Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник |
Размышляя о двух русских святителях, не забудем, как много их объединяет. Оба принадлежат к исихастской традиции – весьма важное обстоятельство. Исихастская духовность изначально обреталась в средоточии монашеского опыта. Ее благотворное влияние вышло за монастырские ограды, распространилось и распространяется по благочестивым семьям. И это благодаря трудам таких подвижников как святые Игнатий и Феофан. Они умели своим личным примером, своим мудрым словом привить многим людям память Божию, то есть кратенькое, но частое молитвенное поминание Бога. Такая молитва у христианина проходит красной нитью от утра до ночи, изо дня в день. Путеводная нить молитвы постоянно выводит человека ко Христу, человек учится жить перед Лицом Божиим. За это научение святителям российским – земной поклон.
Конечно, все люди разные. И святые тоже. Для наших святителей характерен своеобразный язык. И если одним по душе живой яркий слог Феофановых писем, то другим – суховато-сдержанные трезвенные Игнатиевы увещания. Откровенно говоря, мне и то, и другое близко. Как сравнивать святых наших архипастырей? По количеству оставленного письменного наследия? Сейчас начат выпуск полного собрания творений святителя Феофана в 40 томах. У святителя Игнатия много меньше, несколько книг. Что из этого следует? Может, один был трудолюбивее другого? Нет.
Оба святителя любили Евангелие и Отцов-аскетов, трудились и строили свою жизнь на прочном апостольско-святоотеческом основании. И, говоря языком протоиерея Георгия Флоровского, у каждого из них сложился свой патристический синтез. Это значит, что, слагая в сердце учения многих Отцов, каждый приходил ко внутреннему единству в их понимании. В этом понимании христианства главное было у обоих – общим. А по второстепенным вопросам оказывались расхождения, вполне допустимые. Сходства и различия в учении святых мы найдем в XIX и в XIV веке, и в VII веке. Не будь в церковной традиции допустимого разномыслия, патрологи не могли бы говорить об учении святителя Григория Паламы и учении преподобного Максима Исповедника, но только – о некоем обобщенно- слитном святоотеческом учении. Поэтому расхождение в отдельных вопросах у святых Игнатия и Феофана не обязательно должно пониматься как непримиримое противоборство двух авторов. И не надо считать его досадным событием прошлого, которое мы обязаны растолковать так, чтоб вышло полное совпадение мнений у двух наставников духовной жизни.
История поучительная и к нашей теме имеет отношение. До каких пор мы будем соизмерять двух наших святителей? Пока они сами не вразумят нас о своем равном перед Богом достоинстве? Или мы уже сейчас имеем все основания для вывода: каждого из двух святителей трудно переоценить (и не следует преуменьшать его значимость). Каждый из них так высоко поднялся по ступеням духовного восхождения и столь многим помог подняться, что значимость святых Феофана и Игнатия выходит за рамки напрашивающихся сопоставлений.
Нет какого-то особого смысла устанавливать и отстаивать первенство того или иного святителя. Вот первоверховные Апостолы Петр и Павел, кто из них двоих первоверховнее? В ответ на подобный вопрос легко развернуть целую цепочку рассуждений: святой Петр гораздо раньше Павла пришел к Христу, созерцал фаворский Свет, но Апостол Павел в Антиохии противостал (греч. антестин) Апостолу Петру по вопросу соблюдения Моисеева закона и был, видимо, прав (Гал 2:11-16)... Не будем вдаваться в эти рассуждения полемического характера, потому что сама формулировка: «Кто первоверховнее?» – некорректна. Думается, подобным образом не вполне корректно и сравнение святителей Игнатия и Феофана на предмет верховенства одного из них. Предпочтительнее потратить время и силы, вчитываясь, вдумываясь в наставления святителей, и, главное, стараясь понемногу жить их наставлениями. Жить, как они учили нас – во Христе.
А чего разочаровались? Свт. Игнатий повторил учение Церкви об исповеди и покаянии. Если вы утаиваете грехи на Исповеди, то это Таинство
и прочие
таинства уже принимаете себя в осуждение и духовная жизнь тогда становиться невозможной. А следовательно, невозможно и спасение души. И тогда действительно
смысла нет ни в посте, ни молитве.
Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь.
Даже помысла нет сравнивать.
Сердце отвечает теплотой на слова и одного,и другого.
Молите Бога о нас,святые угодники Феофан и Игнатий,да достанется нам хоть махонькая капелька вашего разумения.
Святителю Игнатия моли Бога о нас грешных и не достойных.
Слава Богу за все!
Я буквально заставляю себя молиться по утрам,прочесть кофизму из псалтири, главу из Евангелия, зайти на православный сайт, почитать там полезное для души, найти и загрузить полезную информацию на свой православный сайт, почитать научную информацию для улучшения своих сайтов, а кроме всего этого меня ждут дела по дому, помощь внуку, изучение английского языка в преддверии Олимпийских игр в нашем городе Сочи. В итоге, вечерние молитвы не читаю, спать ложусь в два и много позже ночи.
Где другие православные христиане берут время ещё и для обсуждений величия святых отцов - большой вопрос для меня?
Мне приходится понуждать себя быть правильной христианкой, я просто устаю и не успеваю сделать больше того, что описала. А по большому счёту, желательно и навестить больных, помочь нуждающимся, пойти на литургию, побольше почитать и так далее.
На обсуждение явно не останется времени, успеть бы сделать то что написано выше.
Прошу простить, если мои слова кого - то обидели.
Правильно над нами - православными в интернете потешаются. Может некоторым стыдно станет, на себя со стороны посмотрят.
Не может слуга быть выше господина своего, а ученик выше учителя! Но навыкшим "питаться молоком" потребна уже и "твердая пища" и чем "разнообразней", тем лучше.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
МОЛИТВАМИ СВЯТЫХ ОТЕЦ НАШИХ, ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, ПОМИЛУЙ НАС!
И правильно сказано в конце статьи: Предпочтительнее потратить время и силы, вчитываясь, вдумываясь в наставления святителей, и, главное, стараясь понемногу жить их наставлениями. Жить, как они учили нас – во Христе.
приятноe для души чтение.
Мне всегда апостол Павел нравился своей прямотой.
Мы уже совсем обезумели! Вместо борьбы с личным грехом, мы боремся друг с другом в вопросе, который для нашего спасения не имеет никакого значения!
У Феофана Затворника есть прекрасная книга "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться", у Игнатия Брянчанинова - "О прелести" и т.д и т.п.
Каждый святитель внес свой вклад, и нам ли, живущим грехом, о них судить?!
Разве Христос сказал, что спасется тот, кто сможет определить кто из угодников выше/больше/святее?!
Насколько верны слова, что можно всю жизнь ходить в Цекровь и быть далеко от нее - ибо Духа Святаго нет в таком человеке!
Вот о чем нужно задуматься. Вот что страшно!
Безумен человек - ни в этой временной жизни не "оторвется" по полной, ни в будущей ничего не обретет! Вот оно истинное безумие! Вот о чем плакать и с чем бороться нужно!
// его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра.читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина.
Ефрем Сирин. Слово на Великий Пяток. О Кресте и о разбойнике
И в этом слове нет не чего, о крещении разбойника водой истекшей из ребра.
Не хочу ни кого обидеть,просто возникает не вольный вопрос. А Вы хоть сами читали эти объяснения? И откуда вы это вообще взяли?
Православному
/// его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра.читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина.
1)Прочитал поучения Иоанна Златоуста: Избранные творения том 1, Беседы во дни страстной и светлой седмиц "О кресте и разбойнике". О крещении разбойника водою истекшей из ребра, там нет и в помине.
2) Ефрема Сирина не читал, а творений у него много. Если не трудно дайте ссылку именно по этой теме.
Что касается статьи, я с автором согласен, считаю сравнивать двух святителей просто не уместно.
В Гал 2 легко отметить те слова, которые указывают на «противостояние и расхождение», Ап. Павел пишет: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то Я ЛИЧНО ПРОТИВОСТАЛ ЕМУ, потому что он подвергался НАРЕКАНИЮ. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе С НИМ ЛИЦЕМЕРИЛИ и прочие Иудеи... когда Я УВИДЕЛ, ЧТО ОНИ НЕ ПРЯМО ПОСТУПАЮТ ПО ИСТИНЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ, ТО СКАЗАЛ ПЕТРУ ПРИ ВСЕХ: ЕСЛИ ТЫ, БУДУЧИ ИУДЕЕМ, ЖИВЕШЬ ПО-ЯЗЫЧЕСКИ, А НЕ ПО-ИУДЕЙСКИ, ТО ДЛЯ ЧЕГО ЯЗЫЧНИКОВ ПРИНУЖДАЕШЬ ЖИТЬ ПО-ИУДЕЙСКИ? …человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали… Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я СНОВА СОЗИДАЮ, ЧТО РАЗРУШИЛ, то сам себя делаю преступником». Ап. Петр принял эти слова кротко и в утверждал авторитет Ап. Павла, ставя его послания наряду с книгами Священного Писания. Итак, спорный вопрос о законе получил мирное завершение к пользе Церкви, что бы ни писали либеральные протестанты про «партии Павла и Петра». Надеюсь, что и споры вокруг творений свят. Игнатия и Феофана утихнут к нашей общей пользе, а любовь к святителям и Апостолам разгорится сильнее.
Согласен: ссылки на святых не оправдывают нас, если мы хотим думать вопреки догматам. И все-таки даже святые, будучи едины в вопросах принципиальных, спорили по вопросам второстепенным или таким, о которых на тот момент не было выражено единодушное суждение Церкви. Отрывок из Гал 2 это подтверждает, если обратиться к толкованиям святых писателей церковных. Блаж. Иероним Стридонский писал о «мнимом разногласии» (simulata contentio) между Ап. Петром и Павлом по вопросу соблюдения Моисеева закона, а блаж. Августин считал разногласие не мнимым. Отсюда бы можно перейти к выяснению, кто блаженнее – св. Августин или св. Иероним? Но не стоит, видимо, не стоит и отрицать, что было разногласие у двух блаженных, двух первоверховных, двух святителей. Было, но прошло. Было, но они оставались согласны в главном: вера в Христа, доверие Библии, истинам догматического значения...
Смею заметить, что вопрос границ Церкви решался Отцами по разному. Помните в Евангелии Господь сказал: "Кто не против вас тот с вами". Это как раз на эту тему. У св. Феофана есть статья "О Православии и прегрешениях против него" (или примерно так). Там он излагает свою позицию, сводящуюся к тому, что Господь независтно изливает свою благодать на ВСЕХ, а человек пребывающий в заблуждении становиться к ней невосприимчив в такой степени, в какой его догматическое сознание отходит от Православия (касается и людей видимо пребывающих и в церковной ограде). Господь ищет спасения грешника, а не предлога, чтобы "вырубить ему газ", как некоторые политики. Католичество потеряло духовное рассуждение и цельность предания, тем не менее отдельные подвижники и богословы, следуя Отцам или местному преданию, или правильной интуиции могли оказаться вполне православны. Если бы так не было творения преп. Максима Грека, Никодима Святогорца, святителей Дмитрия Ростовского, Тихона Задонского и саого св. Феофана не изобиловали бы явными и неявными цитатами западных авторов. Почитайте "Пути русского богословия" Флоровского, увидите откуда что берется.
Несомненное преимущество творений святителя Игнатия (по крайней мере единственного прижизненного издания в 4-х томах) в том, что статьи, собранные в них были пересмотрены и откорректированы самим святителем в последние годы его жизни.
Что касается творений святителя Феофана, то среди огромного их количества есть вещи очень разного уровня и прежде чем, что-либо читать, надо еще разбираться когда это было написано.
Профессор А.И.Осипов часто говорит то,что не соответствует учению Церкви. Вам следует помнить, что если слепой ведёт слепого, то ОБА упадут в яму. Упадут ОБА,даже если один из них профессор. Поэтому ищите правды Божией, а не "гуманистов" слушайте.
Никаких "технических" преград для Бога нет,Богу всё возможно. Мiром правит Бог, нет слепого случая. Почитайте внимательно в Деяниях о крещении евнуха-ефиоплянина (гл.8,26-40) и о крещении сотника Корнилия (гл.10). Если кто может наследовать спасение, то Бог посылает и ангелов, и человеков.
В случае с сотником Корнилием наглядно видно, что никакими одними якобы "добрыми" делами человек не спасётся. В книге Деяний видим, что тот, кто уверовал во Христа сразу принимал крещение.
А то, что без крещения спастись нельзя сказано Христом в беседе с Никодимом (от Иоанна гл.3,3-7).
Если кто-то не сподобился в жизни земной крещения, то это значит, что человек выбрал путь погибели, и крещение ему не нужно. Только не надо приводить пример с младенцами. Человек от зачатия признаётся как личность в Церкви, а значит имеет свою свободную волю, и Бог видит куда эта воля направлена. Без крещения и Церкви спастись нельзя, это относится и к младенцам.
Ответы на вопросы нужно искать в границах Священного Писания, а не по принципам "гуманизма".
Разделяя человечество на ветхозаветное и новозаветное, я имел в виду то, что до воскресения Христова все души усопших попадали а ад, в том числе и души ветхозаветных праведников.
Как раз это обсуждать и не странно, тем более на этом сайте.
Исходя из Ваших доводов делается вывод, что ДО воскресения Христа все человечество было ветхозаветное, а ПОСЛЕ воскресения Христа все человечество стало новозаветным.Как известно апостолы вышли проповедовать после воскресения Христова, и проповедовали они годами, а до славян христианство вообще дошло через тысячу лет.
Теперь вопрос: А как быть с народами которые Христа вообще не знали, так как апостолы по техническим причинам не могли донести до них слово божие (дальность расстояния,периоды гонений и т.д.),но исходя из ваших выводов, являлись человечеством новозаветным и естественно находились вне церкви? Вы действительно считаете, что Творец дал этим людям короткий миг бытия, при этом зная, что они все отправятся в гиену огненную?
Рекомендую А.И. Осипов
http://www.aosipov.ru/
Спасение вне Церкви
Московская духовная семинария, 1998 - 1999
///Кто Вам сказал, что вне церкви спастись нельзя?///
Христос, Церковь Христова.
читайте Библию и Святых Отцов (Предание Церкви)
///Первым в рай вошёл разбойник.И кто его крестил?///
его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра.
читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина.
/// И какие догматы он знал? ///
Он исповедал Христа - Богом-Творцом.
///А в рай попал по милости божьей , ещё до образования самой церкви.///
все попадают по милости.
но милость можно отвергнуть, отвергнув Бога, отвергнув Его заповеди - о Крещении, о послушании Церкви, о необходимости веры и т.д.
У латинян другой Символ Веры, другая вера. Они верят в другую "Троицу". Они верят в другого "Бога". Латиняне не просто в расколе пребывают, они еретики. А ересь содержит в себе богохульство. Ересь -- смертный грех.
Любые еретики не являются христианами.
И совсем не нужно по поводу каждой ереси созывать Вселенский Собор. Латиняне подпадают под общие анафемы Вселенских Соборов, принимавших догматы в таком виде -- "аще кто не верует так–то, да будет анафема".
Разве может быть, отец Петр, в богохульной латинской ереси "духовность" и "православие" ?
Нужно следовать догматам Церкви, а не "гуманизму", который отвергает Христа.
Вне Церкви Христовой -- нет спасения, и это известно любому православному. Это даже как-то странно обсуждать на этом сайте.
Вы не смешивайте ветхозаветное человечество с новозаветным.
Благоразумный разбойник умер ДО воскресения Христова. Разбойник принадлежит, как мне думается, к ветхозаветному человечеству. Разбойник умер после Христа, но он умер ДО воскресения Христова и не нуждался в крещении, по моему личному мнению.
А в рай разбойник вошёл потому, что имел веру во Христа и ПОКАЯНИЕ. Некоторые люди говорят, что разбойник вошёл в рай только по милости Божией. Но у Бога нет лицеприятия. Благоразумный разбойник явил веру во Христа и принёс ПОКАЯНИЕ.
И лично я думаю, что в рай разбойник вошел также как и ветхозаветные праведники -- через АД, из которого его вывел Христос вместе с другими.
Кто Вам сказал, что вне церкви спастись нельзя?
Первым в рай вошёл разбойник.И кто его крестил? И какие догматы он знал? А в рай попал по милости божьей , ещё до образования самой церкви.
Согласен с автором: за научения обоим святителям - земной поклон.
вера их Православная, Святоотеческая.
во всех Догматах веры они были абсолютно едины.
(поэтому сравнивать современных "богословов" с ними глупо).
и неужели люди нашли здесь повод к спору???
хотелось бы заметить немного другое, точнее акцентировать внимание на ином:
современные люди, ссылаясь на некое разногласие этих 2-ух великих Святых во второстепенных (если не в третьестепенных) вопросах пытаются найти оправдание своему лжеверию и своеволию: мол, святые спорили и мы значит имеем право думать, как хотим.
только вот современные люди забывают в чем были разногласия(а также забывают что они не святые, и не Епископы). современные люди спорят с Догматами веры, отвергают веру святых. что просто не мыслимо было и для святителя Феофана и для святителя Игнатия.
вот это проблема, да.
P.S.
***но Апостол Павел в Антиохии противостал (греч. антестин) Апостолу Петру по вопросу соблюдения Моисеева закона и был, видимо, прав (Гал 2:11-16)...***
о.Павел - прочитайте толкование Святых Отцов на этот Библейский стих и вы поймете что никакого "противостояния" или "расхождения" у первоверховных Апостолов не было.
С чего он вообще допускал возможность спасения латинян ?
Вне Церкви спастись нельзя, а латиняне вне Церкви.
Или он не знал, принадлежат ли латиняне Церкви ?
Но это православный человек ДОЛЖЕН знать по вере своей, так как ВЕРА В ЦЕРКОВЬ -- это догмат, который находится в Символе Веры.
И вера истинная проявляется в УЗНАВАНИИ Бога, в УЗНАВАНИИ Христа, в УЗНАВАНИИ Церкви Христовой. Если человек по вере своей НЕ знает, где Церковь Христова , то он НЕ имеет полноты веры.
Только сейчас очень часто отсутствие православной веры толкуют как "высокое богословие".
"Сегодня день рождения любимого нами Игнатия Брянчанинова. Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана Говорова (да простит мне св. владыка) — работы школьника по сравнению с творениями епископа Игнатия (Брянчанинова)".
Для того, чтобы соизмерять святителей, необходимо достичь сопоставимого уровня святости. А так - это досужие споры.
Святитель Феофан, моли Бога о нас грешных!