Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.

Это не реформа, это диверсия

Священнослужители о словесности в школе

Источник: Regions.Ru

Известный публицист Александр Привалов опубликовал в журнале «Эксперт» статью «О состоянии русской словесности». Привалов, комментируя создание Общества русской словесности, в частности, пишет:

фото: mega-u.ru фото: mega-u.ru
    

«Школьная словесность в развале, надо что-то делать, но Минобр делать ничего не хочет ли, не может ли — в общем, не будет. Тупик. Попыткой выйти из этого тупика, мне кажется, и явилось создание ОРС во главе с патриархом; сможет ли новое общество найти действенные способы для спасения школы, пока неизвестно, но одно ему точно по силам: оно пробьёт минобровскую цензуру. Уже много лет все сколько-нибудь заметные обсуждения сферы образования происходят только и исключительно под жёстким контролем Министерства образования. Дискуссий Минобр не допускает. Критикам бесконечной нашей «реформы» не то что слово молвить не дают — их и на порог-то пускают нечасто: на кухне у себя войте, как всё разваливается. Теперь, похоже, будет не так…

Есть немало важнейших проблем, по которым эксперты любых воззрений при минимальном желании договорятся в пять минут, — вот с них, мне кажется, и стоило бы начать. Так, отложив на будущее споры о том, что главнее: золотой канон русской классики или навыки медленного чтения, — надо дружно сказать, что ни на медленное чтение времени у словесника не хватает, ни на канон, ни на что. За последние годы число учебных часов, отводимых на русскую словесность, сокращено втрое, и оставшихся часов категорически мало. Если хотите спасти словесность в школе — дайте ей намного больше времени: это же не «ещё один из школьных предметов», это хребет нации. Очевидно всем сторонам и то, что от наличного учительского корпуса нельзя ожидать заметного улучшения работы, если не восстановить обрушенную систему методической поддержки учителя и не снять с его плеч всей безумно нагромождённой бюрократической писанины. Очевидно, что сплющивание педагогического образования должно быть остановлено, обеднение программ подготовки будущих учителей — отменено. Как только минобровская песня о том, как всё хорошо, хоть на минуту примолкнет, консенсус по таким вопросам, я надеюсь, не заставит себя ждать…

Риски, связанные с новым обществом, — те, о которых пишут антиклерикальные наблюдатели, — пока выглядят чисто теоретическими. Мне понравилось отнюдь не всё, что говорили участники учредительного собрания ОРС, но никто из них и не подряжался мне нравиться; только ни одного, даже косвенного, призыва к церковной цензуре там не прозвучало, не было и ни одного требования, чтобы классические произведения трактовались школой с (какой бы то ни было) единственно правильной позиции. Думать сейчас, мне кажется, стоит не о рисках, а о шансе. Ведь русская словесность в школе уже, почитай, мертва: выпускники в массе своей не умеют ни читать, ни писать, ни говорить и знать не знают ни про каких капитанских дочек — шанс её воскресить очень может оказаться последним».

О панических сообщениях на тему «Попы подвергнут русскую классику цензуре» высказался и председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда в статье «Как журналисты Льва Толстого от школы отлучили». Он пишет: «Почему некоторые журналисты и «эксперты» (не могу в данном случае без кавычек) не способны — или не хотят? — допустить, что Церковь всерьез озабочена состоянием отечественной школы? Неужели они действительно думают, что Церковь стремится к одному: чтобы все школьники все 11 лет с утра до вечера изучали единственный предмет — «Закон Божий», ну или, на худой конец, «Основы православной культуры»? Уважаемые господа, это не так. Церковь обеспокоена состоянием образования в целом, в первую же очередь — преподаванием русского языка и литературы... Русская Церковь связана с отечественной школой не только прошлым, в котором первая создавала вторую, но присутствующей в настоящем тревогой за будущее. Будущее, которое сегодня — и всегда — в первую очередь зависит от того, что происходит со школой… У Церкви нет задачи поиска еретиков среди отечественных классиков. И обязательный список произведений русской классики никто не планирует передавать в комиссию по канонизации. Нам просто небезразлично, какими вырастут наши дети. На каком языке они будут говорить. Будет ли это язык Чехова, Бунина, Толстого и Достоевского или новояз эпохи пошлой рекламы и клипового сознания. Будем ли мы понимать друг друга, останемся ли в общем смысловом и ценностном поле».

«Согласны ли вы с жесткими словами А.Привалова: «Русская словесность в школе уже, почитай, мертва: выпускники в массе своей не умеют ни читать, ни писать, ни говорить и знать не знают ни про каких капитанских дочек»? Возможно ли изменить это положение и сохранить общее для всех поколений смысловое и ценностное поле? Как этому может помочь Церковь?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:

Самое главное сейчас - назвать вещи своими именами. Прошло время, когда можно было делать всевозможные реверансы или попытки найти консенсус, решить что-то договором, согласием. Реформу образования надо назвать диверсией против классического российского образования, которое имеет традицию в дореволюционной и советской школе. Уничтожают ключевые пункты в образовании, чтобы остальное рухнуло, как костяшки домино. Начали со словесности, то есть с изучения русского языка и литературы. А ведь эти два предмета признаны сформировать мировоззренческие основы человека. Недаром слово «языкъ» на церковнославянском имеет два значения – язык и народ.

Но Минобр будет проводить все по-прежнему, что ему надиктовано либералами, ненавидящими свою страну. Так что без смены политики ничего не получится, а это не произойдет без смены кадров в министерстве. Сегодня они ставят и успешно решают такие задачи: дети не должны знать своей истории, языка, у них не должно сформироваться этноконфессиональное сознание. Им нужна дебилизация. Механизмы разработаны: ЕГЭ, загруженные бюрократической писаниной педагоги, разрушение педагогического образования. И они будут продолжать это дальше.

Наше возмущение сейчас – просто сброс лишнего накопившегося пара. Думаем, какое общество нам поможет, это или другое. Но Минобр - это государственный орган, который проводит государственную политику. И если он начинает специально разваливать государство через растление молодежи, это очень опасно и для народа, и для государства. А уверять, что Церковь, мол, собирается классиков править, могут говорить только те, кто отрабатывает заказ. Их позиция - это не забота о государстве, о детях, об образовании.

И если сегодня мы уступим в этой войне, то какими вырастут сегодняшние ученики? Будут они защищать свою страну в случае необходимости? Будут ли владеть языком своей страны или нет?

Так что самые главные гуманитарные дисциплины - это русский язык, литература, правильно поданная история и системообразующий предмет для всей школьной программы – православная культура.

Хочется приветствовать создание ОРС. Церковь уже давно предлагает много полезного. Ведь посмотрите, кто выступает против реформ системы образования в стране? Это только одна Церковь и еще, пожалуй, КПРФ. И Церковь предложила уже очень много. Православные ученые критикуют, пытаются обратить внимание на развал системы образования, но пока, как говорится, «Васька слушает, да ест».

Но мы не в унынии: мы знаем опасности и ждем, когда Богу будет угодно управить нами так, чтобы восстановился должный порядок.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:

Обеспокоенность Александра Привалова понятна. У нас выросли уже два поколения людей, с трудом ориентирующихся в навыках родного языка, испытывающих серьезные проблемы с коммуникацией. Между тем родной язык очень важен для формирования русского человека как личности, а также нашего государства, нашего будущего. Слава Богу, что появилась «первая ласточка» - структура, которая, возможно, сможет влиять на происходящие процессы. Как, какими способами – наверное, уже не так важно.

Что к этому к этому проявила заинтересованность Русская Православная Церковь, не удивляет. Русского человека формируют три основные составляющие - православная вера, русский язык и огромная страна, которую мы получили от Бога – Россия. Если общество заинтересовано в развитии (не переформатировании, уничтожении, разрушении, а именно в развитии), у него не может не возникнуть глубокой озабоченности по поводу сложившейся ситуации. Необходимо предпринимать какие-то действия, заново «воспроизводить» русских людей в России.

Если этого не произойдет, нас ожидает иная история, связанная с новым глобальным строительством, где не должно быть никаких наций, и тем более славянской, - за исключением одной-единственной, которая должна воцариться на пепелище истории и объявить себя единственно достойной.

Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске:

Полностью согласен с Приваловым. Удручающее состояние грамотности ярко видно в неформальном общениии в различных группах «вотсапа» (приложение для смартфонов). Меня шокировало, какие ошибки делают молодые люди - поколение 90-х. Похоже, у нашей системы образования все очень неладно. Почему сокращают количество часов русского языка, литературы, добавляя, например, физкультуру? Неужели наше правительство готово готовить «рабочие руки», но не заинтересовано в умах - чем всегда славилась Россия? У нас даже появился термин – «утечка мозгов».

И вот что странно: сегодня интернет есть почти у всех, много электронных библиотек, где можно найти любую книгу из тех, которые раньше были доступны лишь немногим, - а люди не знают элементарного. Смотришь интервью с «моделями» и удивляешься: девушки не могут ответить даже на простые вопросы - кто написал «Муму», в честь кого установлен «Медный всадник»? По сравнению с советским образованием, которое давало целостную картину мира, сегодняшнее - это провал. Да, тогда были идеологические перекосы, но все равно советское образование было лучшим в мире – это признают многие. Люди старшего поколения говорят красивым русским языком, без слов-паразитов. Если не остановить этот процесс, дальше будет хуже.

Я знаю: в развитых европейских государствах есть учреждения, охраняющие язык от инородных влияний и процесса деградации. У нас его никто не охраняет, и он легко поддается различным влияния и излишним заимствованиям.

Мне кажется, ОРС могло бы объединить словесников. Хорошо бы привлечь академиков, профессоров старой школы - чтобы сформировать «повестку дня» и влиять на Министерство образования. Мне кажется, здесь необходима и политическая воля нашей власти.

Вернуть потерянное будет очень сложно. Сейчас у нас потеряно одно поколение, а если процесс растянется на длительное время? Что произойдет с русским языком, если ничего не предпринимать? В первую очередь «потеряются» гласные звуки. Слово Пушкин молодежь будет писать как ПШКН, а читающий должен будет из контекста понять, о ком идет речь. Уже сейчас многие неграмотные молодые люди, стесняющиеся ошибок, сокращают слова. А потом мы вернемся в состояние первобытных людей, которые общались нечленораздельными звуками. Студенты, подобно Эллочке-людоедке, будут знать лишь несколько десятков слов. Наступит деградация общества, этноса, народа.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук:

Думаю, само по себе создание каких-то организаций по поддержке образования может помогать в решении проблемы, но не заменить комплекс необходимых мер. Для возрождения русской словесности нужны усилия всего общества, иначе всякого рода комиссии и организации не будут эффективны. У общества должно быть желание возрождать не просто словесность, а вообще традиции, культуру, связь с тем, что формирует качества, которым уделяют большое внимание современные гуманисты и, в том числе, сторонники либеральных ценностей. Человек - главная ценность, опора на мораль и нравственность, которые непонятно откуда должны браться, если мы убираем религиозную идею. И как все это формировать, если в обществе не будет системы воспитания, развития, пропаганды?

Так что тут речь еще и об истории, культуре, искусстве. А для нас, очевидно, это связано с церковными традициями. Так что Церковь, как консервативное учреждение, и общественность, которая сохраняет эти ценности в более-менее целостном виде, должна играть важную роль, способствовать их пропаганде.

Тоталитарный режим Церковь никогда не устанавливала, а в современном обществе это и попросту невозможно. Зато сотрудничество с Церковью может принести пользу. Церковь проповедует возрождение традиций и сохранение ценностей, на которые уповают и либералы. Но ценности должны вырастать из какой-то почвы, и Церковь являет собой эту почву. То же касается русской словесности. В церковных текстах красота языка сохранилась в большей степени. И сама атмосфера, которую Церковь хочет поддерживать в современном обществе, должна способствовать сохранению нравственных ценностей, благодаря которым могут сформироваться будущие поколения.

Источник: Regions.Ru

30 марта 2016 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×