Православный календарьПравославный календарь
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.

Письмо о цензуре в России

Пользуюсь вашим любезным дозволением, чтобы пред­ставить на суд ваш некоторые суждения, связанные с пред­метом нашей последней беседы. Конечно, нет никакой необ­ходимости еще раз выражать мое искреннее приятие изложенного вами замысла и уверять вас в серьезности мо­его намерения споспешествовать его осуществлению всеми доступными мне средствами, если возникнет попытка во­плотить его в жизнь. Но именно для лучшего достижения этой цели посчитаю своим долгом прежде всего откровенно объяснить вам мой взгляд на вопрос. Разумеется, речь не идет здесь о моих политических убеждениях. Это было бы ребячеством: в наши дни по части политических воззрений все здравомыслящие люди придерживаются приблизитель­но одинакового мнения; различие заключается лишь в боль­шей или меньшей проницательности при осознании проис­ходящего и оценке должного будущего. Именно в степени истинности таких оценок и надлежало бы прежде всего най­ти взаимопонимание. И если правда (как вы сказали, доро­гой князь), что практический ум в известных обстоятельст­вах может желать лишь осуществимого по отношению к личностям, то не менее истинно для действительно практи­ческого ума и то, что недостойно желать чего-либо вне ес­тественных условий его существования. Но перейдем к делу.

Если среди всех прочих есть истина, вполне очевидная и удостоверяемая суровым опытом последних лет, то она не­сомненно такова: нам было строго доказано, что нельзя че­ресчур долго и безусловно стеснять и угнетать умы без зна­чительного ущерба для всего общественного организма. Кажется, всякое ослабление и заметное умаление умствен­ной жизни в обществе неизбежно оборачивается усилением материальных аппетитов и корыстно эгоистических ин­стинктов. Даже сама Власть не может длительно избегать неудобств подобного образа правления. Вокруг сферы ее пребывания образуется пустыня, огромная умственная пус­тота. И правящая мысль, не находя вне себя ни контроля, ни указания, ни какой-либо точки опоры, в конце концов при­ходит в смущение и изнемогает под собственным бременем еще до того, как она падет по роковому стечению событий. К счастью, этот суровый урок не пропал даром. Прямодушие и благосклонная натура царствующего Императора позволили понять необходимость ослабления чрезмерной строгости предшествующего правления и дарования умам недостающего им воздуха...

Итак, говорю это с полным убеждением, тому, кто с тех пор в целом следил за умствен­ной деятельностью, как она выразилась в литературном движении страны, невозможно не поздравить себя с отрад­ными последствиями этой перемены. Как и всякий другой, я вижу слабые стороны, а подчас и даже отклонения текущей литературы, но нельзя ей по праву отказать в одном, весьма существенном достоинстве: как только ей была пре­доставлена некоторая свобода слова, она постоянно стреми­лась по возможности лучше и вернее выражать саму мысль страны. К очень живому осознанию современной действи­тельности и нередко к весьма замечательному таланту в ее изображении она присоединяла не менее горячую заботли­вость о всех насущных нуждах, о всех интересах, о всех яз­вах русского общества. Как и сама страна, из предстоящих усовершенствований она была поглощена лишь теми, что возможны, практически осуществимы и ясно указаны, не дозволяя отдать себя в плен утопии, этому исключительно литературному недугу. Если в войне против злоупотребле­ний литература иногда увлекалась и доходила до очевидных преувеличений, то, надо заметить к ее чести, она в этом усердии никогда не отделяла в своей мысли интересы Вер­ховной Власти от интересов страны: настолько она прони­клась серьезным и честным убеждением, что вести войну против злоупотреблений означает бороться с личными вра­гами Императора... Мне хорошо известно, что в наше время за подобными внешними проявлениями усердия часто скрываются весьма дурные чувства и таятся далеко не чест­ные намерения; но благодаря опыту, по необходимости при­обретаемому людьми нашего возраста, нет ничего легче, чем сразу же распознать эти хитроумные уловки, и такого рода фальшь уже никого не введет в заблуждение.

Можно утверждать, что теперь в России господствуют два, почти всегда тесно связанных друг с другом, чувства: раздражение и отвращение к неутихающим злоупотреблени­ям и священная вера в чистые, открытые и благосклонные намерения Государя.

Есть всеобщая убежденность, что никто сильнее Его не страдает от язв России и так решительно не желает их исце­ления; но нигде, наверное, она не проявляется столь полно и живо, как среди литераторов, и следует полагать долгом чес­ти использовать любой случай, чтобы громко провозгласить: нет, кажется, сейчас у нас общественного слоя, столь благого­вейно преданного Личности Императора.

Подобные оценки (не скрою), вероятно, могут вызвать не­доверие в некоторых кругах нашего официального мира. В этом мире всегда существовала какая-то предвзятость, со­мнения и нерасположения, что достаточно легко объясняет­ся особенностью его точки зрения. Встречаются люди, кото­рые разбираются в литературе так же, как полиция больших городов — в охраняемом ею населении, то есть знает лишь происшествия и беспорядки, коим иногда предается наш до­брый народ.

Нет, что бы ни говорили, но правительству до сего дня не приходилось раскаиваться в смягчении строгих уста­новлений, тяготивших печать. Однако все ли сделано в этом вопросе о печати? И по мере того как умственная дея­тельность становится более свободной, а литературное движение развивается, не ощущается ли с каждым днем на­стоятельнее необходимость и полезность высшего руко­водства печатью? Одна цензура, как бы она ни действовала, далеко не удовлетворяет требованиям создавшегося поло­жения вещей. Цензура служит ограничением, а не руковод­ством. А у нас в литературе, как и во всем остальном, речь должна идти, скорее, не о подавлении, а о направлении. Мощное, умное, уверенное в своих силах направление — вот кричащее требование страны и лозунг всего нашего со­временного положения.

Часто жалуются на дух непокорности и строптивости, от­личающий людей нового поколения. В таком обвинении есть значительное недоразумение. Вполне очевидно, что ни в ка­кую другую эпоху столько энергичных умов не оставалось не у дел, тяготясь навязанным им бездействием. Но эти же са­мые умы, среди коих рекрутируются противники Власти, весьма часто расположены к союзу с ней, как только она изъ­явит готовность возглавить их и привлечь их к своей актив­ной и решительной деятельности. Именно эта истина, под­твержденная опытом и наконец-то признанная, во многом способствовала, со времени последних революционных кри­зисов в различных странах Европы, заметному изменению отношений Власти и печати. И, дорогой князь, здесь я позво­лю себе привести в поддержку моих слов свидетельство ва­ших собственных воспоминаний.

Вы, как и я, знали Германию до 1848 года и должны по­мнить, каково было тогда отношение печати к немецким пра­вительствам, сколько желчи и неприязни содержалось в ее оценках их деятельности, сколько беспокойств и забот она им причиняла.

И как же произошло, что ныне это враждебное распо­ложение большей частью исчезло и сменилось совсем иным?

Сегодня те же самые правительства, которые смотрели на печать как на неизбежное зло и вынужденно, хотя и с нена­вистью, принимали ее, стали искать в ней вспомогательную силу и использовать ее как инструмент для решения собст­венных задач. Я привожу этот пример лишь для того, чтобы доказать, как в уже достаточно пораженных революцией странах умное и энергичное руководство постоянно находит умы, готовые признать его и следовать за ним. Впрочем, я не менее многих ненавижу, когда речь заходит о наших интере­сах, все эти пресловутые сравнения с происходящим за гра­ницей: почти всегда лишь наполовину понятые, они нам при­несли слишком много вреда, чтобы склонить меня ссылаться на их авторитет.

У нас, слава Богу, совсем другие инстинкты и требования, нуждающиеся в удовлетворении; наши убеждения менее ис­порчены и более бескорыстны, и они могли бы отозваться на призыв Власти.

В самом деле, несмотря на настигающие нас недуги и ка­лечащие пороки, в наших душах еще сохраняются (нельзя не повторять это неустанно) сокровища разумной доброй воли и самоотверженного деятельного духа, которые только и ожидают сочувствующего руководства, способного их при­нять и признать. Одним словом, если правда, о чем часто го­ворят, будто Государство так же много печется о душах, как и Церковь, то нигде эта истина не является столь очевидной, нежели в России, и нигде (нельзя не признаться) это госу­дарственное призвание не могло быть столь легко исполни­мым. Вот почему у нас встретили бы с единодушным одобре­нием и удовлетворением намерение Власти, в ее отношениях с печатью, взять на себя серьезно и честно понимаемое управление общественным сознанием и отстаивать свое пра­во руководить умами.

Но, дорогой князь, сейчас я пишу не полуофициальную статью, а доверительное и откровенное письмо, в котором оговорки и недомолвки выглядели бы смешно и неуместно.

Посему я постараюсь точнее объяснить, на каких условиях, по моему мнению, Власть могла бы считать себя вправе воз­действовать таким образом на умы.

Прежде всего необходимо рассмотреть положение страны в настоящее время, когда она озабочена весьма тягостными, но законными духовными интересами, находится между про­шлым, богатым поучительными уроками (это так), и вместе с тем обескураживающими опытами и чреватым проблемами будущим.

Затем следовало бы во взгляде на нашу страну решить­ся признать то, что родители, видящие вырастающих на их глазах детей, с таким трудом осознают: наступает зрелый возраст, когда мысль тоже взрослеет и требует к себе соот­ветствующего отношения. А для завоевания нравственного влияния на достигшие зрелости умы, без чего нельзя помы­шлять о возможности руководить ими, следовало бы преж­де всего вселить в них уверенность, что по всем значитель­ным вопросам, заботящим и волнующим сейчас страну, в высших сферах Власти имеются если и не совсем готовые решения, то, по крайней мере, твердые убеждения и це­лостное воззрение, связное во всех своих частях и последо­вательное.

Конечно, речь идет не о дозволении публике вмешиваться в совещания Государственного совета или определять совместно с печатью правительственные меры. Существен­ная задача заключается в том, чтобы Власть сама в доста­точной степени удостоверилась в своих идеях, прониклась собственными убеждениями, испытала потребность распро­странять их влияние и внедрять как элемент возрождения, как новую жизнь в сердцевину народного сознания. Власти надо понять как весьма существенную задачу, что в услови­ях тяготящих нас непосильных трудностей правительство как таковое ничего не сможет сделать ни во внутренней, ни во внешней политике, ни для своего блага, ни для нашего без сокровенной связи с самой душой страны, без полного и повсеместного пробуждения всех ее нравственных и умст­венных сил, без их искреннего и единодушного содействия общему делу.

Одним словом, следовало бы всем — и обществу, и прави­тельству — постоянно говорить и повторять, что судьбу Рос­сии можно сравнить с севшим на мель кораблем, который ни­какими усилиями команды нельзя сдвинуть с места, и только приливная волна народной жизни способна снять его с мели и пустить вплавь.

По моему мнению, вот во имя такого начала и чувства Власть могла бы теперь овладеть сердцами и умами, взять их, так сказать, в свои руки и вести куда ей угодно. С этим зна­менем они пошли бы за ней всюду.

Излишне говорить, что я совсем не стремлюсь для этого превратить правительство в проповедника, возвести его на кафедру для поучений перед безмолвным собранием. Ему следовало бы внести свой дух, а не свое слово в ту честную пропаганду, которая осуществлялась бы под его покрови­тельством.

И поскольку первым условием успеха при желании убе­дить людей является умение привлечь внимание слушателей к собственным словам, то, разумеется, для успеха этой спаси­тельной пропаганды необходимо не только не стеснять сво­боду прений, но, напротив, делать их настолько серьезными и открытыми, насколько позволяют складывающиеся в стра­не обстоятельства.

Ибо надо ли в тысячный раз настаивать на факте, очевид­ность которого бросается в глаза: в наши дни везде, где свобо­ды прений нет в достаточной мере, нельзя, совсем невозмож­но достичь чего-либо ни в нравственном, ни в умственном отношении.

Я знаю, как трудно (если не сказать невероятно) в по­добных вопросах с должной степенью точности выразить свою мысль. Например, как определить, что следует разу­меть под достаточной мерой свободы прений? Эта мера, по сути подвижная и произвольная, весьма часто может определяться лишь самыми сокровенными и индивидуальными сторонами наших убеждений, и надлежало бы, так сказать, знать всего человека, чтобы верно понимать смысл, вкладываемый им в слова при обсуждении таких проблем. Что касается меня, то я, как и многие, более тридцати лет следил за этим неразрешимым вопросом о печати во всех превратностях его изменчивой судьбы. И вы меня обяжете, дорогой князь, если поверите, что после столь длительного изучения и наблюдения сей вопрос не мог бы не стать для меня не чем иным, как предметом самой беспристрастной и самой холодной оценки. Поэтому у меня нет ни предвзятости, ни предубеждений против всего того, что к нему относится; я даже не испытываю особой враждебности к цензуре, хотя она в последние годы тяготила Россию как истинное общественное бедствие. Полностью признавая ее своевременность и относительную пользу, я в основном упрекаю ее за то, что в настоящее время она глубоко недостаточна для удовлетворения наших действительных нужд и подлинных интересов. Впрочем, вопрос не в том, он не заключается в мертвой букве уставов и предписаний, обретающих ценность лишь от оживляющего их духа. Весь вопрос состоит в том, как само правительство, в собственном сознании, рассматривает свои отношения с печатью; он, добавим, заключается в большей или меньшей доле законности, признаваемой за правом индивидуальной мысли.

А теперь, чтобы оставить наконец в стороне общие сооб­ражения и ближе коснуться нынешнего положения дел, поз­вольте мне, дорогой князь, сказать вам со всей откровен­ностью сугубо конфиденциального письма, что до тех пор, пока наше правительство существенно не изменит всего склада своих привычных мыслей на отношение к нему печати, так сказать не порвет с ним, у нас невозможно предпринять ничего серьезного и действительно полезного с надеждой на какой-то успех; и ожидание приобрести влияние на умы с помощью таким образом управляемой печати всегда оставалось бы лишь заблуждением.

А между тем надо бы иметь мужество взглянуть на во­прос в его подлинном виде, созданном обстоятельствами. Невозможно, чтобы правительство всерьез не озаботилось бы явлением, возникшим несколько лет назад и приобрета­ющим такие масштабы, значение и последствия которых ныне никто не смог бы предвидеть. Вы понимаете, дорогой князь, что я разумею учреждение русских изданий за грани­цей вне всякого контроля нашего правительства. Факт этот, бесспорно, важен, очень важен и заслуживает самого при­стального внимания. Бесполезно пытаться скрывать расту­щий успех сей литературной пропаганды. Нам известно, что сейчас Россия наводнена изданиями такого рода, их жадно ищут, они с необыкновенной легкостью переходят из рук в руки и уже проникли если и не в неграмотные народные массы, то, по крайней мере, в достаточно низкие слои обще­ства. С другой стороны, надо обязательно признаться, что, не прибегая к положительно притесняющим и тираниче­ским мерам, весьма трудно на самом деле воспрепятство­вать как ввозу и сбыту этих изданий, так и вывозу за грани­цу предназначенных для печати рукописей. Ну что же, на­беремся смелости и дадим себе отчет в истинном значении и важности рассматриваемого факта; это просто-напросто отмена цензуры, но ее отмена в пользу вредного и враждеб­ного влияния; и, чтобы быть в состоянии бороться с ним, постараемся понять, что составляет его силу и приносит ему успех.

До сих пор, когда речь заходит о русской печати за грани­цей, имеется в виду, как правило, лишь издание Герцена. Ка­кое значение имеет Герцен для России? Кто его читает? Слу­чайно ли его социалистические утопии и революционные происки привлекают к себе внимание? Но среди читающих его мало-мальски думающих людей найдутся ли двое из ста, кто вполне серьезно отнесся бы к его идеям и не счел бы их проявлением более или менее бессознательной мономании, им овладевшей? На днях меня даже уверяли, что люди, заин­тересованные в успехе и сохранении влияния издания Герце­на, весьма основательно убеждали его подальше отбросить весь революционный хлам. Не доказывает ли это, что его га­зета представляет для России нечто совершенно иное, неже­ли проповедуемые им идеи. И как же скрыть от себя, что его сила и влияние определяются в нашем представлении сво­бодными прениями, пусть и на предосудительных основани­ях (это так), на основаниях ненависти и пристрастия, но тем не менее достаточно свободных (к чему отрицать?) для включения в состязание и других мнений, более продуман­ных и умеренных, а отчасти и вовсе разумных. И теперь, ког­да мы удостоверились, где кроется секрет его силы и влия­ния, нам не составит труда определить свойства того оружия, которое необходимо для победы над ним. Очевидно, что газе­та, готовая возложить на себя подобную миссию, могла бы рассчитывать на какой-то успех лишь в условиях, хотя бы не­много сходных с условиями противника. Вам, дорогой князь, с вашей благожелательной мудростью, решать, как и в какой мере осуществимы подобные условия в нынешнем положе­нии, лучше меня вам известном. Разумеется, издатели не ис­пытывали бы недостатка ни в талантах, ни в усердии, ни в ис­кренних убеждениях. Но, откликаясь на обращенный к ним призыв, они прежде всего хотели бы увериться, что присо­единяются не к полицейскому труду, а к делу совести, и посе­му сочли бы себя вправе требовать всей необходимой свобо­ды, которую предполагает по-настоящему серьезная и плодо­творная полемика.

Соблаговолите взвесить, дорогой князь, захотят ли влия­тельные лица, которые возглавили бы учреждение такого издания и поддерживали бы его существование, предоста­вить ему необходимую степень свободы; не внушат ли, воз­можно, они себе, что из признательности за оказанное по­кровительство и в знак почтительной благодарности за свое привилегированное положение это издание, которое могло бы отчасти рассматриваться ими как их собственное, долж­но соблюдать еще большую сдержанность и осторожность, чем все другие в стране.

Но письмо слишком растянулось, и я спешу его закон­чить. Позвольте только, дорогой князь, добавить в заключе­ние несколько слов, коротко выражающих всю мою мысль. Осуществление замысла, который вы любезно мне сообщи­ли, кажется хотя и не легким, но, по крайней мере, возмож­ным, если бы все мнения, все честные и просвещенные убеждения имели право открыто и свободно составить мыс­лящее ополчение, преданное личным устремлениям Импе­ратора.

Примите уверения и проч.

Ноябрь, 1857

Федор Тютчев

Ф. И. Тютчев. Полн. собр. соч. - М.: Классика, 2003. - Т. 3

9 декабря 2003 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 38 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
виктор 2 сентября 2016, 11:52
Тютчев, это гений и пророк
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×