Если читать в шестом классе «Темные аллеи», а сверху еще «прихлопнуть «Лолитой», то у ребенка будут непоправимые сдвиги сознания

Юрий Поляков

Источник: Накануне.Ru

"В РПЦ потребовали запретить школьную классику за пропаганду свободной любви" - такие и подобные шокирующие заголовки появились на днях после того, как протоиерей Артемий Владимиров потребовал исключить из школьной программы произведения "О любви" Чехова, "Кавказ" Бунина и "Куст сирени" Куприна на заседании патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Он назвал их "миной замедленного действия" для традиционных семейных ценностей.

В одном случае обманутый муж убивает себя, в другом - распадается семья, в третьем - адюльтер заканчивается ничем. Мы возвращаемся в средние века к диктату церкви, – начали кричать либеральные СМИ, в то время как разговоры о "списке" пока литературы (а не на расстрел) ведутся уже давно – и именно из-за того, что в 1990-е на волне свободы и развала образования в школьную программу прокрались произведения, которые не совсем подходят детям, считает писатель, редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков.

Совсем недавно Патриарх Кирилл возглавил Общество русской словесности и поднял вопрос о том, что проходной балл для ЕГЭ по литературе снизился до показателя чуть ли не ниже "тройки" (24%!). Спасать и реформировать образование, в том числе и литературу, призвано экспертное сообщество, и один из первых шагов – это создание единого списка литературы. Об этой и других мерах Юрий Поляков рассказал в интервью Накануне.RU.

    

Русская Православная Церковь предлагает изъять из школьной программы некоторые произведения. Прокомментируйте, пожалуйста, это заявление - защитите классиков?

Юрий Поляков: Классиков не надо защищать, они уже стали классиками, и у них все в порядке. Тут ведь речь о другом. Православная Церковь обращает внимание на то, на что, кстати говоря, и другие люди обращали внимание. И методисты, и преподаватели, и возрастные психологи отмечали, что школьную программу по литературе надо увязывать с возрастными особенностями школьников.

И у тех же названных писателей есть замечательные, не менее художественные рассказы, которые по своей проблематике, по, допустим, какому-то эротизму, который свойственен тому же Бунину, - более соответствуют возрасту школьников. Что в этом возрасте следует изучать в школе – вот о чем речь идет, здесь никто не покушается на классиков. Люди закончат школу, и они прочитают эти рассказы, кто пойдет в институт – тот будет изучать их именно как произведения литературы.

Так что, по-моему, это очень правильно замечено. Я бы еще добавил к этому, что надо очень серьезно посмотреть программу – там переизбыток произведений эмигрантов третьей волны, которые уехали из нашей страны не потому, что они попали под каток революции, или их выслали по политическим мотивам - им просто не хотелось жить в этой стране. Им хотелось жить в другой цивилизации – в западноевропейской. Это не значит, что они плохие писатели - есть среди них и замечательные. Но в отличие от Бунина и Куприна – они никогда не тосковали по оставленной родине. И надо ли нам столько произведений писателей-иммигрантов третьей волны? Мы же воспитываем молодежь, которая будет жить в России, а не, получив образование, поедет зарабатывать в Силиконовую долину.

Так что, на мой взгляд, абсолютно правильное замечание, и его не надо сразу встречать в штыки. Надо понять, что речь не идет об изъятии классики, а о том, что у каждого классика есть произведения, которые больше или меньше подходят школьному возрасту. Я уверен, что настоящие методисты, специалисты по преподаванию литературы и возрастные психологи здесь абсолютно согласны с Православной церковью, как и я, кстати говоря.

Да, как раз Патриарх возглавил Общество русской словесности, и одной из мер избрал составление единого списка литературы для всех школ.

Юрий Поляков: Действительно, пора уже всем собраться и подумать, какие произведения нужно изучать в школе – для того, чтобы они носили воспитательный характер, потому что в школе все-таки занимаются не литературоведением, а изучают классику именно как учебник жизни. Есть произведения у классиков, которые больше подходят, а другие – меньше. Например, мои произведения входили в школьную программу, и если мне скажут, мол, Юрий Михайлович, а давайте мы включим в школьную программу вашу повесть "Небо падших", очень популярную, много раз переиздававшуюся, два раза экранизированную, я скажу – ни в коем случае. Это проза для людей, перешагнувших 18 лет и имеющих другой жизненный и даже, если хотите, сексуальный опыт. Не надо пугать списком – надо просто понять, какие из произведений наших классиков стоит изучать в школе, чтобы детям не навязывать те проблемы, которые их еще в этом возрасте не волнуют.

И если говорить о воспитании, то тоже детям может быть непонятно в их возрасте, как две разные мировоззренческие доктрины должны уживаться сегодня в их головах - как можно изучать в школах Солженицына и Шолохова?

Юрий Поляков: Смотря, что изучать у Солженицына. Если изучать его рассказы, например, "Один день Ивана Денисовича", то я здесь никакого противоречия не вижу. У Шолохова такие конфликтные, страшные стороны Советской истории отражены гораздо жестче и художественно убедительнее, чем у Солженицына. А если изучать "Архипелаг ГУЛАГ", который является антисоветской публицистикой – конечно, будет столкновение. Поэтому надо просто понять – кого мы хотим воспитать? "Архипелаг ГУЛАГ" был элементом политической публицистики, когда Солженицын боролся с советской властью. Естественно, он будет противостоять Шолохову, который при всем критическом отношении считал советскую власть – благом для страны. Но если мы возьмем позднего Солженицына, когда он уже вернулся в страну и снова стал за нее, а не против нее, тогда он сочетается и с Шолоховым, и с кем угодно.

Все зависит от выбора – каждый большой писатель очень сложный, противоречивый, у него могут быть и целомудренные тексты, и тексты на грани фола, даже в эротическом смысле. Для того и существует такая наука – методика преподавания литературы в школе, чтобы выбрать из всего этого многообразия то, что будет способствовать приобщению школьника к литературе и его нравственному воспитанию. В школе должны этому способствовать, а не развращать. Я думаю, что если в шестом или седьмом классе прочитать от начала и до конца "Темные аллеи", а сверху еще "прихлопнуть" "Лолитой", то у ребенка могут произойти непоправимые сдвиги сознания.

То есть нужно создать комиссию по пересмотру произведений для школы?

Юрий Поляков: Нужно собрать какой-то экспертный совет, куда включить методистов, возрастных психологов, писателей, обязательно представителей основных конфессий. И просто сесть с общественниками, обсудить, но здесь, конечно, главное слово должно быть за методистами и социальными психологами. Речь идет о здравом смысле. Церковь в данном случае призывает к здравому смыслу. Я в этом не сомневаюсь нисколько.

Вот и как раз такое экспертное сообщество собралось для обсуждений в Общество русской словесности, в котором Вы состоите в качестве учредителя.

Юрий Поляков: Как и что будет проходить, я еще не знаю, это, видимо, все сейчас разрабатывается. Но мы давно нуждались в такой площадке – писатели обращались, когда было "Литературное собрание" два с половиной года назад, и обращались как раз к президенту - что хорошо бы создать какую-то литературную организацию, в которой действительно обсуждались бы взаимные интересы и литературного сообщества, и государства. И, в общем-то, тогда говорили, что будет создано литературное общество, но, к сожалению, прошло два с половиной года, оно не создано. И, возможно, те проблемы, которые мы тогда поднимали, будут как раз обсуждаться, рассматриваться в этом виде, может быть, и разумнее это делать под патронажем Патриарха. А у президента своих дел хватает, ему надо войска из Сирии выводить.

Юрий Поляков

Источник: Накануне.Ru

17 марта 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Вера17 августа 2017, 10:11
К сожалению, от учителя зависит многое. но далеко не всё. Учитель поставлен в жёсткие рамки программы, и врианты там предусмотрены в среднем звене и на несколько тем. В основной школе варианты не предусмотрены. Варианты есть у авторов программ. Конечно, такие произведения, как "Легкое дыхание И.А. Бунина при неумелом комментарии учителя на пользу детям не идут. У моей знакомой дочка пришла из школы и поделилась с мамой:"Мама, мы сегодня такое эротическое произведение читали, как школьница завела роман с другом своего отца!" Мама в ужасе! В то же время рассказ того же Бунина "господин из Сан-Франциско" дает богатую пищу для размышлений о человечской жизни, о добре и зле, Боге и дьяволе.
Darina24 марта 2016, 16:32
Результат спора о литературе между филологом и математиком предсказуем. Не надеясь на успех, я, однако, процитирую: «Откуда, в самом деле, этот замечательный факт, что в великой русской литературе нет «положительных типов»? Когда-то упрекали в этом Гончарова представители молодого лагеря. «Скажу прежде всего, - отвечал Гончаров, - что после Гоголя мы в искусстве не сошли с пути отрицания, между прочим, и потому, что художнику легче даются отрицательные образы. Сам Гоголь пробовал во 2-й части «Мёртвых душ» написать положительный образ и потерпел неудачу. А другие и подавно: в последнее время ни у кого не вышло в этом роде ничего художественного»(1). В интерпретации и адаптации СОДЕРЖАНИЯ чрезвычайна роль учителя и учебника. А вот ЯЗЫК автора сам сделает своё. Читая виртуозного автора, ребенок полюбит читать вообще.
(1)Ухтомский А.А., Интуиция совести, СПб, «Петербургский писатель», 1996г., с.350.
Иоанна24 марта 2016, 13:46
А разве не прекрасен и не виртуозен язык "Лолиты" и вообще Набокова? Язык просто блестящий! Но один лишь ЯЗЫК - маловато будет для классика. Дети будут оценивать и слагать в своём сердце прежде всего СОДЕРЖАНИЕ.
Darina24 марта 2016, 10:42
В знак солидарности с Вероникой (23.03.16, 13:00). Мы многократно перечитываем "Герой нашего времени" и "Повести Белкина" не ради философии, а в первую очередь ради РУССКОГО ЯЗЫКА. Язык Бунина прекрасен и виртуозен, но этим мощным оружием надо и пользоваться виртуозно. Я вижу абсолютное понимание задач в Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и Обществе русской словесности.
Darina24 марта 2016, 10:21
Уважаемая Евдокия, совершенно согласна с Вашими словами о полуистине и святых отцах. А сегодняшние дети, когда будут в совершенных летах, обратятся ли они за мудростью и утешением к книге? Если нет, то это будет наша вина.
Иоанна23 марта 2016, 17:14
Вероника: /мне и в голову не приходило взять для СВОЕЙ жизни пример героини...// Как люди церковные, мы с вами знаем, что грешить можно не только делом, но и словом, и помышлением. А бунинское творчество как раз всевает в детскую душу (да и во взрослую тоже) греховные семена. Сравните тех же Бунина и Шмелёва; к примеру, "Человек из ресторана" - там тоже присутствует внебрачная связь, но насколько взгляд Шмелёва чист и лишён бунинского смакования! Недетское это чтиво, однозначно НЕдетское, и в школьной программе Бунину не место. Елена Шиловская, к тому, что дети узнают в подворотне, у них и отношение будет соответствующее. Совсем другое дело, когда об этом с умным видом будет говорить учительница у доски. Как мама троих подростков, смею вас заверить, что представление о современных детях как о сверхпросвещённых циниках сильно преувеличено. И не нужно школе восполнять этот "пробел", тем более на уроках литературы.
Вероника23 марта 2016, 13:25
Здравствуйте!А я бы дала Нобелевскую премию И.С.Шмелеву за *Лето Господне*.Очень люблю и Бунина и Шмелева за родниково-чистый русский язык. *Легкое дыхание* прочитала в 6-7 классе,но мне и в голову не приходило взять для СВОЕЙ жизни пример героини. Не понимаю,как может *прихлопнуть* литературное произведение. Липким и мерзким считаю постмодернистское *искусство* всех жанров.
А русская классика прекрасна! А в школе МНОГОЕ зависит от учителя.К сожалению,состояние дел в этой профессии далеко не радужное.Простите,если кого обидела.
Иоанна23 марта 2016, 10:23
Евдокия, я вас понимаю и с вами согласна. Мы в середине 80-х не проходили в школе Бунина и Куприна, а вот в университете в первый же семестр нас "прихлопнули" бунинским "Лёгким дыханием", которое почему-то выбрали для анализа соотношения формы и содержания. Мы были юные создания 17-18 лет, не готовые к такому резкому повороту событий. Было и осталось до сих пор ощущение чего-то липкого и противного. А вот кто читал рассказ Николая Булгакова (теперь уже священника) "Белая рубашка"? Какая это красота! Я бы, не раздумывая, дала этому рассказу Нобелевскую премию по литературе.
22 марта 2016, 19:28
Ответ для Татианы 17.
Здравствуйте! Меня зовут Ирина Анатольевна. Про вариативность писала я. И отвечала на реплику Григория. Произведения, которые он перечислил, изучаются в 11 классе, поэтому вариативность уместна: текстов в учебнике нет, только критические статьи. Произведения Бунина и Чехова, о которых спорят, изучаются в 8 классе. Учитель может по своему усмотрению заменить их, но тексты в учебнике есть. И любители чтения их всё равно прочитают. Особенно если речь о любви - подростки же. Мне эти рассказы как раз нравятся: есть повод поговорить о семье и браке, о значении верности в отношениях двоих.
У меня как раз 8 класс в этом году, мы обсуждали и Чехова, и Бунина. Если героям во втором рассказе никто не сочувствовал, все ужасались: на глазах развернулась трагедия, распад семьи, предательство, самоубийство, - то героям Чехова посочувствовали (любили друг друга) - и одобрили: нельзя разрушать брак, нельзя предавать доверие, нельзя построить счастье на несчастье близких. И позицию Чехова увидели (она, безусловно, другая), и свою высказали. Как раз надо обсуждать такие ситуации, дети взрослые, им скоро свою семью создавать. Они должны понимать, как правильно жить.
ТАТИАНА1722 марта 2016, 18:33
ЕВДОКИЯ,я искренне желаю Вам "разобраться в некоторых святых отцах". Надеюсь,Господь поможет Вам.
евдокия22 марта 2016, 15:37
Всего Бунина может прочитать взрослый человек, а не школьник.
А школьники проходят именно "Темные аллеи".
Мы в 90-х, как я понимаю, как раз и прошли всю эту пошлость, а потом еще в университете нас прихлопнули Декамероном, "Заводным апельсином", "Мелким бесом" и так далее...

А сейчас уже и не хочется читать полуистину классиков.
Успеть бы до конца жизни разобраться в некоторых святых отцах, да в русской истории.
Darina22 марта 2016, 13:26
Проблема очень серьезная, касающаяся всех детей. Перечень допустимых к прочтению школьниками литературных произведений впору обсуждать на референдуме. Однако Патриаршая комиссия по семье и материнству и Общество русской словесности, на мой взгляд, будут более продуктивны в решении этой и смежных проблем. Необходим здравый смысл и здоровый консерватизм. Не ознакомить школьников с творчеством соотечественника-лауреата Нобелевской премии… При этом большой писатель Бунин не больше накопленного народного опыта. И наши дети не должны смотреть на мир только глазами учителя. Нужны хорошие учебники.
ТАТИАНА1722 марта 2016, 00:44
"Молчат гробницы,мумии и кости,-/ Лишь слову жизнь дана:/ Из древней тьмы,на мировом погосте,/
Звучат лишь Письмена./ И нет у нас иного достоянья!/Умейте же беречь/Хоть в меру сил,в дни злобы и страданья,/Наш дар бессмертный - речь./ Евдокия,догадываетесь кто это написал?
Ведь ни один критик-комментатор не предлагает НИЧЕГО. Если в школьную программу заложена вариативность,то ПОЧЕМУ учитель выбрал именно эти произведения Бунина и Чехова?Повторюсь: в таком
ГРОМАДНОМ И РАЗНООБРАЗНОМ литературном наследии обоих писателей -почему ИМЕННО эти? Возможно,проблема в личности учителя?И причем ГЕНИАЛЬНЫЕ писатели,если даже учитель литературы мало читает?И говорю это не голословно!Читайте И.А.Бунина ВСЕГО и убеждайтесь,что "расстегнутые дамские кофточки" СОВСЕМ не ГЛАВНЫЙ лейтмотив его литературы.Слава Богу за все!
21 марта 2016, 20:32
Ответ для Григория.
В школьную программу по литературе заложена вариативность. Т.е. что читать - "Мастера и Маргариту" или "Белую гвардию", - определяет учитель. И уж не знаю, кто это умудряется со школьниками штудировать "Архипелаг ГУЛАГ"?:) Нам часов еле-еле хватает на то, чтобы промчаться галопом по Европам... Именно "Один день Ивана Денисовича" и анализируется в рамках знакомства с творчеством Солженицына. И совершенно замечательный "Матрёнин двор" с его лейтмотивом "не стоит село без праведника".
Мария21 марта 2016, 18:55
Помню, нам в классе 5ом на лето среди книг задали прочесть Декамерона, так одной из моих однокашниц его в библиотеке не выдали, мне мама тоже запрещала его читать. в итоге мы даже его не проходили. зачем было задавать? впрочем, в 8ом классе, одна из учительниц МХК нам декламировала его в классе на "ура" сверстников. неужели такие методы нужны чтобы привлекать внимание школьников к литературе? еще знаю один ужасный случай: под впечатлением от чтения одной книги классика, знакомый подпал под действие беса, которого призвал. лучше вообще тогда не читать. а еще поразительно следующее: Советская власть, разрабатывая список для школьной литературы большое внимание уделяла в произведениях уделяла теме бунтарства. так кого они предполагали воспитать? людей, покорных власти? отнюдь. а потом еще удивляются, откуда взялись диссиденты?! так что я за предложение более пристально взглянуть на список школьной литературы
евдокия 21 марта 2016, 17:52
Сегодня прочитала у С.И. Фуделя о Бунине: "Лучше быть хорошим слесарем, чем первоклассным автором описаниЙ расстегивания дамских кофточек"
Вот так!
Людмила21 марта 2016, 13:00
Иван Шмелев отказывался читать некоторые произведения Бунина: "Я порнографию не читаю!" А ведь они поддерживали друг друга, много общались. Никогда Шмелев не скрывал своего отношения к определенным Бунинским произведениям.
Надежда21 марта 2016, 12:14
Я сыну, он в 7 классе, до сих пор не хочу давать читать "Три мушкетера" Дюма. Хотя в детстве это была моя любимейшая книга, сто раз читала , наверно. Сейчас коробит отношение героев этого произведения к женщинам. Не хочется. чтобы сын думал, что так можно.
Елена Комлева21 марта 2016, 10:46
Спасибо большое за статью. Тема больная для многих родителей.Мы даже не удивляемся, а ужасаемся тем, что включено сегодня в школьную программу. Божьей вам помощи.
Устюгова21 марта 2016, 09:22
Слава Богу, что-то меняется в сторону душеполезного.Полностью поддерживаю Юрия Полякова и Общество русской словесности во главе с Патриархом Кириллом
григорий21 марта 2016, 08:36
Хорошая статья, хорошая и очень своевременная ещё.
потому что такая проблема действительно есть. и хорошо бы было вместо "Мастера и Маргариты" изучать "Белую гвардию", а вместо "Архипелага..." - тот же "Один день Ивана Денисовича" с поздней публицистикой автора.
Книги должны учить любви к своему Отечеству. Любви и к семье.
Литература должна созидать и укреплять, а не разрушать.
20 марта 2016, 17:15
Я бы Бунина с удовольствием вообще бы не читала. Как говорится, сделайте меня развидеть это. Да нельзя уже, пришлось этот нездоровый сексизм всю жизнь из себя вычищать. Дети должны читать детские и подростковые книги, и книги о нормальной семейной жизни. Гадости они и вне школы нахватаются.
Елена витальевна20 марта 2016, 16:34
Извините, но рассказ Куприна "куст сирени" как раз о любви мужа и жены, о переживании друг за друга. Такой семейной жизни можно только позавидовать. Почитайте повнимательнее, никаких адюльтеров там и близко нет.
Ирина20 марта 2016, 14:25
Абсолютно правильно. Предлагаемые к изучению материалы по литературе требуют внимательного пересмотра и подбора согласно возраста школьника. И хорошо бы чтобы изучение вопроса проводил священник, у нас есть священники с высшим филологическим образованием, он не уведет рассуждения в сторону и раскроет предмет согласно христианской веры и возраста ребенка, ну или чтобы священник принимал участие в подготовке учителей по литературе в педагогических ВУЗах. Это был бы большой вклад в правильном формировании личности сначала учителя, а затем и школьника.
Аркадий20 марта 2016, 13:12
А "куст сирени" за что? Вполне адекватный рассказ о взаимопомощи.
Elena Shilovskaya20 марта 2016, 12:34
в реальной жизни так много грязи, начиная с общения "во дворе" и т.д., что у детей сексуальная социалка начинается очень рано, когда они ещё вообще ничего ни с кем обсудить не могут, а уже страдают, поэтому высокая литература ничего для них не "открывает", а хотя бы проясняет реальную жизнь не только на уровне мучительной физиологии, но и через чувства, красивые слова, хватит в самом деле,возвращаться в инквизицию, "давая повод тем, кто ищет повода", последнее выражение батюшка сам употребляет
Марина19 марта 2016, 22:38
Как бы мы ни относились к программе по литературе советского времени, её можно было бы взять за основу, исключив, конечно же, советскую интерпретацию в духе так наз. "вульгарного социологизма". Произведения классиков довольно удачно были там подобраны. во всяком случае - с учётом возрастных особенностей.
А "Мастера и Маргариту" изучать - это вообще преступление. Вещь гениальная, но тем и опасна. Вот случай из жизни: девочка прочла роман, была очарована Воландом, погрузилась в эту тему, начала искать единомышленников - и оказалась в секте сатанистов, со всеми вытекающими из этого психологическими и духовными проблемами.
С Буниным не лучше, обаяние его прозы огромно, "Тёмные аллеи" притягательны, как запретный плод, и что будет с душой уже мечтающей о любви 14-летней девушки, если влить в неё этот сладкий яд?
Замечательно, что о. Артемий поднял эту тему, а Юрий Поляков его поддержал.
ludmila19 марта 2016, 21:30
Много лет работаю учителем русского языка и литературы.С сожалением наблюдаю как исчезают в учебниках разделы духовной литературы.Не могу понять,но всетаки могу предположить,почему авторы учебников не жалуют истинную православную литературу.Как же нам воспитывать то духовно-нравственное образование,о котором наконец-то вспомнили.Основная,средняя школа вызывает много вопросов относительно учебных текстов,но еще больше вопросов к составителям учебников для начальной школы.На мой взгляд,русской литературе и всем учебным дисциплинам нужна интеграция с православной культурой.Мы живем в России.Да,у нас многонациональное государство,и это здорово.Но мы говорим о русской литературе.А законы нравственности у всех едины.Очень хочется,чтобы сильные мира сего вспомнили нравственный закон-это на сегодняшний день единственный закон,позволяющий спасти наших детей,а значит и государство в целом.
Марина19 марта 2016, 20:27
Это не просто важнейшая и актуальнейшая тема! Это вопрос реального психического здоровья наших детей! А также вопрос культурной "обороны" целой страны.
Александр19 марта 2016, 17:00
Как сказано у Екклесиаста, всему свое время, и время всякой вещи под небом. И действительно, сначала учатся по букварю, а к математике и физике приступают в старших классах. Но разрушив советскую систему образования, по сути ничего путного не создали. Поэтому и получается, что, если можно так выразиться, "взрослую литературу", преподносят первокласснику, который прочитав это и осмыслив своим умом, вдобавок посмотрев наше современное демократическое телевидение, просто может потерять нормальные жизненные ориентиры. Слава Богу, что хоть наша Церковь сказала свое слово. А на этих болтунов "демократов", демагогически вещающих, что ничего запрещать нельзя. просто не надо обращать внимание.
Елена Заварихина19 марта 2016, 11:35
Совершенно согласна. Мой сын в прошлом году закончил школу. Подробнейшим образом изучались два писателя И.А Бунин и М.А Булгаков- Темные аллеи и Мастер И Маргарита. Да, еще Солженицын. Я уверена, что большинство ребят не готовы к тому обвалу эмоций, которые обрушивают на них писатели, выразившие свое пережитое. Чехов - вечная тема несчастливой семейной жизни, Бунин - брошенный муж, Булгаков - убивавший своих нерожденных детей ( ученикам вбивали в головы, что Маргарита - "аргумент" большого СОСТРАДАНИЯ к Фриде, задушившей платком своего ребенка!?). Никто никогда не пишет в критических статьях, что почти вся русская литература создана мужчинами, пережившими столько всяких " любовей",а потом рассказавшими свои переживания дивными словами. Обращены все эти произведения, прежде всего, к мужчинам! Взрослым! Нужно быть честными! В Англии обязательной школьной книгой является произведение Дж.Даррелла "Моя семья и другие звери", очень поучительный факт. И это было в год 70-летия Победы : "Живые и мертвые" К.Симонова только упоминались! Но зато Солженицына зачитали до дыр.
Галина19 марта 2016, 10:13
Я - преподаватель русского языка иностранцам. Вспомнился один эпизод из факультетской жизни. Моя коллега предложила арабским студентам-медикам для чтения и анализа рассказ Чехова "Враги".Хотела с ними порассуждать о врачебной этике. Но в основе сюжет - обман мужа неверной женой и её бегство с любовником. Коллега на это не обратила внимания, для неё были главными отношения врача и обманутого мужа. Какую сцену ей устроили студенты, просто головомойку. Они были возмущены и оскорблены:"Как вы могли, уважаемый преподаватель, достойная женщина, предложить нам такой рассказ! О блуднице!" (Их слово было более резкое, конечно). Конечно, выбор литературы для школы должен быть очень внимательным. У нас в университете из Бунина по программе обязательного чтения значились "Антоновские яблоки". А тут школа.
Людмила19 марта 2016, 08:51
Полностью согласна, такое впечатление создается, что учебники для современных школ составляют студенты-шабашники и потом содержание учебника никто не контролирует, куда только смотрит минобразование! "Косули и еноты, Ежи И бегемоты Бегут после охоты Попрыгать-поиграть!" - и это стихотворение для школьника 2 класса? Я пока еще не знаю что мы будем изучать в 6 классе, но в начальной школе из ребенка явно олигофрена хотят сделать.
19 марта 2016, 07:45
Как вспомню некоторые школьные уроки литературы, так вздрогну: при изучении творчества Максима Горького мы совершенно серьезно разбирали, кого же действительно любила старуха Иезергиль из числа тех людей, с которыми она, мягко говоря, согрешала... Или, например, в 8м классе проходили "Шагреневая кожа", а в 9м - Эдгара По (я училась в гуманитарной гимназии). После этих произведений по дому ночью ходить было страшновато. А сейчас в школах нашего города официально выделено 4 урока литературы на изучение творчества Булгакова и дети разбирают уже не то, что старуху Иезергиль, а "Мастера и Маргариту" в 9м классе. Это наша вчерашняя и сегодняшняя реальность...
евдокия18 марта 2016, 18:26
Я много читала в детстве. Шкаф был забит классикой и нашей и зарубежной.
был перечитал Бунин, Куприн, Чехов, Толстые, Булгаков, и так далее.
С полной ответственностью могу заявить (как бы смешно ни звучало)- многое из классики развращает. Многое, очень многое читать школьнику просто не нужно, вредно.
Дочке своей буду подбирать тщательно каждую книгу...
18 марта 2016, 16:58
Абсолютно верно! Пока еще не поздно, пока есть кому остановить эту вакханалию.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×