Значение художественной литературы для формирования будущих священников

Доклад на международной конференции в Кракове, 3-4 июля 2012 года

Существует известная история, анекдот о том, как наш знаменитый историк Василий Ключевский, профессор Московской духовной академии, приветствовал одного новопостриженного академического монаха такими словами: «Поздравляю вас с принятием ангельского образа, желаю вам не потерять облик человеческий». Думаю, что эти слова применимы ко всем родам духовного служения. Человек, становясь монахом или священником или принимая любой другой сан, призван не превращаться в небожителя, а прежде всего оставаться – или скорее становиться – человеком. Вообще человек (anthropos) – то есть повернутый вверх, чело, обращенное к вечности, – это звание, которое еще надо заслужить, это очень высокое имя. Наша конференция, посвященная человеку в современном мире, – тому подтверждение.
Другой наш знаменитый писатель, Фазиль Искандер как-то сказал: «Цель искусства – очеловечивание человека». Действительно, «воспитание чувств», возделывание сердца (а слово «культура», как известно, и означает «возделывание») – необходимое условие становления личности.

Насколько мне известно, светская зарубежная литература не входит в список обязательных предметов для программы духовных семинарий. Однако в Сретенской духовной семинарии этот предмет введен с самого начала ее существования – с 2000-го года. При этом курс зарубежной литературы за это время претерпевал изменения, и во многом сегодня он носит авторский характер. Поэтому я буду говорить о своем личном, во многом субъективном, видении места этого предмета, зарубежной литературы, в системе подготовки будущих священнослужителей, в системе духовного образования.

Мне кажется, что этот краткий обзорный курс мировой иностранной литературы совершенно необходим для будущих священнослужителей, для семинаристов, по целому ряду причин.

Во-первых, современному священнослужителю требуется широкий культурный кругозор – это необходимое условие его проповеди, необходимое условие доверия к нему со стороны его прихожан, со стороны людей образованных. Сегодня сельских пастырей насчитывается единицы, и Православие в современной России – это скорее городская религия, в отличие от XIX века. И здесь тон задают именно образованные люди, интеллигенция, те, кто обретают веру уже в сознательном возрасте. Для них очень важен интеллектуальный и культурный багаж христианства.

Невозможно и преступно отказываться от того великого христианского наследия, которым обладает Европа. Даже если сама Европа не готова признать свое наследие христианским, не готова признать его значимости, – та самая Европа, которая сформировалась и существует сегодня именно благодаря христианству. Христианство на протяжении веков проявлялось не только в чисто церковных, религиозных произведениях и творениях, но и в подавляющем большинстве художественных произведений человеческого гения. «Исповедь» блаженного Августина, «Божественная комедия» Данте, трагедии Шекспира, «Фауст» Гете, романы Диккенса – без этого невозможно представить себе ни современного общества, ни нас самих. Для будущего священника знание этих основ чрезвычайно важно.

Во-вторых, художественная литература дает бесценный материал для изучения жизни и людей. Я так и говорю своим студентам: благодаря литературе вы можете прожить не одну жизнь, а десятки разных жизней. Одна из работ митрополита Антония (Храповицкого) называется так: «Пастырское изучение жизни и людей по творениям Достоевского». Но это изучение возможно и по другим европейским авторам. Это бесценный психологический и нравственный материал, который необходимо осмыслять и использовать. Можно подойти к нему и с другой стороны, так сказать «в апофатическом ключе», как например епископ Варнава (Беляев), который называл мировую литературу энциклопедией заблуждений, «зеркалом людских пороков и неисчерпаемой сокровищницей человеческой глупости». Действительно, человеческие страсти, их зарождение и развитие, теоретически описаны в аскетической христианской литературе, а в жизненных примерах они запечатлены в литературе художественной.

Равным образом, многие особенности возрастной психологии могут быть понятны из чтения светских произведений. Например, «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера – прекрасный образец описания внутреннего мира подростка. Причем подростка не простого. Кто-то отметил, что это книга о будущем священнике. И действительно, оригинальное название этой книги – Catcher in the Rye, дословно «ловец во ржи». Этот образ отсылает нас к евангельским словам Христа апостолам Петру: «Не бойся, отныне будешь ловцом человеков» (см. Лк 5, 10; Мк 1, 17).

В-третьих, я полагаю, что художественная литература часто помогает нам лучше уяснить – это важный момент – церковные догматы. Каким образом? Например, учение о Промысле Божием. Замечательное определение дается в Катехизисе святителя Филарета Московского: «Непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией…» (вы все его знаете; мне неизвестно католическое определение, но думаю, что оно аналогично). Очень хорошо! Но вот случается трагедия: разбивается самолет, ко мне приходят родители прихожанки, которую я благословил перед вылетом, и что я должен им сказать? Зачитать это определение катехизиса о Промысле Божием? Да, оно прекрасное, но все же умозрительное. И что же?..

«Мост короля Людовика Святого», кадр из одноименного фильма
«Мост короля Людовика Святого», кадр из одноименного фильма
Есть потрясающее произведение, которое мы проходим в семинарии, - «Мост короля Людовика Святого» Торнтона Уайлдера. В нем исследуются причины гибели пятерых человек, которые переходили по этому древнему мосту в Перу, когда он обрушился. И дается художественный ответ на вопрос о причинах этой смерти. Ответ мощный, убедительный, торжествующий.
Или возьмем «Сто лет одиночества» Маркеса. В нем также дается красивый образ Провидения, которое становится понятным только после того, как все произошло, совершилось и исполнилось. До «совершения времен» эта тайна не поддается расшифровке, какие-то нити и нюансы ускользают от нас.

Данте
Данте
Что касается догматов, то сейчас мне приходится заниматься темой о влиянии «Божественной комедии» Данте на становление католического догмата о чистилище (purgatorium). «Божественная комедия», как известно, состоит из трех частей: Ад, Чистилище и Рай – и описывает муки грешников и блаженства праведников. Между тем, ко времени ее создания (XIV век) в Католической Церкви не был официально провозглашен догмат о чистилище, который стал официальным учением лишь на Ферраро-Флорентийском Соборе (XV век).

Фактически Данте был первым, кто наглядно и в яркой художественной форме провозгласил идею чистилища, поэтому можно предположить, что «Божественная комедия» повлияла на учение Католической Церкви. Эта гипотеза кажется особенно вероятной, если учесть тот факт, что Данте был родом из Флоренции, принимал активное участие в жизни страны и отобразил в своей поэме многие события и реальных исторических лиц Флоренции. Таким образом, его авторитет был невероятно высок именно в том месте, где проходил Ферраро-Флорентийский Собор.

То есть мы можем даже говорить о влиянии художественного произведения на церковные догматы.

Наконец, рассматривая художественную литературу, можно говорить и понимании сути священнического служения. Если мы возьмем замечательный роман Грэма Грина «Сила и слава», то увидим, что его главный герой – падре. Произведение основано на исторических событиях и фактах, действие происходит в Мексике во время жестоких религиозных гонений начала XX века. И главный герой остается единственным священником в штате, который ipso facto должен, под постоянной угрозой смерти, служить, крестить, исповедывать, причащать, давать людям утешение, не имея его в своей собственной душе; более того – видя изуродованность, низость как своей, так и чужих душ.

В романе очень глубоко и точно описана внутренняя мотивация священника, то, что им движет. В момент гонений и страданий обнажается подлинная сущность каждого человека, исчезает имидж и выявляется личность. «Пьющий падре», который не только героем себя не считает, но искренне в душе своей ставит себя ниже всех, неожиданно и незаметно начинает прозревать тайны бытия, познавать нелинейную перспективу жизни.

И я говорю своим студентам: дорогие, прочитайте сейчас этот роман и перечитайте его, когда сами станете священниками. Потому что главная опасность и самая тяжелая болезнь для пастыря – это самодовольство. А роман Грэма Грина наглядно показывает, как именно «сила Божия в немощи совершается».

Можно было бы еще многое рассказать о значении художественной литературы для формирования священника, но я вернусь к тому, с чего начал. Главное – это подлинно стать человеком, а все остальное приложится.

Иеромонах Симеон (Томачинский), кандидат филологических наук, преподаватель
Сретенской духовной семинарии

9 июля 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Олег19 ноября 2023, 19:45
Художественная литература полезна после укрепления в вере и знания основ православия и чтения Святых Отцов. В семинарии же многие не знают ни того,ни другого и поэтому курс литературы будет полезен с разъяснением священника,но читать учащихся я бы не заставлял,пусть авву Дорофея штудируют.
Михаил Георгиев11 января 2014, 07:22
Ерунда же. Зачем будущему священнику знание худлита и бессмысленная эрудиция? Он должен быть добрым, благочестивым и молитвенником. Добрый пастырь. Личные качества, а не книжность. А образованными и начитанными могут быть его чада. У меня имеется эрудиция и изощренный ум, но нет Божией Благодати, даи нравственности нет. Я за ней к батюшке иду, как к человеку совершающему Таинства, ведающему Божию Волю, чтоб он мне помог исцелиться от душевных и духовных ран. Нашто мне его образованность? Чему он может у Данте, Достоевского или Прево научиться?
Да это даже и не идет как-то, даже и не к лицу.
Большинство духовных церковных авторитетов в 20 веке были малообразованными и не книжными людьми, не только старцы, но и просто мирские батюшки, но у людей Божиих, у православных, они имели и имеют огромный авторитет. Кто такая Манон Леско, какой-такой Дантов ад!? Они вряд ли знали, да разве об этом со священником говорят!?
Неужели среди вас найдется кто-то, кто в церковь идет о книжках поговорить? Или испытать уровень эрудиции священства?
Вы там от жизни отовались, вот что. Завитали совсем в облаках.
Учите их Богу молится и верными быть. ПРИМЕРОМ быть. А не книжки читать.
Анатолий31 июля 2012, 21:33
К коментарию прот. Александра Григорьева о хранении ума. Книга "Невидимая брань" предназдначена каждому христианину,не только монашествующим. Очень интересно было бы разработать модель государства, которое применило в деле приведенные руководства о хранении ума.
Очень тяжело представить образованного человека без знания, в частности, зарубежной литературы. Осуждаемая пытливость ума является одним из двигателей науки и прогресса. Не знаю как влияет образованность, наука и прогресс на путь Спасения. Но где бы оказалось такое общество через 100 лет по отношению к другим государствам - очень интересно.
Роман20 июля 2012, 12:52
Душеполезной худ.литературы на Западе не сыскать, но изучить ее необходимо как образец для "неподражания". Тем более, священникам полезно будет узнать про мадам Бовари и Манон Леско, чтобы виртуознее исповедывать женщин.
marija17 июля 2012, 19:47
Как бы то ни было, а СВЯЩЕННИК ОБРАЗЕЦ, Принимая БОГА, мы уже себя контролируем. Порой.что то хочется сделать для себя, какое то удовольствие. Но ПРИЗЫВАЯ СОВЕСТЬ СВОЮ, сразу отпадает желание.И задаёшь вопрос; кому ты служишь. И никаких сомнений НЕ НАДО! Только свою совесть НАДО теребить, она же ТРИБУНАЛ нашей души.
Надежда17 июля 2012, 00:14
Огромное вам спасибо, отец Симеон. Поражена критикой со стороны священников. Надежда
прот. Александр Григорьев13 июля 2012, 12:45
Дорогой отец Симеон, думаю, что и роман Грема Грина "Сила и слава" несет в себе соблазн, что якобы пьющий священник, если смиряется и кается, то может быть угоден Богу. Хотя таинства, которые он совершил имеют силу, но своей жизнью он соблазняет паству, а если кто соблазнит единого от малых сих, верующих в Меня, говорит Господь, то лучше бы он не родился, либо одел на шею жернов и бросился в море, то есть лучше бы покончил жизнь самоубийством.
Думается, что соблазн, который распространяли недостойные священники, стал причиной революции в России. прот. Александр
прот.Александр Григорьев13 июля 2012, 12:34
Дорогой отец Симеон, вы пишите о влиянии Данте на создание Римо-каталического "догмата" о чистилище, как будто признаете лжеучение о чистилище за догмат, то есть истину.
Наоборот, этот пример весьма пагубного влияния фантазий Данте на Римо-католическое учение, как раз и говорит о том, как вредно читать всякие фантастические произведения зарубежных авторов. прот.Александр
прот. Александр Григорьев13 июля 2012, 12:21
Дорогой отец Симеон, думаю, что изучать светскую литературу будущем священнослужителям необходимо для того, чтобы обличать те пороки людей, которые привились человечеству с помощью этой самой литературы. Для личного спасения чтение светской литературы очень вредно. Сами посудите: сидит монах в келье и читает какой-нибудь роман, в котором описываются любовные похождения героя. Сказано в писании: "Учениями различными не увлекайтесь"
А священнослужителям, которые в настоящее безбожное время должны быть мессионерами необходимо знать каким ядом лжеучения отравлены приходящие к нему люди, что бы дать им противоядие.
А вообще христианам, которые не занимаются мессионерской деятельностью, преп. Никодим Святогорец в книге "Невидимая брань" в главе 9 "О хранении ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости" советует: "Сказания о бывшем и новые сведениями и бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мире и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было..." По слову св. Василия Великого: "Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских вестей и сотами меда сказания мужей преподобных" ч.5 стр.52 ; об этом же говорит пророк Давид"Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи" Пс.118,85
Вся духовная литература, а особенно западная поражена гордыней ума (прелестью) и читающий ее без рассуждения неминуемо ей заразится.
"Аще кто мнится мудр быти в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет"(Кор. 3, 18)
Андрей11 июля 2012, 11:24
Александр Н.: поддерживаю полностью. Не знающий человек может споткнуться об эту статью. :(
Fr. Vladimir Eremine10 июля 2012, 19:19
I hope Le Petit Prince by Antoine de Saint-Exupйry is included in your course!

-Adieu, dit le renard. Voici mon secret. Il est trиs simple : on ne voit bien qu'avec le coeur. L'essentiel est invisible pour les yeux.

-L'essentiel est invisible pour les yeux, rйpйta le petit prince, afin de se souvenir.

-C'est le temps que tu a perdu pour ta rose qui fait ta rose si importante.

-C'est le temps que j'ai perdu pour ma rose... fit le petit prince, afin de se souvenir.

-Les hommes on oubliй cette vйritй, dit le renard. Mais tu ne dois pas l'oublier. Tu deviens responsable pour toujours de ce que tu as apprivoisй. Tu es responsable de ta rose...

-Je suis responsable de ma rose... rйpйta le petit prince, afin de se souvenir
Лидия10 июля 2012, 12:46
Александр Н., то есть Вы считаете, что творения мировой культуры недопустимо и опасно читать православным, если они написаны злобными католиками, протестантами и даже (о ужас!) мусульманами и атеистами?
По-моему, очень умная статья. И подвигает не останавливаться в самообразовании даже если давно окончил школу и не надо рассказывать на уроке, "что имел в виду писатель..."
Инна10 июля 2012, 11:24
Литература (говорю как филолог), конечно, вещь очень важная... И все же - есть огромная опасность принять ту или иную художественную позицию за некий духовный образец. А литература - область душевного... Даже Достоевский. Он отлично описывает тьму. Но вот свет... Его старец Зосима - не очень-то похож на оптинских старцев, с которых списан... Не говорю уж о писателях, еще более далеких от христианства... Литература - как и любое искусство - и полезна и опасна одновременно...
Александр Н. 10 июля 2012, 00:47
А вот в этой статье опасная путаница и подмена понятий. Автор пишет "влияние произведения на церковные догматы", "мне неизвестно католическое определение" и проч. При этом он имеет в виду "догматы отколовшейся от Православия Римской церкви" и "определение отколовшейся от Православия Римской церкви". Это важно. Если не иметь это в уме, то очень легко начать считать отколовшуюся Римскую церковь вовсе не отколовшейся, а равноблагодатной. А это предательство Православия, предательство святых, проливших кровь, защищая чистоту веры. Таинства римокатоликов недействительны. Не может Христос быть одновременно и в Единой Церкви, и в ее осколке. Если же это не так, то обезсмысливается само существование Православия. Посему нужно быть очень разборчивыми в выборе терминов.
Василий 9 июля 2012, 23:37
Изучение литературы это великое дело!Изучая ее,мы прикасаемся к великому наследству наших предков и можем почерпать для себя много интересного ,что нас более сблизит с паствой.
Павел 9 июля 2012, 20:05
Скажите, а где-то можно найти список книг, рекомендованный отцом Симеоном? Я сам выпускник семинарии, где не было такого чудесного предмета. Весьма заинтересован!
астафоркин 9 июля 2012, 17:44
Когда мы встречаемся с одноклассниками, нас 20 человек, то вспоминаем нашу покойную учительницу Людмилу Васильевну. Все мы очень разные люди соглашаемся, что стали людьми благодаря ее стараниям. Она нас воспитывала в советское время на примерах героев Василя Быкова. Поэтому мне кажется, что «рукописи не горят» на самом деле. Думаю, что все метафизические силы борятся в душе художника за влияние над ним. Если бы автору взбрела в голову сумасбродная мысль сжечь рукопись, то либо камин потух, либо метеорит пробил бы крышу и упал на голову «умника». Думаю, русская литература и существует для того, чтобы блудный сын мог вернуться к отцу. Есть ли в нашей Церкви понимание этого?
астафоркин 9 июля 2012, 17:42
Из проповеди нашего Владыки.
"Мертвые души" - пророчество о времени безбожия в России - мертвых без веры, без Бога душ - о времени, когда везде будут говорить и писать, и всю науку, и культуру, и даже психологию - науку о душе - пытаться строить на том, что у человека якобы души нет. Пророчество о всемiрной идеологии антихристианства: "Деньги решают всё". Когда уже души мертвых продают и покупают за деньги, закладывают под проценты - дальше, как говорится, ехать некуда. Падение Льва Толстого именно с того, что он захотел «быть добрее Христа». Беда современной культуры (впрочем, возможно, это беда нашего падшего рода вообще) в том, что люди не склонны спрашивать “правда ли это?”. Они скорее склонны спрашивать “комфортно ли мне с этим?”
Юлия 9 июля 2012, 16:55
Чушь полная. Нужно воспитывать священников на основе творений Святых Отцов (Иоанна Крандштадского, Иоанна Златоуста, Серафима Саровского, Силуана Афонского и многих других), а не на каких-то комедиях. Страшно даже становится, что наши иеромонахи потянулись за Заподом. Примеры Запада уже уничтожили всякую духовную мораль в нашей стране, теперь давайте будем еще будущим священникам забивать голову всякой чепухой. У нас своих подвижнов хватает достойных подражанию.
Алексей 9 июля 2012, 16:30
Замечательный текст! Ведь действительно, очень многие христианские идеи блестяще иллюстрируются именно художественной литературой -- в том числе и зарубежной.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×