«Скамейка в Липках»: начало

Прекрасный осенний день. Солнце мягко светит сквозь ветви деревьев, играя золотом по глянцевой листве, сухой шепот ветра разбегается по янтарным коврам парка, прохожие с воскресной неторопливостью прогуливаются по аллеям. Группа молодых людей расположилась на скамейке в «Липках»… Точнее было бы написать: «Скамейке в Липках». Так называется миссионерская акция, которая призвана сделать для горожан максимально доступным и непринужденным разговор о вере.

Каждое воскресенье в определенное время, а именно с 15 до 18 часов, на определенной же скамейке в парке «Липки» сидят 2–3 человека или подходят к прохожим, предлагая узнать что-то о Православии, отвечают на вопросы. Такие миссионерские «Скамейки» уже действуют в нескольких городах России, но, например, в Петербурге в акции принимал участие священник. Зародившаяся в начале сентября саратовская практика принципиально отличается тем, что с прохожими беседуют миряне. Пока это в основном выпускники годичных епархиальных миссионерских курсов — девять человек самого разного возраста.

— Все началось с так называемой уличной миссии в день Святой Животворящей Троицы, когда мы подходили к людям на улице, рассказывали о празднике,— вспоминает Дмитрий (молодой человек не захотел называть свою фамилию).— Реакция была, честно говоря, разная, вплоть до отторжения. Но тогда мы поняли главное: таких одиночных акций, которые, к тому же, выглядят несколько агрессивно, недостаточно — миссию нужно сделать регулярной и систематичной. При этом у нас должно быть постоянное местоположение, чтобы человек даже спустя год после нашей с ним встречи знал, куда ему прийти. Ведь к священнику в храме многие боятся обращаться.

Для того чтобы разговор о вере действительно запомнился, актив «Скамейки» собрал для своих собеседников целый арсенал информационных брошюрок и листков. Это и традиционные листки о Таинствах Церкви, которые обычно раздают в наших храмах, печатная подборка ответов на вопросы (разработанная миссионерским центром погибшего три года назад иерея Даниила Сысоева), о том, как войти в церковную жизнь, о христианском отношении к свободе, смерти. Это и брошюры, рассказывающие о грехе аборта и тех мифах, которыми окружена индустрия детоубийства.

— Прежде чем предложить какой-то из этих печатных материалов, мы сначала беседуем с человеком, чтобы понять, что ему нужно в данный момент,— говорит Василий Семенов.— И, конечно, мы стараемся, чтобы разговор этот был ненавязчивым. Если человек не хочет говорить с нами, то мы не должны настаивать.

— У нас же еще визитки есть,— с энтузиазмом подхватывает Дмитрий.— Мы каждому, с кем поговорили, даем визитку, где указано время и место для встреч на «Скамейке».

Если человек верующий, то он получит визитку с иконой Святой Троицы, а если он еще не верит в Бога, то в его руках окажется карточка с надписью: «Бог есть». На картинке визитки эту истину сообщает на ухо мужчине простой… бурундучок.

— Такое естественное Откровение,— шутит кто-то из миссионеров.

— При длительной беседе, если человек искренне заинтересовался, мы раздаем книжки,— продолжает Василий.— В них далеким от Церкви людям предлагаются ответы на вопросы о смысле жизни, об основах православной веры, о христианском понимании любви и красоты и, наконец, о Боге. Есть у нас и некоторое количество дисков с информационной подборкой, которые мы сами записали.

Каждый миссионер ведет миссионерский дневник, куда записывает свои наблюдения, отмечает свои ошибки, фиксирует неразрешенные вопросы. Раз в неделю все собираются вместе, делятся друг с другом опытом, обсуждают сложности, находят решение проблем, чтобы в воскресенье снова вернуться в «Липки». Правда, признаются миссионеры, к скамейке редко кто подходит сам, заметив бейджики на их куртках. Поэтому приходится все больше ходить по парку и первыми заводить разговор с людьми. Этот прекрасный осенний день, увы, не исключение. Дмитрий и его друг Алексей подходят к отдыхающим на лавочках. Двум совсем молоденьким девушкам с ободками в виде кошачьих ушек на явно легкомысленных головках говорить о вере, конечно, вовсе не хочется. Они смело заявляют, что не верят в Бога и им «все это» не интересно. Становится даже как-то жутко. Думаю, Диме и Леше не по себе, но они не подают виду, хотя заметно, что каждый раз им приходится преодолевать и этот осадок чужой неприязни и неприветливости, страх и стеснение. Но помогает уверенность в том, что их миссионерская акция нужна людям. Дмитрий вспоминает, как ему однажды довелось в парке беседовать с протестанткой:

— Я увидел, что девушка действительно ищет истину. У нее был такой пытливый взгляд! Она задавала мне вопросы, и на некоторые, как мне кажется, я смог ей ответить.

Сегодня еще одним собеседником миссионеров становится немолодой мужчина, кажется, из группы шахматистов-любителей, играющих пар­тии на скамейках. Оказывается, он верующий, заходит иногда в храм, считает своим долгом жертвовать на строительство, но вот пока в таинствах и богослужениях не участвует. Дмитрий рассказывает ему о том, что самая ценная жертва для Господа — смиренное человеческое сердце. Услышит ли это приветливый шахматист?

— Знаете, у меня никогда не возникало ощущения, что наше дело бессмысленно, — говорит Мария Белова.— Ведь мы не можем знать, какими путями приводит людей Господь к Себе. Мне много лет православные знакомые говорили что-то о своей вере, оставляли во мне эти мельчайшие горчичные зернышки, а я отнекивалась, пыталась пропустить их слова мимо ушей… Но все сказанное в нас остается и в нужный момент дает свой результат. Ведь память у человека захватывает слово Божие, и как оно отзовется, какую жизнь найдет, мы не можем знать. А то, что мы просто сидим на этой скамейке, тоже имеет значение, потому что люди видят: мы здесь есть, и если мы им понадобимся, то они могут подойти и спросить о том, что их волнует.

Маша — волонтер, на миссионерских курсах начала обучаться только в этом году. Будучи еще маловоцерковленным человеком и столкнувшись с какими-то жизненными трудностями, она почувствовала в себе острое желание сделать что-то хорошее. И вдруг случайно узнала, что православным миссионерам требуется помощь:

— Я даже не предполагала, что буду участвовать вместе с ними в каком-то миссионерском деле, думала, может, пригодятся им лишние рабочие руки. А почему бы и нет?! Позвонила, и меня пригласили на встречу. Тогда я первый раз в жизни молилась с кем-то вместе, и это было удивительно. Теперь для меня большая радость приходить сюда каждое воскресенье. Это крошечная доля моего послушания Богу, то, что я могу сделать для Него.

Случайно узнала Маша о православных миссионерах из Интернета — на сайте «ВКОНТАКТЕ» есть открытая группа «Скамейка в Липках: Разговор о вере». Это фактически виртуальное продолжение акции. Модератором группы является руководитель епархиального миссионерского отдела священник Павел Усов.

— Группа совсем новая,— рассказывает батюшка,— и мы пока только начинаем осваивать интернетпространство. Хотим, чтобы каждая вторая или хотя бы каждая четвертая «Скамейки» стали тематическими. Тогда на сайте можно будет вместе подбирать темы, анонсировать их и, соответственно, специально готовиться к разговору. Но в основном интернет-группа создана для привлечения внимания. Нам, конечно, очень нужны волонтеры. Если найдется несколько человек, готовых выйти вот так на улицу, хотя бы раз в месяц, это уже будет замечательно. И вовсе не обязательно обладать даром слова, каким-то богословским образованием — любой православный человек может оказать помощь — просто постоять рядом и помолиться. Этот опыт нами уже испробован. Ведь всякая миссия имеет и духовную составляющую. В деле проповеди огромное значение имеет молитва либо самого миссионера, либо того, кто рядом с ним. Нужно понимать, что человек приходит к Богу не потому, что он слышит какие-то замечательные слова, от которых его вдруг осеняет, а потому, что на него действует благодать Духа Святаго. Мы несем слово, а его сила уже не от нас зависит.

Отец Павел и сами миссионеры беспокоятся о том, будет ли акция иметь свое счастливое продолжение. Так всегда бывает в начале пути. Но, как известно, дорогу осилит идущий…

Фото автора

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мы нужны Мы нужны
Игумен Игнатий (Бакаев)
Как закваска квасит тесто, так и нам необходимо себя вести в обществе – всё наполнить любовью, чтобы за каждого душа болела, ни один крик боли не остался без ответа.
Футбольное поле для миссионерской работы Футбольное поле для миссионерской работы
Беседа со священником Глебом Грозовским
Футбольное поле для миссионерской работы Футбольное поле для миссионерской работы
Беседа со священником Глебом Грозовским
Духовник петербургского футбольного клуба «Зенит» священник Глеб Грозовский считает, что футболом не нужно «жить» или «дышать», как советует известная реклама, – в футбол можно просто играть, и тогда вероятность того, что в здоровом теле и дух будет на должном уровне, существенно возрастает. О том, как занятия спортом помогают ему в пастырской работе, отец Глеб рассказал порталу «Православие.ру».
Христиане и мир Христиане и мир
Сергей Худиев
Иногда складывается впечатление, что Церковь — это отступающая армия, в лучшем случае — гарнизон осажденной крепости, что бои, которые она ведет, могут носить только чисто оборонительный характер — если речь вообще идет о боях, а не о паническом бегстве. Но в Новом Завете мы находим совсем другое — Христос победил мир.
О двух видах любви О двух видах любви
Архим. Рафаил (Карелин)
О двух видах любви О двух видах любви
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Есть два вида любви, как два источника радости: теофилия – любовь к Богу, которая одухотворяет человека; и космофилия – любовь к космосу, радость и наслаждение красотой божественного творения, которое заменяет Самого Творца.
Проблемы миссии в условиях отсутствия в России национальной идеи Проблемы миссии в условиях отсутствия в России национальной идеи
Протоиерей Евгений Соколов
Казалось бы, после снятия всех запретов нравственная обстановка, как минимум, должна была хоть чуть-чуть улучшиться, но мы наблюдаем в этой области обратный эффект. Почему? Ведь построены заново, восстановлены из руин десятки тысяч церквей, открыты духовные школы, разрешена церковная проповедь, но нравственный уровень людей, особенно в молодежной среде, катастрофически падает.
Всё по любви:<BR>Становление миссионера. Часть 1 Всё по любви:
Становление миссионера. Часть 1

Иерей Лука Веронис
Всё по любви:<BR>Становление миссионера. Часть 1 Всё по любви:
Становление миссионера. Часть 1

Беседа с американским православным миссионером в Албании иереем Лукой Веронисом
Слишком часто я вижу западных миссионеров, крайне заносчивых и безучастных к культуре, в которую они входят, незаинтересованных в ее изучении. Они превозносятся от сознания того, что они приносят благовестие, как будто они – спасители. Они забывают, что Спаситель – Иисус Христос, а мы – всего лишь Его посланцы.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×