Москва, 27 ноября 2003 г.
Принципы и формы взаимодействия силовых ведомств и религиозных организаций России стали основной темой научно-практической конференции «Отечество. Армия. Церковь», которая состоялась 25 ноября в Центральном доме Российской Армии, сообщает «Благовест-инфо». Организаторы конференции - Росвоенцентр при Правительстве РФ, Министерства обороны и внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, а также Русская Православная Церковь. На форуме присутствовали представители ряда традиционных религиозных организаций России.
Приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в адрес конференции зачитал Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). В послании отмечается, сколь сложным представляется путь возрождения традиций патриотического воспитания после духовных разрушений эпохи богоборчества. «Выросло не одно поколение граждан, утративших связь с духовными традициями, - говорится в послании. - Люди, которые сейчас приходят в ряды Вооруженных сил, нередко духовно дезориентированы, они привержены различным неоязыческим и другим чуждым верованиям, поэтому так важно позаботиться об их просвещении». Предстоятель Русской Православной Церкви считает, что, несмотря на все трудности возрождения, «подавляющее большинство» граждан России чувствуют «настоятельную потребность в восстановлении связей между Церковью и армией».
От себя митрополит Ювеналий добавил, что «ложный стереотип» об отчуждении Российской армии от православной Церкви стал исчезать, но многие еще с недоверием и страхом относятся к расширяющемуся влиянию Церкви на армию и молодежь. Он напомнил, что военный подвиг христианина всегда считался подвигом именно христианским. Архиерей высоко оценил деятельность Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами (ВС) и правоохранительными учреждениями. В качестве успешного примера такого взаимодействия он привел Московскую епархию, где священники окормляют военных в 192 подразделениях. Одной из первоочередных задач Русской Православной Церкви митрополит считает подготовку должного числа пастырей, которые смогут нести свое служение в армии.
Председатель упомянутого Синодального отдела протоиерей Димитрий Смирнов в докладе «Духовные основы взаимодействия Церкви и армии: история и современность» дал исторический обзор взаимоотношений государства и Церкви, начиная с петровской эпохи. Он полагает, что «робеспьеровский» лозунг отделения Церкви от государства «давно надо списать со счетов истории». Реального отделения Церкви нет и быть не может, считает протоиерей Димитрий, следовательно, можно поставить знак равенства между государством и обществом, а также сделать вывод об очевидном единстве армии и Церкви. Анализируя семилетний опыт работы возглавляемого им отдела, священник отметил, что в тех частях, где командование идет навстречу священнослужителям, их работа дает ощутимый эффект: сокращается число самоубийств, становится меньше инцидентов, связанных с неуставными отношениями, и в целом - «облагораживается атмосфера».
От имени военных выступил генерал-полковник Николай Резник, начальник Главного управления воспитательной работы в ВС. Он также считает весьма эффективным взаимодействие религиозных организаций и армии. Предпосылки такой эффективности, содержащиеся в религиозных установлениях, были прагматически оценены выступавшим: например, он считает, что в религии есть «постоянный внутренний контроль за качеством требований, предъявляемых человеку». Опираясь на социологические исследования, генерал проанализировал религиозную ситуацию в ВС: верующие составляют примерно 1/3 от всех военнослужащих, при этом 40 % из них считают себя православными, 10 % идентифицируют себя как «просто христиане», а 5 % - это мусульмане. По мнению докладчика, большинство солдат и офицеров, считающих себя верующими, «схоластично», поверхностно воспринимают религию, имеют самое смутное представление о ее догматах. Но мусульмане разбираются в своем вероучении лучше, чем православные. Николай Резник считает, что необходима «религиоведческая» подготовка офицеров, которые сейчас «не вмешиваются в определение военнослужащими своего отношения к религии, а может - и напрасно».
Заведующий отделом Департамента государственно-исламских отношений Совета муфтиев России, подполковник Сергей Мельков не согласился со статистикой, приведенной генералом Резником. По данным Совета муфтиев, мусульман в ВС - от 11 до 30 %, в зависимости от рода войск. Сергей Мельков расценивает религиозные организации как «субъект обеспечения национальной безопасности». Свой доклад он посвятил конкретным формам взаимодействия Совета муфтиев и воинских частей. Так, ежеквартально выпускается газета, адресованная офицерам, работающим с солдатами-мусульманами; готовится семинар для имамов, окормляющих воинские подразделения; выпускаются просветительские плакаты и пособия. Мельков подчеркнул, что в настоящее время Совет муфтиев не считает «принципиально важным» заключение полномасштабного договора с Министерством обороны, подобного договору 1996 года о сотрудничестве этого ведомства с Русской Православной Церковью, так как «для патриотического воспитания и так имеются все условия». Докладчик считает также нецелесообразным введение института капелланов; достаточно улучшить систему подготовки армейских воспитателей.