Православный календарьПравославный календарь
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

Архимандрит Александр (Заркешев): «Несмотря на все трудности, быть рядом с паствой»

Беседа с архимандритом Александром (Заркешевым)

Архимандрит Александр (Заркешев) уже более 15 лет окормляет православные приходы в странах Персидского залива. О жизни христианских общин в мусульманских странах священник рассказал порталу «Православие.ру».

– Отец Александр, какие православные приходы вы окормляете?

– Я служу в трех странах: в Исламской Республике Иран, Объединенных Арабских Эмиратах и Исламской Республике Афганистан. В Иране, как известно, православное присутствие имеет давнюю историю. Сейчас я служу в Николаевском соборе Тегерана, в Троицкой церкви на русском кладбище в Тегеране; также есть молитвенный дом святителя Николая на севере Ирана – на берегу Каспийского моря в городе Энзели, а на самом юге Ирана – временная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке российских специалистов, которые помогают строить атомную электростанцию в Бушере.

В Афганистане при Российском посольстве действует временная часовня Владимирской иконы Божией Матери; по праздникам я приезжаю и туда, чтобы совершить богослужение. Это уникальная часовня, так как в этой неспокойной мусульманской стране она единственная. В дальнейшем планируется строительство постоянного здания часовни-памятника воинской славы в центре жилого сектора посольства.

В Объединенных Арабских Эмиратах недавно, как известно, был построен первый православный храм – единственный на Аравийском полуострове. Он освящен во имя апостола Филиппа, который проповедовал в этих местах в I веке.

– О русском присутствии в Иране вы написали целую монографию. А как сегодня живет русская диаспора в этой уникальной стране?

– Община наша по-прежнему сохраняет свои традиции. Раньше ее основу составляли потомки русских эмигрантов, которые переезжали в Иран в начале XX века – как до революции, так и после.

Еще в XIX веке Российская империя имела свои интересы в Персии. С 1864 года в Тегеране постоянно служил посольский священник. С 1898 года в Персии была открыта Урмийская духовная миссия. Паства Русской Православной Церкви исчислялась десятками тысяч. До начала Первой мировой войны в Персии было около 50 православных храмов. В 1912 году у российского посольства в Тегеране русская община поставили памятник А.С. Грибоедову.

Когда в 1979 году победила Исламская революция и новые власти разрешили всем нацменьшинствам самим прописать себе нормы семейного и имущественного права, выходцы из России выбрали свод законов Российской империи – и живут по нему до сих пор.

Храм святителя Николая в Тегеране
Храм святителя Николая в Тегеране
Следы русского присутствия остались в персидском языке: это слова «стакан», «самовар», «пирожки», «запас», «сухари», «кулюче» (искаженное «кулич») и даже «полуось» (слово появилось в языке фарси вместе с автомобилями). Эти слова иранцы теперь считают исконно своими. Своим изобретением иранцы считают и самовары, которые появились здесь в XIX веке, но теперь есть в каждом кафе и каждом доме.

Но сегодня политическая изоляция Ирана, постоянная угроза нанесения бомбовых ударов со стороны Израиля и Америки, «бряцание оружием», конечно, создают очень нервную обстановку для мирного населения. Многие русские семьи уезжают. Большинство нынешних прихожан – сотрудники посольств России, Украины, Белоруссии и Грузии. Правда, например, в Бушере работают не менее 2 тысяч российских специалистов, их я посещаю регулярно. А вот из потомков эмигрантов в Тегеране на нашем приходе осталось только пять семей – русских, имеющих иранское гражданство.

Новые эмигранты из России в Иран не приезжают, только если русские женщины выходят замуж за иранцев, но в этом случае они почти автоматически становятся мусульманками: многие даже не осознают того, что в посольстве они подписывают документы, согласно которым принимают веру мужа.

В отличие от других мусульманских стран, в том числе и тех, которые являются соседями Ирана, здесь традиционно раньше не возникала проблема христианофобии.

Приход в Афганистане
Приход в Афганистане
В Ираке и Афганистане идет междоусобная война – к счастью, для нас такая внутренняя угроза не актуальна. Но для нашей небольшой общины главной задачей сейчас является просто выживание, потому что никто не захочет остаться жить в стране, если внешняя угроза станет реальностью.

Все арабские революции последнего времени, которые происходили в разных странах и, как правило, управлялись извне, сопровождались актами насилия в отношении христианского меньшинства. Это, к сожалению, было предсказуемо, поскольку в подобного рода революциях одну из главных ролей играют радикалы-исламисты. В Иране, слава Богу, в этом отношении спокойно, и дело тут не только в том, что государство обеспечивает политическую стабильность, но и в крепких традициях народа, в том числе семейных. Но, конечно, говорить о том, что все у нас замечательно, было бы преувеличением. Впрочем, будучи христианином, я всегда смотрю в будущее с оптимизмом. Моя миссия в этом и заключается: несмотря на все трудности, быть рядом со своей паствой, окормлять ее, разделять радости и горести людей. И пока горит огонь нашей молитвы, пока горят лампады в наших храмах, у нас всегда есть надежда на милость Божию и на Его заступление.

– Выходит, маленькая христианская община в Иране живет в изоляции?

Храм апостола Филиппа в Шардже
Храм апостола Филиппа в Шардже
– Да, мы живем здесь в некоторой изоляции: другая культура, другая религия… Но самое интересное, что это ведь уже четвертое поколение русских, которые хоть и живут в чужой стране, но при этом не теряют своих корней, языка и своей религии.

Кроме ислама, который исповедует большинство населения, в конституции Ирана определены как официально признанные еще три религии: христианство всех конфессий, иудаизм и зороастризм. Все они равны перед законом.

– Чем Церковь в Иране помогает русским людям?

– Для русских людей наш храм – единственное место, где они могут встречаться. Тут больше нет никакого клуба, никаких встреч соотечественников. Храм как раз и есть то связующее звено, которое не только собирает, но и сплачивает людей, «на чужбине сущих».

При храме в Тегеране до сих пор существует русский старческий дом во имя праведного Иоанна Кронштадтского, который открыли после Великой Отечественной войны в 1949 году. Сейчас тут живет 30 пожилых людей, из них собственно русских только двое, остальные – христиане-ассирийцы и армяне.

– С какой регулярностью происходят богослужения в Иране? Кто служит вместе с вами?

– В Иране мне помогает иеромонах Корнилий. По праздникам: на Рождество, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Благовещение, Пасху и другие – богослужение у нас бывает всегда. В этот раз ночная пасхальная служба была совершена в Тегеране, а утром священник вылетел в Бушер, и там тоже была пасхальная служба.

– Постройка первого русского храма в Шардже (ОАЭ), который был открыт прошлым летом, стала, без преувеличения, событием историческим. Сейчас, когда вопросы организации строительства решены, какую роль играет приход Русской Православной Церкви в Объединенных Арабских Эмиратах?

– Ситуация в Арабских Эмиратах коренным образом отличается от иранской. Здесь наша община состоит преимущественно из молодых людей, тех, которые приехали сюда работать. После развала СССР в ОАЭ стали приезжать люди из бывших союзных республик, чтобы создавать свой бизнес, в том числе туристический и мелкооптовый.

Сейчас в ОАЭ живет несколько десятков тысяч русских. Для наших соотечественников здесь есть большая перспектива, как мне кажется, так как политика властей по отношению к иммигрантам отличается мудростью и взвешенностью. 80 процентов населения страны – это иностранцы, и правительство ОАЭ понимает, что те люди, которые приезжают, гораздо более благонадежны, если они имеют пускай и отличающиеся от местных, но крепкие традиции, мораль, религию. Вообще в ОАЭ, в стране, где сильны религиозные традиции, меньше всего понимания вызовет атеист – человек, который ни во что не верит; такой человек абсолютно не понятен мусульманам, и к нему отнесутся гораздо более враждебно, чем к христианину.

Приход в Бушере
Приход в Бушере
Православная община здесь сформировалась еще в конце 1990-х, а приход апостола Филиппа в Шардже был учрежден решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 2005 году. Землю под храм нам безвозмездно выделил лично правитель эмирата Шарджа шейх Султан бин Мухаммед аль-Касими. Это очень важный момент. Кроме того, было разрешено установить на здании храма кресты, что также говорит о многом. Стоит отметить также тот факт, что христиане в ОАЭ имеют разрешение в области семейного права (вопросы бракосочетания, развода) руководствоваться своими религиозными предписаниями, поэтому свидетельства о совершении таинства венчания при должном оформлении имеют юридическую силу.

В 2007 году в церемонии закладки храма принимали участие митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси), тогда председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и наследный принц эмирата Шарджа.

Сейчас у нас при храме активно функционирует трехэтажный русский культурный центр, где проходят десятки конференций. Вот, например, недавно концерт в честь дня Победы прошел с большим успехом. Очень востребована воскресная школа, курсы русского языка при храме. Возможно, это связано с тем, что русскоязычные жители Шарджи – это в основном молодые люди, но могу отметить, что и приход наш занимает активную и деятельную позицию.

Конечно, далеко не все молодые русские люди, приезжающие работать и жить в ОАЭ, стремятся сохранить свою культуру – очень многие ассимилируются. Я нахожу прямую связь: если человек далек от Церкви, то его ничто не удерживает в родной русской культуре; такие люди быстро забывают язык и все остальное. Я 20 лет живу за границей и вижу этот процесс достаточно ясно. Конечно, Православная Церковь никогда не ставила во главу угла вопросы сохранения русского национального своеобразия, но и оставлять без внимания процесс потери своей культуры нельзя. Именно поэтому мы и собираем нашу диаспору вокруг Церкви, помогаем людям не забывать, что они – русские, помнить свою историю. Это все проблемы не только культурного, но и духовного порядка. Община при храме – это не просто русский клуб по интересам. Это – центр духовной жизни.

– Понятно, что в странах, о которых вы рассказываете, миссионерская деятельность среди местного населения запрещена законом. Почему все же православное присутствие на этой земле необходимо?

– Даже если мы находимся в меньшинстве и нам запрещена любая миссионерская деятельность, одно наше присутствие здесь является своего рода скрытым миссионерством. Ведь Христос говорил: «Вы – соль земли» (Мф. 5: 13). Наша община – это русскоязычные, православные люди, находящиеся вдали от Родины, которые нуждаются в пастырском окормлении и во внутренней духовной миссии.

Рейтинг: 8.9 Голосов: 51 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей30 мая 2012, 10:14
Готов работать у батюшки,буду рад ему помогать в нелегких делах.lex-ptv.@mail.ru 7 910 434 04 79 Алексей Петров (10.03.69)г.Москва
Ирина Аль-Джаррах19 мая 2012, 03:03
Я так рада,что хоть в одной арабской стране есть русский православный храм!Дай Бог вам терпения и сил в вашем служении!Всё,о чём вы пишете в вашей статье,мне очень близко и понятно.Вот уже 12 лет я проживаю в Иордании.Мне очень повезло,что в городе Акабе есть православный храм Николая чудотворца,но богослужение ведётся на арабском языке.Да и к батюшке с вопросами не очень-то обратишься.Иногда даже звучит в голове ектиния на русском. Может когда-нибудь и в Иордании откроется русский православный храм,дай Бог!
р.Б.Алла18 мая 2012, 15:43
Находясь на отдыхе в ОАЭ ,6.05.довелось помолиться в храме апостола Филиппа.Это храмовый комплекс ,в который входят-непосредственно храм , учебные классы воскресной школы,патриарший зал,большая трапезная,предусмотрены и комнаты(кельи)для приезжающего духовенства.Все продумано и устроено наилучшим образом.Внутреннее убранство храма настолько светлое и воздушное ,с хорошей прохладой(для такой жары-это очень важно).Прихожане в основном молодые.А какого труда стоило отцу архимандриту строительство данного храмового комплекса?!Ведь долгое время храм находился в простом доме.Но с Божией помощь,на радость всем православным,нашелся состоятельный человек и вот результат-красавец храм.Удивительно добрые и отзывчивые люди трудятся в храме,поэтому,даже новый прихожанин чувствует себя там,как среди родных людей.Если кому доведется побывать в ОАЭ в эмирате Шарджа,то постарайтесь непременно побывать на литургии в хр.Апостола Филиппа.Отцу архимандриту Александру хочу пожелать помощи Божией во всех делах!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Антон Леонтьев

Новые материалы

Выбор читателей

×