Православный календарьПравославный календарь
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.

Участники международной богословской конференции ответили авторам "письма десяти"

Москва, 13 октября 2007 г.

12 октября 2007 г. в 10-00 в РИА «Новости» прошла пресс-конференция на тему: «Теология в светских государствах Европы – информация из первых рук». Пресс-конференция, организатором которой стал Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, посвящена обзору системы теологического образования в странах Европы.

Последнее время все чаще поднимается вопрос об опасности клерикализации страны. В качестве примеров этой тенденции называют введение курса «Основ Православной культуры» в школах, рост числа теологических факультетов в светских вузах, перспективы введения теологии в список высшей аттестационной комиссии и признания дипломов духовных школ. Об этом говорится, к примеру, в «письме десяти». Для объективной оценки необходимо поставить этот вопрос в контекст истории и зарубежного опыта.

В пресс-конференции «Теология в светских государствах Европы – информация из первых рук» приняли участие представители Германии, Ирландии, Болгарии, которые рассказали о статусе светского и духовного теологического образования в этих странах, а также Зубанова С.Г., доктор исторических наук, профессор кафедры теологии РГСУ, и Рязанцев И.П., доктор экономических наук, декан социологического ф-та ПСТГУ, зам. декана социологического ф-та МГУ. Вёл пресс-конференцию В.Р. Легойда, кандидат политических наук, заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ, главный редактор журнала «Фома».

С самого начала был затронут вопрос о якобы ненаучности богословия, к чему апеллируют авторы «письма десяти».

«Трудно поверить, что такое письмо написали ученые», - заметил проф. Вальтер Ойлер, директора Института изучения наследия Николая Кузанского (г. Трир, Германия). По словам профессора, никакого противоречия между догматичностью теологии и ее научностью нет. Ученые-теологи используют сугубо научные методы исследования, они открыты для дискуссии с верующими и неверующими.

В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о признании дипломов и научных степеней, присваиваемых выпускникам духовных школ. В России государство не признает эти дипломы, т.е. семинарист, проучившийся пять лет, по нашим законам – это человек без высшего образования. В Германии духовные школы приравниваются светским вузам – их выпускники получают такие же дипломы, как и выпускники светских теологических факультетов. Как сообщает проф. К.-Х. Фельми (Германия), пастыри со степенью кандидата или доктора теологии могут преподавать в светских вузах, а их дипломы котируются наряду с дипломами светских университетов. С другой стороны после окончания светского теологического факультета можно получить сан. В Болгарии также теологический факультет Софийского университета выполняет ту же роль, что духовные семинарии и академии в России – т.е. готовит священнослужителей.

Должны существовать разные формы присутствия теологии в системе высшего образования, считает проф. Брендан Лихи, профессор теологии (колледж св. Патрика, Мэйнут (Национальный университет Ирландии, Мэйнут): факультеты в университетах, межфакультетские и межуниверситетские кафедры, отдельные институты. «Богословие нельзя прогнать из государственных или частных университетов. Церковь и верующие являются частью общества и богословие может только обогатить палитру университетского академического образования», - заключил проф. Ангел Николов, профессор факультета истории (Софийский университет, Болгария).

Отдельно остановились на преподавании Основ православной культуры в школе. Опыт Англии предусматривает возможность для любой религиозной организации вести преподавание в школе на основе соответствующего религиозного мировоззрения, сообщил проф. Брендан Лихи. Проф. К.-Х. Фельми заметил, что в Германии школы не подразделяются на конфессиональные и не конфессиональные, но при этом в школьную программу обязательно входит урок по религии. «Это очень важно, отсутствие такого урока чревато возникновением духовного вакуума, потому что в человеке живет потребность задавать эти вопросы: о смысле жизни, что есть добро и зло», - считает профессор. С недавнего времени началось преподавание курса по исламу в школе. Позиция государства такова, что оно следит за содержанием всех конфессиональных образовательных программ: «Государству важно знать, что на уроках по исламу одновременно не ведется подготовка террористов».

«Государственные требования к программам школ и вузов должны быть гибкими и сочетаться с возможностью дать людям следовать убеждениям», - считает Ангел Николов. В Болгарии предмет «Основы христианской религии», соответствующий нашему ОПК, является частью официальной школьной программы, но преподается факультативно по желанию родителей. Одновременно с этим есть предмет «Основы религии», обязательный для всех учащихся.

Диалог показал, что для зарубежных теологов во многом вообще не понятны проблемы, затронутые в письме десяти академиков. Во многих светских европейских государствах эти вопросы давно решены, и порой гораздо радикальнее, чем в России.

13 октября 2007 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×