Православный календарьПравославный календарь
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.

Если читать в шестом классе «Темные аллеи», а сверху еще «прихлопнуть «Лолитой», то у ребенка будут непоправимые сдвиги сознания

Юрий Поляков

Источник: Накануне.Ru

"В РПЦ потребовали запретить школьную классику за пропаганду свободной любви" - такие и подобные шокирующие заголовки появились на днях после того, как протоиерей Артемий Владимиров потребовал исключить из школьной программы произведения "О любви" Чехова, "Кавказ" Бунина и "Куст сирени" Куприна на заседании патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Он назвал их "миной замедленного действия" для традиционных семейных ценностей.

В одном случае обманутый муж убивает себя, в другом - распадается семья, в третьем - адюльтер заканчивается ничем. Мы возвращаемся в средние века к диктату церкви, – начали кричать либеральные СМИ, в то время как разговоры о "списке" пока литературы (а не на расстрел) ведутся уже давно – и именно из-за того, что в 1990-е на волне свободы и развала образования в школьную программу прокрались произведения, которые не совсем подходят детям, считает писатель, редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков.

Совсем недавно Патриарх Кирилл возглавил Общество русской словесности и поднял вопрос о том, что проходной балл для ЕГЭ по литературе снизился до показателя чуть ли не ниже "тройки" (24%!). Спасать и реформировать образование, в том числе и литературу, призвано экспертное сообщество, и один из первых шагов – это создание единого списка литературы. Об этой и других мерах Юрий Поляков рассказал в интервью Накануне.RU.

    

Русская Православная Церковь предлагает изъять из школьной программы некоторые произведения. Прокомментируйте, пожалуйста, это заявление - защитите классиков?

Юрий Поляков: Классиков не надо защищать, они уже стали классиками, и у них все в порядке. Тут ведь речь о другом. Православная Церковь обращает внимание на то, на что, кстати говоря, и другие люди обращали внимание. И методисты, и преподаватели, и возрастные психологи отмечали, что школьную программу по литературе надо увязывать с возрастными особенностями школьников.

И у тех же названных писателей есть замечательные, не менее художественные рассказы, которые по своей проблематике, по, допустим, какому-то эротизму, который свойственен тому же Бунину, - более соответствуют возрасту школьников. Что в этом возрасте следует изучать в школе – вот о чем речь идет, здесь никто не покушается на классиков. Люди закончат школу, и они прочитают эти рассказы, кто пойдет в институт – тот будет изучать их именно как произведения литературы.

Так что, по-моему, это очень правильно замечено. Я бы еще добавил к этому, что надо очень серьезно посмотреть программу – там переизбыток произведений эмигрантов третьей волны, которые уехали из нашей страны не потому, что они попали под каток революции, или их выслали по политическим мотивам - им просто не хотелось жить в этой стране. Им хотелось жить в другой цивилизации – в западноевропейской. Это не значит, что они плохие писатели - есть среди них и замечательные. Но в отличие от Бунина и Куприна – они никогда не тосковали по оставленной родине. И надо ли нам столько произведений писателей-иммигрантов третьей волны? Мы же воспитываем молодежь, которая будет жить в России, а не, получив образование, поедет зарабатывать в Силиконовую долину.

Так что, на мой взгляд, абсолютно правильное замечание, и его не надо сразу встречать в штыки. Надо понять, что речь не идет об изъятии классики, а о том, что у каждого классика есть произведения, которые больше или меньше подходят школьному возрасту. Я уверен, что настоящие методисты, специалисты по преподаванию литературы и возрастные психологи здесь абсолютно согласны с Православной церковью, как и я, кстати говоря.

Да, как раз Патриарх возглавил Общество русской словесности, и одной из мер избрал составление единого списка литературы для всех школ.

Юрий Поляков: Действительно, пора уже всем собраться и подумать, какие произведения нужно изучать в школе – для того, чтобы они носили воспитательный характер, потому что в школе все-таки занимаются не литературоведением, а изучают классику именно как учебник жизни. Есть произведения у классиков, которые больше подходят, а другие – меньше. Например, мои произведения входили в школьную программу, и если мне скажут, мол, Юрий Михайлович, а давайте мы включим в школьную программу вашу повесть "Небо падших", очень популярную, много раз переиздававшуюся, два раза экранизированную, я скажу – ни в коем случае. Это проза для людей, перешагнувших 18 лет и имеющих другой жизненный и даже, если хотите, сексуальный опыт. Не надо пугать списком – надо просто понять, какие из произведений наших классиков стоит изучать в школе, чтобы детям не навязывать те проблемы, которые их еще в этом возрасте не волнуют.

И если говорить о воспитании, то тоже детям может быть непонятно в их возрасте, как две разные мировоззренческие доктрины должны уживаться сегодня в их головах - как можно изучать в школах Солженицына и Шолохова?

Юрий Поляков: Смотря, что изучать у Солженицына. Если изучать его рассказы, например, "Один день Ивана Денисовича", то я здесь никакого противоречия не вижу. У Шолохова такие конфликтные, страшные стороны Советской истории отражены гораздо жестче и художественно убедительнее, чем у Солженицына. А если изучать "Архипелаг ГУЛАГ", который является антисоветской публицистикой – конечно, будет столкновение. Поэтому надо просто понять – кого мы хотим воспитать? "Архипелаг ГУЛАГ" был элементом политической публицистики, когда Солженицын боролся с советской властью. Естественно, он будет противостоять Шолохову, который при всем критическом отношении считал советскую власть – благом для страны. Но если мы возьмем позднего Солженицына, когда он уже вернулся в страну и снова стал за нее, а не против нее, тогда он сочетается и с Шолоховым, и с кем угодно.

Все зависит от выбора – каждый большой писатель очень сложный, противоречивый, у него могут быть и целомудренные тексты, и тексты на грани фола, даже в эротическом смысле. Для того и существует такая наука – методика преподавания литературы в школе, чтобы выбрать из всего этого многообразия то, что будет способствовать приобщению школьника к литературе и его нравственному воспитанию. В школе должны этому способствовать, а не развращать. Я думаю, что если в шестом или седьмом классе прочитать от начала и до конца "Темные аллеи", а сверху еще "прихлопнуть" "Лолитой", то у ребенка могут произойти непоправимые сдвиги сознания.

То есть нужно создать комиссию по пересмотру произведений для школы?

Юрий Поляков: Нужно собрать какой-то экспертный совет, куда включить методистов, возрастных психологов, писателей, обязательно представителей основных конфессий. И просто сесть с общественниками, обсудить, но здесь, конечно, главное слово должно быть за методистами и социальными психологами. Речь идет о здравом смысле. Церковь в данном случае призывает к здравому смыслу. Я в этом не сомневаюсь нисколько.

Вот и как раз такое экспертное сообщество собралось для обсуждений в Общество русской словесности, в котором Вы состоите в качестве учредителя.

Юрий Поляков: Как и что будет проходить, я еще не знаю, это, видимо, все сейчас разрабатывается. Но мы давно нуждались в такой площадке – писатели обращались, когда было "Литературное собрание" два с половиной года назад, и обращались как раз к президенту - что хорошо бы создать какую-то литературную организацию, в которой действительно обсуждались бы взаимные интересы и литературного сообщества, и государства. И, в общем-то, тогда говорили, что будет создано литературное общество, но, к сожалению, прошло два с половиной года, оно не создано. И, возможно, те проблемы, которые мы тогда поднимали, будут как раз обсуждаться, рассматриваться в этом виде, может быть, и разумнее это делать под патронажем Патриарха. А у президента своих дел хватает, ему надо войска из Сирии выводить.

Юрий Поляков

Источник: Накануне.Ru

17 марта 2016 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 616 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Вера17 августа 2017, 10:11
К сожалению, от учителя зависит многое. но далеко не всё. Учитель поставлен в жёсткие рамки программы, и врианты там предусмотрены в среднем звене и на несколько тем. В основной школе варианты не предусмотрены. Варианты есть у авторов программ. Конечно, такие произведения, как "Легкое дыхание И.А. Бунина при неумелом комментарии учителя на пользу детям не идут. У моей знакомой дочка пришла из школы и поделилась с мамой:"Мама, мы сегодня такое эротическое произведение читали, как школьница завела роман с другом своего отца!" Мама в ужасе! В то же время рассказ того же Бунина "господин из Сан-Франциско" дает богатую пищу для размышлений о человечской жизни, о добре и зле, Боге и дьяволе.
Darina24 марта 2016, 16:32
Результат спора о литературе между филологом и математиком предсказуем. Не надеясь на успех, я, однако, процитирую: «Откуда, в самом деле, этот замечательный факт, что в великой русской литературе нет «положительных типов»? Когда-то упрекали в этом Гончарова представители молодого лагеря. «Скажу прежде всего, - отвечал Гончаров, - что после Гоголя мы в искусстве не сошли с пути отрицания, между прочим, и потому, что художнику легче даются отрицательные образы. Сам Гоголь пробовал во 2-й части «Мёртвых душ» написать положительный образ и потерпел неудачу. А другие и подавно: в последнее время ни у кого не вышло в этом роде ничего художественного»(1). В интерпретации и адаптации СОДЕРЖАНИЯ чрезвычайна роль учителя и учебника. А вот ЯЗЫК автора сам сделает своё. Читая виртуозного автора, ребенок полюбит читать вообще.
(1)Ухтомский А.А., Интуиция совести, СПб, «Петербургский писатель», 1996г., с.350.
Иоанна24 марта 2016, 13:46
А разве не прекрасен и не виртуозен язык "Лолиты" и вообще Набокова? Язык просто блестящий! Но один лишь ЯЗЫК - маловато будет для классика. Дети будут оценивать и слагать в своём сердце прежде всего СОДЕРЖАНИЕ.
Darina24 марта 2016, 10:42
В знак солидарности с Вероникой (23.03.16, 13:00). Мы многократно перечитываем "Герой нашего времени" и "Повести Белкина" не ради философии, а в первую очередь ради РУССКОГО ЯЗЫКА. Язык Бунина прекрасен и виртуозен, но этим мощным оружием надо и пользоваться виртуозно. Я вижу абсолютное понимание задач в Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и Обществе русской словесности.
Darina24 марта 2016, 10:21
Уважаемая Евдокия, совершенно согласна с Вашими словами о полуистине и святых отцах. А сегодняшние дети, когда будут в совершенных летах, обратятся ли они за мудростью и утешением к книге? Если нет, то это будет наша вина.
Иоанна23 марта 2016, 17:14
Вероника: /мне и в голову не приходило взять для СВОЕЙ жизни пример героини...// Как люди церковные, мы с вами знаем, что грешить можно не только делом, но и словом, и помышлением. А бунинское творчество как раз всевает в детскую душу (да и во взрослую тоже) греховные семена. Сравните тех же Бунина и Шмелёва; к примеру, "Человек из ресторана" - там тоже присутствует внебрачная связь, но насколько взгляд Шмелёва чист и лишён бунинского смакования! Недетское это чтиво, однозначно НЕдетское, и в школьной программе Бунину не место. Елена Шиловская, к тому, что дети узнают в подворотне, у них и отношение будет соответствующее. Совсем другое дело, когда об этом с умным видом будет говорить учительница у доски. Как мама троих подростков, смею вас заверить, что представление о современных детях как о сверхпросвещённых циниках сильно преувеличено. И не нужно школе восполнять этот "пробел", тем более на уроках литературы.
Вероника23 марта 2016, 13:25
Здравствуйте!А я бы дала Нобелевскую премию И.С.Шмелеву за *Лето Господне*.Очень люблю и Бунина и Шмелева за родниково-чистый русский язык. *Легкое дыхание* прочитала в 6-7 классе,но мне и в голову не приходило взять для СВОЕЙ жизни пример героини. Не понимаю,как может *прихлопнуть* литературное произведение. Липким и мерзким считаю постмодернистское *искусство* всех жанров.
А русская классика прекрасна! А в школе МНОГОЕ зависит от учителя.К сожалению,состояние дел в этой профессии далеко не радужное.Простите,если кого обидела.
Иоанна23 марта 2016, 10:23
Евдокия, я вас понимаю и с вами согласна. Мы в середине 80-х не проходили в школе Бунина и Куприна, а вот в университете в первый же семестр нас "прихлопнули" бунинским "Лёгким дыханием", которое почему-то выбрали для анализа соотношения формы и содержания. Мы были юные создания 17-18 лет, не готовые к такому резкому повороту событий. Было и осталось до сих пор ощущение чего-то липкого и противного. А вот кто читал рассказ Николая Булгакова (теперь уже священника) "Белая рубашка"? Какая это красота! Я бы, не раздумывая, дала этому рассказу Нобелевскую премию по литературе.
22 марта 2016, 19:28
Ответ для Татианы 17.
Здравствуйте! Меня зовут Ирина Анатольевна. Про вариативность писала я. И отвечала на реплику Григория. Произведения, которые он перечислил, изучаются в 11 классе, поэтому вариативность уместна: текстов в учебнике нет, только критические статьи. Произведения Бунина и Чехова, о которых спорят, изучаются в 8 классе. Учитель может по своему усмотрению заменить их, но тексты в учебнике есть. И любители чтения их всё равно прочитают. Особенно если речь о любви - подростки же. Мне эти рассказы как раз нравятся: есть повод поговорить о семье и браке, о значении верности в отношениях двоих.
У меня как раз 8 класс в этом году, мы обсуждали и Чехова, и Бунина. Если героям во втором рассказе никто не сочувствовал, все ужасались: на глазах развернулась трагедия, распад семьи, предательство, самоубийство, - то героям Чехова посочувствовали (любили друг друга) - и одобрили: нельзя разрушать брак, нельзя предавать доверие, нельзя построить счастье на несчастье близких. И позицию Чехова увидели (она, безусловно, другая), и свою высказали. Как раз надо обсуждать такие ситуации, дети взрослые, им скоро свою семью создавать. Они должны понимать, как правильно жить.
ТАТИАНА1722 марта 2016, 18:33
ЕВДОКИЯ,я искренне желаю Вам "разобраться в некоторых святых отцах". Надеюсь,Господь поможет Вам.
евдокия22 марта 2016, 15:37
Всего Бунина может прочитать взрослый человек, а не школьник.
А школьники проходят именно "Темные аллеи".
Мы в 90-х, как я понимаю, как раз и прошли всю эту пошлость, а потом еще в университете нас прихлопнули Декамероном, "Заводным апельсином", "Мелким бесом" и так далее...

А сейчас уже и не хочется читать полуистину классиков.
Успеть бы до конца жизни разобраться в некоторых святых отцах, да в русской истории.
Darina22 марта 2016, 13:26
Проблема очень серьезная, касающаяся всех детей. Перечень допустимых к прочтению школьниками литературных произведений впору обсуждать на референдуме. Однако Патриаршая комиссия по семье и материнству и Общество русской словесности, на мой взгляд, будут более продуктивны в решении этой и смежных проблем. Необходим здравый смысл и здоровый консерватизм. Не ознакомить школьников с творчеством соотечественника-лауреата Нобелевской премии… При этом большой писатель Бунин не больше накопленного народного опыта. И наши дети не должны смотреть на мир только глазами учителя. Нужны хорошие учебники.
ТАТИАНА1722 марта 2016, 00:44
"Молчат гробницы,мумии и кости,-/ Лишь слову жизнь дана:/ Из древней тьмы,на мировом погосте,/
Звучат лишь Письмена./ И нет у нас иного достоянья!/Умейте же беречь/Хоть в меру сил,в дни злобы и страданья,/Наш дар бессмертный - речь./ Евдокия,догадываетесь кто это написал?
Ведь ни один критик-комментатор не предлагает НИЧЕГО. Если в школьную программу заложена вариативность,то ПОЧЕМУ учитель выбрал именно эти произведения Бунина и Чехова?Повторюсь: в таком
ГРОМАДНОМ И РАЗНООБРАЗНОМ литературном наследии обоих писателей -почему ИМЕННО эти? Возможно,проблема в личности учителя?И причем ГЕНИАЛЬНЫЕ писатели,если даже учитель литературы мало читает?И говорю это не голословно!Читайте И.А.Бунина ВСЕГО и убеждайтесь,что "расстегнутые дамские кофточки" СОВСЕМ не ГЛАВНЫЙ лейтмотив его литературы.Слава Богу за все!
21 марта 2016, 20:32
Ответ для Григория.
В школьную программу по литературе заложена вариативность. Т.е. что читать - "Мастера и Маргариту" или "Белую гвардию", - определяет учитель. И уж не знаю, кто это умудряется со школьниками штудировать "Архипелаг ГУЛАГ"?:) Нам часов еле-еле хватает на то, чтобы промчаться галопом по Европам... Именно "Один день Ивана Денисовича" и анализируется в рамках знакомства с творчеством Солженицына. И совершенно замечательный "Матрёнин двор" с его лейтмотивом "не стоит село без праведника".
Мария21 марта 2016, 18:55
Помню, нам в классе 5ом на лето среди книг задали прочесть Декамерона, так одной из моих однокашниц его в библиотеке не выдали, мне мама тоже запрещала его читать. в итоге мы даже его не проходили. зачем было задавать? впрочем, в 8ом классе, одна из учительниц МХК нам декламировала его в классе на "ура" сверстников. неужели такие методы нужны чтобы привлекать внимание школьников к литературе? еще знаю один ужасный случай: под впечатлением от чтения одной книги классика, знакомый подпал под действие беса, которого призвал. лучше вообще тогда не читать. а еще поразительно следующее: Советская власть, разрабатывая список для школьной литературы большое внимание уделяла в произведениях уделяла теме бунтарства. так кого они предполагали воспитать? людей, покорных власти? отнюдь. а потом еще удивляются, откуда взялись диссиденты?! так что я за предложение более пристально взглянуть на список школьной литературы
евдокия 21 марта 2016, 17:52
Сегодня прочитала у С.И. Фуделя о Бунине: "Лучше быть хорошим слесарем, чем первоклассным автором описаниЙ расстегивания дамских кофточек"
Вот так!
Людмила21 марта 2016, 13:00
Иван Шмелев отказывался читать некоторые произведения Бунина: "Я порнографию не читаю!" А ведь они поддерживали друг друга, много общались. Никогда Шмелев не скрывал своего отношения к определенным Бунинским произведениям.
Надежда21 марта 2016, 12:14
Я сыну, он в 7 классе, до сих пор не хочу давать читать "Три мушкетера" Дюма. Хотя в детстве это была моя любимейшая книга, сто раз читала , наверно. Сейчас коробит отношение героев этого произведения к женщинам. Не хочется. чтобы сын думал, что так можно.
Елена Комлева21 марта 2016, 10:46
Спасибо большое за статью. Тема больная для многих родителей.Мы даже не удивляемся, а ужасаемся тем, что включено сегодня в школьную программу. Божьей вам помощи.
Устюгова21 марта 2016, 09:22
Слава Богу, что-то меняется в сторону душеполезного.Полностью поддерживаю Юрия Полякова и Общество русской словесности во главе с Патриархом Кириллом
григорий21 марта 2016, 08:36
Хорошая статья, хорошая и очень своевременная ещё.
потому что такая проблема действительно есть. и хорошо бы было вместо "Мастера и Маргариты" изучать "Белую гвардию", а вместо "Архипелага..." - тот же "Один день Ивана Денисовича" с поздней публицистикой автора.
Книги должны учить любви к своему Отечеству. Любви и к семье.
Литература должна созидать и укреплять, а не разрушать.
20 марта 2016, 17:15
Я бы Бунина с удовольствием вообще бы не читала. Как говорится, сделайте меня развидеть это. Да нельзя уже, пришлось этот нездоровый сексизм всю жизнь из себя вычищать. Дети должны читать детские и подростковые книги, и книги о нормальной семейной жизни. Гадости они и вне школы нахватаются.
Елена витальевна20 марта 2016, 16:34
Извините, но рассказ Куприна "куст сирени" как раз о любви мужа и жены, о переживании друг за друга. Такой семейной жизни можно только позавидовать. Почитайте повнимательнее, никаких адюльтеров там и близко нет.
Ирина20 марта 2016, 14:25
Абсолютно правильно. Предлагаемые к изучению материалы по литературе требуют внимательного пересмотра и подбора согласно возраста школьника. И хорошо бы чтобы изучение вопроса проводил священник, у нас есть священники с высшим филологическим образованием, он не уведет рассуждения в сторону и раскроет предмет согласно христианской веры и возраста ребенка, ну или чтобы священник принимал участие в подготовке учителей по литературе в педагогических ВУЗах. Это был бы большой вклад в правильном формировании личности сначала учителя, а затем и школьника.
Аркадий20 марта 2016, 13:12
А "куст сирени" за что? Вполне адекватный рассказ о взаимопомощи.
Elena Shilovskaya20 марта 2016, 12:34
в реальной жизни так много грязи, начиная с общения "во дворе" и т.д., что у детей сексуальная социалка начинается очень рано, когда они ещё вообще ничего ни с кем обсудить не могут, а уже страдают, поэтому высокая литература ничего для них не "открывает", а хотя бы проясняет реальную жизнь не только на уровне мучительной физиологии, но и через чувства, красивые слова, хватит в самом деле,возвращаться в инквизицию, "давая повод тем, кто ищет повода", последнее выражение батюшка сам употребляет
Марина19 марта 2016, 22:38
Как бы мы ни относились к программе по литературе советского времени, её можно было бы взять за основу, исключив, конечно же, советскую интерпретацию в духе так наз. "вульгарного социологизма". Произведения классиков довольно удачно были там подобраны. во всяком случае - с учётом возрастных особенностей.
А "Мастера и Маргариту" изучать - это вообще преступление. Вещь гениальная, но тем и опасна. Вот случай из жизни: девочка прочла роман, была очарована Воландом, погрузилась в эту тему, начала искать единомышленников - и оказалась в секте сатанистов, со всеми вытекающими из этого психологическими и духовными проблемами.
С Буниным не лучше, обаяние его прозы огромно, "Тёмные аллеи" притягательны, как запретный плод, и что будет с душой уже мечтающей о любви 14-летней девушки, если влить в неё этот сладкий яд?
Замечательно, что о. Артемий поднял эту тему, а Юрий Поляков его поддержал.
ludmila19 марта 2016, 21:30
Много лет работаю учителем русского языка и литературы.С сожалением наблюдаю как исчезают в учебниках разделы духовной литературы.Не могу понять,но всетаки могу предположить,почему авторы учебников не жалуют истинную православную литературу.Как же нам воспитывать то духовно-нравственное образование,о котором наконец-то вспомнили.Основная,средняя школа вызывает много вопросов относительно учебных текстов,но еще больше вопросов к составителям учебников для начальной школы.На мой взгляд,русской литературе и всем учебным дисциплинам нужна интеграция с православной культурой.Мы живем в России.Да,у нас многонациональное государство,и это здорово.Но мы говорим о русской литературе.А законы нравственности у всех едины.Очень хочется,чтобы сильные мира сего вспомнили нравственный закон-это на сегодняшний день единственный закон,позволяющий спасти наших детей,а значит и государство в целом.
Марина19 марта 2016, 20:27
Это не просто важнейшая и актуальнейшая тема! Это вопрос реального психического здоровья наших детей! А также вопрос культурной "обороны" целой страны.
Александр19 марта 2016, 17:00
Как сказано у Екклесиаста, всему свое время, и время всякой вещи под небом. И действительно, сначала учатся по букварю, а к математике и физике приступают в старших классах. Но разрушив советскую систему образования, по сути ничего путного не создали. Поэтому и получается, что, если можно так выразиться, "взрослую литературу", преподносят первокласснику, который прочитав это и осмыслив своим умом, вдобавок посмотрев наше современное демократическое телевидение, просто может потерять нормальные жизненные ориентиры. Слава Богу, что хоть наша Церковь сказала свое слово. А на этих болтунов "демократов", демагогически вещающих, что ничего запрещать нельзя. просто не надо обращать внимание.
Елена Заварихина19 марта 2016, 11:35
Совершенно согласна. Мой сын в прошлом году закончил школу. Подробнейшим образом изучались два писателя И.А Бунин и М.А Булгаков- Темные аллеи и Мастер И Маргарита. Да, еще Солженицын. Я уверена, что большинство ребят не готовы к тому обвалу эмоций, которые обрушивают на них писатели, выразившие свое пережитое. Чехов - вечная тема несчастливой семейной жизни, Бунин - брошенный муж, Булгаков - убивавший своих нерожденных детей ( ученикам вбивали в головы, что Маргарита - "аргумент" большого СОСТРАДАНИЯ к Фриде, задушившей платком своего ребенка!?). Никто никогда не пишет в критических статьях, что почти вся русская литература создана мужчинами, пережившими столько всяких " любовей",а потом рассказавшими свои переживания дивными словами. Обращены все эти произведения, прежде всего, к мужчинам! Взрослым! Нужно быть честными! В Англии обязательной школьной книгой является произведение Дж.Даррелла "Моя семья и другие звери", очень поучительный факт. И это было в год 70-летия Победы : "Живые и мертвые" К.Симонова только упоминались! Но зато Солженицына зачитали до дыр.
Галина19 марта 2016, 10:13
Я - преподаватель русского языка иностранцам. Вспомнился один эпизод из факультетской жизни. Моя коллега предложила арабским студентам-медикам для чтения и анализа рассказ Чехова "Враги".Хотела с ними порассуждать о врачебной этике. Но в основе сюжет - обман мужа неверной женой и её бегство с любовником. Коллега на это не обратила внимания, для неё были главными отношения врача и обманутого мужа. Какую сцену ей устроили студенты, просто головомойку. Они были возмущены и оскорблены:"Как вы могли, уважаемый преподаватель, достойная женщина, предложить нам такой рассказ! О блуднице!" (Их слово было более резкое, конечно). Конечно, выбор литературы для школы должен быть очень внимательным. У нас в университете из Бунина по программе обязательного чтения значились "Антоновские яблоки". А тут школа.
Людмила19 марта 2016, 08:51
Полностью согласна, такое впечатление создается, что учебники для современных школ составляют студенты-шабашники и потом содержание учебника никто не контролирует, куда только смотрит минобразование! "Косули и еноты, Ежи И бегемоты Бегут после охоты Попрыгать-поиграть!" - и это стихотворение для школьника 2 класса? Я пока еще не знаю что мы будем изучать в 6 классе, но в начальной школе из ребенка явно олигофрена хотят сделать.
19 марта 2016, 07:45
Как вспомню некоторые школьные уроки литературы, так вздрогну: при изучении творчества Максима Горького мы совершенно серьезно разбирали, кого же действительно любила старуха Иезергиль из числа тех людей, с которыми она, мягко говоря, согрешала... Или, например, в 8м классе проходили "Шагреневая кожа", а в 9м - Эдгара По (я училась в гуманитарной гимназии). После этих произведений по дому ночью ходить было страшновато. А сейчас в школах нашего города официально выделено 4 урока литературы на изучение творчества Булгакова и дети разбирают уже не то, что старуху Иезергиль, а "Мастера и Маргариту" в 9м классе. Это наша вчерашняя и сегодняшняя реальность...
евдокия18 марта 2016, 18:26
Я много читала в детстве. Шкаф был забит классикой и нашей и зарубежной.
был перечитал Бунин, Куприн, Чехов, Толстые, Булгаков, и так далее.
С полной ответственностью могу заявить (как бы смешно ни звучало)- многое из классики развращает. Многое, очень многое читать школьнику просто не нужно, вредно.
Дочке своей буду подбирать тщательно каждую книгу...
18 марта 2016, 16:58
Абсолютно верно! Пока еще не поздно, пока есть кому остановить эту вакханалию.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×