– Отец Димитрий, вы
занимаетесь реабилитацией лиц, страдающих от
наркотической и алкогольной зависимости. И
прежде чем говорить непосредственно о
реабилитации этих лиц, хотелось бы иметь
представление о масштабе бедствия.
Какова сейчас, если можно так выразиться,
степень наркотизации и алкоголизации нашего
общества?
– Еще когда я работал в Душепопечительском центре имени святого праведного Иоанна Кронштадтского у отца Анатолия (Берестова), Госнаркоконтроль представлял нам такие данные: среди студентов московских вузов 30 процентов являются наркоманами, употребляющими траву и более серьезные наркотики, в том числе и героин. Что касается школьников старших классов, то здесь цифра будет меньше, но ненамного. В некоторых школах наркодилеры дежурят, продают наркотики около школы. Были случаи, что они вычисляли детей богатых родителей, подлавливали этих подростков в туалете и насильно сажали на иглу, чтобы затем выкачивать деньги из этой семьи.
На периферии ситуация намного хуже. Скажем, в Сибири есть регионы, где наркотизация молодежи близка к 100 процентам. Это, прежде всего, Восточная Сибирь, это Тюменская область, Уренгой, Дальний Восток, где произрастает конопля, Маньчжурская, Амурская, Благовещенская области. В Сибири есть школы, где ученики просто не доживают до 10-го класса, умирают от наркотиков. Эти данные отец Анатолий (Берестов) неоднократно приводил в своих докладах на Рождественских чтениях.
В городе Королеве, где я сейчас служу, наркоманов много. Правда, теперь они ведут себя более осторожно, приспосабливаются. Дело в том, что, в связи с законом от 6 июня 2004 года, человеку позволено носить в кармане до 1 грамма наркотика, а 1 грамм наркотика составляет десять доз. Кроме того, очень многие «сидят» на аптечных наркотиках. Это наркотик, содержащийся в определенных лекарствах, которые можно свободно приобрести в аптеке. Такого рода наркотик как более дешевый сейчас вытесняет героин и прочие средства.
– Что побудило вас занять такую активную позицию в отношении наркотиков, ведь реабилитация наркозависимых, как известно, дело весьма непростое и далеко не всегда благодарное?
– Я очень благодарен отцу Анатолию (Берестову), который однажды предложил мне сотрудничество в его центре. В течение четырех лет я трудился там педагогом-реабилитологом и за это время получил достаточно объемные представления не только о проблеме наркомании, но и тоталитарных сект, сатанизма.
Для меня проблема наркомании и алкоголизма была довольно болезненна. С 1997 года я служил в подмосковном Павловском Посаде, до этого служил на Ярославской земле, и везде остро стояла проблема детского алкоголизма. Когда я открыл свою первую воскресную школу в Ярославской области, то увидел, что дети 10–12 лет уходят из школы и уже не возвращаются. Тогда я поставил перед собой задачу работать со старшеклассниками, как-то их заинтересовать и привлечь к храму. Задача оказалась не из простых по причине поголовного алкоголизма и подростков, и их родителей. И я решил у отца Анатолия набраться опыта и понять, как же бороться с этим злом, как подойти к молодому алкоголику и наркоману. Работа в центре помогла мне в какой-то степени разобраться в том, как можно разрешать эту проблему. И, естественно, стала толчком, поводом заниматься и дальше этим, усовершенствовать и себя, и формы работы, что я и пытаюсь делать сейчас.
– Расскажите, пожалуйста, о своей нынешней работе с зависимыми.
– Год назад, когда я пришел на служение в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Королеве, сразу обратил внимание, что здесь проблема наркомании и алкоголизма стоит очень остро. И, наверное, это проблема всего Подмосковья, которое сейчас активно заселяется инородцами. Многие города Подмосковья представляют собой как бы спальные районы Москвы. И многие проблемы, которые в Москве немного завуалированы, здесь обнаруживаются более выпукло. Люди здесь более четко, чем в Москве, делятся на классы, на социальные группы.
Начал я с того, что собрал людей и сказал: «Давайте с вами вместе будем как-то бороться с этим злом. А бороться можно только духовными методами. Какая бы ни была совершенная медицина и какими бы опытными не были наркологи и психиатры, главное оружие против любой зависимости – это церковные таинства, это благодать Божия, которая через веру исцеляет человека». Поэтому и в Москве центр носит имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, который через евхаристическую чашу объединял людей, и Господь исцелял их его руками. И я предложил людям сплотиться вокруг евхаристической чаши. Собраться вместе, одной группой, и общими усилиями бороться с общей проблемой. Откликнулись родственники, жены, матери и мужья больных наркоманией и алкоголизмом. Это категория так называемых созависимых людей. Они не наркоманы, но они тоже больные люди и нуждаются в реабилитации.
– Как обнаруживает себя эта созависимость?
– Прежде всего, это уход от мира, от жизни внутрь себя, замыкание в свою проблему, которая состоит в тяжкой болезни их близких. Они уже не могут спокойно, правильно молиться, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию. На мир они смотрят исключительно через призму своей проблемы. И эта призма очень кривая. Они не могут адекватно реагировать на многие вещи. Поэтому их надо реабилитировать в первую очередь, чтобы они начали правильно реагировать на сложившуюся ситуацию, делать правильные шаги и начать хотя бы молиться за своих больных.
Так вот, когда я «бросил клич», собрались сначала эти созависимые, а за ними стали постепенно приходить и сами зависимые люди.
– Они просто приходили к вам на богослужение, или вы проводили с ними беседы?
– Работу мы строим следующим образом. Во-первых, каждый больной проходит исповедь и беседу со священником. Во-вторых, во внебогослужебное время я даю им некоторые начала аскетики, чтобы они начали разбираться в своей душе. Ну, и самое главное место после исповеди и причастия у нас занимает общая молитва. Мы связаны и молитвой по соглашению. Это такой своеобразный стержень, за который люди цепляются, и, как правило, они потом не отходят от этой молитвы. В этой молитве мы просим об избавлении не только от недугов наркомании и алкоголизма, но и от других страстей, от гневливости, от лени, сребролюбия, блуда. Иными словами, основа нашего подхода включает понимание того, что наркомания и алкоголизм не нечто особенное, а есть лишь одни из множества страстей в человеке. Если рассмотреть другую страсть, сребролюбие или блуд, то они окажутся так же убийственны, как и наркотики. Только снаружи будет казаться, что человек не так болеет, как от наркотика. Вот такое понимание страсти мы стараемся привить больному.
Группа у нас поделена на подразделения, во главе которых поставлены старшие в основном из числа созависимых. Они курируют свое подразделение, в котором от 10 до 30 человек. Люди подразделения связаны между собой, они перезваниваются. В случае опасности они звонят старшему, и совместно принимается решение о помощи. Кому-то может потребоваться просто психологическая поддержка в борьбе с недугом, кого-то надо отвезти в больницу. Бывает всякое. У нас есть телефоны и адреса врачей, и в случае необходимости медицинская помощь оказывается на дому.
– То есть если человек срывается, уходит в запой или употребит наркотик, вы стараетесь сразу вывести его из этого состояния?
– Безусловно, человеку надо спасать жизнь. Из состояния опьянения необходимо быстро выводить медикаментами. И это требует быстрого реагирования. Одним из важных элементов жизни нашей группы и является более быстрое реагирование на подобные ситуации. Группа представляет собой единое целое. И в то же время члены группы не отделены от общины храма. На богослужении они никак не выделяются, молятся вместе со всеми. Нет никакого обособления.
– Чтобы они не чувствовали свою ущербность или, напротив, свою выделенность, особенность по сравнению с другими членами общины?
– Да, и это очень важно. Я именно на этом сделал упор. Хочу обратить внимание на то, что еще и этим наша программа реабилитации отличается от программы «12 шагов», которая сейчас везде принята. К нам неоднократно обращались за помощью молодые люди, проходившие реабилитацию в центрах по этой программе. В 1992 году она была предложена на благословение Святейшему Патриарху Алексию. Преподано это было как возможность реабилитации наркоманов и алкоголиков в церковных центрах. И Святейший благословил начать такую работу по реабилитации. Поскольку тогда никаких других программ не было, то приняли эту. Программа «12 шагов» пришла к нам из Америки, и по своей ментальности и духовности она носит протестантский характер. За границей те, кто проходит реабилитацию по этой программе, называются «группами анонимных наркоманов (или алкоголиков)». Это люди, которые вычленяют себя из общества здоровых людей, образуют группы – «лепрозории», подобные тайным обществам. Они соблюдают строгую анонимность, и когда ребята, лечившиеся по программе «12 шагов», приходили ко мне и мы беседовали, то потом они просили не обнаруживать их перед другими. В данный момент такие группы существуют при наших Даниловом и Новоспасском монастырях.
В беседах с такими людьми я всегда замечал, что что-то не так. Когда я работал в Центре имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, мне сразу поручили сектор алкоголиков. И в моем секторе было несколько человек анонимных алкоголиков. Это были, как правило, люди «бывалые», кто-то из них уже сидел. И они сразу начали поднимать возмущение по такому вот поводу: как это отец Димитрий, не будучи алкоголиком, учит нас, алкоголиков, жить? И отец Анатолий долго им объяснял, что отец Димитрий имеет на это право, так как он священник и призван к этому самим саном. Но у них были свои представления, были в голове «двенадцать шагов», которые они обязательно должны пройти. И их не удовлетворяло, что мы учим их обычному христианскому смирению. Поэтому они у нас, как правило, не задерживались. Здесь была своего рода тонкая гордыня больного человека, который гордится своей болезнью. Доходило до смешного. Однажды выступал один из них, довольно образованный человек. Он сказал такую фразу: «Нас Бог отметил этой страстью». И это чувство своей отмеченности, отличия от других людей является характерной особенностью тех, кто сформирован этой программой. И с каждым из них на определенном этапе приходится работать индивидуально. Когда я начинаю им объяснять, что эта страсть – одна из многих страстей, и просто у каждого есть свое слабое место, то наталкиваюсь на стену непонимания. Им легче всего восходить на свои «ступени», ставить «галочки» и удовлетворяться своими успехами. Как результат, зависимость от алкоголя преодолевается, но приобретается зависимость от системы. По своей сути двенадцатишаговая система сродни секте. Человек, преодолев алкоголизм, остается затем в этой секте и становится ее адептом и наставником.
– И у этой секты есть какая-то религиозная составляющая?
– Они говорят, что нет, но на самом деле сам универсализм этой программы заставляет в этом усомниться. Для успеха излечения им важно верить, но не так важно, во что верить. Если ты веруешь во Христа, это хорошо, но вовсе не обязательно веровать именно во Христа. Получается, что религия, вера, Церковь по отношению к этой программе являются служанкой, средством. А программа «12 шагов» с ее методикой становится целью.
– Но если они самодостаточны, для чего им нужна такая «служанка», как Церковь?
– Для того, чтобы не пить. Действительно, многие из них ходят в церковь, участвуют в таинствах. И речь в данном случае не идет о какой-то явной секте, а о сектантском образе мышления, сектантском подходе к решению проблемы. Церковь с ее средствами остается вторичной по отношению к их системе.
Та методика, которую отец Анатолий разработал в Душепопечительском центре Иоанна Кронштадтского, противоположна таким взглядам. Она постулирует, что именно Бог и Его Церковь первичны, а все остальное зависит от веры и устремленности человека.
– Обладаете ли вы статистикой, какая часть ваших пациентов окончательно отходит от употребления наркотиков, а кто возвращается к прежнему образу жизни?
– Начну со статистики Душепопечительского центра. Чтобы оценить статистику выздоровления, нужна устойчивая ремиссия – шесть лет без рецидива. Здесь, в Королеве, мы еще столько не работаем. Что же касается статистики центра, то примерно из 3700 обратившихся наркоманов у 1500 наблюдалась устойчивая ремиссия. С алкоголиками дело обстоит хуже. Примерно из такого же числа обратившихся лишь 300 человек вылечились.
– А почему такая большая разница? Алкоголизм труднее поддается лечению?
– Наркоман живет на наркотиках в среднем 4,5 года, и потому все они очень боятся нависшей над ними опасности. Алкоголик же видит в себе совсем другое. Вроде достаточно проспаться, сделать капельницу, и все будет в порядке. Он не замечает серьезных изменений в мозгу, в печени, которые не сразу дают о себе знать. А курильщики, тоже являющиеся наркоманами, еще в большей степени подвержены подобной слепоте. Из огромной армии обратившихся в центр курильщиков бросили курить человек 50, не больше.
– Часто на исповеди приходится слышать истории о том, как наркомана долго лечили, потратили на это уйму денег, и в результате человек снова вернулся к наркотику. В чем причина такого неудачного исхода? Неверны сами методы лечения, или же просто человек не хочет лечиться?
– Врачи не могут вылечить это заболевание. Они могут только снять абстинентный синдром, немного поправить организм. Медицинскими средствами можно подлечить тело. Заболевания, связанные с зависимостями, о которых мы говорим, можно вылечить только духовными средствами. В этом отношении замечательна методика, разработанная отцом Анатолием (Берестовым), которой стараюсь придерживаться и я. А методика отца Анатолия это, по сути, методика святого праведного Иоанна Кронштадтского. Человек приводится пред лице Божие, и священник силой своего духа, своей веры должен заставить больного задуматься о своем бедственном положении. Он должен раскрыть перед человеком, что наркомания – это бытовой сатанизм и что единственный путь к исцелению – это путь обращения к Богу и радикального изменения своей жизни. И очень важно, чтобы человек испугался опасности своего положения. Святая Мария Египетская действительно испугалась своего отчуждения от Бога, открывшегося ей, и это послужило основой для ее покаяния и исцеления.
Многое здесь зависит от личности священника. Если он не сопереживает или не может встряхнуть человека, представить ему всю пагубность его состояния, безвыходность его состояния без веры в Бога, то он не добьется успеха, и больной второй раз может уже не придти.
После того как человек получил такую необходимую встряску, он уводится в церковную жизнь с довольно частым причащением святых таин.
– Ну а если родные приводят человека не то что не церковного, а фактически не верующего и не представляющего себе, что и как нужно делать в церкви? Как такого человека можно так вот сразу окунуть во все церковное?
– Здесь необходимо своего рода миссионерское усилие священника. Он должен, повторю, донести до наркомана пагубность его состояния и в то же время не оттолкнуть его от Церкви грубым резким словом, бестактным поведением. Не надо стыдить этого больного человека или укорять, а действовать из любви и сострадания к больному. И я уверяю, что душа человека, видя такое отношение, обязательно откликнется, и больной пойдет за таким священником.
– Сколько человек на данный момент проходят у вас реабилитацию?
– Их количество меняется в пределах от 80 до 140 человек, из них процентов 20 – игроманы. Реабилитацию они проходят амбулаторно, то есть они не живут у нас при храме, как это делается в некоторых центрах. На определенном этапе мы отправляем больного, который имеет хоть сколько-нибудь веры, в монастырь. У нас существует договоренность с некоторыми монастырями, где берут наркоманов в качестве трудников. Это, в первую очередь, Оптина пустынь. Самые тяжелые случаи прошли именно через Оптину. Потом это Никитский монастырь в Переславле и Санаксарский монастырь. Опыт показывает чрезвычайную пользу, которую от этого получает наркоман. Ситуация такова, что после монастыря реабилитация проходит совсем по-другому. И даже если происходит срыв, сам человек его по иному осмысляет. Он уже мужественно, спокойно борется с грехом.
Хотелось бы здесь упомянуть о воскрешенной нами традиции зароков и обетов, как это было при отце Иоанне Кронштадтском. Зарок человек дает на относительно короткий срок. Сначала он подготавливается к зароку путем говения. Потом он приходит в храм и торжественно перед Богом и священником на исповеди дает зарок на срок три месяца. В этот период он не употребляет алкоголь, или не колется, или не играет. Такой зарок очень успешно действует на больных. Обет, поскольку он дается на всю жизнь, также бывает, но намного реже.
– Почему больные не лечатся у вас стационарно, как это сделал отец Анатолий (Берестов)?
– Дело в том, что закрытые центры реабилитации, как, например, центр отца Анатолия в Дедовске, имеют свои плюсы, но имеют и минусы. При стационарном строе, когда больные живут и трудятся вместе, главным плюсом является изоляция от прежнего круга общения. Без этого практически невозможно «слезть с иглы». И закрытые центры обеспечивают такую изоляцию от внешнего мира. Но в этом же есть и серьезный минус. Когда больной отсюда уходит, у него нет иммунитета к внешнему миру, и он может очень быстро и практически без сопротивления вернуться к прежней жизни.
Реабилитация амбулаторным путем происходит труднее и более болезненно, но дает, на мой взгляд, более устойчивые результаты. Человек одновременно с навыком борьбы с этой страстью приобретает иммунитет. Он имеет понятие о том, как преодолевать соблазн, оставаясь в миру, недалеко от прежнего окружения, и может уже сам дать отпор бывшему дружку, который пытается его соблазнить.
– Сейчас многие протестантские и сектантские общины занимаются реабилитацией наркозависимых. В городе, где я проживаю, развешены рекламные плакаты, гласящие: «“Исход” – это выход». Эта так называемая церковь предлагает свои способы реабилитации нарко- и алкозависимых. Можно ли рекомендовать в случае нужды обращаться за помощью и в такие общины?
– Ни в коем случае нельзя. Человек, освобождаясь от наркотика, может попасть в прямую зависимость от секты. И эта зависимость нисколько не лучше, а во многом и хуже наркотической. Сектантская зависимость – это и отказ от личной жизни, и подчинение своей воли руководителям секты, это и изоляция от общества, и зачастую уход из семьи или разорение семьи. У них человек может «сойти с иглы», так как они работают по современным методикам психологического воздействия и управления личностью. Профан, не знающий этого, сразу попадает в руки опытных профессионалов, которые начинают его «обрабатывать».
– То есть они работают исключительно в интересах секты?
– Безусловно.
– Мне неоднократно приходилось встречаться с такими случаями, когда человек избавлялся на довольно длительный срок от тяги к алкоголю после кодирования. Кодирование бывает и сугубо медицинского характера, когда человеку в кровь вводится определенное вещество. Как православным относиться к подобного рода методам?
– Опять же, опираясь на опыт работы с зависимыми в Центре Иоанна Кронштадтского, могу сказать, что кодирование мы назначали в очень редких случаях. Но такое кодирование широко применяется в рамках программ наркологических клиник России. При кодировании инъекция с лекарством вводится в кровь больного. Эта инъекция очень быстро перестает действовать. Поэтому это скорее метод внушения. Человеку внушается, что если он выпьет, то может умереть. То же самое можно сказать и о так называемой «торпеде». В брюшную полость вводится ампула с веществом, которое прекращает свое действие через несколько дней. Минус подобных методов в том, что если человек все же сорвется, то сразу поймет, что это было лишь внушение, и второй раз он уже никому не поверит. Но есть и некоторый плюс такого кодирования. Если человек нецерковный и он не знает, как по-другому себе самому помочь, и соглашается закодироваться, то это его согласие – акт доброй воли, акт, если хотите, покаяния – уже будет шагом к выздоровлению. Хотя, конечно, кодирование не может заменить церковного воздействия на душу человека.
Есть еще кодирование при помощи гипноза. Такое воздействие категорически должно быть исключено как непозволительное вмешательство в душу человека.
– Помимо наркозависимых вы занимались реабилитацией лиц, пострадавших от сект, в частности от сатанизма. Эти проблемы как-то связаны между собой?
– Душепопечительский центр в Москве возник, собственно, для того, чтобы бороться с последствиями воздействия оккультных течений и работать с жертвами тоталитарных сект, и был на это благословлен Святейшим Патриархом Алексием. Но когда туда стали приходить в огромном количестве наркоманы, которые были в то же время и сатанистами, то стали заниматься и наркоманами. Проблемы сатанизма и наркомании связаны в том смысле, что все сатанисты либо сидят на игле, либо пьют.
– А что вообще привлекает молодого человека в сатанизме? Неужели завораживает неприкрытое зло, или же сатанисты в своей деятельности прикрываются благими намерениями?
– Сейчас, к сожалению, я все чаще наблюдаю проявления сознательного поклонения злу. Они знают, что это зло и сознательно идут на служение ему. И этому очень способствуют компьютерные игры. Я общался со многими психологами, которые говорили о том, что компьютер произвел в нашей жизни переворот. Никакие игорные автоматы по своему воздействию на психику человека не сравняются с компьютерной игрой. Некоторое время назад на Рождественских чтениях прозвучала фраза о том, что наркомания постепенно сменяется компьютерным оккультизмом. Если вы в метро присмотритесь к тому, что сейчас читает молодежь, то вы увидите в основном «фэнтези». И у меня есть знакомая семья, в которой сын начал с увлечения «фэнтези» и закончил уходом от родителей в оккультную секту. И сейчас таких сект очень много.
– Фактически это те же магические кружки, только в современной обертке.
– Совершенно верно.
– Ответом на вопрос: отчего человек начинает пить спиртное или употреблять наркотик – стала уже классической такая формулировка: пробуют просто из интереса и «подсаживаются». Как родителям довести до сознания детей, что не обязательно пробовать, чтобы понять, что наркотик – это зло?
– Я думаю, что надо по-другому ставить вопрос, а именно: как самим родителям соответствовать своему званию? Если родитель соответствует своему званию, его слово будет для ребенка авторитетным, в противном случае это слово не будет им восприниматься. Как же родителю завоевать такой авторитет? Очень важной составляющей воспитательного процесса должно быть воспитание в ребенке страха Божия. Я неоднократно наблюдал за детьми верующих родителей. Такие дети в переходном, самом сложном возрасте ведут себя по-другому. Даже если они дома бунтуют, не слушаются, у них есть страх Божий. Страх поднять руку на ближнего, страх позариться на его имущество, даже если это просто ластик или авторучка, страх нарушить заповедь Божию. Если только, конечно, родители в начальный период, от самых пеленок смогли внушить и своей жизнью явить перед ним страх Божий. В таком случае, когда ребенок пойдет в школу и в школе ему скажут: «Ты попробуй, это же круто. А если не попробуешь, значит, ты слабак», само воспитание, которое он получил от родителей, восстанет и не даст ему поддаться соблазну.
– Можно ли сейчас назвать какие-то явные воспитательные огрехи родителей, которые впоследствии привели к наркомании их детей?
– Я думаю, да. В общем смысле можно сказать, что это либо разнузданность, либо гиперопека со стороны родителей. Своего рода единство противоположностей. С одной стороны, наркоманом часто становится молодой человек, который таким образом вырвался из гиперопеки своих родителей, строго регламентировавших, что ему можно и что нельзя. Это, как правило, касается семей обеспеченных, которые имеют отличные возможности для обучения своих детей и дальнейшего их обустройства. Какое-то время я преподавал в одной коммерческой школе основы православной культуры. В этой школе учились дети из весьма благополучных семей. Так вот, более неблагополучного детского коллектива я нигде не видел. С этими детьми учителя не могли сделать почти ничего, кроме, наверное, исключения из школы. Наркотики там продавались практически открыто.
Но бывает и другая противоположность, когда дети практически лишены какой-либо опеки родителей. Конечно, родители кормят и одевают ребенка, но в остальном он предоставлен сам себе. Он остается на улице, во власти законов улицы. Когда я попал в центр отца Анатолия, мне был поручен и такой сектор, как работа с беспризорниками. Мы курировали Курский вокзал со всеми прилегающими территориями. В нашу бригаду входили несколько студентов, профессиональный врач. Был и человек, который изыскивал средства для обеспечения беспризорников обедами, одеждой. Так вот, оказалось, что все местные беспризорники – а это было порядка 200 человек – аптечные наркоманы.
– Как вы считаете, существует ли на данный момент в нашей стране государственный механизм, который может помочь в ближайшие годы изменить ситуацию к лучшему?
– Вопрос этот, к сожалению, не нов. Названия ряда препаратов, содержащих наркотик, были неоднократно перечисляемы отцом Анатолием (Берестовым) в многочисленных обращениях к президенту, Федеральному собранию, Министерству здравоохранения. Несколько лет шла борьба, в результате которой эти препараты были сняты с полок аптек. Но вскоре были просто изменены их названия, и их запустили снова в продажу. Дело в том, что по обороту прибыли аптечная индустрия сейчас идет, если я не ошибаюсь, на четвертом месте после традиционно доходных отраслей, таких как нефть, газ, промышленность. Аптечный бизнес очень востребован, и в него вкладывают деньги и зарубежные инвесторы. В первую очередь именно в зарубежных препаратах содержаться наркотики. Это кодеиносодержащие препараты, это и наши «безобидные» «Нурофены», «Каделаки», это и обезболивающие и спазмалитики. Но здесь есть еще и другой, более положительный, если можно так выразиться, момент. Если, скажем, наркоман хочет «сойти» с героина, то он не справится с этой задачей, если довольно длительное время не будет употреблять более слабый наркотик. И этот слабый наркотик он легко может найти в аптеке, куда он и направляется вместо того, чтобы купить героин.
– Получается, что и это тоже может быть полезно?
– Совершенно верно. Видите, здесь палка о двух концах.
– В заключение не могли бы вы, исходя из вашего опыта, обратиться к нашим читателям с пастырским предостережением.
– Существует библейское повествование о грехопадении Адама и Евы. И о плоде, который диавол дал Еве, и она затем дала Адаму, сказано, что он хорош для пищи и приятен для глаз. Но последствия его вкушения были, как мы знаем, весьма плачевны и выражались болезнями и смертью. То же можно сказать и о любом виде греха. Наркотик, алкоголь или сигарету поначалу никогда не употребляют много, но потихоньку для получения большего удовольствия. И воспоминание этой сладости греха потом остается в памяти на всю жизнь. Человек может лежать на смертном одре, испытывать невероятные боли, но в его подсознании может остаться притягательная сладость первоначального вкушения этого запретного плода. В психологии существует закон Рено. Память человека освобождается с конца. И когда он уже не помнит, что было три дня назад, он еще очень хорошо помнит свою молодость. Поэтому у любого наркомана и алкоголика постепенно стираются все ужасные последствия этого греха, а остается лишь очень притягательная сладость греха. И это бывает весьма труднопреодолимым препятствием на пути к исцелению от страсти. Очень трудно изжить эту сладость и отказаться от нее. Человек становится рабом впечатления на всю жизнь. И если бы он не совершил свою первую ошибку, попробовав впервые наркотик, он не стал бы рабом. Эта первая ошибка может оказаться без серьезных последствий: человек быстро протрезвеет или придет в себя. И скажет себе, что ничего не произошло, и он чувствовал себя очень даже интересно. Но уже потом, когда начнет заживо разлагаться его организм, будут отмирать клетки и умирать органы, он будет связан сладостью вкушения греха.
Чтобы такого не произошло, надо воспитать в себе вместе с любовью к человеку добрую ненависть ко греху и выработать четкие понятия, что есть добро и зло. Пока человек не возненавидел грех, он может поддаться искушению и позволить диаволу свить в своей душе это лукавое гнездо в результате первого вкушения греха. А возненавидеть грех можно только возлюбив Бога.
Надо понять следующее. Мы всегда содрогаемся при виде насилия. Оно вызывает у нас ужас, страх и неприятие. Но если мы употребляем наркотик или алкоголь, мы совершаем такое же насилие над своей душой и своим телом. Наша душа изначально создана Богом святой и непорочной, носящей в себе Бога, Его образ, который прекрасен. И нечто грязное, инородное, отвратительное пытается насиловать ее, а вслед за ней и наше тело. Так не отдавайте себя злу! Полюбите Бога, полюбите ближнего, полюбите самого себя и свою душу!
Диавол – существо духовное, но воздействует он на душу и вполне материальными средствами, в том числе наркотиком и алкоголем. Нужно это понимать и не отдавать свою душу ему на растерзание.
Беседовал священник Димитрий Выдумкин
Мечта о приватизации участка границы сбылась? Только приватизировали сразу всю границу, только кто - наверное, в высоких кабинетах? В Афганитане - США, а в России? Кто сделал из России рынок для наркотиков?
Подняли зарплату ФСБ, военным (без принятия закона об армии), полиции, теперь прокуратуре, церкви перепадает, матерям-одиночкам (а кто отцы и где их жены с детьми - учаться в Кембридже, навреное как рабы на галерах на две семьи "работают" - зарплату из бюджета получают)? И к чему это все приведет? Спаси Бог.
Православный подвижник,старец, Иоанн Крестьянкин называл кодирование видом волхования(т.е магией).
К явным методам оккультной медицины(т.е магической,сатанисткой), противоречащим православному учению, относятся :
лечение космическим разумом, шаманство, молитвы и заклинания народных целителей, методы создания настроений, лечение в виртуальном мире, парапсихология, биоэнергетика, экстрасенсорика, магия в любых видах (белая, черная, зеленая - любая),
чародейство, прорицательство о болезнях и гадание, телецелительство, снятие порчи и сглаза, контактерство с НЛО, открытие (отверзение) третьего глаза и чувств и лечение этим способом, йогические упражнения, колдовство, ворожба,
лечение у "бабок", лечение у волшебников, чародеев, волхвователей, обаятелей, астрологический прогноз болезни, лечение в салонах доверия типа "Нелина", "Интрапси" и прочих.
sueverie.net
Вам теперь надо на Исповедь в церковь идти к священнику, рассказать ему обо всем,что вы обращались к знахаркам,лечащих молитвами бабушкам,целителям,экстрасенсам, оккультистам,смотрели передачи с ними,сами занимались оккультизмом.,и он скажет вам ,что делать.
Перед исповедью надо почитать книжку "В помощь кающимся",там написаны все грехи,их тоже надо исповедовать,если совершали.
Так все исправите и спасете душу, на таинстве Исповеди прощаются исповедованые грехи при искреннем покаянии.
Перед Исповедью надо принять Крещение(таинство крещения),т.к в таинствах православной церкви могут учавстововать только крещенные люди.
в святоотеческом учении.Написал книгу "Медицина и Православие в борьбе против пьянства.Опыт страждущего или как избавиться от вредной зависимости", ну и кому это нужно? Вот АА это да, хотя 15 лет назад РПЦ (да и наркологи,и психотерапевты) относилась крайне отрицательно к АА. Сейчас у 6 священнивов за 10 месяцев не нашлось время прочитать и дать оценку написанному (можно ли давать людям).Если кто сможет,врачи и священники,прочесть книгу и дать ее оценку напишите alcherni@gmail.com
С уважением Тихон
На самом деле изначально речь шла о странной (по набору голословия с непонятной целью) и весьма оскорбительной выходки (комментарий за подписью "Врач..." от 31 июля) в адрес очень молитвенного и любимого народом духовника о. Димитрия Ненарокова. Теперь, успешно мимикрируя под конструктивизм (словно материалы "застойных" съездов партии: умеют же пустословить!), автор ловко уходит от истинной причины, побудившей всех нас так или иначе отвечать. А реагировать было и вправду не так легко: в "опусе" доктора от 31.07 царит полный утвержденческий хаос - от обвинения священника в незнании Писаний, в частности, прозвучал совет "повнимательнее ознакомиться с тем, как исцелял Сам Господь" (видимо, автор сам хотел показать батюшке, как это делается) - до хамских риторических вопросов, не избегая орфографической заглавной в местоимении. Очевидным было то, что, во-первых, человек явно не в курсе дел, а во-вторых, что все это продуманная дискредитация с непонятной (тогда еще) целью. Но как скомпановано! И закоренелый материализм подмигивает, и какое-то протестантство бликует "дорогими" зубами. Это настолько лукаво, что одни промолчали, другие схватились наспех объяснять и доказывать. И никто (!) не потребовал принести извинения батюшке. А без этого - мы все "псы безгласные" (Ис, 56-10), а будем просить у батюшки молитв, когда беда придет.
Теперь получаем, что заслужили: комментарий "Дмитрия...Врача" от 8 августа. Перед нами наши собственные доводы, мы их наивно вкратце набросали, видимо, в качестве конспекта для развернутого "докторского опуса" в двух томах - того, что до обеда (см. время подачи), и ну совсем уж после обеда - когда, наконец, прозвучало что-то конкретное, и это радует. Только вряд ли мы снова увидим в комментариях собственное выступление отца Димитрия. Кстати, он единственный, кто правильно поступил: дополнительно сообщил страждущим, по какому адресу приезжать и что в храме практикуется в действительности. А вот "говорильни" от батюшки не ждите. Он очень загружен, и, как известно, много времени отдает служению Богу и людям. И пока в нашей огромной больной стране есть пастыри, готовые, выдерживая жесточайший прессинг мира сего, стоять в Истине и "молиться за людей - кровь проливать", нас с вами и вправду "враг чудовищный не съест".
1. "Театр одного актера, или игрушки игумена Евмения" - интервью с известным сектоведом священником Олегом Стеняевым.
http://www.christian-spirit.ru/v58/58.(9).htm
2. NLP - практика игумена Евмения.
http://www.rusk.ru/st.php?idar=8735
http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=122&Itemid=99999999
3. "За альфа-курсом скрывается совершенно неправославное мировоззрение". Иерей Даниил Сысоев о методиках иг. Евмения.
http://www.youtube.com/watch?v=MYDRxA_aEdo
4. Мнение владыки Арсения о деятельности иг. Евмения.
http://www.iriney.ru/sects/perist/news001.htm
5. Заявление синодального миссионерского отдела по поводу распространения книги игумена Евмения (Перистого).
http://www.iriney.ru/sects/perist/news002.htm
Очень сочувствую Анне. Извините, если задел Ваши религиозные чувства.
Главное, что нового дает нам обсуждение этой актуальной статьи? Ну не ради же отстаивания собственного мнения и рассказов какие мы крепко и истинно, и даже правильно верующие братья и сестры! И даже, обладающими богословскими знаниями. Не в этом дело, а в реальном отсутствии системного сотрудничества государства и Церкви в решении проблемы зависимостей. Сейчас, славу Богу, начались первые подвижки. Но в реальности, все зиждется на инициативе отдельных личностей. Это здорово, но этого мало. Необходимы системные решения. Профессиональная подготовка священнослужителей (всех, из-за масштабности проблемы), активизация миссионерской деятельности. Преодоление религиозного невежества, обучение элементарной психической гигиене. По-прежнему, актуально, оцерковление медицины, каждого врача. (У меня впечатление, что самыми зависимыми являемся мы, врачи) и, конечно, живая, настоящая жизнь церковной общины. Ну и, может быть, поставлю на первое место, спасение института семьи!!! Именно там - в развале семьи - этиология наркомании и алкоголизма. И сегодня, самым актуальным является отнюдь не проблема зависимых, но созависимых (хотя, это и взаимосвязанно). Но именно с созависимых и надо начинать. И еще, люди, которые, часто бывают на этом замечательном сайте (у меня - это загрузочная страница в браузере), на этом форуме, извините, не "с улицы". Агитация "за духовность" и апологетика, ну честное слово, не к месту. Очень было бы интересно и поучительно не "обвиняловки" (в форме реализации потребности самоутверждения), а действительно живое творческое общение христиан, обмен опытом, прежде всего положительным, но и поучительным негативным тоже. Потому что проблема столь масштабна сложна и системна, когда только объединение самых разных людей, специальностей, национальностей, религий (отнюдь, не только нас -православных христиан), может дать реальные ощутимые плоды. Я долго работал в Европе и могу констатировать, что уровень наркологии там очень высокий (хотя и не без "завихрений", тоже). Но в целом, по стране Россия - то с чем реально сталкиваешься, особенно, в нашей медицине - запредельно низкопробно. Очень много инсинуаций, прямого обмана вокруг этой проблемы, и, извините, банальное выдуривание из людей денег. Складывается мнение, что некоторым выгодно, подлечивать, вместо того, что бы лечить. Но, при этом, есть и замечательные, врачи, которые отдают все силы, борясь с духом наркомании. Хотелось бы больше услышать об этих людях и их опыте. А также, узнать мнение о. Димитрия и других участников форума о диверсии у наших соседей беларусов. Мне звонил проф. Игумнов - директор национального центра психического здоровья и сказал, что в Беларуси приняли решение о запуске метадоновой программы. Запад финансирует "подсадку" страны на метадон. И думаю, что не просто Беларуси, а России. А границ-то с Россией нет. Я на практике, знаю, что-такое метадоновая зависимость. Уверен, что объединение усилий против этой диверсии крайне актуально сегодня. Как говорится, не ждали... откуда придет очередной "подарок". Божией помощи!
Сочувствую очень, Марие, могу посоветовать, что запомнил из проповедей отца Димитрия: тут терпение и смирение нужно, и себя всячески приобщать ко Христу и Святому Причащению частому. Своим примером помогать больному. Вспомните, стали бы Вы так часто ходить в храм, если бы не было этой скорби? Господь каждого ведет своим путем ко спасению... Каждая Ваша молитва искренняя спасительна. Без нее, может, чего и хуже случилось бы. Благодать молитвенная всегда действует, если человек не может воспринять ее, будучи одурманенным, то она хранит его от внешних напастей.
http://www.pravoslavie.ru/answers/080212121130.htm
«Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им ко спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здоровья...» (Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). М., 1994. Т. 1. С. 99).
«Одр болезни бывает часто местом Богопознания и самопознания.» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к мирянам).
В данной статье указывается в первую очередь первопричина наркозависимости – раскрывается духовная составляющая. Отец Димитрий здесь вовсе не говорит о "псевдоаскетических подходах, чтений акафистов часами, как заклинаний" – это уже явно сектантские приемы. Думаю, любой православный врач должен согласиться, что духовная сторона является главной в работе с наркозависимыми. Основные усилия нужно направлять на исцеление души, состояние которой влияет на тело. Медицинское лечение необходимо, и в комплексе, но оно идет вторым номером. Помощь врача куда как действенней с помощью Божьей.
отношение Православной Церкви к медицине и врачам:
http://www.pravoslavie.ru/answers/080212121130.htm
Любой болящий должен прежде всего обратиться к Богу, чтобы очиститься от грехов и исправить жизнь. Без этого помощь медицины может оказаться недейственной. Поэтому умер царь Аса, который в болезни своей взыскал не Господа, а врачей (2 Пар. 16: 12).
«Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога» (святитель Василий Великий).
Пытаясь иронизировать над настоящей публикацией сайта, автор комментария (не знаю, как назвать по имени) выглядит просто смешно: в самом деле, аноним вдруг выкладывает авторскую ссылку, "Одну из своих публикаций". Понятно, умная духовная статья ссылки наносит "превентивный удар" каждому, кто четко различит в "пушистом" комментарии просто грубый материализм, лукаво "подмигивающий" читателю как из контекста речи, так и из отдельно взятых лексических "перлов". Так, что, анонимный доктор, отложим "щит" ссылки (ее автор, как это случается, всегда легко откажется от вас) и посмотрим на "фанерный меч" Вашей публикации.
В сущности, она не стоила внимания: "притянутые за уши" понятия ("часть личности" и прочее), претензии на суждение о том, о чем Вы просто не в курсе (методы работы с верующими, например) - краткое интервью батюшки лишь отметило в общих чертах недопустимость дальнейшего бездействия в обществе; Ваше сквозящее высокомерием, несправедливое абсолютно голословие типа "языческих проявлений". Однозначно, для человека верующего комментарий доктора более чем странен, если это, конечно, действительно окормляющийся в православной церкви человек. "Часть личности" - вот немыслимое изобретение, которое квалифицируется в народе как "прицепиться к слову" оппонента, вырвав последнее из контекста. Вы сами прекрасно понимаете, что "частью" пасомого, а не его личностью в целом, духовники не занимаются. Мало того, процесс окормления всегда затрагивает близких верующего, членов его семьи, таким образом, Церковь имеет благотворное влияние на общество, и этого очень многие не хотят и боятся, не гнушаясь порой выступать на различных форумах в интернете.
Между тем, в храмах и монастырях Москвы и области проблемой наркомании и алкоголизма занимаются все шире. Например, к отцу Анатолию Берестову - первым в России начавшему лечить сии недуги у Святой Чаши, едут издалека - кто с Дальнего востока, кто из Греции, Болгарии, Сербии. Здесь как-то стараются разместиться, устроиться на время (Москва!). Не проще ли им было посетить Ваших, доктор, коллег по месту жительства? А почему, скажем, приняв "мильон терзаний" в столице, они идут все-таки не к вам? Да потому, что времени жить почти не осталось. Им ведь безразлична Ваша "познаний тяжкая огромность". Им не помогли в свое время, только измучили, вот и все. Духовное это дело - страсти, знаете ли. Не существовало бы понятия "невидимая брань", которую, если Вы православный, должны бы ощущать, как все, - сполна, если бы можно было просто принять комплекс препаратов против, например, греха завистливости - не так ли, доктор? Как, скажем, в Вашем примере про зубы (это у вас что - материализм или искреннее непонимание того, что зубная боль и страсть наркомании - вещи несколько разные). Вот каждое слово в "белом и пушистом" комментарии анонимного врача не выдерживает даже поверхностной критики.
Неудобно распространяться далее, лишь - справедливости ради - следующее. Вот дикость, которую ну просто не мог написать православный. Это о чтении у нас "акафистов часами, как заклинаний, даже не понимая смысла слов, и т.п. языческих проявлений". Ну да, церковь тупа и примитивна, практически язычники, а страждущие просто лишены возможности (и права - да, доктор?) живого общения с Господом. Как это в Евангелии: "Во грехах ты весь родился" (Ин. 9-34). Так бы сразу и сказали. Да простят меня верующие, которые могут увидеть мой комментарий, и все же не удержусь от сравнения. Мне все это живо напоминает одно выступление нашего политического деятеля, в котором он упомянул о "детях Шарикова". Хочется процитировать несколько слов из замечательной отповеди, которую дал выступавшему, защитив свой народ, православный христианин Владимир Владимирович Путин: "У нас талантливый народ... И не люди виноваты в том, что часть населения у нас деградирует в связи с бедностью...". А посему не будем исподтишка второсортить людей, лучше решать проблему общими усилиями. Кстати, медики помогают отцу Димитрию в его труде и радует, что желающих работать становится все больше. Все чувствуют любовь и заботу, которую излучает этот человек, без малого двадцать лет подвизающийся на ниве Христовой. Все последнее время он служил Литургии пять дней в седмицу (если это Вам о чем-нибудь говорит), любому было легко приехать, узнать, если так уж "задело", чтобы огульно приписывать священнику немыслимое. Да побойтесь Бога!
Во-вторых. Врачи областного и городского наркодиспансеров первыми обратились ко мне с предложением совместно работать, и это сотрудничество, слава Богу, не только продолжается, но и углубляется.
В-третьих. Советую всем ознакомиться с публикациями и выступлениями о.Анатолия Берестова(доктора медицины, профессора), в которых подробно выявлена ДУХОВНАЯ составляющая названной проблемы. Кстати, можете перечитать знаменитую книгу другого профессора медицины -- священноисп.Луки Симферопольского -- "Дух,душа и тело". В-четвертых. В нашем храме нет(!) реабилитационного центра как такового, мы посильно пытаемся(слава Богу!) помочь страждущим теми средствами, какими обладаем(см. интервью). В-пятых. "Языческих заклинаний", отчиток, "чтений акафистов часами" и т.п. не практикуем. Внимательнее читайте статью. P.S. Если г-н Врач пожелает деятельно помочь нашей группе, то будем только рады.
Авторам прочих комментариев и всем, кто обратился за помощью по телефону: общих рекомендаций не существует, с каждым страждущим или созависимым работаем индивидуально. Пожалуйста, приезжайте в храм Рождества Пресвятой Богородицы г.Королев желательно в воскресный день к 8.00 или к 11.00. М.ст.ВДНХ, далее автобус 576К или маршрутное такси 565 до ост.Хлебозавод (Новый храм).
И прежде чем вступать в бой с духом наркомании, я рекомендовал бы (простите, за совет) повнимательнее ознакомиться с тем, как исцелял Сам Господь, что говорят Святые Отцы по этому поводу. В разных монастырях пытаются "лечить" этот недуг. К сожалению, такой редуцированный подход к тому, что есть человек, не соответствующий учению Церкви, зачастую приводит к разочарованию и потери даже ростков веры у людей. А такие, даже самые искренние попытки помочь другому без понимания всех сложностей и реалиев называются безответственностью. Хотел бы задать вопрос священнику Димитрию, когда у Вас болят зубы, вы их лечите молитвой и/или идете к стоматологу? Расхожие утверждения, что наркомания - духовная болезнь, схожи словам змея, искусившего прародителей, недоговорившего всю правду. Смею утверждать, ЧТО ТОЛЬКО ИНТЕГРАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, а не его так называемой "духовной части", комлексное сотрудничество специалистов приводит к истинному исцелению страдающего недугом наркомании. Слава Богу, я был свидетелем множества таких исцелений. Хочу сослаться на одну из своих публикаций: http://www.reshma.nov.ru/psycology/hristianska/ot_zakata.htm
И когда священник Димитрий ограничивает заслуги врачей только в купировании абстинентного синдрома, то это звучит не просто непрофессионально, а очень вредно - не говорить всю правду или искренне искажать ее. Это, простите, наивная романтика или элементарное невежество? Хотя со многими утверждениями в статье я согласен. Простите меня грешного, но за 15 лет работы, насмотрелся разного. Поэтому, я ярый противник таких "псевдоаскетических" подходов, чтений акафистов часами, как заклинаний, даже не понимая смысла слов, и т. п. языческих проявлений. Бог дал каждому из нас разум, способность мыслить и великий дар жить и любить. Давйте всем этим пользоваться с достоинством и благодарностью к Творцу и не терять элементарное критическое мышление!
Нет времени отвечать подробно здесь из-за занятости, поэтому, кому интересно мнение работника 12-шагового реабилитационного Центра при Православном монастыре, можете сходить по этим ссылкам и почитать, а заодно и оставить комментарий, аще изволите:
http://www.savva.org.ua/forum/viewtopic.php?f=21&t=230
http://www.savva.org.ua/forum/viewtopic.php?f=19&t=232
Да и вообще о нашей деятельности можете почитать на сайте монастыря www.savva.org.ua в разделе Реабилитационный Центр.
Спасибо за статью, pravoslavie.ru!
Простите меня,"сама-по-себе" долго(двенадцать лет!!) опоминалась после последнего укола, завязка произошла полная после заражения спидом и гепатитом, но подстегнул УЖАС - что у меня развивается постнаркотическая деменция, - провалы памяти, вспышки боли и ярости и все такое, грыжи и судороги, бред отношений и вообще - синдром отчуждения... в догонку - полное социальное безсилие - в 2008г. меня разорили мошенники, по решению суда меня и моего малолетнего сына выселят на улицу, хоть и не сразу(в 2010), я много(много!)лет испытывала словно бы посттравматический шок, но только сейчас понимаю, надо было искать спасения в ПОКАЯНИИ! - а ведь это Дело всей жизни, простой человек не может один противостоять вселенскому злу: только в Единой Святой Соборной и Апостольстой Церкви!!! и конкретно в - Православии! и каждый день, т.к. в России нет сумрака - только тьма или Свет Христов, но трудно самим немощным гордецам, обиженным и очарованным - идти навстречу неведомому Богу, за меня я думаю молились!!! я понимаю теперь - за меня молились и кто-то щедрый и милосердный молится без устали! Господи Иисусе Христе Возлюбленный Сыне Божий!!! прости, прости меня погибшую многогрешную,прости! спаси меня и помилуй!! спаси и помилуй молитвенников Твоих, ибо они миротворцы и милостивые! и помилуй и посети их и помяни их во Царствии Твоем! Господи, прости всех заблудших в плену у аспидов, ибо не ведают,что творят! Славен Бог во Святых Своя! Слава Тебе,Господи! Слава Тебе! Хвалите Бога! Прошу ваших молитв!
Как-то в интернете нашёл весьма любопытную интерпретацию, названную "Антидвенадцать шагов":
(программа, по которой рекомендуется работать группам Анонимных наркологов и каждому наркологу индивидуально)
шаг первый: полное признание своей неполноценности и невменяемости;
шаг второй: осознание неспособности самостоятельно избавиться от недуга стяжательства, принятие программы, как единственного способа вернуться к полноценной жизни;
шаг третий: понимание того, что докторские диссертации иногда ничего не значат, а авторитетные имена – зачастую, блеф;
шаг четвертый: признание того, что каждый человек имеет право думать за себя и самостоятельно принимать решения;
шаг пятый: с помощью самоанализа необходимо вспомнить все свои заблуждения с самого детства и всех обманутых пациентов;
шаг шестой: эксперименты с ПАВ (психо-активные вещества), позволяющие на собственной шкуре понять, как плюсы так и минусы тех или иных веществ, а также почувствовать, наконец, разницу между героином и гашишем;
шаг седьмой: признание того, что декриминализация легких наркотиков неизбежна и кроме позитива ничего в себе не несет;
шаг восьмой: обретение своего собственного взгляда на мир;
шаг девятый: первая попытка этот взгляд изложить (хотя бы устно и при помощи наводящих вопросов);
шаг десятый: отдача долгов всем пациентам, даже тем, кому, по мнению выздоравливающего нарколога, деньги могут принести зло;
шаг одиннадцатый: полный отказ от наркологии, как от лженауки, тождественной экспериментам нацистских врачей над заключенными в концлагерях образца Второй мировой войны;
шаг двенадцатый: новое осмысление своего места в мире…"
Место размещения информации: http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=22684&order=desc&pg=1
Весьма соответствует действительности - создана структура, пытающаяся собой подменить оофициальную наркологию и при этом скрыться от ответственности, прикрывшись дипломатическим иммунитетом Русской Православной Церкви.
Слава Богу, что "несмотря на активные попытки создать сеть ячеек общества АА в России, к особому успеху эта деятельность не привела. Такого рода организации в нашей стране пока малочисленны и далеки от стабильного функционирования".
И в то же время: "Если речь ведется о сообществах пациентов на религиозной основе, то в большинстве случаев более успешной их деятельность оказывается в тех случаях, когда они созданы под эгидой традиционных для нашей страны религиозных организаций. Наиболее известны сообщества наркологических больных при Русской православной церкви. Они оказываются более жизнестойкими и стабильно функционирующими, чем ячейки общества анонимных алкоголиков и наркоманов. Примером такого рода является деятельность Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Москве, руководимого отцом Анатолием (Берестовым)."
Об этом сидетельствует в своей статье "Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России" известный ученый-психиатр, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ "ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского" А. Л. Игонин.
Полный текст читайте на http://www.narkotiki.ru/expert_6426.html
Поэтому вполне справедливы слова священника Алексия Плужникова из его аналитической статьи "Программа "12 шагов" и ее православные адепты".
Цитата:
"Учение АА – заразно, его основное качество – стремление к распространению. А врачи знают, что когда эпидемия – больных изолируют, а не наоборот, не раскрывают им доступ всюду, не оказывают им поддержку. Поэтому Сообществу АА – не место в Церкви, а "православные 12 шагов" – это такое же логическое противоречие как "православные протестанты"."
Электронный адрес размещения: http://www.rusk.ru/st.php?idar=113665
В числе этих православных можно назвать психолога, выпускницу Свято-Тихоновского университета Екатерину Савину (центр «Зебра», Москва), протоиерея Евгения Генинга, игумена Иону (Займовского) («Метанойя»)и других. На Рождественских Чтениях 2008 г. профессор Т.Н.Дудко отметил, что по 12-шаговой методике работают в России в 10 православных монастырях. Около 20 храмов только в Московской области предоставляют помещения для занятий группам АА/АН, и многие из бывших алкоголиков начинают заходить в храм, беседуют с батюшками, становятся православными.
Критики АА, видимо, совершенно не знакомы с опытом мусульманских стран, где 12-шаговая программа работает четко, проводя людей в ислам – ведь в понятие «Бог, как мы его понимаем» - можно вложить разный смысл. Святейший Патриарх Алексий мудро сказал: «Если мы не будем работать с анонимными алкоголиками, этим займутся секты». Неумная, резкая критика АН/АН уже оттолкнула от Церкви множество людей, и ситуация только усугубится, если будем продолжать в том же духе.
Тот же профессор Дудко говорит о том, что в России более 350 групп АА. И они дают довольно высокий уровень ремиссии – около 35%.
А сколько у нас приходских общин трезвости? Двадцать? Пятьдесят? Хорошо бы вспомнить, что до революции в России было более 1700 обществ трезвости и начать реальное возрождение этой работы.
Мы тоже приезжие,из южных окраин,но именно здесь мы осознали всю правду и ответственность мыслить,говорить по русски - быть Русским Православным(пусть с болью отчасти по названию - воцерковление в процессе,свидетельство на право собственности в процессе,по корням и паспорту мы Украинцы). Мы свидетили того,что Россию хотят разорвать и отравить и делают это незаметно,постепенно,руками власть имущих(горький опыт Украины и Крыма у всех на виду).Им нужны послушные рабы,а что по русски не говорят и травят себя - не беда.Русский язык среди русской элиты и "творческой" богемы не в моде-пипл хавает другое.Употребляющих наркотики-бездна.Какой там госнаркокотроль...
А в нашем интернациональном мкр."1Мая" один действующий сад в старом квартале с неприступной очередью и не одной школы за 3 года заселения.Да ещё два трупа с признаками насилия за пол года.Вот он,прототип столичного будущего.Полная безответственность нерусского и незащищенность русского населения да ропот.Зато копейка к копеечке -рынок черкизовский со всем сопутствующим беспределом к нам,автолайн 101 с матерящимися водителями и битвой за седалище у нас,пивные магазины с вечерними потосовками,стрельбой и восточными мелодиями из шикарных иномарок после 23.00 на весь район тоже у нас. Продают отраву,проституток,спаивают не только русский народ и их детей-все это знают,слышат,понимают, но делают своё кропотливое...ничего.Милицию видил от силы раз 5.Не давно у кафе избили учаскового.Участников драки не наказали - вьетнамцев отпустили.Детские площадки на проезжей части.Да и площадки разбиты по национальным признакам как в гетто.Квартиры сдают вьетнамцам и живут оно по 30 человек в 2ке.Пьют не меньше русским.
Я и вы принимаем в этом позоре участие-попустительством,безразличием,сытным ужином с парою бутылочек пивка, ну а если ещё какой-нибудь Спилберг или Бессон под все это. А? Мужички? У меня уже ветхого слюньки потекли. Давайте обьявим войну себе,своему себеугодию.Давайте молиться за единую Русь.Тогда власть Христова будет и наркосистема сама себя сожрёт - узрят дух русский.Тогда выгораживать себя и свою лень не нужно будет и винить во всех бедах несчастного работягу с Узбекестана или джипированного князя с Кавказа со всеми последсвиями.А есле надо будет поможем вернутся на историческую вьетнамскую родину.
Подрастющими детьми из тёплых ближних и дальних стран,никто не занимается. А жить они будут уже с нами рядом.Руских детей уже избивают по одному своей стайкой.Они предаставленны духу времени и он знает своё дело.
Православные мкр." 1 Мая." обЬеденяйтесь.Вот нам и "коммунистическое" наследие лживых лозунгов пригодилось.Помогите создать православное общество в нашем микрорайоне.К кому обратиться за помощью? На власть надежды нет-все купленно.У нас-славянский геноцид в двух шагах от Москвы.Ближайший храм в Гальяново.В Балашихе месторасположения храмов не знаю- центр далеко от нашего мкр..
Отец Димитрий,добрый воин Христов,помощи Божией и покровительства Божией Матери тебе и твоиму нелёгкому делу в борьбе со злом. Помогите и нам в создании русского общества.
Простите меня грешного за резкую исповедь,сам себе опративил.За чечевичную похлёбку продаю своё первородство... За державу славянских народов до скорби обидно.Прости нас Господи. р.Б. Андрей и его семья