Могилевский Никольский монастырь: память Царственных страстотерпцев

Святыни Белой Руси

История могилевского Никольского женского монастыря начинается в XVII веке. Именно тогда знаменитому Киевскому митрополиту Петру Могиле удалось получить согласие короля Речи Посполитой Владислава IV на строительство в Могилеве храма во имя святителя Николая.

Вход в монастырь
Вход в монастырь
О самом Петре Могиле следует сказать особо. Для Западной Руси, включающей в себя как сегодня, так и в историческом прошлом практически все канонические территории Московского Патриархата, расположенные западнее нынешней европейской границы Российской Федерации, митрополит Петр Могила – личность весьма значимая и почитаемая. Да и не только для Западной Руси.

Петр имел большое влияние в Речи Посполитой уже хотя бы в силу того, что был из рода Могил – знаменитых молдавских и валашских господарей: он был сыном Симеона Могилы. Потеряв в 1612 году власть, Могилы нашли убежище в Речи Посполитой; Раина Могилянка, племянница Симеона Могилы, была замужем за Михаилом Вишневецким, польским магнатом, владевшим почти всей левобережной Украиной; их сын Иеремия Вишневецкий – известный государственный и военный деятель Речи Посполитой.

После недолгой военной службы Петр постригся в монахи, в 1627 году стал архимандритом Киево-Печерской лавры; он подчинялся напрямую Константинополю, а не Киевскому митрополиту. Уже в 1631 году архимандрит Петр основал в монастыре высшую духовную школу. Объединенная в 1632 году со школой Богоявленского братства, она стала знаменитой Киево-Могилянской коллегией (впоследствии – академией). Кстати, именно в этом учебном заведении получил образование Симеон Полоцкий, советчик царя Алексея Михайловича, воспитатель царских детей, человек, много сделавший для становления книгопечатания, богословия, развития театра, стихосложения и других искусств на Руси.

Петр Могила, укрепив свое положение, добился от Владислава IV и польского сейма признания права существования в Речи Посполитой Православной Церкви наряду с униатской. Он становится митрополитом Киевским и Галицким и всея Руси, патриаршим экзархом Константинопольского престола. Святитель развернул активную деятельность по восстановлению и строительству православных храмов, возвращению монастырей из униатства в Православие, изданию богословской православной литературы. Именно в этот период святитель Петр Могила и добивается разрешения на возведение храма в Могилеве.

Влияние Петра Могилы, признанного богословского авторитета, образованнейшего человека, владевшего в совершенстве латынью и хорошо греческим, было огромным. Это способствовало укреплению Православия в этих землях, но после его преждевременной кончины (он отошел ко Господу в 50-летнем возрасте) в 1647 году межконфессиональная ситуация в Речи Посполитой резко ухудшилась, приведя к знаменитому восстанию Богдана Хмельницкого. Не случайно барельеф Петра Могилы был помещен на известном памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Вот что сказал о Петре Могиле поэт и академик Санкт-Петербургской Академии наук А. Востоков: «Иноземец по рождению, но воспитанный народом и Церковью, которым он отдал всю свою жизнь, Могила более русский, чем всякий русский». В 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви митрополит Петр (Могила) был канонизирован как местночтимый святой, 8 декабря 2005 года было установлено общецерковное почитание святителя Петра. И он до сих пор почитаем народом в Румынии и Польше.

Свято-Никольский собор и колокольня
Свято-Никольский собор и колокольня
Но вернемся к истории могилевской Никольской обители.

В 1637 году в Могилеве, с разрешения короля Речи Посполитой, при епископе Сильвестре (Коссове) была построена временная деревянная Никольская церковь. Каменный храм начали возводить в 1669 году; в 1672 году он был завершен и освящен епископом Феодосием (Василевичем). Вскоре при храме возник женский монастырь. Но судьба его оказалась драматичной.

В начале XVIII века монастырь был разорен во время Северной войны шведскими войсками Карла XII. Война и пожары нанесли монастырю весьма серьезный ущерб, и в 1719 году оставшиеся монахини были переведены в Барколабовский монастырь, а Никольский был преобразован в мужской, который просуществовал до 1754 года. После упразднения монастыря его Никольский собор действовал как приходской храм до 1930-х годов.

В 1793 году при известном архиепископе Георгии (Конисском) рядом с неотапливаемым Никольским храмом начали строительство отапливаемой зимней церкви; оно было завершено в 1798 году. Тогда же церковь была освящена архиепископом Анастасием (Романенко-Братановским) как Онуфриевская.

Святитель Георгий (Конисский) был не только блестящим проповедником, но и деятельным политиком, отдававшим много сил защите Православия. Присутствуя на коронации Екатерины II, он просил ее оградить православных Речи Посполитой от польского насилия и произвола. Екатерина II принародно обещала это сделать – и сдержала свое слово. Об этом же святитель Георгий просил и последнего короля Речи Посполитой Станислава Понятовского и в 1767 году добился, при поддержке российской императрицы, формального уравнивания в правах православных с католиками и униатами в Речи Посполитой. А после воссоединения белорусских земель с Российской империей Екатерина II по ходатайству святителя Георгия разрешила переход униатов в Православие, чем в течение трех лет воспользовались более 112 тысяч прихожан и лиц духовного звания.

***

Общий вид монастрыря ос стороны монастырских огородов
Общий вид монастрыря ос стороны монастырских огородов
Никольскому монастырю, как и всему Могилеву, суждено было сыграть значительную роль в жизни последнего российского императора Николая II и его семьи. Как известно, Ставка Верховного главнокомандующего переехала в Могилев 8 августа 1915 года, а 23 августа сюда прибыл и сам Николай II. И через считанные дни самодержец принял решение взять на себя командование армией. Ставка императора находилась в Могилеве более двух лет. Здесь в специальном железнодорожном вагоне жила и его семья. В городе по служебным и иным делам в это время бывали известные артисты (в том числе и Ф.И. Шаляпин), цвет русского генералитета – М.В. Алексеев, А.И. Деникин, А.А. Брусилов, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак и многие другие.

Царская семья хорошо запомнилась жителям Могилева. Императрица и ее дети часто гуляли по городу, делали покупки. Цесаревич Алексей как-то даже выиграл в лотерею настоящий улей с пчелами и хотел унести его домой, но по правилам лотереи до ее окончания этого нельзя было сделать. Тогда царственный подросток упросил просто дать ему улей на время, чтобы показать дома.

Богослужения царская семья посещала часто, и эти богослужения проходили именно в соборе Никольского монастыря. На богослужениях вместе с царской семьей часто молились и те военные, о которых мы упоминали выше, если находились в то время в Могилеве. Посещал храм и Василий Селим-Гирей – последний потомок знаменитой династии крымских ханов Гиреев.

Никольский собор стал храмом, в котором молились и будущие царственные мученики, и цвет российского воинства. Одному Богу известно, о чем они молили Спасителя. Но можно предположить, вспомнив, какова была ситуация в стране в ту пору, что эти молитвы в стенах Никольского собора элиты гибнущей империи стали своеобразным прощанием с рушащимся и исчезающим на их глазах привычным старым миром.

Тем временем ситуация приближалась к развязке. 23 февраля 1917 года Николай II прибыл из Царского Села в Могилев, но почти тут же получил известие, что его дети заболели корью, а в Петербурге начались беспорядки. Словно предчувствуя недоброе, 25 февраля последний император зашел в Никольский собор, о чем, несомненно, свидетельствует эта запись, сделанная им дневнике: «25 февраля. Суббота. Встал поздно. Доклад продолжался полтора часа. В 1 ½ заехал в монастырь и приложился к иконе Божией Матери. Сделал прогулку по шоссе на Оршу. В 6 ч[асов] пошел ко всенощной. Весь вечер занимался».

27 февраля император выехал в Царское Село. Царский поезд был остановлен на станции Дно. 2 марта 1917 года Николай II, одинокий и оставленный всеми, подписал манифест об отречении. Россия вмиг стала иной. Теперь уже не император, а просто Николай Романов совершенно разбитым возвратился 3 марта в Могилев. Он решил проститься с армией. Начальник штаба генерал Алексеев встретил его с подобающими императору почестями. 4 марта в Могилев из Киева прибыла вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать отрекшегося императора. Они провели вместе время до 8 марта. 8 марта Николай передал представителям Временного правительства свое последнее воззвание, но оно так и не было опубликовано. Вечером, простившись с матерью, Николай, уже считающийся арестованным, отбыл в Царское Село. На вокзал проводить его пришли многие из жителей Могилева.

В ночь на 17 июля 1918 года царь и его семья были расстреляны в Екатеринбурге. Это известие довольно быстро дошло до Могилева. В Никольском соборе была отслужена панихида по убиенным, на которую пришло множество горожан. При словах «За убиенных рабов Божиих Николая, Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию» раздались рыдания, и люди в храме опустились на колени. Могилев прощался с мучениками.

***

Знаменитые фрески Свято-Никольского собора
Знаменитые фрески Свято-Никольского собора
В 1930-е годы прошлого века кампания, развернутая большевиками против Православной Церкви, докатилась и до могилевского Никольского монастыря: церковную утварь храмов конфисковали, иконостасы разрушили, сами храмы подверглись разорению. Какое-то время жизнь прихода Никольского храма хоть как-то поддерживал священник Михаил Плещинский, но после его смерти в 1934 году коммунистические власти закрыли собор. Через три года – в недобром 1937 году – была упразднена и Могилевская епархия.

Как это часто бывало, в Никольском соборе новые власти в 1937 году организовали пересыльную тюрьму, в которой было исковеркано и погублено немало человеческих жизней и судеб. Конец этому был положен лишь в 1941 году, когда Могилев заняли фашисты.

После войны тюрьму восстанавливать не стали. В Никольском соборе в течение десяти лет – с 1946 по 1956 годы – располагалась книжная база.

Осознав архитектурную и историческую ценность собора Никольского монастыря, власти принялись за его реставрацию, которая продолжалась с переменным успехом несколько десятков лет – с 1956 по 1990 год. Эту реставрацию оценивают достаточно противоречиво. Многие полагают, что реставрационные работы, проводимые без участия представителей Православной Церкви, не столько помогали восстанавливать монастырь и сам Никольский собор, сколько приводили к еще большему их упадку.

Могилевская епархия была восстановлена лишь в 1989 году. Ее возглавил архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим (Кроха). Именно архиепископ Максим приложил основные усилия для возрождения этого женского монастыря. В 1991 году был освящен Онуфриевский храм. При проведении строительных работ на территории монастыря были обнаружены многочисленные человеческие останки – вероятнее всего, это погибшие узники тюрьмы 1930-х годов. В том же году монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II, подаривший обители литое паникадило. Главный храм монастыря – Никольский собор – включен ЮНЕСКО в список наиболее ценных архитектурных объектов, построенных в стиле барокко.

Первой игуменьей возрожденной обители стала Евгения (Волощук).

Святитель Георгий Конисский
Святитель Георгий Конисский
В 1993 году по решению Святейшего Синода Белорусского экзархата Русской Православной Церкви вятитель Георгий (Конисский) был причислен к лику месточтимых святых.

Монастырь продолжал развиваться. В 1996 году было учреждено сестричество во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Тогда же построили двухэтажный жилой корпус для монахинь.

2000 год – год церковного прославления царственных страстотерпцев – стал годом значимого события в истории монастыря: неожиданно был обнаружен портрет императора-мученика, который был в дальнейшем освящен и сейчас как икона хранится в левом приделе Никольского собора, посвященного святым царственным мученикам. Внимание многих верующих привлекает монета, прикрепленная к иконе. По преданию, ее подарил мальчику Семену Халимову сам пришедший в храм император, когда узнал, что у того отец погиб на войне. С именем последнего российского императора и его семьи связаны и другие реликвии обители. Здесь хранится список с иконы Божией Матери «Троеручица», перед которой мученики молились в Ипатьевском доме; из Екатеринбурга в монастырь привезли камень из дома Ипатьевых, который предполагается заложить в храм-памятник в честь новомучеников ХХ века.

Еще одной святыней Никольского собора является икона святителя Николая Чудотворца с частичками его мощей. В монастыре находятся также списки Белыничской иконы Божией Матери, Могилевской Братской иконы Божией Матери и иконы «Благодатное Небо».

Ныне в монастыре действуют молодежный православный хор и воскресная школа, а 6 августа ежегодно проходит крестный ход от монастыря к дому, где жил святитель Георгий (Конисский). Частым гостем в монастыре стал Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Филарет.

Монастырь стал духовным центром Могилева. Усилия архиепископа Максима (Крохи) и игуменьи Евгении (Волощук) не пропали даром. Сами они ныне нашли упокоение на территории обители, похоронены у Никольского собора.

Приближающееся 400-летие династии Романовых заставляет нас более внимательно отнестись к общему для России и Беларуси духовному и культурному наследию. Не сомневаюсь, что могилевский Никольский женский монастырь станет одним из мест паломничества православных, посещающих святые места Белой Руси.

Иван Стрельцов

18 ноября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Жировичи – православная жемчужина Белой Руси Жировичи – православная жемчужина Белой Руси
Святыни Белой Руси
Жировичи – православная жемчужина Белой Руси Жировичи – православная жемчужина Белой Руси
Святыни Белой Руси
Иван Стрельцов
Жировичский монастырь, основанный там, где пастухам явился образ Божией Матери, вот уже более пяти веков хранит эту святыню, вопреки всем историческим коллизиям, выпавшим на его долю. Светоч Православия, он долгое время был в униатском плену, выстоял в годы хрущевских гонений – и сегодня в обители вновь возносятся православные молитвы.
Крест преподобной Евфросинии Полоцкой Крест преподобной Евфросинии Полоцкой
Святыни Белой Руси
Иван Стрельцов
История креста, изготовленного по просьбе преподобной Евфросинии Полоцкой для ее обители, драматична. Крест долгое время хранился в Смоленске, потом в Москве, был возвращен Иваном Грозным в Полоцк. Во время Великой Отечественной войны эта одна из самых известных святынь Белой Руси пропала.
Марков монастырь Марков монастырь
Святыни Белой Руси
Иван Стрельцов
В 1633 году Лев Огинский и его супруга София начали строительство новой деревянной Троицкой церкви и монашеских келий. А еще через пять лет Огинский купил расположенные неподалеку поместья Марково и Шидловщина и передал их в дар монастырю. Православный монастырь, вопреки католической и униатской экспансии в белорусских землях, постепенно становился на ноги.
Преподобный Петр царевич и основанный им Ростовский Петровский монастырь Преподобный Петр царевич и основанный им Ростовский Петровский монастырь
(по одноименной статье иеромонаха Валентина Ляхотского 1912 года)
Иеромонах Валентин (Ляхотский)
Однажды, увлекшись такой охотой, Петр не заметил, как наступил вечер и утомленный заснул на берегу вышеупомянутого озера. Во сне, а потом и наяву, ему явились святые апостолы Петр и Павел и сказали: «Не бойся, друг Петр, мы посланы к тебе от Бога, в которого ты уверовал и крестился. Он укрепит род твой и племя, и внуков твоих до скончания мира, а за милостыни и труды твои воздаст тебе вечную награду». С этими словами они передали ему два мешка: один с золотом, а другой с серебром. И сказали: «Сходи завтра в город и выменяй там три иконы: одну Богородицы с предвечным Младенцем, другую св. великомученика Димитрия и третью св. Николая, заплатив «за них, что потребуют».
Валаам Валаам
Диак. Георгий Малков
Валаам Валаам
Диакон Георгий Малков
Само по себе выдающееся значение Валаамской обители вряд ли нуждается в каком-либо искусственном ее «удревнении» и «хронологическом оправдании» для безусловного признания ее в качестве первостепенной обители России. Ни то, ни другое вовсе не обязательны для усиления духовного авторитета Валаама и к тому же не имеют под собой сколько-нибудь реальной исторической почвы.
Гродно: Восточное Христианство на западной границе Гродно: Восточное Христианство на западной границе
Валерия Посашко
Гродно: Восточное Христианство на западной границе Гродно: Восточное Христианство на западной границе
Валерия Посашко
Сюда стекаются жаждущие кипучей деятельности выпускники семинарий, здесь на улице звучит польская речь, напротив кафедрального собора стоит лютеранская кирха, настоятель которой — женщина-священнослужитель; православные ездят на экскурсии по дотам на велосипедах, епископ 10 лет живет в здании мединститута, экологический отдел — рядовое подразделение Церкви; семинарского бухгалтера поздравляют с днем Ангела в неделю мытаря и фарисея, епархиальную газету делает математик-программист, а молодоженов запрещено венчать без нескольких бесед со священником
Комментарии
Олег 3 июля 2016, 13:32
Опубликуйте расписание богослужений?
тамара 2 ноября 2015, 00:55
какая благодать дана нам БОГОМ ,что восстановлен этот монастырь,что мы снова можем молиться Господу,спасая наши души для жизни вечной.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×