры написали письмо Путину, он приехал, на этом порыве началось строительство, а теперь все заброшено. В той же РДКБ очереди на койки, дети своевременно не получают лечение. То есть не только в полном объеме не получают, но и своевременно. Проблем на самом деле очень много. Совершенно непонятно, как без общества эти проблемы могут решаться.

Д.: Тут самая главная проблема, которая лично мне близка, это отношение к людям вообще. В государстве с советских времен отношение к человеку как неизвестно к кому.

А.: Это не только со стороны государства, это во всем обществе.

"В
В Нижнем Новгороде
Д.: Да, но государство – это такой сгусток… А вообще во всем. Вот я с музыкой связан. Тут тоже наши рок-звезды демонстрируют свинское отношение к слушателям. По-моему, проведение концертов на стадионах – это высшее проявление свинства к своему ближнему. Потому что люди превращаются в толпу, и музыканты способствуют этому массовому мышлению, когда никто не относится к другому как к личности, человеку… И так везде, на всех этапах, если говорить о музыке. Есть талантливые люди, мы проводим студии, я не скажу, что все гении приходят, но у нас куча творчества, которое можно развивать, то есть не ныть, что попса всех заела, а что-то делать. Для того, чтобы была какая-то альтернатива, надо ее предлагать. Вот мы и предлагаем. Кстати, мы играли на православных ярмарках, скажем, в Нижнем Новгороде, там приходили тетушки, бабушки местные, слушали от начала до конца. Это говорит о том, что подобное творчество доступно любым обычным людям, не обязательно молодежи. В основном, конечно, мы ориентированы на молодежную аудиторию, но в принципе это культура – песенная культура, которая абсолютно легко воспринимается всеми, и она может быть конкурентоспособной. Русский народ привык задумываться над всякими вопросами, а попса – она насаждается сверху. И ей не предлагается никакой альтернативы. На том же «Нашем радио» предлагается шоу-бизнес, та же самая попса, только там «под рок».

– Вот здесь возникает вопрос: спрос рождает предложение или наоборот? Большинству людей не нужна музыка, которой вы занимаетесь, или они просто не имеют возможности о ней узнать?

Д.: Большинству не нужна. Но как соль все осаливает, так же находится некое количество людей, которым это интересно, и они начинают все вокруг преображать… То есть я ощущаю это по-христиански. Узнав христианство, Православие, невозможно смотреть нынешнее телевидение, слушать радио, потому что они тебя опускают ниже уровня земли. Поэтому я считаю, что и творчество должно быть достойным, и все, чем ты занимаешься, должно быть достойным. Когда читаешь, что призвание человека – это быть царем, священником, пророком, когда ты это понимаешь, то не знаю, как можно жить и что-то делать не на должном уровне. Потому что большинство того, что нас окружает – это не на уровне. И мы пытаемся развивать какое-то творчество живое, чтобы оно было достойно звания человека.

Основная проблема у нас в стране – это просто неуважение человека как такового. Мы пытаемся хоть как-то, хоть в малом, на наших фестивалях развивать это уважение к человеку – как творцу, как личности.

Вот мне вчера, кстати, звонили из некоего кафе, предлагали сотрудничать. Я спросил: «У вас пьют, курят?» Мне сказали: «Да». Я сказал: «Спасибо, не надо». Мы всегда проводим концерты в отдельных залах, чтобы люди могли прийти, сесть и послушать, что другой человек пришел рассказать, что его волнует, что он для себя открыл, что он нашел и что хочет донести другим людям. Если они при этом будут жевать, пить пиво и между собой беседовать, я понимаю, что я буду петь для никого, в пустоту.

– Но это и от слушателя зависит. Даже если концерт проходит в клубе (а это сейчас все-таки основное место для выступлений), можно прийти и слушать, а не жевать и не пить.

Д.: Это понятно. Но наше дело – создать условия. Вот я ходил и хожу в разные клубы. Там иногда даже при желании невозможно послушать, потому что рядом одни болтают, другие едят, третьи чем-то еще занимаются… Поэтому наша задача – создать максимально благоприятные условия для того, чтобы человек мог рассказать то, что он другому человеку хочет донести, а тот другой мог достойно это воспринять. Чтобы это взаимно обогащало. Я ориентируюсь на себя. Мне приятно, когда меня слушают и когда идет какая-то реакция, когда я понимаю, что меня услышали. И вся наша деятельность направлена на то, чтобы воспитывать взаимное уважение. Я к этому призываю: давайте будем уважать друг друга! Давайте просто будем «человеками»!

Почему мы и доноров поддерживаем, потому что там то же самое. Люди живые, а к ним относятся как к какому-то уже отработанному материалу.

А.: В регионах родители сталкиваются с такой ситуацией, что им в открытую говорят: «Вы нерентабельны, мы не будем вас поддерживать. А зачем? Ваш ребенок все равно умрет». То есть вот такой подход. Но это живые дети! И они не умирают, они живут. Они лечатся. Есть волонтеры, которые занимаются с ними…

Д.: Нам очень понравились волонтеры. Было очень приятно что-то делать с ними.

А.: Волонтеры – это люди, которые всегда готовы тебе помочь, всегда готовы что-то сделать, и сделать больше, без всяких оговорок, без лишних вопросов. Обычно спрашивают: «А точно это в фонд, точно это детям?» У меня пресс-релиз, у меня ссылки, фотографии… «А вот точно, точно детям?» Волонтер не спрашивает: «А вы не хотите прославиться?» Никто из них меня не спросил ни разу. Они сказали: «Вы делаете концерт? Здорово! Спасибо вам! Надо ли вам что-то еще? Мы вам еще чем-то поможем». То есть это особый склад ума... У них такая открытость ко всему. Делаешь объявление насчет расклейки афиш в рок-сообществе, откликаются не наши постоянные слушатели, не наши музыканты. Откликаются волонтеры! Начинается какая-то активная жизнь. Прекращается работа в пустоту, есть отклик. Они привыкают, что от них, от их отклика что-то зависит. Вот мы зачастую думаем, что мы прошли мимо – ничего, кто-то другой не пройдет, мы сделали вот это, а мы сделали это зря, это мелочь. А это не зря! Везде можно как-то откликнуться, помочь. Волонтеры – это совершенно героические люди, но в то же время это такой образец для подражания.

Д.: Мы просто привыкаем, что у нас народ инертный.

А.: А, собственно говоря, чего быть инертным?! Просто думают, наверно, что нужно сделать что-то большое… На самом деле нет, в меру своих сил.

Д.: Какие-то деньги мы с этого концерта соберем. Их, конечно, будет до смешного мало, но все равно это будет какая-то помощь. В прошлый раз мы двадцать семь тысяч собрали. В принципе, это, конечно, очень мало, но хоть какой-то вклад. Самое главное – это человеческое внимание. Я надеюсь, что это будет развиваться. Надо закладывать традицию таких концертов. Надо устраивать концерты в больницах. Я считаю, что музыкант должен заниматься своим делом. Если у тебя есть талант, то ты пой. Чем лучше ты поешь, чем лучше у тебя песни, тем больше ты поднимаешь людей и себя на какой-то уровень.

А.: И пробуждаешь добрые чувства.

Д.: Конечно, не каждый музыкант обязан быть донором, но у кого есть возможность, тот, может, им и станет. У каждого есть свое призвание, я считаю. А вдруг кто-то придет на концерт и найдет себя в волонтерстве, в донорстве. Люди-то притягиваются. Есть такой закон. Даже если один-два человека себя в этом найдут, смогут проявить – уже хорошо. Каждый человек – он ценен.

Вот на наших студиях, если приходит один, я очень радуюсь, тем более, когда песни хорошие. Мы пытаемся всех собирать.

– И всем даете возможность выступать?

""Д.: Да. В «Факеле» раз в месяц открытие студии (концерты, на которых играют участники еженедельных студий. – О.Д.). Человек имеет возможность набираться опыта. Потом, если его наш масштаб не устраивает, он может сделать что-то большее, куда-то еще податься. Другое дело, что сейчас особо подаваться некуда. Это что касается акустики. Потому что с электричеством, конечно, проще. Но у нас акустика, в основном, так сложилось исторически. Человек с гитарой – это наш человек. Приоритет, разумеется, тем, у кого уровень высокий. А если у других есть стимул расти, мы говорим: растите. Я стараюсь и менее опытный народ приглашать на концерты, но тогда они должны уже отвечать за свое творчество.

А в принципе содружество «Даждь» собирает личностей. У нас весь народ необычный, интересный. Нет серых лиц, все разные, но каждый со своим лицом. И соответственно у нас разные слушатели, нет одной массы. И вообще кумиров мы не поощряем. Иногда какого-нибудь автора приглашаем, и приходит кучка народа, они до концерта где-нибудь спрячутся, пиво пьют, ждут, когда же там «наш» выйдет. Я говорю: «Идите, послушайте, там же все интересно!»

Это традиция, это привычно. Для некоторых людей нормально прийти напиться. Это же рок-клуб. А рок – это некая современная форма подачи музыки, и все. Но главное же – содержание.

– Какие направления деятельности у содружества «Даждь», кроме музыкальных? У вас в буклете сказано, например, про труднические поездки в монастыри.

А.: Ну, «труднические поездки» – это громко сказано. У нас все скромно. Вот в этом году мы познакомились с Павлом Федосовым, он организует поездки на Анзер, остров Соловецкого архипелага, там группа из тридцати человек. А у нас была самое большое – семнадцать человек, и всего пока было три поездки.

Д.: Первый раз мы поехали на Соловки так. Есть клуб христианского творчества «Мелос», организованный Игорем Стригуном. Он хотел сделать разведку и, может быть, организовать там, со временем, православный фестиваль. И мы поехали, была такая делегация. Там не было речи о трудничестве. Мы приехали просто как паломники, ну и посмотреть обстановку. Поговорили с архимандритом, сходили в разные места на экскурсии, и вдруг все для себя уяснили, что делать там фестиваль не имеет смысла.

А.: Архимандрит Иосиф, наместник монастыря, сказал, что Соловки – это место, откуда надо увозить. То есть там надо набираться впечатлений, сил. Но к тому моменту нам всем это было уже понятно.

А вторая поездка организовалась как-то вдруг и оказалась самой продуктивной. Получилось, что собралось много людей, самых разных. Там были и музыканты, и слушатели фестиваля «Даждь», и просто какие-то знакомые.

А.: В принципе это задумывается, как музыканты и слушатели. Но многие присоединяются со стороны, почему-то людям удобно ездить группой. Кто-то, побывав там один раз, потом ездит самостоятельно.

"На
На Соловках
– То есть любой человек может приехать в одиночку и стать трудником?

А.: Да, именно Соловки в этом смысле хороши. Есть даже какой-то супер-популярный период, когда многие туда едут. И они стараются не принимать в это время паломников. Главное – заранее предупредить. И там обстановка хорошая, для рокеров более-менее приемлемая. Там должная мера несвободы и должная мера свободы. Конечно, если ты куришь и напиваешься, тебе везде будет тяжело в таких местах, но если ты готов…

Д.: Вообще Соловки отрезвляют. Народ заметно вразумляется.

А.: И нельзя сказать, что для музыкантов эти поездки прошли бесследно. Как-то повлияли на их творчество, конечно. Место такое.

– А какая там работа?

А.: Там разная работа. Для девушек, допустим, была работа на кухне, посуду мыли, на стол накрывали.

Д.: Это еще зависит от времени года, от месяца. Мы обычно в августе бывали, там в это время сенокосы, прополки…

А.: Эти поездки – это опять же попытка показать, что да, сложно, но если действительно хотеть что-то делать, то все можно. И поездки, и журналы, и газеты – все возможно.

– Кстати, насчет журналов, пару слов об альманахе «Паруслов», который вы выпускаете…

А.: «Паруслов» – это самиздат. Выходит с 2002 года. Придумали мы его с двумя девушками – Юлией Строкович, она музыкальный журналист, и Натальей Багровниковой, художницей. Самый верный кадр – это Ольга Лехтонен, которая занимается версткой. Постепенно появились постоянные корректоры. Близко мы познакомились с ними тоже на Соловках, они из среды слушателей. Сначала все это задумывалось как признание в любви музыкантам, мы печатали их тексты. Потом появились еще побочные материалы. Разные люди приходят, и разные темы приходят вместе с ними. Сейчас творчество музыкантов занимает всего одну рубрику. Там очень много всего. О человеке.

У нас есть свобода. Если в больших журналах вынуждены думать, будут их читать или нет, то мы просто делаем то, что нам интересно. А сто читателей мы найдем. Альманах не привязан к каким-то срокам выпуска, а выходит два раза в год.

Д.: Следующий номер приурочен к пасхальному концерту. Вот, кстати, что мы еще делаем. Поскольку в клубе «Факел» мы живем давно, и нам там, по крайней мере, не мешают проводить какие-то мероприятия, мы стали организовывать регулярные рождественские и пасхальные концерты. Причем, если на фестиваль зовутся избранные исполнители, то на пасхальный или рождественский концерт можно дать заявку. Если люди хотят играть, они могут об этом сказать, и иногда, если есть возможность, они играют.

А.: Но тут надо балансировать между желанием себя проявить и желанием сказать что-то в рамках темы.

Д.: Вообще последние рождественские и пасхальные концерты мне понравились, они интересно проходят и уже стали регулярными. Я и хотел, чтобы это стало традицией, чтобы люди знали, что у нас такие радостные концерты проходят. Фестиваль для меня в последнее время превращается в привычку, а вот предстоящие благотворительный и пасхальный концерты сейчас интереснее.

А.: Это тоже уникальный опыт. Конечно, есть большие концерты, и там есть чему поучиться, но это немного другое. Тут для нас момент первооткрывательства.

Д.: Чем больше подобных концертов, тем больше воспитывается некая культура восприятия такого творчества. Я считаю, что акустическую музыку, поэтический рок надо слушать на том же уровне, что и классическую музыку. Я об уровне слушателей. Они должны быть к этому готовы. Для того чтобы классику воспринимать, надо иметь какие-то основы музыкальной культуры и культуры вообще, кругозор. То есть если люди хотят, чтобы было меньше попсы, у них есть задача расти, чтобы не-попсу они могли в принципе воспринять и понять.

Беседовала Ольга Дмитриева

Беседовала Ольга Дмитриева

15 апреля 2008 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×