Осенью этого года хор Сретенского монастыря совершил большую 20-дневную поездку по православным приходам США. А завершилось это турне… – в Китае, куда хор пригласили выступить с концертами. Поднебесная, несмотря на то, что буквально на каждом шагу напоминает россиянам о себе, до сих пор остается для нас страной загадочной и не совсем понятной, удивительной и удивляющей. Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) поделился своими впечатлениями о Китае.
Этим интервью мы начинаем регулярную публикацию – каждую неделю – материалов архимандрита Тихона, главного редактора нашего сайта.
–
Отец Тихон, в уходящем году вы с хором Сретенского
монастыря побывали в Китае. Как это могло произойти,
учитывая сложное отношение китайских властей к
Православной Церкви?
Пекин. Запретный город
– Хор монастыря неожиданно для нас пригласил в Китай господин Юлонг, очень известный в этой стране человек – руководитель Международного Пекинского музыкального фестиваля, в котором принимают участие самые прославленные симфонические оркестры, хоры и солисты.
В процессе предварительных переговоров мы особо подчеркнули, что Сретенский хор – в первую очередь церковный и православный. Деятельность Православной Церкви в Китае официально ограничена уже много десятилетий, и поэтому мы, признаться, весьма удивились тому, что человек, близкий к самым верхам китайской власти, прекрасно знающий, что мы православные, пригласил именно нас. Но оргкомитет фестиваля подтвердил: да, приглашается хор русского православного монастыря. Мы предупредили, что не намерены убирать из программы выступлений духовные песнопения. В ответ оргкомитет предложил дать один концерт из церковных песнопений, а другой – из шедевров хорового светского искусства. Мы согласились.
Официально православные богослужения в Китае совершаются только на территории Российского посольства. Туда, к сожалению, не допускаются граждане КНР, даже немногочисленные православные. Так что именно на выступлениях нашего хора китайцы практически впервые за многие годы смогли услышать православные песнопения.
Выступление хора Сретенского монастыря в Китае |
– Была возможность походить по Пекину?
– Пекин – необычайно интересный город. Там еще сохранились, хотя их и немного, старинные постройки. Но в основном город полностью перестроен. Современный, с просторными автострадами, громадными новыми зданиями. Впечатляющая реконструкция проведена к Олимпиаде. Об этом сейчас многие с восхищением пишут и говорят.
–
Но, судя по всему, совсем не это особенно поразило
вас в Китае?
Пекин
– Вы угадали. Это не первая моя поездка в эту страну. За три года, после последней командировки, многое, действительно, разительно изменилось. Судя по всему, возрос и уровень жизни этого полуторамиллиардного народа. Но не это главное.
Больше всего меня поразило то, что я менее всего ожидал увидеть: расцвет христианства в Китае.
Несколько лет назад, да и перед нынешним приездом многие твердили мне, что китайцы в подавляющем своем большинстве попросту не способны к пониманию христианства. Мол, они не то что не религиозны, а чуть ли от природы совершенно не в состоянии воспринять ничего духовного, поскольку предельно материалистичны. А к вере – и к Православию в частности – они относятся столь безразлично и холодно, что говорить с ними об этом – совершенно бесполезное дело.
К моему огромному удивлению и, признаюсь, к не меньшей радости, оказалось, что все обстоит с точностью до наоборот.
Да, наверное, есть, как говорят, в Китае культ денег, материального успеха – не мне судить. И прагматичность китайцев – давно уже притча во языцех. Но то, с чем довелось столкнуться в этот приезд, все же оказалось для меня одним из самых сильных впечатлений последнего времени.
Но какая же у этих христиан искренняя вера! Они пригласили меня к себе домой, в квартиру, расположенную в одной из новостроек на окраине Пекина. Судя по всему, они там, в Китае, собираются и молятся по домам, как, если хотите, в первые христианские времена или как совсем еще недавно в России. И это необычайно трогательно. И вправду, очень напоминает семидесятые-восьмидесятые годы в Москве, когда верующая молодежь собиралась помолиться, прочесть акафист, поспешить передать друг другу редкие тогда христианские книги, пообщаться… Сегодня в Китае я встретил такой же чистый и светлый дух неофитства… И таких «домашних церквей», как утверждают, огромное количество по всему Китаю.
В основном интересующихся верой молодых людей подхватывают, ведут к вере протестанты-пятидесятники и католики. Они, честно говоря, довольно мужественно подвизаются там…
– Их деятельность тоже запрещена?
– Их миссия порой очень сложна, но, в отличие от православных, не запрещена.
Конечно, для нас образ действия протестантов, по меньшей мере, непривычен. Они говорят: «Мы идем прославлять Христа!» И с гитарой направляются в парк. Мы представляем себе, что такое протестантские песни: часто поэтически наивные, иногда весьма простоватые, но искренние. Вот такие песни китайские христиане в парках, на бульварах и поют. Вокруг них собирается толпа молодежи; очень живо интересуются, расспрашивают. В это время кто-то раздает Священное Писание, напечатанные на репринте брошюры; отвечают на вопросы, приглашают к себе в собрание… Это не запрещается. Во всяком случае, я не видел, чтобы власти как-то этому противодействовали.
Группа верующих по изучению Библии. Китай |
По разным данным, от 7 до 10 процентов китайцев – христиане. Это количество примерно равно населению нашей страны. Официально это признано таким образом: в конце 2006 года руководитель Государственного религиозного бюро Йе Сяовэнь сообщил информационному агентству, что число христиан в Китае достигло 130 млн. человек (возможно, есть и более свежие данные). Причем надо учитывать, что в основном это люди молодого и среднего возраста. Точной статистики нет, но, по разным данным, каждый год в Китае христиан прибавляется от одного до трех миллионов.
– А вообще какая-нибудь миссионерская работа ведется в Китае?
– Насколько я знаю, сейчас в Китае бывают протоиерей Дионисий Поздняев, а из Зарубежной Церкви – отец Дамаскин (Христенсен). А если говорить о неправославных, то многие приезжают именно из России – в основном пятидесятники. Работающие в Китае врачи-христиане или мелкие и средние предприниматели сознательно едут туда, чтобы совмещать свою работу с проповедью.
А ведь там настоящий, серьезный интерес к Православию. Протестанты и католики говорили мне, что читают Иисусову молитву, ищут православную литературу, надеясь из нее узнать больше о православном опыте Богообщения… Так что искренняя стремящаяся к вере китайская молодежь – самое большое впечатление и даже не побоюсь этого слова – потрясение, которое я испытал за последнее время.
Личное ощущение, что положение православных (детей наших эмигрантов) такое же как у нас в 30-е и 50-е годы.
Священником может быть только гражданин Китая.
Например в Синцзяне, где после массового выдворения русских в 60-х годах оставалось еще значительное русское население, были разрушены почти все храмы и было ограничение в правах(не принимали на работу и т.д.), православные общины выжили чудом.
В 2000-х, кой-где были восстановлены храмы Но законодательство коммунистической страны четко указывает границы чуждой идеологии. например в Урумчи, остался небольшой храм, где по воскресеньям собираются на службу 20-25 бабушек. Службу слушают с магнитофона по русски. А после службы староста - сын одной из бабушек проводит политинформацию соответственного содержания.
Другой сын пытался учиться в семинарии в барнауле, но не выдержал российской действительности.
А такие потомки должны быть у нас на вес золота, т.к. им как гражданам Китая разрешено и учиться, и потом там работать, и оба языка они в совершенстве знают.
Принимать какие-либо печатные материалы у иностранцев запрещено. Миссионерствовать проблематично, нет правовой основы.
Успех протестантских (американских)"миссионеров" связан в первую очередь с колоссальной мотивацией молодежи выучить английский язык у носителей языка,а у особо активных есть реальная возможность поехать в страну носителей языка за счет их фондов.
По сей день наследие учёного-китаиста, О.Иакинфа(Н.Я.Бичурина) - не опубликовано должным, для столь
великолепного перво-исследователя Китая, образом.
На всё Воля Божия!
Ведь речь идёт о вопросах Веры, а не христианизации,- тут
без личного миссионерского, "апостольского" подвига не справиться. Тому пример просветительские труды Святителя Иннокентия, Митрополита Московского; Св.Патриарха Тихона, и многия, и многия...
Сильно.
, но в церковь они не ходят и не слышала, чтоб хоть как-то интересовались христианством. На Дальнем Востоке России сейчас много проживает китайцев, но чтоб они христианством интересовались ... не знаю таких случаев.
В Сибири, да на Дальнем Востоке - мЕста ...э-х-х!
Как было в Византии? Принял христианство и гипотетически через какое-то время хоть в Президенты, прошу прощения, в Цари!!! Проблемы в демографии исчезнут:)-хорошо! И народ стремится к высшему и Высшему, в отличии от настоящих пополнителей рождаемости...
"Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники."
Гал.,гл 3,ст.26-29.
Конечно, всё это фантастика...и шутка. Всё, кроме Святого Писания.
Кстати, такая же проблема и с западом, если бы мы смогли делать переводы православных свято-отеческих творений и распространять на западе, то может быть мир стал бы светлее и добрее, не говоря уже о том, сколько бы людей обрели бы Христа.
Люди православные, почему мы сидим и спим? Вроде бы мы должны нести Свет миру...
Рассказывал, что ни переводят на китайский язык книги о православии.. американских авторов! =) Потому как на русском настолько акутальных для китайцев книг о православии нет..
И уже который год батюшка сетует на полное отсуствие наших миссионеров в Китае. Говорит, что если они появятся, то китайцы будут обращаться в Православии, а если нет..
Это в точности соответствует тому давнему пророчеству нашего великого святого, святителя Николая Японского, которое он написал в 1880 году:
"...Великий народ, и теперь бы могущий задавить весь свет, - а как он мирен! Негде жить ему - а разве он подумал о завоевании Кохинхины, Сиама, Бирманы? Какой же другой народ на свете удержался бы? Из европейский ни об одном и представить себе этого нельзя. Вот французы - на что им Кохинхина? А взяли же. Китайцы же своим терпением,своим трудолюбием, экономиею, честностью ( ни с чем иным в смысле завоевательных наклонностей) идут Бог весть куда зарабатывать себе хлеб и мирно живут под всяким правительством, не думая грабить под свое. Да, привить христиансто этому народу - и он именно будет водворителем на Земле того высшего блага, что "будет Едино стадо и
Един Пастырь"; но не завоеваны будут все народы для этого, а мирное влияние христианского Китая будет таково. Это восстанет великий учитель, который будет учить народы своим примером,- и как будут представляться тогда теперешние завоевательные страсти аглицкие, французские и всякие другие? Но не скоро еще будет это, к несчастию! Однако думать о водворении христианства в Китае, думать Православной Церкви - пора..."