Геометрия искушения

Наверное, каждому человеку в жизни приходилось слышать признания приблизительно следующего содержания: «Мне так не везет, всю жизнь меня окружают одни негодяи». Другие же утверждают прямо противоположное: «Мне так повезло. По жизни рядом со мной идут такие замечательные люди, добрые и порядочные». При этом первые обыкновенно сетуют на то, что их жизнь – это чреда незаслуженных неприятностей и несчастий, а вторые удивляются множеству благоприятных событий и обстоятельств в своей судьбе. Парадокс заключается в том, что те и другие проживают зачастую в одном населенном пункте, иногда – на одной улице, порой – в одном доме и даже в одной семье.

В чем же причина столь противоположных мнений?

Прежде всего, можно вспомнить слова Спасителя: «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6: 22–23).

Святитель Иоанн Златоуст: “Кто помрачает ум, тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни”

«Что значит глаз для тела, то самое и ум для души», – толкует это место святитель Иоанн Златоуст. Нечистый, развращенный ум не способен дать верную оценку окружающим событиям жизни. «Поэтому, как касательно тела мы наиболее заботимся о том, чтобы иметь здоровое зрение, так и касательно души преимущественно должны заботиться о здравии ума… Загради источник – иссушишь и реку; подобным образом кто помрачает ум, тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни»[1].

То есть наш больной, искаженный страстями разум показывает нам картину окружающего мира как бы через кривое зеркало, что и является основным источником нашей уверенности в том, что нас окружают одни моральные уроды.

С другой стороны, мы знаем, что святые, прозревая изначальный божественный образ в каждом человеке, видели всех окружающих лучшими себя. Для них обычным является мировосприятие, выраженное преподобным Моисеем Оптинским следующим образом: «Сам-то я хуже всех: другие, может быть, только думают, что они хуже всех, а я на самом деле дознал, что я хуже всех»[2].

Преподобный Антоний Великий: “Не будь искушений, никто не спасется”

Но есть и другая причина, объясняющая отмеченное явление. Дело в том, что неприятности, искушения и скорби являются обязательной составляющей нашего спасения. Апостолы Павел и Варнава утверждали учеников в вере, поучая, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Необходимость для нашего спасения скорбей и искушений такова, что, по свидетельству преподобного Антония Великого, «никто без искушений не может войти в Царство Небесное, ибо, не будь искушений, никто не спасется»[3].

Тем не менее, знакомство с этим законом духовной жизни зачастую не предохраняет нас от недовольства и даже ропота в тех случаях, когда нас настигают скорби, болезни или серьезные неприятности. Обычная реакция в подобных ситуациях: «За что мне это?» – или: «Ну почему это случилось именно со мной?»

Ответ на этот вопрос можно найти у апостола Иакова: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1: 13–15).

То есть жизненные ситуации вокруг нас складываются таким, а не иным образом, во-первых, потому что мы их воспринимаем в соответствии со своим внутренним состоянием, а во-вторых, по закону, согласно которому подобное притягивается подобным. К примеру, блаженный Феофилакт Болгарский утверждает, что «маловерие[4] привлекает опасности». По этой причине Господь, укрощая в ответ на призыв апостолов бурю, сначала «утишил их душевное волнение, а потом и морское»[5].

Внешние и внутренние обстоятельства складываются для человека таким образом, чтобы ему было легче исправиться

Поэтому христианин воспринимает обстоятельства своей жизни как данные ему Богом для исправления и совершенствования. Господь так премудро устроил Свое творение, что все внешние и внутренние обстоятельства складываются для человека таким образом, чтобы ему было легче исправиться.

В этом смысле показателен пример, приводимый преподобным аввой Дорофеем: «Случается также, что иной, как кажется ему, пребывает в мире и безмолвии; но когда брат скажет ему оскорбительное слово, то он смущается и потому полагает себя вправе скорбеть на него, говоря: если бы он не пришел и не смутил бы меня своими словами, то я не согрешил бы. Вот смешное суждение! Вот обольщение диавольское! Разве тот, кто сказал ему слово, вложил в него страсть? Он только показал ему ту, которая уже была в нем, для того, чтобы он, если хочет, покаялся в ней. Такой подобен гнилому хлебу, который снаружи хорош, а внутри заплесневел, и когда кто-либо разломит его, то обнаруживается его гнилость. Так и этот: пребывал, как ему казалось, в мире, но страсть была внутри его, а он не знал о сем; брат сказал ему одно слово и обнаружил гнилость, сокровенную внутри его. Итак, если он хочет получить помилование, то пусть покается, очистится, преуспеет; и пусть видит, что он еще должен благодарить брата как доставившего ему таковую пользу»[6].

В нашей власти остается принять и пережить находящие на нас трудности и скорби или не принять и поддаться чувству возмущения (на наш взгляд, без сомнения, справедливому) и ропоту. В первом случае мы получаем пользу и духовное исправление, во втором – усугубляем свой недуг.

О духовной пользе от достойно перенесенного искушения апостол Павел говорит так: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12: 11).

Если же не переносишь искушения, то, по свидетельству святых отцов, ты тем самым отказываешься от божественной помощи, лишаешь себя надежды на исправление и едва ли не отрекаешься от Христа: «Если же ты оскорбляешься против него (обидчика. – А.Г.), то с силою говоришь Христу: не хочу принимать врачеваний Твоих, а хочу гнить в ранах моих»[7].

Духовная жизнь не может пребывать в застывшем состоянии. Невозможно достичь определенного духовного совершенства и «почивать на лаврах». В последнем из описанных случаев душа наша обречена на деградацию и дальнейшее погружение в страсти.

Если попытаться изобразить обозначенный духовный закон графически, то человеческую душу можно представить в форме круга, а страсти, как болезни души, в виде ущербностей различной формы.

Геометрия искушения Геометрия искушения

Рис. 1. Искушения в этом случае, в соответствии со страстью, повторяют форму ущербностей.

Рис. 2, 3. Если мы переносим искушение, то недостатки круга заполняются и душа приходит в мирное, здоровое состояние.

Рис. 4. Если же мы не справляемся с собой и нашей реакцией на скорби становится стремление наказать обидчика, гнев, злопамятство, одним словом – жизнь на поводу у своих страстей, то состояние души ухудшается, что можно изобразить увеличением имеющихся недостатков круга.

В последнем случае мы можем прийти в такое состояние, что не только душа наша повреждается до крайней степени, способности восприятия придут в состояние упадка и наше окружение ополчится против нас, но и само наше пребывание в привычном и обжитом месте станет невозможным: «Старец сказал: если кто будет жить в каком-нибудь месте и не принесет плода этого места, то самое место изгоняет его, ибо не принес он плода места того»[8].

Андрей Горбачев

29 декабря 2015 г.

[1] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 20 (На Мф. 6: 23) // http://bible.optina.ru/new:mf:06:23.

[2] Житие преподобного Моисея, старца Оптинского // Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления. Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2002. С. 119.

[3] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. С. 11–12.

[4] Другой вариант: «боязливость».

[5] Феофилакт, архиепископ Болгарский, блаженный. Благовестник, или Толкование на Святое Евангелие: Евангелие от Матфея. М., 2001. С. 96

[6] Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. М., 1991. С. 98–99.

[7] Древний патерик. М., 1991. С. 309.

[8] Там же. С. 189.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Свт. Игнатий о терпении скорбей и искушений Свт. Игнатий о терпении скорбей и искушений
Диак. Валерий Духанин
Свт. Игнатий о терпении скорбей и искушений Святитель Игнатий (Брянчанинов) о терпении скорбей и искушений
Диакон Валерий Духанин
«Человек до вступления в искушения молится Богу как чужой Ему, а подвергшись ради Его искушениям, молится Ему как свой».
Об уме и сердце, молитве и искушениях Об уме и сердце, молитве и искушениях
Архимандрит Софиан (Богиу)
Сердце — это центр, в котором Бог живет в нас. В этом центре, в сердце, может жить Бог, но может жить и враг, и может жить любая страсть. А иногда сам князь тьмы входит в святилище нашего сердца, и тогда наша жизнь бывает жизнью пустой, жизнью злой, жизнью помраченной, жизнью греховной…
Три искушения в браке Три искушения в браке
Митр. Афанасий Лимассольский
Три искушения в браке Три искушения в браке
Митрополит Лимассольский Афанасий
Мы уже говорили о том, что Бог сотворил человека и поселил его в раю, где он существовал естественно, будучи в здравых взаимоотношениях со своей женой Евой. Их целью было не рождение детей, а познание совершенства, постижение совершенной Божией любви, что и является главной целью брака.
Комментарии
Анастасия29 июня 2018, 21:00
Все верно, прекрасная статья! Спаси Господи!
Елена Копп 5 апреля 2017, 19:20
На семь бед, один ответ: СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!!! СПАСИ ХРИСТОС за такую статью!!!
наталья19 февраля 2017, 15:39
Благодарю вас. Были догадки, что окружение мое отражение и дано для понимания моей же испорченности. Законы духовного мира действуют иначе, чем физика, где притягивается + и -. Это как в фонарике или часах неверно соединишь - не работает. Есть справедливое утверждение: если ты на меня обиделся ты правильно меня понял.Еще раз благодарю.
Андрей Горбачев26 июля 2016, 23:53
Здравствуйте, Павел! Случайно набрел на Ваш комментарий. Насколько я понимаю это прошение, то мы просим в нем не столько избавления от искушений и скорбей, сколько божественной помощи выдержать ниспосланные нам трудности, не дать поползнуться в искушении, остаться верным Богу. С уважением...
Павел19 июля 2016, 07:08
Андрей, спасибо за статью! пишите по возможности еще. У меня вопрос - слова в молитве Господней "не введи нас во искушение..." относительно духовного закона "подобное притягивается к подобному" означают, что зная (догадываясь) о своем несовершенстве и соответственно понимая, что для нашего исправления будут скорби, мы просим Господа помиловать нас от них, чтобы милостью Его исправиться, а не скорбями?
Андрей Горбачев 4 января 2016, 20:54
Елена, очень Вас понимаю. Я ведь тоже не считаю себя плохим. Но в этом то и проблема. С уважением ...
Елена 3 января 2016, 16:16
Я правильно поняла - все наши обидчики посылаются нам Богом? Тогда вопрос, а что же с их душами? Ну то есть они как-бы гадят, но не по злобе а чтобы мой путь направить? А еще, если сталкиваешься с неблагодарностью, это как - не жди ни от кого благодарности. Так я помнится и не ждала. Но право на хорошее отношение имела от человека, который на минуточку и жив благодаря тому, что я помогла, вероятно с Божьей помощью. А если предают? А если рядом поровну и плохих и хороших. Что чаще всего и бывает. Вот честно НЕ УБЕДИЛИ. А потом не знаю что тяжелее - терпеть от кого-то неприятности или не просто терпеть, но и знать, что это тебе за то, что ты "плохой". Ну не считаю я себя "плохой". Это совсем не значит, что я лучше всех или не нуждаюсь в совершенствовании. Нагрешу, так покаюсь. Главное по-моему жить от души. А поступать по совести и в соответствии с заповедями.
Марина31 декабря 2015, 20:46
У меня вся жизнь многоскорбная и трудная. Но благодаря скорбям я пришла к Богу! 40 лет нужно было терпеть скорби, что бы наконец познать Истину! Таков мой долгий путь домой!
Татьяна30 декабря 2015, 22:05
Спаси Господи за статью!Когда осознаешь, что сам виноват в скорбях своих,то и жить легче. Слава Богу за всё!
Андрей30 декабря 2015, 16:57
Замечательная статья!
Цитата: "К примеру, блаженный Феофилакт Болгарский утверждает, что «маловерие[4] привлекает опасности»". Другую цитату, можно привести из слов Спасителя в Евангелии: - "По вере вашей, да будет вам".
Беда в том, что всю жизнь следовал коммунистичекому девизу - бытие определяет сознание! Поэтому и времени в унынии было потеряно много. Хорошо что хоть на старости стало доходить, что все наоборот - сознание определяет бытие, и как веришь - так и получишь. Веришь, что все будет хорошо - получишь, веришь только в плохое - пожалуйста, на тебе!
Не знаю людей, которым бы "везло" больше чем другим. Искушаются все.
Храни всех Господь!
Галина Б.30 декабря 2015, 04:25
Цитата:«Старец сказал: если кто будет жить в каком-нибудь месте и не принесет плода этого места, то самое место изгоняет его, ибо не принес он плода места того».
Как все безнадежно, особенно, если "место" это - сама жизнь. И плоды все с червоточиной, и окружение ополчится, и пребывание невозможно. Скорбные слова из песни беспризорника:"Ах, зачем я на свет появился, ах, зачем меня мать родила..." - в самое яблочко. Но мы-то православные знаем: с нами Бог и Заступница наша Богородица:"... на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся...".
Слава Богу за все.
Nina29 декабря 2015, 22:47
Прекрасная статья. На графике особенно выпукло видны все наши страсти, нужно повесить на видном месте и каждый день подправлять разными чернилами, будет готовый текст к исповеди. А то мучаемся и не можем вспомнить своих грехов.
Большое спасибо автору.
Сергей29 декабря 2015, 19:29
Гордыня застит глаза ищущим причины своих неурядиц не в себе, а в окружающих.
Евгений29 декабря 2015, 12:05
Спаси Господи за статью!
Варвара29 декабря 2015, 09:22
Все верно,и как говорил Силуан Афонский, что во всех своих бедах виноват я сам. И я тоже.
Ирина Ушакова29 декабря 2015, 08:47
Спаси Господи за статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×