Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Выступление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на XV Рождественских чтениях

Москва, 30 января 2007 г.

"Наша задача состоит в том, чтобы соединить поколения и скрепить разобщенный социум, помочь детям и родителям обрести счастье и единство в семье, гражданам дать осознать смысл соборного труда на благо любимого Отечества, всем людям помочь понять, что главный источник жизни - в Боге", - отметил митрополит Ювеналий в выступлении на XV Международных Рождественских образовательных чтениях. Полный текст выступления приводится ниже.

«Общество, школа, семья: традиции и современность»

Обращаясь к соотношению традиций и современности в жизни нынешней России, мы взглянем на то, как это проявляется в обществе в целом, в школе и в семье.

Почти в течение тысячелетия жизнь Российского народа была проникнута традициями Православия, ценности которого определяли и деятельность государства, и социальные отношения, и жизнь семьи, и поступки каждого человека в отдельности. Однако власть, господствовавшая в нашей стране практически на протяжении всего ХХ века, начала свое правление с гонений на веру и ревностного разрушения религиозных традиций. Потом правители поняли, что общество не может в своей жизни обойтись без традиционных устоев как важнейшей опоры своей жизнедеятельности. Известны попытки искусственного формирования советских традиций, которые по большей части не привились. В результате сегодня мы наблюдаем разрыв связей между поколениями, ценностный кризис и крушение идеалов. Место веры часто занимает духовное безразличие, любовь и жертвенность подавляются своекорыстием.

В то же время нельзя сказать, что современное общество является совершенно бестрадиционным, поскольку никакая культура не в состоянии существовать, если не располагает традиционным компонентом. Однако если в стабильных обществах прошлого традиция выступала в качестве скрепляющего, если хотите консервативного, гармонизирующего фактора, противостоящего хаотическому началу в культуре, то в наши дни она скорее рассматривается многими как своего рода архаичный, почти маргинальный фактор. Между тем традиция - это не музейное богатство, а жизненная сила, пронизывающая современность и помогающая пролагать путь к будущему.

Уже примерно полтора десятилетия прошло с тех пор, как наша Церковь имеет возможность свободно возрождать свое служение во всем его многообразии. Именуемая столпом и утверждением истины (см.: Тим. 3. 15), она является хранительницей высших вечных истин веры, а также определенного религиозно-культурного уклада жизни.

Какой же отклик находит наше служение в сердцах современных людей и что нам следует сделать, чтобы быть лучше услышанными?

Анализируя нынешние общественные условия бытия Церкви, должно со всей откровенностью признать, что разрушавшиеся на протяжении жизни нескольких поколений религиозные традиции в значительной степени сломаны. Этот факт вызывает у тех, кто ревнует о духовно-нравственном возрождении России, разную реакцию. Кто-то пытается усердно возрождать и пропагандировать православные обычаи в форме, характерной для минувших веков, вызывая нарекания в этнографичности. Кто-то считает, что всякие усилия изменить жизнь общества бесполезны, и замыкается в «узком кругу». Мы видим такие примеры в жизни.

Но есть и еще один путь - воспитателя, который не предлагает своему ученику такие знания, которые тот не в состоянии освоить, но идет к своей цели постепенно и терпеливо, не торопя события. Такое положение можно уподобить тому, как по повелению Господню пророк Моисей сорок лет водил избранный народ по пустыне в ожидании того, что люди избавятся от рабской психологии, приобретенной в египетской неволе, и будут готовы вступить в Землю обетованную свободными, в мире с Богом и своей совестью.

Мы являемся свидетелями того, как духовное сеяние сегодняшнего дня не падает на каменистую почву, но приносит плоды (см.: Лк. гл. 8).

От веков древних традиции сохранялись в семье, человеческом союзе, зиждущемся на любви. Согласно христианскому вероучению, семья есть организм, созидаемый по образу Церкви, имеющей главою Христа. Святой апостол Павел говорит, что «почитать свою семью и воздавать должное родителям& угодно Богу» (1 Тим. 5. 4). Ныне же наблюдается прискорбная деградация этого важнейшего общественного института. Во многих случаях семья оказывается закрытой для внешнего воздействия, а люди, страдающие от горя, остаются беспомощными в сложившихся обстоятельствах. В отношениях между родителями и детьми имеется отчуждение. Катастрофически растет число разводов. Для многих создание семьи вообще кажется необязательным. Страдают дети, воспитанием которых не хотят заниматься, предоставляя их бездушному воздействию компьютера и телевизора. Деградировала культура общения между людьми.

Многие тяжело страдают от одиночества, и в то же время испытывают трудности при обращении за помощью к Церкви: для одних это неприемлемо как следствие советского жизненного опыта; для других - пока непривычно. Таковые не должны быть нами отвергнуты оттого, что не имеют достаточных духовных сил и знаний о вере. Именно о снисходительности Божией к внутренней жизни каждого человека прообразовательно говорит премудрый Соломон, описывая ниспослание манны небесной: «свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям и в удовлетворение желания вкушающего изменялось по вкусу каждого» (Прем. 16. 21). Церковь поэтапно, разными путями вводит людей в свою сокровищницу, постепенно раскрывая жизненность и силу веры и благочестия.

Наша задача состоит в том, чтобы соединить поколения и скрепить разобщенный социум, помочь детям и родителям обрести счастье и единство в семье, гражданам дать осознать смысл соборного труда на благо любимого Отечества, всем людям помочь понять, что главный источник жизни - в Боге. В этой связи предстоят те труды, о которых говорил Ангел, провозвещая Захарии миссию Иоанна Крестителя: «возвратить сердца отцов детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1. 17).

Уверен, что связующим звеном между обществом и семьей, причем звеном действенным, призвана быть школа.

На протяжении многих веков школа на Руси не только распространяла знания, но и была учительницей основ Православия. С течением времени стремление к накоплению информации стало вытеснять из школы воспитательные функции, что к сегодняшнему дню достигло поистине удручающих масштабов. Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской (+ 1937), отмечал в свое время, что «развитие добрых качеств сердца и правильное развитие воли не только не менее, но даже более важно, чем развитие ума». Именно в школе возможно взращивание человека, возведение его на более высокую ступень внутренней жизни.

Все большую роль в развитии сферы образования играет и наша Церковь, располагающая для этого постоянно возрастающими ресурсами. Ведь на сегодня в Русской Православной Церкви более 27 тысяч приходов. И практически при каждой церкви имеется воскресная школа. Хочу рассказать о Подмосковье, где в Московской епархии более одной тысячи приходов. У нас некоторые воскресные школы насчитывают по нескольку сотен учеников, а где-то в отдаленном селе батюшка ведет занятия всего лишь для нескольких детей. Современная православная педагогика, ориентируясь на преподавание необходимых знаний о вере, стремится быть более жизненной, обучая детей, и так обремененных огромным объемом информации, через самые разнообразные формы деятельности: паломничества, разного рода кружки, развивающие творческое начало личности и т.д. Особое внимание уделяется изучению православных традиций. Издаются программы, учебные пособия, различные материалы в помощь учителю. В целом делается большое общее дело духовного просвещения и катехизации.

В 2001 году Московская епархия заключила договор о сотрудничестве с Министерством образования Московской области. Создан Координационный совет по взаимодействию. Были отобраны программы, по которым проводятся уроки факультатива «Основы Православной культуры». Наладился процесс подготовки светских преподавателей в нескольких вузах Московской области. В результате на сегодня этот предмет преподается в 85% средних учебных заведений, а также в ряде вузов и колледжей Подмосковья. Должен отметить, что вся эта работа получает положительный отклик в обществе.

Важно сказать еще об одном экспериментальном начинании. В прошлом году был издан учебник профессора Людмилы Леонидовны Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья», который проходит апробацию в ряде школ региона. Предполагается использовать его при обучении истории родного края в рамках регионального компонента. Мне представляется, что эта книга может быть использована в любом регионе России, надо только описание подмосковных святынь заменить на описание тех духовных сокровищ, которые имеются в каждой епархии, в каждой области. Зато духовно-воспитательная часть учебника имеет универсальное значение. Считаю, что своевременно нашей Церкви подготовить подобные учебники для всех возрастных групп.

Церковь сегодня должна заботиться о просвещении и взрослых. Дети порой оказываются более воцерковленными и информированными, чем их родители. А ведь ребенок значительную часть времени находится в семье, и нам необходимо помочь достижению духовного единства между отцами и детьми. Для этого в Подмосковье при многих храмах создаются школы и лектории для взрослых. На общеепархиальном уровне мы ежегодно участвуем в проводимом Министерством образования Правительства Московской области в нескольких городах весеннем родительском собрании, которое уже превратилось в традиционный Пасхальный фестиваль.

К представителям всех поколений обращено и широкое празднование в России Дней славянской письменности и культуры. В этом году общероссийским центром торжеств станет древняя подмосковная Коломна. Программа предполагает участие и детей, и взрослых. Обращение к духовному наследию святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, к достоянию отечественной традиции имеет огромное воспитательное значение.

Особую роль в нашей образовательной деятельности, в том числе и в ее воспитательном аспекте, имеют Рождественские чтения. Первоначально этот форум проводился только в Москве как международный, однако с течением времени инициатива была подхвачена и на местах, во многих епархиях. Например, в Московской епархии уже в четвертый раз прошли Подмосковные образовательные Рождественские чтения, организованные при непосредственном участии Министерства образования Московской области. Надо заметить, что на уровне многих благочиннических округов такие встречи проходили и ранее. В нашей практике созывается не отдельная конференция с узким кругом участников, а наступает целый период в жизни региона. После торжественного открытия на протяжении двух-трех недель во всех муниципальных образованиях проходят конференции, семинары, круглые столы, разного рода конкурсы, концерты. Мы стремимся создать единое культурно-образовательное пространство и привлечь к максимально широкому участию в нем и взрослых, и детей. Тематика, которой мы уделяем особое внимание, - это любовь к родному краю, труд на благо Отечества, забота о возрождении России. В конце этого года на Пятых Подмосковных Рождественских чтениях мы сосредоточим свое внимание на теме «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения». Торжественное закрытие чтений, проходящее при неизменном участии губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, ежегодно собирает на стадионах несколько тысяч участников.

Из приведенных примеров виден размах церковно-школьного взаимодействия в Подмосковье. Все это невозможно было бы сделать руками одних священнослужителей. Им помогают тысячи мирян, в первую очередь православных педагогов, а их поддерживает великое множество родителей.

Почему так происходит? Оставим в стороне дискуссии, являющиеся пищей для прессы и иных средств массовой информации. Посмотрим в глаза правде. Духовно-нравственное воспитание на основе Православия помогает формированию у ребенка верного понимания этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма, вводит в мир отечественной православной традиции.

«Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание - как древо жизни» (Притч. 13. 12), - говорит Священное Писание. Эти слова имеют отношение и к нашей отечественной истории. Вера Православная долго была гонима, а подрастающее поколение отторгнуто от отеческих традиций. Зато сегодня для нас наступило время надежды. И как цветущее древо жизни дети России, которым мы свободно можем говорить о Боге и о любви к ближнему.

В заключение хочу сказать, что мы находимся в самом начале долгого и кропотливого труда по духовно нравственному возрождению нашего Отечества. Немаловажное значение в исцелении современного мира имеет возрождение православной традиции. И здесь нам важно помнить учение святого апостола Павла, который, говоря о традиции как о предании, предостерегал от слепого следования преданиям человеческим и от неумеренности в этом деле, что может отдалить нас от Господа (см.: Кол. 2. 8; Гал. 1. 14). Он призывал твердо держаться учения Церкви (см.: Кор. 11. 2).

Следуя апостольскому наставлению, покажем миру, что нет ничего современнее и жизненнее православной традиции, возвещающей о Христовой любви.

Сообщает Официальный Сайт Московского Патриархата

30 января 2007 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новые материалы

Выбор читателей

×