Москва, 23 ноября 2009 г.
Известные эксперты были приглашены 19 ноября на дискуссию «Церковь и государство в условиях новых вызовов», которую организовал Центр консервативных исследований социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Своим видением проблемы церковно-государственных отношений поделились известные пастыри и ученые – историки, социологи, политологи, философы, специалисты в области масс-медиа, сообщает Благовест-инфо. Заседание прошло под председательством профессора соцфака МГУ, руководителя Центра консервативных исследований Александра Дугина.
Понятие «симфония» стало самым частотным на заседании – почти в каждом выступлении содержалась его трактовка. Руководитель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин начал свой доклад с напоминания о том, что в своей первой публичной речи после избрания Святейший Патриарх Кирилл говорил об идеале «симфонии» как о «живом и значимом», подчеркивая его актуальность в наши дни. «Независимо от политической системы православные христиане имеют право действовать исходя из идеала «симфонии» и ожидая того же от государственной власти», - сказал о. Всеволод. Он убежден, что в российском обществе «присутствует определенное стремление народа к тому, чтобы видеть Церковь и государство работающими вместе, не подменяя друг друга». Именно такая система церковно-государственного взаимодействия обозначена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Отец Всеволод сказал: «Я предвижу, что в данное патриаршество эта система будет актуализована и упорядочена».
Далее он критически проанализировал то понимание «светскости» государства, которое имеет в виду исключение Церкви из поля общественной активности, и подчеркнул, что «Церковь нельзя отделить от общества». Священник предложил свою версию понимания принципа разделения Церкви и государства: разделить следует « не людей», поскольку одни и те же люди могут, например, быть православными христианами и госчиновниками одновременно, а «управленческие механизмы». Конкретизируя, он пояснил, что церковная каноническая система, церковные учреждения не должны брать на себя функции государственной власти, подменять ее, и наоборот – государство не может вмешиваться во внутренние дела Церкви. «Управленческие организмы не должны быть объединены в одну систему и не должны подменять друг друга», - так понимает отец Всеволод разделение Церкви и государства.
Глава Синодального отдела отвергает понятие «политизация» Церкви. Подход тот же: «Не может быть политизации Церкви, т.е. церковные канонические учреждения не должны участвовать в политической борьбе. Но участие Церкви в жизни общества через ее высказывания по значимым темам и через присутствие мирян в разных сферах общественной и политической жизни – такое участие оправдано».
По мнению докладчика, церковно-государственные отношения в России будут эволюционировать по мере того, как все больше людей станут осознавать себя православными христианами. Коснувшись идеи конкордата, он отметил, что время для таких соглашений пока не пришло. В завершение он привел два недавних примера плодотворного взаимодействия Церкви и государства: это переговоры в образовательной сфере и решение президента РФ о проведении эксперимента по преподаванию религиозной культуры в школах и близкая к завершению разработка законопроекта о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.
Александр Дугин в своем сообщении подчеркнул, что считает «симфонию» не реликтом, а «нормативной моделью» взаимоотношений Церкви и государства, актуальной социологической парадигмой. Говоря о «разделении обязанностей» государства и Церкви, он обосновывал мысль о том, что такие области как образование, культура и СМИ, которые сейчас находятся в ведении государства, следует передать «под кураторство Церкви».
С Дугиным не согласилась завкафедрой Российской государственной академии госслужбы (РАГС) профессор Ольга Васильева. По ее словам, о «симфонии» стоит говорить лишь в «историческом контексте». А если и рассматривать ее как «новую парадигму», то с совершенно конкретным и единственно возможным значением – как сотрудничество и взаимодействие Церкви и государства в социальной сфере. Именно такого сотрудничества ждет «как никогда» от религиозных организаций население России, считает эксперт.
Глава Миссионерского отдела Русской Православной Церкви архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн использовал известное богословское определение для описания своего понимания «симфонии»: по его словам, Церковь и государство должны вместе работать над общими задачами, но – «нераздельно и неслиянно». Архиерей видит необходимость скорейшей разработки правового акта, фиксирующего области церковно-государственного взаимодействия, которое не должно зависеть от расположения той или иной личности, занимающей высокий государственный пост. Руководитель Миссионерского отдела полагает также, что такой договор должен быть подготовлен «полновесным» социологическим исследованием ожиданий общества, связанных с сотрудничеством Церкви и государства. Будущий документ не должен быть калькой западноевропейских подобных актов, учитывая иные реалии на Западе, где имеют место «все более агрессивные нападки на христианские ценности». «Мы должны знать, что мы сами хотим, а не то, что нам будут навязывать, ссылаясь на то, что это принято в Европе», - сказал архиерей.
«Симфония» - это было бы здорово», - включился в обсуждение социолог Михаил Тарусин (Институт общественного проектирования). «Но это предполагает, что государство должно быть правильным, а сегодня власть нагло, бесстыдно ворует, с такой властью трудно выстроить «симфонию»!» - продолжил он. Ученый был настроен радикально: он призвал упразднить конституционную норму об отделении Церкви от государства, которую, как он считает, «перетащили из старой конституции» («Что за глупость – отделение какое-то!») и, по примеру Белоруссии, утвердить в Основном законе положение об «особой роли православия» в России.
Протоиерей Максим Козлов убежден, что о «симфонии» можно говорить только в том случае, если государство признает «онтологическую значимость» Церкви, а не «инструментальное» ее значение. Заключение конкордата он считает целесообразным: определяя сферы взаимодействия, договор, по крайней мере, давал бы обществу основания не ассоциировать Церковь с государством. Настоятель университетского храма считает необходимым некоторое «дистанцирование» Церкви от государства, стремление не к преференциям, а, в первую очередь, к « установлению в обществе атмосферы евангельских ценностей». Однако возможности Церкви ограничены: выступавший говорил о «большой вилке» между официальным признанием Церкви со стороны государства и реальной возможностью широкого участия Церкви в жизни общества. Например, это касается работы священнослужителей в вузах, где решение о том, допустить или нет священника к студентам, открыть ли домовый храм, зависит целиком от воли конкретного декана или ректора. «Сегодняшние реалии имеют уповательное отношение к «симфонии», это скорее потенция «симфонии», - заключил отец Максим.
Советник председателя Совета Федерации РФ Александр Щипков является последовательным сторонником «согласительно-договорных» отношений Церкви и государства с 90-х гг. Избегая называть эти отношения «конкордатом», он подчеркнул, что, наконец, подходящее время для выстаривания это системы настало, и начинать надо с регионального уровня.