Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

Геометрия искушения

Наверное, каждому человеку в жизни приходилось слышать признания приблизительно следующего содержания: «Мне так не везет, всю жизнь меня окружают одни негодяи». Другие же утверждают прямо противоположное: «Мне так повезло. По жизни рядом со мной идут такие замечательные люди, добрые и порядочные». При этом первые обыкновенно сетуют на то, что их жизнь – это чреда незаслуженных неприятностей и несчастий, а вторые удивляются множеству благоприятных событий и обстоятельств в своей судьбе. Парадокс заключается в том, что те и другие проживают зачастую в одном населенном пункте, иногда – на одной улице, порой – в одном доме и даже в одной семье.

В чем же причина столь противоположных мнений?

Прежде всего, можно вспомнить слова Спасителя: «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6: 22–23).

Святитель Иоанн Златоуст: “Кто помрачает ум, тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни”

«Что значит глаз для тела, то самое и ум для души», – толкует это место святитель Иоанн Златоуст. Нечистый, развращенный ум не способен дать верную оценку окружающим событиям жизни. «Поэтому, как касательно тела мы наиболее заботимся о том, чтобы иметь здоровое зрение, так и касательно души преимущественно должны заботиться о здравии ума… Загради источник – иссушишь и реку; подобным образом кто помрачает ум, тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни»[1].

То есть наш больной, искаженный страстями разум показывает нам картину окружающего мира как бы через кривое зеркало, что и является основным источником нашей уверенности в том, что нас окружают одни моральные уроды.

С другой стороны, мы знаем, что святые, прозревая изначальный божественный образ в каждом человеке, видели всех окружающих лучшими себя. Для них обычным является мировосприятие, выраженное преподобным Моисеем Оптинским следующим образом: «Сам-то я хуже всех: другие, может быть, только думают, что они хуже всех, а я на самом деле дознал, что я хуже всех»[2].

Преподобный Антоний Великий: “Не будь искушений, никто не спасется”

Но есть и другая причина, объясняющая отмеченное явление. Дело в том, что неприятности, искушения и скорби являются обязательной составляющей нашего спасения. Апостолы Павел и Варнава утверждали учеников в вере, поучая, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Необходимость для нашего спасения скорбей и искушений такова, что, по свидетельству преподобного Антония Великого, «никто без искушений не может войти в Царство Небесное, ибо, не будь искушений, никто не спасется»[3].

Тем не менее, знакомство с этим законом духовной жизни зачастую не предохраняет нас от недовольства и даже ропота в тех случаях, когда нас настигают скорби, болезни или серьезные неприятности. Обычная реакция в подобных ситуациях: «За что мне это?» – или: «Ну почему это случилось именно со мной?»

Ответ на этот вопрос можно найти у апостола Иакова: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1: 13–15).

То есть жизненные ситуации вокруг нас складываются таким, а не иным образом, во-первых, потому что мы их воспринимаем в соответствии со своим внутренним состоянием, а во-вторых, по закону, согласно которому подобное притягивается подобным. К примеру, блаженный Феофилакт Болгарский утверждает, что «маловерие[4] привлекает опасности». По этой причине Господь, укрощая в ответ на призыв апостолов бурю, сначала «утишил их душевное волнение, а потом и морское»[5].

Внешние и внутренние обстоятельства складываются для человека таким образом, чтобы ему было легче исправиться

Поэтому христианин воспринимает обстоятельства своей жизни как данные ему Богом для исправления и совершенствования. Господь так премудро устроил Свое творение, что все внешние и внутренние обстоятельства складываются для человека таким образом, чтобы ему было легче исправиться.

В этом смысле показателен пример, приводимый преподобным аввой Дорофеем: «Случается также, что иной, как кажется ему, пребывает в мире и безмолвии; но когда брат скажет ему оскорбительное слово, то он смущается и потому полагает себя вправе скорбеть на него, говоря: если бы он не пришел и не смутил бы меня своими словами, то я не согрешил бы. Вот смешное суждение! Вот обольщение диавольское! Разве тот, кто сказал ему слово, вложил в него страсть? Он только показал ему ту, которая уже была в нем, для того, чтобы он, если хочет, покаялся в ней. Такой подобен гнилому хлебу, который снаружи хорош, а внутри заплесневел, и когда кто-либо разломит его, то обнаруживается его гнилость. Так и этот: пребывал, как ему казалось, в мире, но страсть была внутри его, а он не знал о сем; брат сказал ему одно слово и обнаружил гнилость, сокровенную внутри его. Итак, если он хочет получить помилование, то пусть покается, очистится, преуспеет; и пусть видит, что он еще должен благодарить брата как доставившего ему таковую пользу»[6].

В нашей власти остается принять и пережить находящие на нас трудности и скорби или не принять и поддаться чувству возмущения (на наш взгляд, без сомнения, справедливому) и ропоту. В первом случае мы получаем пользу и духовное исправление, во втором – усугубляем свой недуг.

О духовной пользе от достойно перенесенного искушения апостол Павел говорит так: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12: 11).

Если же не переносишь искушения, то, по свидетельству святых отцов, ты тем самым отказываешься от божественной помощи, лишаешь себя надежды на исправление и едва ли не отрекаешься от Христа: «Если же ты оскорбляешься против него (обидчика. – А.Г.), то с силою говоришь Христу: не хочу принимать врачеваний Твоих, а хочу гнить в ранах моих»[7].

Духовная жизнь не может пребывать в застывшем состоянии. Невозможно достичь определенного духовного совершенства и «почивать на лаврах». В последнем из описанных случаев душа наша обречена на деградацию и дальнейшее погружение в страсти.

Если попытаться изобразить обозначенный духовный закон графически, то человеческую душу можно представить в форме круга, а страсти, как болезни души, в виде ущербностей различной формы.

Рис. 1. Искушения в этом случае, в соответствии со страстью, повторяют форму ущербностей.

Рис. 2, 3. Если мы переносим искушение, то недостатки круга заполняются и душа приходит в мирное, здоровое состояние.

Рис. 4. Если же мы не справляемся с собой и нашей реакцией на скорби становится стремление наказать обидчика, гнев, злопамятство, одним словом – жизнь на поводу у своих страстей, то состояние души ухудшается, что можно изобразить увеличением имеющихся недостатков круга.

В последнем случае мы можем прийти в такое состояние, что не только душа наша повреждается до крайней степени, способности восприятия придут в состояние упадка и наше окружение ополчится против нас, но и само наше пребывание в привычном и обжитом месте станет невозможным: «Старец сказал: если кто будет жить в каком-нибудь месте и не принесет плода этого места, то самое место изгоняет его, ибо не принес он плода места того»[8].

Андрей Горбачев

29 декабря 2015 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 1106 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 20 (На Мф. 6: 23) // http://bible.optina.ru/new:mf:06:23.

[2] Житие преподобного Моисея, старца Оптинского // Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления. Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2002. С. 119.

[3] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. С. 11–12.

[4] Другой вариант: «боязливость».

[5] Феофилакт, архиепископ Болгарский, блаженный. Благовестник, или Толкование на Святое Евангелие: Евангелие от Матфея. М., 2001. С. 96

[6] Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. М., 1991. С. 98–99.

[7] Древний патерик. М., 1991. С. 309.

[8] Там же. С. 189.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Свт. Игнатий о терпении скорбей и искушений Свт. Игнатий о терпении скорбей и искушений
Диак. Валерий Духанин
Свт. Игнатий о терпении скорбей и искушений Святитель Игнатий (Брянчанинов) о терпении скорбей и искушений
Диакон Валерий Духанин
«Человек до вступления в искушения молится Богу как чужой Ему, а подвергшись ради Его искушениям, молится Ему как свой».
Об уме и сердце, молитве и искушениях Об уме и сердце, молитве и искушениях
Архимандрит Софиан (Богиу)
Об уме и сердце, молитве и искушениях Об уме и сердце, молитве и искушениях
Архимандрит Софиан (Богиу)
Сердце — это центр, в котором Бог живет в нас. В этом центре, в сердце, может жить Бог, но может жить и враг, и может жить любая страсть. А иногда сам князь тьмы входит в святилище нашего сердца, и тогда наша жизнь бывает жизнью пустой, жизнью злой, жизнью помраченной, жизнью греховной…
Три искушения в браке Три искушения в браке
Митр. Афанасий Лимассольский
Три искушения в браке Три искушения в браке
Митрополит Лимассольский Афанасий
Мы уже говорили о том, что Бог сотворил человека и поселил его в раю, где он существовал естественно, будучи в здравых взаимоотношениях со своей женой Евой. Их целью было не рождение детей, а познание совершенства, постижение совершенной Божией любви, что и является главной целью брака.
Комментарии
Анастасия29 июня 2018, 21:00
Все верно, прекрасная статья! Спаси Господи!
Елена Копп 5 апреля 2017, 19:20
На семь бед, один ответ: СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!!! СПАСИ ХРИСТОС за такую статью!!!
наталья19 февраля 2017, 15:39
Благодарю вас. Были догадки, что окружение мое отражение и дано для понимания моей же испорченности. Законы духовного мира действуют иначе, чем физика, где притягивается + и -. Это как в фонарике или часах неверно соединишь - не работает. Есть справедливое утверждение: если ты на меня обиделся ты правильно меня понял.Еще раз благодарю.
Андрей Горбачев26 июля 2016, 23:53
Здравствуйте, Павел! Случайно набрел на Ваш комментарий. Насколько я понимаю это прошение, то мы просим в нем не столько избавления от искушений и скорбей, сколько божественной помощи выдержать ниспосланные нам трудности, не дать поползнуться в искушении, остаться верным Богу. С уважением...
Павел19 июля 2016, 07:08
Андрей, спасибо за статью! пишите по возможности еще. У меня вопрос - слова в молитве Господней "не введи нас во искушение..." относительно духовного закона "подобное притягивается к подобному" означают, что зная (догадываясь) о своем несовершенстве и соответственно понимая, что для нашего исправления будут скорби, мы просим Господа помиловать нас от них, чтобы милостью Его исправиться, а не скорбями?
Андрей Горбачев 4 января 2016, 20:54
Елена, очень Вас понимаю. Я ведь тоже не считаю себя плохим. Но в этом то и проблема. С уважением ...
Елена 3 января 2016, 16:16
Я правильно поняла - все наши обидчики посылаются нам Богом? Тогда вопрос, а что же с их душами? Ну то есть они как-бы гадят, но не по злобе а чтобы мой путь направить? А еще, если сталкиваешься с неблагодарностью, это как - не жди ни от кого благодарности. Так я помнится и не ждала. Но право на хорошее отношение имела от человека, который на минуточку и жив благодаря тому, что я помогла, вероятно с Божьей помощью. А если предают? А если рядом поровну и плохих и хороших. Что чаще всего и бывает. Вот честно НЕ УБЕДИЛИ. А потом не знаю что тяжелее - терпеть от кого-то неприятности или не просто терпеть, но и знать, что это тебе за то, что ты "плохой". Ну не считаю я себя "плохой". Это совсем не значит, что я лучше всех или не нуждаюсь в совершенствовании. Нагрешу, так покаюсь. Главное по-моему жить от души. А поступать по совести и в соответствии с заповедями.
Марина31 декабря 2015, 20:46
У меня вся жизнь многоскорбная и трудная. Но благодаря скорбям я пришла к Богу! 40 лет нужно было терпеть скорби, что бы наконец познать Истину! Таков мой долгий путь домой!
Татьяна30 декабря 2015, 22:05
Спаси Господи за статью!Когда осознаешь, что сам виноват в скорбях своих,то и жить легче. Слава Богу за всё!
Андрей30 декабря 2015, 16:57
Замечательная статья!
Цитата: "К примеру, блаженный Феофилакт Болгарский утверждает, что «маловерие[4] привлекает опасности»". Другую цитату, можно привести из слов Спасителя в Евангелии: - "По вере вашей, да будет вам".
Беда в том, что всю жизнь следовал коммунистичекому девизу - бытие определяет сознание! Поэтому и времени в унынии было потеряно много. Хорошо что хоть на старости стало доходить, что все наоборот - сознание определяет бытие, и как веришь - так и получишь. Веришь, что все будет хорошо - получишь, веришь только в плохое - пожалуйста, на тебе!
Не знаю людей, которым бы "везло" больше чем другим. Искушаются все.
Храни всех Господь!
Галина Б.30 декабря 2015, 04:25
Цитата:«Старец сказал: если кто будет жить в каком-нибудь месте и не принесет плода этого места, то самое место изгоняет его, ибо не принес он плода места того».
Как все безнадежно, особенно, если "место" это - сама жизнь. И плоды все с червоточиной, и окружение ополчится, и пребывание невозможно. Скорбные слова из песни беспризорника:"Ах, зачем я на свет появился, ах, зачем меня мать родила..." - в самое яблочко. Но мы-то православные знаем: с нами Бог и Заступница наша Богородица:"... на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся...".
Слава Богу за все.
Nina29 декабря 2015, 22:47
Прекрасная статья. На графике особенно выпукло видны все наши страсти, нужно повесить на видном месте и каждый день подправлять разными чернилами, будет готовый текст к исповеди. А то мучаемся и не можем вспомнить своих грехов.
Большое спасибо автору.
Сергей29 декабря 2015, 19:29
Гордыня застит глаза ищущим причины своих неурядиц не в себе, а в окружающих.
Евгений29 декабря 2015, 12:05
Спаси Господи за статью!
Варвара29 декабря 2015, 09:22
Все верно,и как говорил Силуан Афонский, что во всех своих бедах виноват я сам. И я тоже.
Ирина Ушакова29 декабря 2015, 08:47
Спаси Господи за статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×