Современная русская иконопись — интересное, малоизученное, чрезвычайно многогранное и непрестанно развивающееся явление. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах год от года возрастает число иконописных школ в художественных учебных заведениях, при монастырях и храмах. Умножается количество частных мастерских и объединений современных художников иконописцев — к началу 2000 года только в Москве их насчитывалось более тридцати.
Одним из таких старейших союзов является иконописная и реставрационная мастерская «Канон». В эти дни она отмечает свое десятилетие. К юбилейной дате приурочена выставка, открывшаяся накануне в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
А.В. Ренжин известен как коллекционер, создатель мемориальной комнаты, посвященной времени царствования императора Николая II, исследователь древнерусской живописи, эксперт и реставратор. Он является руководителем мастерской, он же стоял у истоков ее основания вместе с иконописцем Е. Малягиным. За годы существования мастерской было создано несколько иконостасов, написано огромное количество икон для храмов России и зарубежья, отреставрированы многие древние иконы, в том числе иконы из церкви Успения на Городке в Звенигороде. Многие иконописцы «Канона» являются преподавателями иконописи в высших учебных заведениях и иконописных школах Москвы.
Открывая новую выставку, А.В. Ренжин вспомнил всех, кто активно участвовал в творческой жизни мастерской, рассказал о ее истории, о принципах работы реставраторов, о духовных и художественных ориентирах иконописцев. Директор музея Г.В. Попов отметил удивительную особенность «Канона» — подобным плодотворным сосуществованием иконописи и реставрации характеризовалась художественная жизнь России в конце XIX — начале XX веков, а позже эти два вида деятельности разделились. Практика мастерской показывает, насколько важно и значимо сотрудничество иконописцев и реставраторов в рамках одного объединения.
Сам принцип построения экспозиции необычен и призван показать высокое художественное достоинство новонаписанных икон и одновременно представить результат бережной профессиональной реставрации. Иконы XVI-XVII веков расположились в одном небольшом зале с иконами, написанными в 1999-2006 годах. Таким образом, выставка является своего рода творческим отчетом иконописцев и реставраторов мастерской.
![""](%22/sas/image/spasmal.jpg%22)
Поскольку выставки современной иконописи остаются достаточно редкими, все присутствующие говорили об атмосфере праздника, который дарит новая экспозиция. Подводя некоторый итог всему сказанному, Г.В. Попов пожелал успехов А.В. Ренжину, всем иконописцам и реставраторам, а также подчеркнул, что проведение выставки современной иконы в музее древнерусского искусства является свидетельством того, что музей — живой организм, в котором совершаются новые и интересные открытия.
Одним из таких открытий явились древние памятники, представленные зрителям. Среди них небольшая по размеру икона «Ветхозаветная Троица» — шедевр первой половины XV века, икона Богоматери Одигитрии из слоновой кости начала XVI века, созданная в Москве неизвестным итальянским мастером, икона «Сошествие во ад» с избранными праздниками в клеймах, и другие иконы XVI-XVII веков.
Увидеть древние и современные иконы можно будет до 21 апреля по адресу:
Ст. м. Площадь Ильича, Римская; Андроньевская площадь, д. 10.
Выходные дни музея имени Андрея Рублева — среда и последняя пятница месяца.