Библия, изложенная для семейного чтения.
Книги Маккавейские. Часть 3

""«По смерти же Иуды во всех пределах Израильских явились люди беззаконные, и поднялись все делатели неправды. В те самые дни был очень сильный голод, и страна пристала к ним», и Вакхид, захвативший теперь власть в свои руки, «выбрал нечестивых мужей и поставил их начальниками страны».

«И была великая скорбь в Израиле, какой не было с того дня, как не видно стало у них пророка. Тогда собрались все друзья Иуды и сказали Ионафану: с того времени, как скончался брат твой Иуда, нет подобного ему мужа, чтобы выйти против врагов и Вакхида и против ненавистников нашего народа. Итак, теперь мы тебя избрали — быть нам вместо него начальником и вождем, чтобы вести войну нашу. И принял Ионафан в то время предводительство и стал на место Иуды, брата своего.

И узнал о том Вакхид и искал убить его».

Вакхид искал убить его, и Ионафан отправил брата своего Иоанна к друзьям своим, наватеям, «чтобы сложить у них большой запас свой».

«Но вышли из Мидавы сыны Иамври и схватили Иоанна и все, что он имел, и ушли».

Ионафан и Симон отомстили за кровь брата своего, когда узнали, что «сыны Иамври торжественно совершают знатный брак и провожают из Надавафа с великою пышностью невесту, дочь одного из знатных вельмож Хананейских».

«Они поднялись на них из засады и побили их, а остальные убежали на гору; и взяли они всю добычу их. И обратилось брачное торжество в печаль, и звук музыки их — в плач. И услышал об этом Вакхид — и в день субботний пришел к берегам Иордана с большим войском».

Ионафан же, ободрив бывших с ним, сразился с Вакхидом, «и пало у Вакхида в тот день до тысячи мужей». Сам же Вакхид, едва успевший спастись, прибыл в Иерусалим, укрепился там и, взяв в заложники сыновей вождей страны, поместил их в Иерусалимской крепости под стражей. Алким между тем в угождение сирийцам велел разорить стену внутреннего двора храма, но «в то самое время поражен был ударом, и остановились предприятия его; уста его сомкнулись, он онемел и не мог более вымолвить ни одного слова и завещать о доме своем. И умер Алким в тяжких мучениях. Когда Вакхид узнал, что Алким умер, то возвратился к царю; и земля Иудейская два года оставалась в покое».

Ионафан и брат его Симон воспользовались этим временем, чтобы укрепиться в стране. Вместе с тем они успешно справились с заговорщиками, посягавшими на жизнь их. С другой стороны, призадумался и Вакхид, зная о соглашении иудеев с римлянами, и заблагорассудил принять мирные предложения, сделанные ему Ионафаном. «И унялся меч в Израиле, и поселился Ионафан в Махмасе; и начал судить народ и истребил нечестивых из среды Израиля».

В это время царь Сирийский, Димитрий, которому угрожало быть свергнутым с престола выступившим против него Александром, сыном Антиоха Епифана, бывшим под покровительством римлян, счел нужным заключить мир с Ионафаном, прежде нежели тот успеет заключить соглашение с соперником его Александром против него. И вот он дал власть Ионафану «набирать войско и приготовлять оружия, чтобы быть союзником его, и велел отдать ему заложников, которые находились в крепости». Ионафан переселился тогда в Иерусалим и стал строить и возобновлять город. Приказал также строить стены вокруг горы Сиона для твердости из четырехугольных камней. «Тогда иноплеменные, бывшие в крепостях, построенных Вакхидом, бежали» и ушли в свою землю.

Услышав об обещаниях, какие Димитрий послал Ионафану, и о храбрых подвигах, совершенных Ионафаном и братьями его, Александр сказал: «Найдем ли мы еще такого мужа, как этот? Сделаем же его нашим другом и союзником». И сделал ему письменно предложение быть в союзе с ним и поставил Ионафана первосвященником народа своего (послал ему порфиру и золотой венец), заключив письмо словами: «…ты будешь именоваться другом царя и будешь держать нашу сторону и хранить дружбу с нами».

«И облекся Ионафан в священную одежду в седьмом месяце сто шестидесятого года, в праздник кущей, и собрал войско и заготовил множество оружий».

Напрасно тогда Димитрий стал предлагать Ионафану и народу дары и многочисленные уступки и льготы. Они ему «не поверили и не приняли их, ибо вспомнили о тех великих бедствиях, которые нанес Димитрий Израильтянам, и предпочли союз с Александром и помогали ему в войнах во все дни». Война же немедленно возникла между Александром и Димитрием и кончилась победой Александра: войско Димитрия обратилось в бегство и сам Димитрий пал.

После того Александр отправил послов к царю Египетскому Птоломею с объявлением о своем воцарении, с предложением дружбы между ними, с просьбой дать ему в жены дочь его и с обещанием даров, достойных его.

Благоприятен был Птоломей Александру, «выдал за него Клеопатру, дочь свою, устроил брак ее в Птолемаиде, как прилично царям, с великою пышностью». На свадьбе этой присутствовал и Ионафан и был окружен большим почетом.

Верный в своих обязательствах перед Александром, Ионафан выступил в защиту его против пришедшего из Крита в землю отцов своих Димитрия, сына павшего в бою Димитрия. С десятью тысячами войска Ионафан расположился станом при Иоппии и овладел этим городом; оттуда отправился в Аскалон, жители которого «вышли к нему навстречу с великою почестью. И возвратился в Иерусалим, имея при себе много добычи». Узнав об этом, царь Александр «вновь почтил Ионафана и послал ему золотую пряжку, какая по обычаю давалась царским родственникам, и подарил ему Аккарон и всю область его в наследственное владение».

Между тем царь Египетский Птоломей задумал овладеть царством зятя своего Александра. Собрав многочисленное войско и множество кораблей, он пришел в Сирию хотя и с мирными речами, но с намерениями далеко не мирными. Ионафан вышел навстречу царю в Иоппии с почетом, и приветствовали они друг друга. После того Птоломей овладел городами на морском берегу до Селевкии приморской и составлял злые умыслы против Александра, наконец стал открыто действовать против него «и, отняв у него дочь свою, отдал ее Димитрию, и стал чужим для Александра, и обнаружилась вражда их».

«И убежал Александр в Аравию, чтобы укрыться там от восставшего на него с крепкой силой тестя, но здесь Завдиил, Аравитянин, снял голову с Александра и послал ее Птоломею. Царь же Птоломей возвысился», но вскоре умер, и Димитрий воцарился в Сирии.

Димитрий, по примеру предшественников своих, возвысил Ионафана пред всеми друзьями своими, «утвердил за ним первосвященство и другие почетные отличия, какие он имел прежде». Он рассчитывал на поддержку со стороны доблестного Ионафана, и, расположив его в свою пользу, действительно «увидел царь Димитрий, что преклонилась земля пред ним и ничто не противилось ему, и отпустил все войска свои, каждого в свое место, кроме войск чужеземных, которые он нанял с островов чужих народов, за что все войска отцов его ненавидели его».

Но, войдя в мирные отношения с Димитрием, Ионафан просил его, «чтобы он вывел оставленных им в Иерусалимской крепости и укреплениях, ибо они нападали на Израиля». Димитрий обещал ему исполнить его просьбу, но, воспользовавшись его поддержкой против возмутившихся жителей Антиохии, он оказался неблагодарным, «он солгал во всем, что обещал, и изменил Ионафану и не воздал за сделанное ему добро и сильно оскорбил его».

В это время «Трифон, один из прежних приверженцев Александра, видя, что все войска ропщут на Димитрия, отправился к Емалкую Аравитянину, который воспитывал Антиоха, малолетнего сына Александрова, и настаивал, чтобы он выдал его ему, дабы сделать его царем вместо него, и пробыл там много дней. После того возвратился Трифон и с ним Антиох, еще очень юный; он воцарился и возложил на себя венец. И собрались к нему все войска, которые распустил Димитрий, и начали воевать с ним, и он обратился в бегство, и был поражен. И взял Трифон слонов и овладел Антиохиею».

Тогда Ионафан, освобожденный от обязательств в отношении обманувшего его Димитрия и отозвавшись на приветственное письмо к нему от юного Антиоха, перешел на его сторону и выступил в поход против Димитрия, окончившийся поражением до трех тысяч иноплеменников, после чего Ионафан возвратился в Иерусалим. «Видя, что время благоприятствует ему, он избрал мужей и послал в Рим установить и возобновить дружбу с Римлянами».

«Между тем Трифон домогался сделаться царем Азии и возложить на себя венец и поднять руку на царя Антиоха». Но опасаясь, чтобы Ионафан не воспрепятствовал ему в этом, он залучил его в Птолемаиду, обманом убедив его распустить почти все бывшее при нем войско. «Но как скоро вошел Ионафан в Птолемаиду, Птолемаидяне заперли ворота и схватили его, и всех вошедших с ним убили мечом».

Услышав о бедствии, постигшем его брата, Симон прибыл в Иерусалим, собрал народ и предложил встать во главе войска, чтобы, подобно братьям своим, пожертвовать жизнью своей ради спасения отечества.

«И воспламенился дух народа, как только услышал он такие слова; и отвечали громким голосом, и сказали: ты — наш вождь на место Иуды и Ионафана. Веди нашу войну, и, что ты ни скажешь нам, мы все сделаем».

Когда Трифон вступал в землю Иудейскую с большим войском, то с ним был и Ионафан под стражей, но, увидев значительное против себя их ополчение, он предложил иудеям освободить Ионафана на том условии, чтобы они ему выдали сто талантов серебра и двух сыновей Ионафана в заложники.

Послал ему Симон детей и сто талантов, «но Трифон обманул его и не отпустил Ионафана». Когда же двинулся дальше, разоряя страну, то, приблизившись к Васкаме, «умертвил Ионафана, и он погребен там. И возвратился Трифон и ушел в землю свою».

«Тогда Симон послал и взял кости Ионафана и похоронил их в Модине, городе отцов своих. И оплакивал его весь Израиль горьким плачем, и сокрушались о нем многие дни.

Трифон же с коварством отправился в путь с юным царем Антиохом и убил его, и воцарился вместо него, и возложил на себя венец Азии, и произвел великое поражение на земле».

Симон между тем строил крепости в Иудее и складывал в них съестные запасы, готовясь к войне. Нашел он также уместным обратиться к Димитрию с просьбой сделать «облегчение стране, ибо все деяния Трифона были грабительские». Димитрий отозвался ему вполне сочувственным письмом, готовностью заключить с иудеями полный мир и согласием на его просьбы облегчения народа иудейского. С этих пор Симон, признанный первосвященником и вождем народа, пользовался независимостью: «Снято было иго язычников с Израиля; и народ Израильский в переписке и договорах начал писать: первого года при Симоне, великом первосвященнике, вожде и правителе Иудеев».

Симон очистил от осквернения святые места, восстановил строгое соблюдение законов Моисеевых. Под его управлением народ отдохнул; все укрепленные места были взяты обратно и усилены, союз с римлянами был подтвержден. «Иудеи спокойно возделывали землю свою, и земля давала произведения свои и дерева в полях — плод свой».

После того как «Симон принял и согласился быть первосвященником и военачальником и правителем Иудеев и священников и начальствовать над всеми», решено было на народном совещании «начертать запись на медных досках и поставить их в ограде храма на видном месте, а списки с них положить в сокровищнице, чтобы имел их Симон и сыновья его».

(1 Мак. 9, 23—25, 27—32, 36—37, 41, 43, 49, 55—57, 73;
10, 6, 12, 16, 20—21, 28, 46—47, 54, 58, 86—89; 11, 12,
16—17, 27, 38, 41, 53, 39, 54—56, 74; 12, 1, 39, 48; 13,
7—9, 19, 23—26, 31—32, 34, 41—42; 14, 8, 47—49)

Одновременно с упомянутыми событиями «царь Димитрий собрал войска свои и отправился в Мидию, чтобы получить помощь себе для войны против Трифона. Но Арсак, царь Персидский и Мидийский, услышав, что Димитрий пришел в пределы его, послал одного из военачальников своих взять его живого. Тот отправился и разбил войско Димитрия, взял его и привел к Арсаку, который заключил его в темницу».

В то же время царь Антиох, «сын царя Димитрия, (прислал) письма с островов морских к Симону и всему народу», в которых предлагал войти в союз с ним и утверждал при этом преимущества, дарованные Симону прежде того царями Сирийскими. Симон принял эти предложения, и так как Антиох готовился выступить тогда против Трифона, то Симон послал к нему в подкрепление «две тысячи избранных мужей, и серебро и золото, и довольно запасов», однако же Антиох, предубежденный против иудеев, вероятно, вестью от римлян о сближении с ними, изменил свое отношение к Симону, «не захотел принять доставляемое ему и отверг все, в чем прежде условился с ним, и отчуждился от него».

«И послал к нему Афиновия, одного из друзей своих», с требованием, чтобы иудеи возвратили «города, которые они взяли, и дани с тех мест, которыми они овладели вне пределов Иудейских». Но Симон отвечал на это: «Мы ни чужой земли не брали, ни господствовали над чужим, но владеем наследием отцов наших, которое враги наши в одно время неправедно присвоили себе. Мы же, улучив время, опять возвратили себе наследие отцов наших».

Разгневанный ответом Симона, царь приказал военачальнику Кендевею идти войной против Иудеи; сам же царь погнался за Трифоном, который, «сев на корабль, убежал в Орфосиаду».

Когда Симон узнал, что «пришел Кендевей в Иамнию, и начал вызывать на бой народ и вторгаться в Иудею и брать народ в плен и убивать», то, не быв в состоянии, по причине старости, лично руководить своим войском, он поставил во главе его двух сыновей своих, Иуду и Иоанна. Сражение кончилось победой иудеев, «Кендевей обратился в бегство и войско его, и пало у них много раненых, остальные же бежали в крепость». С тех пор иудеи окончательно освободились от власти над ними царей Сирийских.

Спустя некоторое время низкая измена нарушила мирное течение жизни, установившееся в правление Симона: зять первосвященника, Птоломей, поставленный военачальником на равнине Иерихонской, замыслил погубить Симона и его сыновей и овладеть страною. И в то время, когда «Симон, посещая города страны и заботясь о потребностях их, пришел в Иерихон, сам и Маттафия и Иуда, сыновья его, то с коварством принял их радушно Птоломей в небольшую, устроенную им крепость, называемую Док. И сделал для них большой пир, и спрятал там людей». И в разгар пира Птоломей и бывшие при нем убили Симона «и двух сыновей его и некоторых из служителей его».

«Так совершил Птоломей великое вероломство и воздал за добро злом». Потом написал он об этом царю и просил прислать ему войско на помощь, обещая предать ему «страну их и города».

Одновременно он пытался овладеть Иерусалимом, «но некто, прибежав к Иоанну в Газару, известил его, что отец его и братья умерщвлены и что Птоломей послал убить и его».

«Услышав об этом, Иоанн весьма смутился и, схватив мужей, пришедших погубить его, убил их» и, возвратясь в Иерусалим, признан был первосвященником и вождем народа иудейского.

(1 Мак. 14, 1—3; 15, 1, 26—28, 30, 33—34, 37, 40; 16, 8, 14—18, 21—22)

Многочисленными победами своими Иоанн также содействовал расширению земли Иудейской, и под управлением потомков Маккавеевых самостоятельность ее продолжалась от 143 до 64 года до Рождества Христова. В этом же году, пользуясь наставшими в Иудее смутами и раздорами при несогласиях между самими Маккавеями, ссорящимися из-за царской власти, могущественные римляне овладели страною и уничтожили в ней царскую власть. Таким образом, скипетр выпал из рук царей из колена Иудина, по предсказанию праотца их Иакова.

Римляне поставили правителем над Иудеей идумеянина Антипатра. По смерти же его сын его Ирод, приобретший своими происками доверие римлян, облечен был царской властью, хотя и в зависимости от Римского императора. Он возбудил общую ненависть к себе, ознаменовав свое правление коварством, предательством и преступлениями. Поэтому он сделался подозрительным и с жестокостью относился к народу, положение которого сделалось тогда снова нестерпимо тяжелым. Но, к утешению их, к этому времени сводились все чаяния их и надежды на скорое исполнение предсказаний о пришествии Спасителя. Царей не стало из рода Иудина; седмины Данииловы приходят к концу... Народ преисполняется ожиданием Великого Пророка. Иные ожидают его в лице царя, который доставит иудеям высшее земное могущество; другие же прозирают из священных книг истинное значение воплощения Сына Божия на земле.

27 февраля 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×