Иерусалим, 29 ноября
До Голгофы и Храма Гроба Господня –
28 огромных полотен Николая Кошелева, над ними – иконы. Чтобы снять их, надо разжимать кованые скобы – их вбили в стены сто с лишним лет назад. За век в Старом городе четырежды сменилась власть: турки, британцы, иорданцы, израильтяне. Икона, висевшая между высокими окнами, была пробита. Сначала думали, что птица залетела.
Йорам Брайер, искусствовед: «Пуля залетела через окно, пробила картину и ударилась в стену. Рикошетом и осколками камня разорвало полотно. Мы, правда, не знаем, когда это произошло, в 1948 году или в 1967. Скорее всего, во второй половине XX века».
Императорское Православное Палестинское Общество содержит Александровское подворье. Обществу, которое создал указом ещё Александр III, более 120 лет. Его председатель – потомок графского рода Воронцовых, Николай Воронцов, с трепетом следит за действиями рабочих – не дай Бог, что-нибудь испортят.
Картины и иконы, аккуратно обернутые в упаковочную бумагу, сложены у стен. На время ремонта их поместят в хранилище-сейф. Спрятать от пыли и краски получится только движимое имущество, основные святыни останутся в подворье.
Этот участок земли в Старом городе русские выкупили у эфиопского духовенства почти 150 лет назад. Когда на средства великого князя Сергея Александровича начали раскопки, под многометровым слоем слежавшегося за века мусора и земли нашли христианскую реликвию – Порог Судных врат.
Мария Байбакова, куратор реконструкции Александровского подворья: «Это тот самый порог, через который переступил Иисус Христос последний раз на пути на Голгофу. Здесь был зачитан ему приговор, и после этого решилась его судьба окончательно».
Ремонта здесь не было больше 100 лет. Хотя паломники знают Александровское подворье. Поклониться христианской святыне приходят не только православные, а русская православная служба здесь почти никогда не прерывалась.