Общество русской словесности поможет возродить преподавание гуманитарных наук в средней школе, на котором очень негативно сказалось введение системы ЕГЭ, считает лауреат Патриаршей литературной премии, член Общества русской словесности писатель Алексей Варламов.
«Литература, и вообще гуманитарные науки, больше всего пострадали в результате реформы школьного образования. И, может быть, система ЕГЭ годится для точных и естественных наук, но она совершенно точно не подходит для наук гуманитарных. <…> И я думаю, мы сами себе даже еще не представляем тех последствий, к которым это может привести», — сказал Варламов на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной патриаршей литературной премии 2016 года.
Он выразил надежду, что созданное в марте этого года Общество русской словесности, которое возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «сможет переломить ситуацию», обратив «самое серьезное внимание на преподавание литературы в школе».
«Вообще, мне кажется, это наша беда, что у нас культура и образование превратились в сферу услуг, и сегодня мы оказываем “образовательные услуги”. На мой взгляд, это абсолютно ненормально с точки зрения сущности, смысла, с точки зрения ценностей. Не может образование в России быть сферой услуг — это ситуация, которую каким-то образом надо менять», — отметил лауреат патриаршей премии.
Варламов, в частности, предложил сделать сочинение обязательным вступительным экзаменом в ведущие университеты страны, а также на гуманитарные факультеты вузов. «На мой взгляд, надо сочинению придавать больший вес. Сочинение должно быть обязательным выпускным экзаменом и, с моей точки зрения, сочинение должно быть обязательным вступительным экзаменом. Пусть, может быть, не во всех вузах, — для начала на гуманитарных факультетах», — сказал писатель.
Патриарх Кирилл в марте 2016 года возглавил Общество русской словесности, созданное по инициативе президента России. Основной его задачей предстоятель Русской Православной Церкви, по его словам, видит «качественное изменение» ситуации с обучением русскому языку и литературе в средней школе.
Можно признать, что уровень владения письменным языком понизился, и есть над чем поработать в системе образования, но зачем раздувать из мухи слона? Будут эти люди жить дальше, и возможно, что не хуже интеллигентов. Жизнь - очень разносторонняя штука. Огромное число людей в истории были неграмотными. Например, Карл Великий, знавший даже греческий язык, писать так и не научился. Гораздо хуже падение интеллектуального уровня в целом и уровня профессионализма сотрудников в конкретной сфере в частности, что не тождественно письменной грамотности. В этом аспекте вопрос гораздо серьёзнее, там, где он действительно стоит.