Верующие ученые всегда признавали возможность согласования научных данных с богооткровенным библейским учением о сотворении мира. Достаточно вспомнить имена Исаака Ньютона, Блеза Паскаля, Роберта Бойля, Карла Линнея или Макса Планка. Публикуемая ниже работа кандидата физико-математических наук Алексея Александровича Клецова интересна как раз тем, что, по мнению автора, современные космологические гипотезы вполне вписываются в библейское учение о сотворении мира. При этом ошибочным было бы рассматривать нынешнюю космологию как выражение этого учения, поскольку устроение современной науки таково, что ее новейшие гипотезы, как правило, уточняют или полностью опровергают гипотезы предыдущие, в то время как Божественное Откровение неизменно. Тем не менее, подход автора к рассматриваемой проблеме представляется весьма интересным, и мы выносим эту статью на Ваше обсуждение.
1. Как возник мир?
Вопрос «Как возник мир?» волнует человека с самой зари цивилизации. Для кого-то это может показаться парадоксальным, но две различные парадигмы — религиозная / богословская и научная / физическая — сходятся в ответе на этот фундаментальный вопрос. Для осмысления этого факта мы вначале выведем метафизический/богословский смысл начального стиха Книги Бытия, повествующего о Сотворении мира, а затем сравним это библейское повествование с научной теорией возникновения мира — Теорией Большого Взрыва (а точнее, с ее интегральной частью — квантовой космологией).
2. Философские вопросы о начале мира
Прежде чем углубиться в исследование первого стиха Книги Бытия, мы хотели бы поставить два онтологических вопроса, которые помогут понять его глубинный смысл:
1) создан ли мир, или он существовал вечно (т.е. имел ли мир начало или он безначален)?
2) если мир был из чего-то создан, то чем было это «нечто», из которого он был создан, и как это «нечто» появилось?
В 2003 году космологи Борде, Гут и Виленкин математически доказали, что мир действительно имел начало, поэтому перейдем ко второму вопросу. Если «до» начала бытия наш материальный мир не существовал, то «нечто» материальное, из которого мог быть создан мир, также не могло существовать. Поэтому это «нечто», из которого возник мир, сводится к «ничто» (nihil) как абсолютному небытию, и второй вопрос формулируется по-новому:
Из какого «ничто» возник мир и как это произошло?
Можно ли согласиться с философом Эпикуром и допустить, что мир возник сам собой (без причины), т.е. самопроизвольно? Мы уверены, что нет, поскольку самопроизвольное возникновение чего-либо противоречит наблюдаемым в мире фактам, и, к тому же, принципиально не может быть научно доказано. Если же, следуя Платону[1], мы признаем, что любое происхождение нуждается в причине, то у нас будет два выбора: либо существует внутренняя (имманентно присущая миру) причина, либо причина лежит вне мира. Но если наш мир имеет начало (что уже математически доказано), то это значит, что никакой, даже малейшей части мира, до момента его возникновения не существовало. Следовательно, никакой внутренне присущей миру причины его бытия существовать не может[2]. Итак, первопричина мира пребывает вне творимого мира.
Тогда в каком смысле можно говорить о «ничто» (nihil) как причине возникновения мира? Или что-то / кто-то еще участвовал в создании/творении нашего мира? Ответы на эти вопросы можно найти в начальном стихе Книги Бытия.
3. 1-й стих Книги Бытия «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1)
1-й стих в оригинале (др.-евр.): «Берешит бара’ Элохим эт ха’шамайим веет ха’эретц».
1) Берешит — во главе, в начале; Бe — в, на, Реш — голова, начало.
2) Бара [от Бар «вовне»] — богословский термин, обозначающий действия исключительно одного Бога: 1) рождать 2) зачинать (как мысль), творить из ничего.
3) Элохим [множественное от Элоах] — 1) боги, Верховный Бог, 2) Верховная Сила.
4) Элоах [от Эль] — божество, Бог.
5) Эль — 1) сила, власть, могущество, 2) главный, сильный, Всемогущий, 3) Бог.
6) Шамайим [от Шам — «то, что от нас далеко»] — 1) небо, обитель Бога, 2) небосвод.
7) Эретц [от Рэтсэтц «сжимать» или «быть твердым»] — 1) земля, 2) первичная материя.
4. От Берешит к догмату о начальности мира (creatio cum tempore)
Как видно из значения первого слова Книги Бытия, Берешит — «во главе (в начале)» —знаменует начало мира (и самого времени). Именно такое толкование мы находим у святителя Василия Великого: «Сперва [Моисей] упомянул о начале, чтобы иные не почли мир безначальным»[3]. Таким образом, начальный стих Книги Бытияопределяет нулевую точку отсчета, с которой начинает течь время. Свт. Филарет Московский в «Толковании на Книгу Бытия» называет эту точку «пределом, от которого начинается бытие мира»[4]. Итак, христианские богословы верят в абсолютное начало мира как бесспорную истину, которая скрыта в Быт.1:1, а именно, в слове Берешит. Давайте посмотрим, как эта ветхозаветная истина стала непререкаемым догматом христианской Церкви.
Уже во II веке нашей эры священномученик Ириней Лионский в своем ответе на вопрос о том, чем занимался Бог «до» Сотворения, очертил мысль о начальности самого времени: «Ибо Писание учит нас, что этот мир был создан Богом, получив начало во времени; но что Бог делал до этого, Писание умалчивает»[5].Блаж. Августин расширил мысль сщмч. Иринея Лионского, присовокупив, что время создано Богом, Который существовал прежде самого времени: «Напрасно искать время прежде твари [творения]; как будто можно находить время раньше времени. […] Отсюда, скорее время началось от твари [с творения], чем тварь [началась] от времени, но то и другая — от Бога»[6] и «Ты [Бог] создал само время; и Ты существуешь прежде всех времен…»[7].
Блаж. Августин отделил идею времени от понятия Бога (т.е. Бог — вне времени), и максимально четко раскрыл ветхозаветную истину о том, что Сотворение мира является точкой абсолютного начала времени: «Вне всякого сомнения, мир не был создан во времени [т.е. время не существовало до сотворения мира], но [вместе] со временем» («Procul dubio non est mundus factus in tempore sed cum tempore»)[8].Из приведенного высказывания блаж. Августина (а именно, из слов «mundus factus… cum tempore») и появилось латинское наименование догмата о начальности мира — «сreatio cum tempore», что на латыни означает «сотворение (вместе) со временем». Этот догмат утверждает, что время имело началои, следовательно, Вселенная существует конечное (а не бесконечное) время. Необходимо помнить, что христианский догмат creatio cum tempore не есть некое нововведение, но является раскрытием ветхозаветной истины о начальности мира, заключенной в слове Берешит.
5. От Бара к догмату о сотворении мира из ничего (creatio ex nihilo)
Действие, посредством которого мир (первоначальные «небо и земля») получил бытие, называется «Сотворением». «До»[9] акта Сотворения ничего, кроме Безначального Бога, не существовало. Слово Бара, переведенное как «сотворил», описывает действие Бога, через которое Вселенная возникла из ничего (ex nihilo по-латыни). Например, свт. Григорий Нисский говорит (вслед за многими отцами Церкви) о Сотворении из ничего (небытия): «Все сотворенное [...] приведено в бытие из небытия»[10]. Архимандрит Сильвестер (Малеванский) подробно говорит об отсутствии всякой предвечной материи «до» Сотворения мира (в противоположность идее Платона об образовании Космоса из предвечно существующей материи): «Не из готовой и прежде существовавшей уже материи Он [Бог] только образовал или устроил его [мир], не из Своего также собственного существа произвел его или родил, но сотворил, т.е. не только по форме, но и по материи произвел его единственно творческим актом Своей деятельности или свободной воли»[11].
Бара — единственное слово в древнееврейском языке для сотворения чего-то из ничего[12].. . Этимологически, корень Бар () означает «вне» («во вне»), а точнее — все, что имеет отношение к действиям «во вне». Глагол Бара, таким образом, может быть переведен как «выбрасывать что-либо наружу»[13]. Словарь книг Ветхого Завета и еврейско-халдейский словарь Библии приводят следующие значения слова «Бара»: «рожать; зачинать (как мысль), творить из ничего». Таким образом, само слово, описывающее акт Сотворения Вселенной, говорит нам о сущности этого акта — Вселенная была задумана (как мысль) Богом, а затем сотворена из «ничего»
Ветхозаветная истина «сотворения из ничего» («creatio ex nihilo» по-латыни) лежит в основе одного из фундаментальнейших догматов христианства — догмата «творения из ничего» (creatio ex nihilo), утверждающего, что первоосновы мира — «небо и земля» сотворены из ничего по воле Бога.
6. «Небо и земля» как первооснова мира
«Небо и земля», используемые вместе, обычно знаменуют все сотворенное как целое. Свт. Григорий Нисский явно выразил эту мысль еще в IV в.: «Небо и земля — вся совокупность тварей, заключенных в пределах пространства и времени»[14]. Блаж. Августин в том же веке развил идею «неба и земли» как первоосновы всего во Вселенной: «Духовная и телесная материя [«небо и земля»], из которой сотворено все, что надлежало сотворить, хотя сама она [материя] не существовала раньше, чем основоположена… Богом»[15].
7. Эретц — «земля» — невещественная праматерия — виртуальные частицы
Обращаясь к толкованиям святых отцов на книгу Бытия, мы находим, что слово Эретц («земля») в первых двух стихах книги Бытияозначает «первичную материю» или «невещественную праматерию» (в смысле «чего-то возможного, из которого в дальнейшем произойдет все действительное»). Блаж. Августин толкует «землю» как «первичную материю», утверждая, что «именем земли невидимой и неустроенной [необразованной]… обозначено несовершенство той телесной [вещественной] сущности, из коей произошли временные творения…»[16]. Свт. Филарет Московский говорит, что первоначальная «земля» обозначает «вещество всего мира вообще», а также «первоначальное вещество, и как бы семена всего мира видимого»[17].
Чтобы до конца понять физический смысл слова Эретц, необходимо рассмотреть определение «земли» данное в начале 2-й строки: «Земля же была безвидна и пуста…» («Ве ха’Эретц хайета тоху ва'воху…»), а именно слова Тоху () и Воху (???), которые были переведены как «безвидна и пуста». Тоху означает «пустота, нереальность», а Воху — «пустота, отсутствие чего-либо», иными словами, суть первоначальной «земли» — это пустота, т.е. отсутствие каких бы то ни было качеств (что в полнейшей мере раскрывается свт. Григорием Нисским).
Родной брат Василия Великого, свт. Григорий Нисский, вскрывает самую сущность невещественной праматерии (первичной «земли»), определяя ее как сверхчувственные (невещественные) силы / качества / концепции (которые находятся за пределами нашего восприятия). Он особо подчеркивает, что вещество в «безвидной и пустой земле»существовало только в возможности, а не в действительности: «[...] все уже было в возможности [потенции], [...], но в действительности каждой в отдельности вещи еще не было. […]земля и была и не была, потому что качества еще в ней не сошлись. […] [земля] не была еще в действительности, имела же бытие в одной только возможности…»[18]. Согласно этим словам Григория Нисского, «безвидную и пустую землю» следует понимать в смысле «неовеществленной праматерии» как той невещественной первоосновы, в которой все заключено в возможности, и из которой в дальнейшем произойдет все действительно существующее в мире.
Григорий Нисский также разъясняет причину того, почему Бог вначале сотворил невещественную праматерию, а не вещественные тела: «бестелесное существо [Бог] произвело умопредставляемые [невещественные] начала [«землю»] телесного [вещественного] бытия, потому что умопредставляемое [невещественное] существо производит умопредставимые [невещественные] силы, а уже взаимное стечение этих последних [сил] приводит в бытие вещественную природу [материю]»[19].
Таким образом, глядя на значения слова Эретц («земля»), данные богословами — «необразованная и бесформенная материя» (Августин), «первоначальное вещество и семена для мира видимого»(Филарет), сверхчувственные невещественные силы, «имеющие бытие в одной только возможности» (Григорий Нисский), — мы выводим его физический смысл в первом стихе: «невещественная праматерия, в которой вещество существует только в возможности». Одним словом, Эретц («земля») — невещественная первооснова видимого мира, из которой возникают впоследствии все вещественные объекты Вселенной.
Физик назвал бы эту невещественную первооснову Вселенной («безвидную и пустую землю») виртуальными (невещественными) частицами, которые содержались в физическом вакууме, возникновение которого и ознаменовало начало Вселенной. Действительно, согласно Теории Большого Взрыва, никаких вещественных частиц в момент возникновения Вселенной не существовало. Только долю секунды спустя виртуальные невещественные частицы превратились в наблюдаемые элементарные частицы реального вещества. Таким образом, Эретц («земля») = виртуальные (невещественные) частицы, представлявшие собой вещество, существовавшее только в возможности, а не действительности в первоначальном физическом вакууме.
8. Шамайим — «небо» — невидимое пространство
Свт. Филарет Московский, следуя отцам Церкви (Феофилу Антиохийскому, Ефрему Сирину, Василию Великому, Феодориту, Иоанну Дамаскину и др.), утверждает, что «небеса [в 1-ом стихе] не суть ни воздушное, ни звездное небо»[20], но «небеса небес, или невидимый (духовный) мир». Блаж. Августин говорит, что «небеса» с самого начала были сотворены идеальными[21]: «Под именем неба разумеется духовная, уже получившая форму и совершенная тварь»[22]. Он также утверждает о невещественности «неба» 1-го стиха: «… небо не телесное [вещественное], а бестелесное [невещественное] небо [над ним]»[23]. Таким образом, физический смысл «неба» 1-го стиха — «невещественный, совершенный и невидимый мир (невещественное, идеальное и невидимое пространство)».
9. Шамайим как физический вакуум
Как было показано в предыдущем пункте, физической интерпретацией слова Шамайим («небо») является «нематериальное (духовное), совершенное и невидимое пространство». И хотя «небо» нельзя буквально соотносить с какой-либо физической, т.е. материальной, реальностью, для современных ученых свойства этого духовного пространства чем-то напоминают свойства невидимого и невещественного физического вакуума[24]:
1) он существует во Вселенной с самого начала;
2) физический вакуум не изменяется;
3) будучи полевой формой материи, вакуум не является вещественным в том смысле, что он не содержит частиц вещества, и поэтому невидим;
4) физический вакуум существует повсюду.
Тем не менее, данное предположение об аналогии горнего мира физическому вакууму не стоит воспринимать буквально, так как в толковании Священного Писания верующий должен руководствоваться святоотеческой традицией. Данная аналогия служит цели тому, чтобы подвигнуть людей науки по-новому взглянуть на православное богословие в свете новейших открытий физики и космологии.
10. Подтверждение космологией догматов creatio ex nihilo и creatio cum tempore
Момент Сотворения Вселенной есть точка, где метафизика встречается с физикой, и, таким образом, естественнонаучные данные могут быть использованы для пояснения определенных метафизических / богословских постулатов об этом уникальном событии. Давайте посмотрим, что говорит наука о происхождении Вселенной.
С 1960-х годов общепризнанной научной космологической моделью происхождения Вселенной является Теория Большого Взрыва. Неотъемлемая часть этой теории, теория квантового рождения Вселенной Виленкина (1982 год), постулирует, что Вселенная возникла из нереального квантового поля[25]. Это поле не существовало в физическом смысле, т. е. оно не обладало ни материей, ни пространством. Оно было чисто математической конструкцией, названной Виленкиным «буквальным ничто». Кстати, происхождение этого «первоначального» нереального квантового поля Виленкин не объясняет. Вследствие спонтанной флуктуации этого «квантового ничто», псевдо-реальная частица, представлявшая будущую Вселенную, испытала процесс квантового туннелирования через барьер, разделяющий чисто математический мир «квантового ничто» от физической реальности. При выходе с другой стороны барьера, псевдо-реальная частица стала реальной Вселенной, в виде реального квантового поля (физического вакуума), занимавшего крохотный (10-33 см3) объем пространства, не содержавшего вещества в обычном понимании этого слова. Таким образом, научное объяснение происхождения Вселенной из нереального «квантового ничто» (обладающего всеми свойствами богословского nihil) соответствует христианскому догмату creatio ex nihilo (истине сотворения Вселенной из ничего), прикровенно открытому в 1-м стихе книги Бытия.
Что касается вопроса о начальности Вселенной, то наука ответила на него еще в 2003 году в лице космологов Арвина Борде, Алана Гута и Александра Виленкина, которые в теореме о сингулярности доказали, что время существования расширяющейся (в среднем) Вселенной не продолжается бесконечно в прошлое, но имеет начало[26]. Поскольку наша Вселенная, как следует из астрономических наблюдений, является расширяющейся, то это означает, что Вселенная имела начало в прошлом (что было нестрого доказано еще в 1922 году отцом Теории Большого Взрыва — Александром Фридманом). Так как это означает начало времени («до» которого времени не было вообще), Борде, Гут и Виленкин по существу математически доказали христианский догмат о начальности мира (creatio cum tempore), утверждающий, что Вселенная имела начало. Что удивительно, эта истина была прикровенно открыта уже несколько тысячелетий назад в книге Бытияпосредством слова Берешит («В начале»).
11. Бытие 1:1 как точка соприкосновения науки и христианства
Сделаем выводы из сравнения библейского повествования о Сотворении мира с научным описанием этого события. Наука объясняет происхождение Вселенной следующим образом:
Вселенная (как физическая реальность в виде физического вакуума, содержащего виртуальные частицы) возникла конечное время назад из нереального квантового поля («существовавшего» в виде математических уравнений) с помощью не поддающегося проверке механизма квантового туннелирования из «квантового ничто» в реальность.
Сравним это объяснение с библейским повествованием о Сотворении мира (1-м стихом книги Бытия в его метафизическом толковании):
В начале [времени] Бог сотворил из ничего невидимое пространство и невещественную праматерию [в которой вещество существовало только в возможности].
Таким образом, с учетом обоснованных в этой статье терминологических замен, таких как «ничто» = «нереальное квантовое поле», «творение из ничего» = «квантовое туннелирование из «небытия» в «бытие», «небо» = «реальное квантовое поле (физический вакуум)» и «земля» = «виртуальные частицы», становится понятным, что как физика, так и богословие, дают один и тот же ответ на вопрос о происхождении мира:
Конечное время назад [в начале] посредством не объяснимого естественными причинами механизма квантового туннелирования из нереального «квантового ничто» возникла [Бог сотворил из ничего] Вселенная в виде невидимого пространства [неба] и виртуальных частиц [земли].
Окончательно получаем глобальный вывод:
Наука не опровергает первый стих книги Бытия, но, наоборот, подтверждает его.
Если причиной "большого взрыва" /как начала ПРОЦЕССА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ РАССРЕДОТАЧИВАЕМОСТИ (пЦБР) чего-то, что примем за материальное/ является момент достижения "сингулярности" /т.е. предела в ПРОЦЕССЕ ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЙ СОСРЕДОТАЧИВАЕМОСТИ (пЦСС) чего-то, что уже должны принять за нематериальное/, то началом для пЦСС должно стать момент достижения предела пЦБР, т.е. завершения дематериализации материального, и мы должны постулировать заданность в пределах изучаемой нами изотропно однородно расширяющейся Вселенной абсурдной «антитемпературы» понятийно противостоящей даже температурной шкале в отрицательном значении /отметим заслугу С. Хоукинга заметившего перебор с "бесконечной" плотностью предположенный наряду с «бесконечной» температурой для объяснения причин «большого взрыва» и, тем самым, освободившим нас от необходимости рассуждения заодно ещё об одном абсурдном понятии как "антиплотности"/ вместо «температуры» или же принять за причину «большого взрыва» достижение критического уровня «антитемпературой» стремившейся к своей бесконечности…
религии. А попытки опровержения учения Библии "научными аргументами" никогда не были задачей науки, а использовалась в откровенно конъюнктурных целях. Как, к примеру, есть немало людей, убежденных в том, что любовь не существует.
Лично для меня, как человека верующего, между наукой и религией не было и нет неразрешимых противоречий и взаимоисключения. Более того, для меня очень важно, что сегодняшние, самые свежие научные гипотезы пытаются состыковать с книгами, написанными многие тысячи лет назад. И что удивительного в том, что рано или поздно ученые с удивлением констатируют верность Библии?
Если экстраполировать эту тенденцию, то, полагаю, в перспективе самые революционные научные прорывы будущего могут быть обусловлены тем, что фундаментальная наука неизбежно признает абсолютным научным постулатом божественную природу и вселенной, и человека, и его души.
Хорошо, что автор не делает выводов об "истинности", например, теории большого взрыва или эволюционизма. Выводы учёных, которые он приводит, говорят лишь о том, что мiр имел начало, но не говорят ни о его возрасте, ни о способах происхождения тех или иных форм бытия. Никаких НАУЧНЫХ (то есть основанных на человеческом опыте) данных, подтверждающих наличие эволюционных процессов, а, следовательно, многомиллирадную историю мiра у науки, а лучше скажем, у тех, кто наделяет науку атеистическим смыслом, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. При этом эволюционизм выдаётся многими за некое "достижение науки". К сожалению, некоторые православные тоже так считают и тем самым отрицаются от Богооткровенной Истины.
Уважаемая Татьяна, целиком ли Вы прочитали мою статью? А книги отца Леонида Цыпина? Лично я прочел пока только половину второй его книги, но ничего не нашел о:
1) восприятии нами неба как физического вакуума
2) сопоставлении сотворения мира Богом из ничего и рождения Вселенной из квантового ничто по теории Виленкина
Укажите пожалуйста, где отец Леонид Цыпин пишет об этом?
Так что прежде чем осуждать, надо убедиться в том, что Ваше осуждение имеет основание. Вообще, странно слышать такие необоснованные обвинения. Ведь если Вы читали книги отца Леонида, то Вы знаете, что моя статья - не реферат по ним, а если не читали (или читали не полностью), то не можете и судить.
Удивительно, но работы многих замечательных ученых, даже противников религии каким-то непонятным образом все больше сближают науку с Библией. Классическая Модель Возникновения Вселенной канонизирована еще в прошлом веке. Теория Виленкина - официально принята во всем мире. Доказано много раз - жизнь в пробирке не возникает, даже если ее положить в Адронный Коллайдер! Вообще, никогда ещё официальная теория создания вселенной не была так близка к Библии.
Атеистам все труднее "посмеиваться" над "противоречиями" и "несоответствиями" Священного Писания. Уж в современной физике этих противоречий побольше будет. А теорема Гёделя вообще не советует соваться туда, где нашему убогому разуму не дано разобраться.
Позиция ученых атеистов на мой взгляд суть отстаивание групповых интересов. Их деятельность может быть и полезная в частностях всегда приводит к горю и страданию. Ведь безбожная наука есть Зло в очень большой степени.
С любовью о Христе, Татьяна.
Преподобный Ефрем Сирин. Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе этих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1)
Если смотреть на свидетельства Отцов, то надо брать их согласие, святые против большого взрыва и эволюции: http://vyacheslav-fv.livejournal.com/30939.html
Не получается, как мы видим, "с наскока" согласовать научные представления и библейский текст, создать "простую" мировоззренческую картину.
Но значит ли это, что формирование мировоззрения, включающего достижения современной науки и богооткровенные истины - безнадежная задача? Нет, этого не может быть - Бог и сотворил мир, и направлял формирование священного текста Библии, и дал человеку разум, который может понять и то, и другое.
Есть такой подход к тексту Библии, в котором "снимаются" некоторые научно-религиозные противоречия (см.Михаил Селезнев http://www.bogoslov.ru/text/1939520.html).
Некоторые материалы, отражающие церковный мировоззренческий поиск, представлены на сайте Успенского подворья монастыря Оптина пустынь:
http://rp-c.ru/science.php
http://www.youtube.com/user/palexey88888?feature=CAQQwRs%3D
Не будем сразу возражать автору, а продолжим его логическую цепочку:
За большим Взрывом - образование звезд, планет, эволюция жизни на Земле...
Но похожа ли эта "естественная история", открытая наукой, на библейское повествование первых глав книги Бытие?
- В истории нашей планеты мы имеем множество случаев появления и исчезновения родов, а в Библии - описаны только одномоментные акты творения всех родов сначала растений, а потом (в два приема) - животных.
- В истории нашего мира появление новых родов идет параллельно у животных и растений, летающие твари появляются позже наземных животных, в Библии - все не так. Да еще, по Писанию, Солнце, луна и звезды творятся после растений... И ведь не походя это сказано, а так же четко и определенно, как и все остальное в описании Творения!
- И, наверное, самое важное: вся история жизни на Земле (еще до появления человека) - история страданий и катастроф,история смертей отдельных особей и целых классов живых существ, которые случались многократно. А в Библии - о каждом результате Творческого Дня сказано: "Хорошо весьма" - как свидетельство Самого Бога о Своем Творении в каждый из Дней. А причина страданий твари, по слову апостола Павла - в первородном грехе: "вся тварь повиновалась суете тления не по своей воле, но по воле повинувшего ее", падшего человека.
И, конечно, удивительно, как простой, несложный Бог создал столь гармоничную и невероятно сложную (для людей) вселенную. Воистину, Вселенная невероятна - под стать своему Творцу.
Разве может человек опять войти в утробу матери своей? И найдутся ведь те. Что научно докажут . Что может! Это ли нужно?
Книга Духовная , и смысл Духовный. А мы что делаем?
Да и в деталях... Как можно ставить ничто = нереальное квантовое поле??? Любое уточнение - уже нечто. И смысл сразу обратный.
Хочу, чтобы служила мне золотая рыбка и сама была у меня на посылках. Детьми смеемся над этим, а взрослыми плачем... У корыта...
Хотелось бы нечто подобное послушать про теорию эволюции.
Сам Господь сказал "Меня гнали и васбудут гнать", только иногда это делается в "культурной" форме...
Как человек может верить любым бредням об обезьянах и тому подобному чтобы только не поверить в Бога?.....