В мае 2018 года Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви причислил к лику святых троих мучеников Христовых, пострадавших в период турецкого ига: монаха Григория Печского, Василия пекаря Печского и девицу Босильку из Пасьяне. Торжественное прославление новых святых состоялось в храме Святого Саввы 10 мая 2018 года за Божественной литургией в День сожжения мощей святого Саввы.
Таким образом, Сербская Церковь утвердила давно существующее молитвенное почитание новопрославленных святых мучеников у верующего сербского народа, в первую очередь Косово и Метохии, где они и пострадали.
Во дни, когда страдание сербского православного народа в Косово и Метохии продолжается, прославление этих мучеников стало большим утешением и поддержкой верующим и напоминанием сербам о том, что их предки были готовы положить свою жизнь за имя Христа.
Сегодня мы познакомим вас с подвигом одного из новопрославленных святых – святого преподобномученика Григория, монаха Печского.
Святой прмч. Григорий Печский и мученик Василий пекарь
***
Святой Григорий Печский жил во времена турецкого ига и был собратом великой лавры Печской патриархии, расположенной в Метохии. До наших дней не дошло сведений о том, был ли он простым монахом или носил какой-то церковный сан. Дата и место его рождения также неизвестны. Но память о его подвижнической жизни, принесенной в дар Господу, сохранились у верующего народа до наших дней. Известно также, что вскоре после мученической кончины Господь прославил Григория даром чудотворения.
Предположительно, святой Григорий был родом из Печи или ее окрестностей и пострадал за Христа в XVII или XVIII веке. По слову летописца, это было время, когда «плач и вопль изнемогающей сербской души, стенавшей под рукой злодейской, продирал небеса… Все умолкло и стенало под ногами тирана». В те тяжкие времена сербское духовенство было для народа учителем и руководителем, убежищем и утешением; ободряло его в вере, терпении и надежде на вожделенную свободу.
Святой Григорий был одарен необыкновенной красотой. И не только телесной, но в первую очередь красотой души, всецело обращенной к Богу, украшенной благочестием и пламенной верой.
Турки прекрасно понимали, что такие христиане – соль земли и свет миру, и усердно стремились склонить их ласками или силой в магометанство
Турки прекрасно понимали, что такие христиане – соль земли и свет миру, и усердно стремились склонить их ласками или силой в магометанство, надеясь, что многие последуют примеру этих благородных людей. Это прекрасно понимал Григорий и поэтому старался никогда не выделяться и не попадаться лишний раз на глаза туркам. Даже по родному городу он пробирался всегда окольными путями и в то время суток, когда на улице было мало людей.
Монастырь Печская патриархия
Тем не менее Григорий не остался незамеченным со стороны турок. Особое внимание к нему было приковано со стороны дочери известного и знатного турка, по некоторым свидетельствам самого печского паши. Девушка была пленена страстью к прекрасному подвижнику, и ее отец со своими единомышленниками придумал коварный план «потурчить» инока Григория. Удобный случай представился им, когда Григорий по нуждам обители отправился на рынок в Печи. Турки специально вызвали небольшой мятеж и при общем волнении схватили и молодого инока и привели его к кадии – судье.
Сначала они попытались прельстить подвижника, суля ему высокое положение в турецкой администрации в том случае, если он примет ислам и женится на дочери паши, но когда увидели, что инок не хочет и слышать об этом, то перешли к угрозам страшными муками. Молодой воин Христов остался непоколебим. Тогда, видя твердость его веры и бессилие их уговоров, турки насильно обрезали Григория, полагая, что тем самым его «потурчили». Какие муки перенес Григорий известно одному Богу. Однако и это не поколебало его.
Прекрасно понимая, что настал час его исповедничества, он, оказавшись на свободе, сразу сбросил турецкое платье и облекся в порванную монашескую мантию. Он начал открыто и громко изобличать ложную веру Магомета и турецкое беззаконие. Это привело турок в ярость, и они стали избивать и мучить Григория. В конце концов один из мучителей рассек ему живот острым ножом, и, смертельно раненного, его оставили умирать на улице. Собрав последние силы, Григорий добрался до ближайшего сербского дома и на его пороге предал душу Господу.
Турки приказали выбросить его тело подальше, но сербы тайно похоронили его возле города (сейчас это район центра города Печи), а на месте погребения положили небольшую каменную плиту без надписи. Со временем на могиле Григория начали происходить чудеса, и верующий народ, непрестанно стекавшийся к ней, воздвиг небольшую каменную церковь – параклис.
Праздник святого преподобномученика Григория совершался в день празднования его небесного покровителя и защитника – святого Григория Богослова (7 февраля/25 января). Это стало заповедным праздником в Печи, и никто из христиан не решался в этот день работать. Об этом слышали от своих стариков жители Печи Виктория Станьевич и Блаженка Чукич, а Милунка Лазович помнит и место, где была церквушка.
Память о святом Григории продолжала жить в народе в последующие столетия, хотя обстоятельства не всегда были благосклонны к народному благочестию. Скромная церковь на могиле мученика пережила турецкое владычество, но в Королевстве Югославии оторвавшаяся от народных традиций и опьяненная пагубным секулярным духом государственная администрация решила построить на участке, где располагалась церковь, Сельскохозяйственный институт. Этот безумный проект был реализован, и небольшая церковь с могилой подвижника оказались в непосредственной близости от здания института, стесненная неподобающим образом.
На глубине трех метров они нашли его останки и свежую кровь, которая была как будто вчера пролита
Безбожная бюрократия не остановилась на достигнутом и решила полностью разрушить храм. Для выполнения этого неблаговидного задания были специально выделены рабочие. Однако, по свидетельству старых жителей Печи, большинство из них тут же помутилось рассудком, и работы пришлось остановить. После этого, не сумев найти других желающих, организаторы предложили эту работу цыганам, но они, разобравшись, о чем идет речь, и видя, что произошло с их предшественниками, отказались от этого предложения, сказав, что «они тоже люди». Наконец откуда-то привели группу заключенных, не имевших понятия о том, что им предстоит делать. Они быстро разобрали старую обветшавшую церковь, открыв при этом могилу святого мученика. На глубине трех метров они нашли его останки и свежую кровь, которая была как будто вчера пролита.
По свидетельству старожилов, останки мученика, скорее всего, были перенесены в Печскую патриархию на хранение вместе с мощами многих других святых подвижников, чьи имена известны одному Господу.
Разрушение Церкви и извлечение останков святого Григория произошло в 1929 году, но вплоть до 1970-х гг. верующие продолжали приходить и молиться на этом месте. Так, печанка Митра Миятович (1934 года рождения, живет в Печской патриархии), которую мать девочкой часто водила на это место, и сегодня хорошо помнит удивительный аромат сирени, выросшей на этом месте. Со временем в силу политических перемен этот обычай пресекся, но среди сербов из Печи сохранялась крепкая память о святом мученике Григории.
На могиле святого часто происходили чудеса, не прекратились они и позднее, когда его почитание перестало быть связанным с конкретным местом. Так, по свидетельству Драги Радоичич (1928 – 2016 +), святому Григорию молились в любых нуждах, но особенно за детей, имеющих проблемы с речью и способностью ходить. Это подтверждает чудесное исцеление одной девочки в середине XX века, которая до шести лет была немой и парализованной, но после молитвы святому Григорию пошла и начала говорить. Существовал особый обычай, когда вместе с больным трижды во имя святой Троицы обходили могилу святого, совершалось каждение и возжигалась свеча.
Первым почитание святого Григория описал сербский историк и академик Джордже Радойчич, а после него короткие записи об этом встречаются у богослова и историка Леонтия Павловича («Культы у Сербов и Македонцев») и иеромонаха Димитрия Плечевича «Сербский отечник», где содержатся свидетельства о существовании церкви и могилы, а также указана дата разрушения церкви и извлечения земных останков святого. Оба эти автора указывают на то, что святой мученик Григорий почитался и христианами, и мусульманами.
Чистая жертва святого Григория принесла обильный плод во славу Божию, чем и объясняется то, что память о нем и почитание сего дивного благоуханного цвета вертограда Господня не исчезло вопреки векам, отделяющим нас от его мученического страдания, и несмотря на разрушение его святыни.
Молитвами святого преподобномученика Григория Печского чудотворца, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь!
Матерь Божия, помоги, прошу!
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец! Аминь!
Дорогая редакция, разрешите сказать вам отдельное спасибо за то, что вы делаете. за вчерашний доклад отца Василика о событиях в Ясеноваце, за жития святых мучеников из Армении (недавно было житие святого мученика Вардана Мамиконяна), из святой благословенной Грузии. Не разбираюсь в сакральных смыслах, но мыслится, что эти важнейшие события, знания о них, нам нужны как воздух именно сейчас. Господи, сохрани Россию в Православии!