Время от времени русские артисты приезжают в наш город и все русское общество иммигрантов наполняет самый вместительный зал Сан-Франциско. В первую часть их программ, как правило, включаются серьезные или традиционные произведения, а далее следуют вещи более популярные – известные песни военных лет и песни из советских кинофильмов. По мере того как мелодии становятся все более знакомыми, доходя до кульминации, когда начинают звучать вечно популярные «Подмосковные вечера» или «Очи черные», присутствующие необыкновенно воодушевляются.
Хор московского Сретенского монастыря
В пятницу вечером 14 сентября выступление хора московского Сретенского монастыря под руководством Никона Жилы в Дэвис Симфони Холл стало подобным случаем.
Для ценителей хорового искусства, особенно американцев, которым редко приходится слышать хороший большой мужской хор, составленный из прекрасно слаженных голосов, концерт тоже стал подарком. Этот хор из 41 певца звучит фантастически: отшлифованное пение и согласованный, совершенно безошибочно русский звук. Хор даже при самом тихом пианиссимо с легкостью наполняет звуком 2734-местный зал.
Если бы я хотел выразить недовольство, то я счел бы ошибкой слишком популярный репертуар хора. Популярность здесь определялась способностью присутствующих подпевать каждой из песен советского кинематографа 1960-х годов, как это делала женщина, сидевшая позади меня. Похоже, это было сознательным шагом организаторов тура для привлечения большего числа эмигрантов, но лишало присутствующих возможности услышать больше произведений из основного репертуара хора: он почти ежедневно поет на богослужениях в одном из наиболее почитаемых русских монастырей.
В частности для меня наиболее интересной частью выступления были первые четыре вещи – аранжировки русских духовных песнопений. В программке была напечатана просьба: воздержаться от аплодисментов в первой части концерта. В результате отсутствие бурных оваций и свиста было восполнено атмосферой единения, наступившей ко второй части вечера.
Особенно трогательной была «Херувимская песнь» Львовского из литургии Преждеосвященных даров, менее знакомой слушателям, чем литургия Иоанна Златоуста. Хор начал с неясного, но плотного внутреннего движения и постепенно раскрыл звучание в восторженном «Аллилуия». Русские хоры менее чем американские склонны к открытому проявлению эмоций, и тот стоицизм, который продемонстрировали певцы, явно духовного свойства. Совершенно по-другому звучит унисонное песнопение русского православного знаменного распева «Стихира на Успение Пресвятой Богородицы». Традиция исполнения древнерусских мелодий в совершенно не похожем на латинское пение ключе гораздо больше внимания уделяет ритму и дикции. Дирижер хора Никон Жила явно решил продемонстрировать эту сильную особенность и в управлении хором, и в том, что в этой трехминутной композиции не использовались тенора.
Популярные мелодии оттеняют блестящую технику
Вторая часть концерта весьма удачно началась с песни «Ах ты, степь широкая», получившей известность в 1970-е годы благодаря хору донских казаков. Исполнение этой чудесной песни стало приятным переходом к популярным произведениям. Простая аранжировка раскрывает звучание каждой партии голосов.
Еще более впечатляющим прозвучала в том же грустном ключе хоральная аранжировка Федора Степанова салонного романса XIX века Ф. Абта на стихи Ивана Тургенева «Утро туманное». Эта композиция позволяет хору показать, на что способны тенора с легчайшим и прекраснейшим пианиссимо на высоких нотах. Даже профессиональные американские хоры вынуждены прибегать к фальцету на таких высоких нотах, но русские владеют достаточной техникой, чтобы вытянуть их.
Шесть певцов хора выступали с сольными партиями. К сожалению, в репертуар не были включены духовные песнопения с сольными партиями, но их партии в народных и популярных песнях лишь поднимают общий уровень исполнительского мастерства коллектива. В частности хочется отметить выдающийся бас Дмитрия Белосельского. В
За последнее десятилетие я слышал множество гастролировавших хоров из бывшего Советского Союза, и все они выступали с программами, подобными программе Сретенского хора. Русская Православная Церковь, в которой недавно состоялось восстановление канонического общения с зарубежными епархиями, спонсирует эту международную национальную программу – мировое турне, – адресованную главным образом русской аудитории. Я бы назвал Сретенский хор одним из лучших, если не лучшим из того, что я лично слышал в этом жанре. И мне интересно, насколько широки их возможности. Как бы они звучали, если бы исполняли, например, Баха? Их голоса настолько хороши, что достойны самого пристального внимания.