Космология соглашается с первым стихом Книги Бытия

Верующие ученые всегда признавали возможность согласования научных данных с богооткровенным библейским учением о сотворении мира. Достаточно вспомнить имена Исаака Ньютона, Блеза Паскаля, Роберта Бойля, Карла Линнея или Макса Планка. Публикуемая ниже работа кандидата физико-математических наук Алексея Александровича Клецова интересна как раз тем, что, по мнению автора, современные космологические гипотезы вполне вписываются в библейское учение о сотворении мира. При этом ошибочным было бы рассматривать нынешнюю космологию как выражение этого учения, поскольку устроение современной науки таково, что ее новейшие гипотезы, как правило, уточняют или полностью опровергают гипотезы предыдущие, в то время как Божественное Откровение неизменно. Тем не менее, подход автора к рассматриваемой проблеме представляется весьма интересным, и мы выносим эту статью на Ваше обсуждение.

1. Как возник мир?

Вопрос «Как возник мир?» волнует человека с самой зари цивилизации. Для кого-то это может показаться парадоксальным, но две различные парадигмы — религиозная / богословская и научная / физическая — сходятся в ответе на этот фундаментальный вопрос. Для осмысления этого факта мы вначале выведем метафизический/богословский смысл начального стиха Книги Бытия, повествующего о Сотворении мира, а затем сравним это библейское повествование с научной теорией возникновения мира — Теорией Большого Взрыва (а точнее, с ее интегральной частью — квантовой космологией).

2. Философские вопросы о начале мира

Прежде чем углубиться в исследование первого стиха Книги Бытия, мы хотели бы поставить два онтологических вопроса, которые помогут понять его глубинный смысл:

1) создан ли мир, или он существовал вечно (т.е. имел ли мир начало или он безначален)?

2) если мир был из чего-то создан, то чем было это «нечто», из которого он был создан, и как это «нечто» появилось?

В 2003 году космологи Борде, Гут и Виленкин математически доказали, что мир действительно имел начало, поэтому перейдем ко второму вопросу. Если «до» начала бытия наш материальный мир не существовал, то «нечто» материальное, из которого мог быть создан мир, также не могло существовать. Поэтому это «нечто», из которого возник мир, сводится к «ничто» (nihil) как абсолютному небытию, и второй вопрос формулируется по-новому:

Из какого «ничто» возник мир и как это произошло?

Можно ли согласиться с философом Эпикуром и допустить, что мир возник сам собой (без причины), т.е. самопроизвольно? Мы уверены, что нет, поскольку самопроизвольное возникновение чего-либо противоречит наблюдаемым в мире фактам, и, к тому же, принципиально не может быть научно доказано. Если же, следуя Платону[1], мы признаем, что любое происхождение нуждается в причине, то у нас будет два выбора: либо существует внутренняя (имманентно присущая миру) причина, либо причина лежит вне мира. Но если наш мир имеет начало (что уже математически доказано), то это значит, что никакой, даже малейшей части мира, до момента его возникновения не существовало. Следовательно, никакой внутренне присущей миру причины его бытия существовать не может[2]. Итак, первопричина мира пребывает вне творимого мира.

Тогда в каком смысле можно говорить о «ничто» (nihil) как причине возникновения мира? Или что-то / кто-то еще участвовал в создании/творении нашего мира? Ответы на эти вопросы можно найти в начальном стихе Книги Бытия.

3. 1-й стих Книги Бытия «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1)

1-й стих в оригинале (др.-евр.): «Берешит бара’ Элохим эт ха’шамайим веет ха’эретц».

1) Берешит — во главе, в начале; Бe — в, на, Реш — голова, начало.

2) Бара [от Бар «вовне»] — богословский термин, обозначающий действия исключительно одного Бога: 1) рождать 2) зачинать (как мысль), творить из ничего.

3) Элохим [множественное от Элоах] — 1) боги, Верховный Бог, 2) Верховная Сила.

4) Элоах [от Эль] — божество, Бог.

5) Эль — 1) сила, власть, могущество, 2) главный, сильный, Всемогущий, 3) Бог.

6) Шамайим [от Шам — «то, что от нас далеко»] — 1) небо, обитель Бога, 2) небосвод.

7) Эретц [от Рэтсэтц «сжимать» или «быть твердым»] — 1) земля, 2) первичная материя.

4. От Берешит к догмату о начальности мира (creatio cum tempore)

Как видно из значения первого слова Книги Бытия, Берешит — «во главе (в начале)» —знаменует начало мира (и самого времени). Именно такое толкование мы находим у святителя Василия Великого: «Сперва [Моисей] упомянул о начале, чтобы иные не почли мир безначальным»[3]. Таким образом, начальный стих Книги Бытияопределяет нулевую точку отсчета, с которой начинает течь время. Свт. Филарет Московский в «Толковании на Книгу Бытия» называет эту точку «пределом, от которого начинается бытие мира»[4]. Итак, христианские богословы верят в абсолютное начало мира как бесспорную истину, которая скрыта в Быт.1:1, а именно, в слове Берешит. Давайте посмотрим, как эта ветхозаветная истина стала непререкаемым догматом христианской Церкви.

Уже во II веке нашей эры священномученик Ириней Лионский в своем ответе на вопрос о том, чем занимался Бог «до» Сотворения, очертил мысль о начальности самого времени: «Ибо Писание учит нас, что этот мир был создан Богом, получив начало во времени; но что Бог делал до этого, Писание умалчивает»[5].Блаж. Августин расширил мысль сщмч. Иринея Лионского, присовокупив, что время создано Богом, Который существовал прежде самого времени: «Напрасно искать время прежде твари [творения]; как будто можно находить время раньше времени. […] Отсюда, скорее время началось от твари [с творения], чем тварь [началась] от времени, но то и другая — от Бога»[6] и «Ты [Бог] создал само время; и Ты существуешь прежде всех времен…»[7].

Блаж. Августин отделил идею времени от понятия Бога (т.е. Бог — вне времени), и максимально четко раскрыл ветхозаветную истину о том, что Сотворение мира является точкой абсолютного начала времени: «Вне всякого сомнения, мир не был создан во времени [т.е. время не существовало до сотворения мира], но [вместе] со временем» («Procul dubio non est mundus factus in tempore sed cum tempore»)[8].Из приведенного высказывания блаж. Августина (а именно, из слов «mundus factus cum tempore») и появилось латинское наименование догмата о начальности мира — «сreatio cum tempore», что на латыни означает «сотворение (вместе) со временем». Этот догмат утверждает, что время имело началои, следовательно, Вселенная существует конечное (а не бесконечное) время. Необходимо помнить, что христианский догмат creatio cum tempore не есть некое нововведение, но является раскрытием ветхозаветной истины о начальности мира, заключенной в слове Берешит.

5. От Бара к догмату о сотворении мира из ничего (creatio ex nihilo)

Действие, посредством которого мир (первоначальные «небо и земля») получил бытие, называется «Сотворением». «До»[9] акта Сотворения ничего, кроме Безначального Бога, не существовало. Слово Бара, переведенное как «сотворил», описывает действие Бога, через которое Вселенная возникла из ничего (ex nihilo по-латыни). Например, свт. Григорий Нисский говорит (вслед за многими отцами Церкви) о Сотворении из ничего (небытия): «Все сотворенное [...] приведено в бытие из небытия»[10]. Архимандрит Сильвестер (Малеванский) подробно говорит об отсутствии всякой предвечной материи «до» Сотворения мира (в противоположность идее Платона об образовании Космоса из предвечно существующей материи): «Не из готовой и прежде существовавшей уже материи Он [Бог] только образовал или устроил его [мир], не из Своего также собственного существа произвел его или родил, но сотворил, т.е. не только по форме, но и по материи произвел его единственно творческим актом Своей деятельности или свободной воли»[11].

Бара — единственное слово в древнееврейском языке для сотворения чего-то из ничего[12].. . Этимологически, корень Бар () означает «вне» («во вне»), а точнее — все, что имеет отношение к действиям «во вне». Глагол Бара, таким образом, может быть переведен как «выбрасывать что-либо наружу»[13]. Словарь книг Ветхого Завета и еврейско-халдейский словарь Библии приводят следующие значения слова «Бара»: «рожать; зачинать (как мысль), творить из ничего». Таким образом, само слово, описывающее акт Сотворения Вселенной, говорит нам о сущности этого акта — Вселенная была задумана (как мысль) Богом, а затем сотворена из «ничего»

Ветхозаветная истина «сотворения из ничего» («creatio ex nihilo» по-латыни) лежит в основе одного из фундаментальнейших догматов христианства — догмата «творения из ничего» (creatio ex nihilo), утверждающего, что первоосновы мира — «небо и земля» сотворены из ничего по воле Бога.

6. «Небо и земля» как первооснова мира

«Небо и земля», используемые вместе, обычно знаменуют все сотворенное как целое. Свт. Григорий Нисский явно выразил эту мысль еще в IV в.: «Небо и земля — вся совокупность тварей, заключенных в пределах пространства и времени»[14]. Блаж. Августин в том же веке развил идею «неба и земли» как первоосновы всего во Вселенной: «Духовная и телесная материя [«небо и земля»], из которой сотворено все, что надлежало сотворить, хотя сама она [материя] не существовала раньше, чем основоположена… Богом»[15].

Сотворение мира. Средневековая книжная миниатюра. Франция, XIII в. Сотворение мира. Средневековая книжная миниатюра. Франция, XIII в.
7. Эретц — «земля» — невещественная праматерия — виртуальные частицы

Обращаясь к толкованиям святых отцов на книгу Бытия, мы находим, что слово Эретц («земля») в первых двух стихах книги Бытияозначает «первичную материю» или «невещественную праматерию» (в смысле «чего-то возможного, из которого в дальнейшем произойдет все действительное»). Блаж. Августин толкует «землю» как «первичную материю», утверждая, что «именем земли невидимой и неустроенной [необразованной]… обозначено несовершенство той телесной [вещественной] сущности, из коей произошли временные творения…»[16]. Свт. Филарет Московский говорит, что первоначальная «земля» обозначает «вещество всего мира вообще», а также «первоначальное вещество, и как бы семена всего мира видимого»[17].

Чтобы до конца понять физический смысл слова Эретц, необходимо рассмотреть определение «земли» данное в начале 2-й строки: «Земля же была безвидна и пуста…» («Ве ха’Эретц хайета тоху ва'воху…»), а именно слова Тоху () и Воху (???), которые были переведены как «безвидна и пуста». Тоху означает «пустота, нереальность», а Воху — «пустота, отсутствие чего-либо», иными словами, суть первоначальной «земли» — это пустота, т.е. отсутствие каких бы то ни было качеств (что в полнейшей мере раскрывается свт. Григорием Нисским).

Родной брат Василия Великого, свт. Григорий Нисский, вскрывает самую сущность невещественной праматерии (первичной «земли»), определяя ее как сверхчувственные (невещественные) силы / качества / концепции (которые находятся за пределами нашего восприятия). Он особо подчеркивает, что вещество в «безвидной и пустой земле»существовало только в возможности, а не в действительности: «[...] все уже было в возможности [потенции], [...], но в действительности каждой в отдельности вещи еще не было. […]земля и была и не была, потому что качества еще в ней не сошлись. […] [земля] не была еще в действительности, имела же бытие в одной только возможности…»[18]. Согласно этим словам Григория Нисского, «безвидную и пустую землю» следует понимать в смысле «неовеществленной праматерии» как той невещественной первоосновы, в которой все заключено в возможности, и из которой в дальнейшем произойдет все действительно существующее в мире.

Григорий Нисский также разъясняет причину того, почему Бог вначале сотворил невещественную праматерию, а не вещественные тела: «бестелесное существо [Бог] произвело умопредставляемые [невещественные] начала [«землю»] телесного [вещественного] бытия, потому что умопредставляемое [невещественное] существо производит умопредставимые [невещественные] силы, а уже взаимное стечение этих последних [сил] приводит в бытие вещественную природу [материю]»[19].

Таким образом, глядя на значения слова Эретц («земля»), данные богословами — «необразованная и бесформенная материя» (Августин), «первоначальное вещество и семена для мира видимого»(Филарет), сверхчувственные невещественные силы, «имеющие бытие в одной только возможности» (Григорий Нисский), — мы выводим его физический смысл в первом стихе: «невещественная праматерия, в которой вещество существует только в возможности». Одним словом, Эретц («земля») — невещественная первооснова видимого мира, из которой возникают впоследствии все вещественные объекты Вселенной.

Физик назвал бы эту невещественную первооснову Вселенной («безвидную и пустую землю») виртуальными (невещественными) частицами, которые содержались в физическом вакууме, возникновение которого и ознаменовало начало Вселенной. Действительно, согласно Теории Большого Взрыва, никаких вещественных частиц в момент возникновения Вселенной не существовало. Только долю секунды спустя виртуальные невещественные частицы превратились в наблюдаемые элементарные частицы реального вещества. Таким образом, Эретц («земля») = виртуальные (невещественные) частицы, представлявшие собой вещество, существовавшее только в возможности, а не действительности в первоначальном физическом вакууме.

8. Шамайим — «небо» — невидимое пространство

Свт. Филарет Московский, следуя отцам Церкви (Феофилу Антиохийскому, Ефрему Сирину, Василию Великому, Феодориту, Иоанну Дамаскину и др.), утверждает, что «небеса [в 1-ом стихе] не суть ни воздушное, ни звездное небо»[20], но «небеса небес, или невидимый (духовный) мир». Блаж. Августин говорит, что «небеса» с самого начала были сотворены идеальными[21]: «Под именем неба разумеется духовная, уже получившая форму и совершенная тварь»[22]. Он также утверждает о невещественности «неба» 1-го стиха: «… небо не телесное [вещественное], а бестелесное [невещественное] небо [над ним]»[23]. Таким образом, физический смысл «неба» 1-го стиха — «невещественный, совершенный и невидимый мир (невещественное, идеальное и невидимое пространство)».

9. Шамайим как физический вакуум

Как было показано в предыдущем пункте, физической интерпретацией слова Шамайим («небо») является «нематериальное (духовное), совершенное и невидимое пространство». И хотя «небо» нельзя буквально соотносить с какой-либо физической, т.е. материальной, реальностью, для современных ученых свойства этого духовного пространства чем-то напоминают свойства невидимого и невещественного физического вакуума[24]:

1) он существует во Вселенной с самого начала;

2) физический вакуум не изменяется;

3) будучи полевой формой материи, вакуум не является вещественным в том смысле, что он не содержит частиц вещества, и поэтому невидим;

4) физический вакуум существует повсюду.

Тем не менее, данное предположение об аналогии горнего мира физическому вакууму не стоит воспринимать буквально, так как в толковании Священного Писания верующий должен руководствоваться святоотеческой традицией. Данная аналогия служит цели тому, чтобы подвигнуть людей науки по-новому взглянуть на православное богословие в свете новейших открытий физики и космологии.

10. Подтверждение космологией догматов creatio ex nihilo и creatio cum tempore

Момент Сотворения Вселенной есть точка, где метафизика встречается с физикой, и, таким образом, естественнонаучные данные могут быть использованы для пояснения определенных метафизических / богословских постулатов об этом уникальном событии. Давайте посмотрим, что говорит наука о происхождении Вселенной.

С 1960-х годов общепризнанной научной космологической моделью происхождения Вселенной является Теория Большого Взрыва. Неотъемлемая часть этой теории, теория квантового рождения Вселенной Виленкина (1982 год), постулирует, что Вселенная возникла из нереального квантового поля[25]. Это поле не существовало в физическом смысле, т. е. оно не обладало ни материей, ни пространством. Оно было чисто математической конструкцией, названной Виленкиным «буквальным ничто». Кстати, происхождение этого «первоначального» нереального квантового поля Виленкин не объясняет. Вследствие спонтанной флуктуации этого «квантового ничто», псевдо-реальная частица, представлявшая будущую Вселенную, испытала процесс квантового туннелирования через барьер, разделяющий чисто математический мир «квантового ничто» от физической реальности. При выходе с другой стороны барьера, псевдо-реальная частица стала реальной Вселенной, в виде реального квантового поля (физического вакуума), занимавшего крохотный (10-33 см3) объем пространства, не содержавшего вещества в обычном понимании этого слова. Таким образом, научное объяснение происхождения Вселенной из нереального «квантового ничто» (обладающего всеми свойствами богословского nihil) соответствует христианскому догмату creatio ex nihilo (истине сотворения Вселенной из ничего), прикровенно открытому в 1-м стихе книги Бытия.

Что касается вопроса о начальности Вселенной, то наука ответила на него еще в 2003 году в лице космологов Арвина Борде, Алана Гута и Александра Виленкина, которые в теореме о сингулярности доказали, что время существования расширяющейся (в среднем) Вселенной не продолжается бесконечно в прошлое, но имеет начало[26]. Поскольку наша Вселенная, как следует из астрономических наблюдений, является расширяющейся, то это означает, что Вселенная имела начало в прошлом (что было нестрого доказано еще в 1922 году отцом Теории Большого Взрыва — Александром Фридманом). Так как это означает начало времени («до» которого времени не было вообще), Борде, Гут и Виленкин по существу математически доказали христианский догмат о начальности мира (creatio cum tempore), утверждающий, что Вселенная имела начало. Что удивительно, эта истина была прикровенно открыта уже несколько тысячелетий назад в книге Бытияпосредством слова Берешит («В начале»).

11. Бытие 1:1 как точка соприкосновения науки и христианства

Сделаем выводы из сравнения библейского повествования о Сотворении мира с научным описанием этого события. Наука объясняет происхождение Вселенной следующим образом:

Вселенная (как физическая реальность в виде физического вакуума, содержащего виртуальные частицы) возникла конечное время назад из нереального квантового поля («существовавшего» в виде математических уравнений) с помощью не поддающегося проверке механизма квантового туннелирования из «квантового ничто» в реальность.

Сравним это объяснение с библейским повествованием о Сотворении мира (1-м стихом книги Бытия в его метафизическом толковании):

В начале [времени] Бог сотворил из ничего невидимое пространство и невещественную праматерию [в которой вещество существовало только в возможности].

Таким образом, с учетом обоснованных в этой статье терминологических замен, таких как «ничто» = «нереальное квантовое поле», «творение из ничего» = «квантовое туннелирование из «небытия» в «бытие», «небо» = «реальное квантовое поле (физический вакуум)» и «земля» = «виртуальные частицы», становится понятным, что как физика, так и богословие, дают один и тот же ответ на вопрос о происхождении мира:

Конечное время назад [в начале] посредством не объяснимого естественными причинами механизма квантового туннелирования из нереального «квантового ничто» возникла [Бог сотворил из ничего] Вселенная в виде невидимого пространства [неба] и виртуальных частиц [земли].

Окончательно получаем глобальный вывод:

Наука не опровергает первый стих книги Бытия, но, наоборот, подтверждает его.

Алексей Клецов

21 февраля 2013 г.

[1] Платон. Тимей. С. 28.

[2] Иванов Н., протоиерей. И сказал Бог. Библейская онтология и библейская антропология. 2-е изд. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. С. 57.

[3] Творения иже во Святых Отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Часть 1. Беседы на Шестоднев. Беседа 1. М.: Типография Августа Семена, 1845. С. 4.

[4] Филарет, митрополит Московский, святитель. Толкование на Книгу Бытия. Ч. 1, Сотворение мира и история первого мира. М.: Лепта-Пресс, 2004, С. 24.

[5] Ириней Лионский, святитель. Против ересей. кн. II. 47. С. 175.

[6] Творения блаж. Августина, епископа Иппонийского. О Книге Бытия, буквально (De Genesi ad Litteram). Кн. 5, гл. V. М.: Паломник, 1997. С. 9.

[7] Хагенбах К. Р. Сборник истории доктрин. Т. 1 (Compendium of the History of Doctrines, Vol. 1). Edinburgh: T & T Clark, 1850. С. 360.

[8] St. Augustine. De Civitate Dei Liber. II.6, ed. Dombart et Kalb (Corpus Christianorum: Series Latina), 48, P. 326. l6-l7.

[9] “До” стоит в кавычках, так как самого времени до акта Сотворения не существовало.

[10] Несмелов В. Догматическая система святого Григория Нисского. СПб.: Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 2000. С. 338.

[11] Сильвестр (Малеванский), архимандрит. Опыт Православного Догматического Богословия. Т. III. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. С. 16-17.

[12] Нахманид (Рамбан). Толкование на Тору. Книга Бытия, Берешит (Commentary on Torah). New York: Shilo Publishing House, Inc., 1971. С. 23.

[13] Мунк Э. Семь дней начала (The Seven Days of the Beginning). Jerusalem-New York: Feldheim Publishers, 1974. С. 20.

[14] Григорий Нисский, святитель. Творения. Т. 1. О шестодневе. кол. 77CD.

[15] Ibid., кн. 5, гл. V, с. 10.

[16] Ibid., кн. 1, гл. I, с. 143 и гл. IX, с. 151.

[17] Филарет, митрополит Московский, святитель. Толкование на Книгу Бытия. Ч. 1, Сотворение мира и история первого мира. М.: Лепта-Пресс, 2004, С. 30.

[18] Григорий Нисский, святитель. Творения. Т. 1. О шестодневе. Кол. 77D, кол. 80A.

[19] Григорий Нисский, святитель. Творения. Т. 1. Об устроении человека. Кол. 213B.

[20] Филарет, митрополит Московский, святитель. Толкование на Книгу Бытия. Ч. 1, Сотворение мира и история первого мира. М.: Лепта-Пресс, 2004, С. 26; Сильвестр (Малеванский), архимандрит. Опыт Православного Догматического Богословия. Т. III. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. С. 174.

[21] Идея совершенства небес делает их подобными неизменному во всех своих свойствах физическому вакууму, пронизывающему все пространство Вселенной (см. далее).

[22] Творения блаж. Августина, епископа Иппонийского. О Книге Бытия, буквально (De Genesi ad Litteram). Кн. 1. Гл. IX. М.: Паломник, 1997., С. 151.

[23] Ibid. Кн. 1. Гл. XVII. С. 164.

[24] Чернин А.Д. Темная энергия и всемирное антитяготение. 178:3. Успехи физических наук, 2008. С. 267-300.

[25] Виленкин A. Creation of Universes from Nothing (Создание вселенных из ничего) // Phys. Lett. Vol. 117B, # 1, 2, 1982. С. 25-28.

[26] Borde A., Guth A. and Vilenkin A. Inflationary space-times are not past-complete (Расширяющееся пространство-время не продолжается бесконечно в прошлое). Phys. Rev. Lett., 90 151301, 2003.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Эволюционизм: стройка без архитектора. Рассуждения ученого Эволюционизм: стройка без архитектора. Рассуждения ученого
Свящ. Евгений Селенский
Эволюционизм: стройка без архитектора. Рассуждения ученого Эволюционизм: стройка без архитектора
Рассуждения ученого
Священник Евгений Селенский
В данной статье хотелось бы кратко очертить некоторые наиболее проблемные положения современных эволюционных теорий.
Библия, изложенная для семейного чтения.
Сотворение мира и человека
Библия, изложенная для семейного чтения.
Сотворение мира и человека

Итак, великолепен был Божий мир, данный в жилище человеку. Роскошна была природа, окружавшая его; щедро рассыпала она перед ним дары свои. Жить и блаженствовать — вот что было назначением человека: для этого-то и вызван он был из небытия Всемогущим, Всеблагим, Всеправедным, а потому и Всеблаженным Богом, восхотевшим разделить Свое блаженство со Своим возлюбленным созданием — человеком.
Происхождение человека: творение или эволюция Происхождение человека: творение или эволюция
Андрей Мельков
«Сколько еще православным оставаться в плену у этой пустой западной философии?»
Комментарии
Светлана17 ноября 2019, 23:29
А где инфляционная теория Линде? И вообще зачем это? Неверующего этим не убедить. Я вот тоже к.ф.-м.н., верующая, поначалу пыталась согласовать с наукой. После прочтения книг о.Серафима Роуза поняла, что до грехопадения мир был настолько другой, что нашей "науке падших людей" никогда этого не постичь. Мир разделён на "до" и "после".
Гусейн Гурбанов 8 февраля 2016, 19:43
Об абсурдности «большого взрыва».
Если причиной "большого взрыва" /как начала ПРОЦЕССА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ РАССРЕДОТАЧИВАЕМОСТИ (пЦБР) чего-то, что примем за материальное/ является момент достижения "сингулярности" /т.е. предела в ПРОЦЕССЕ ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЙ СОСРЕДОТАЧИВАЕМОСТИ (пЦСС) чего-то, что уже должны принять за нематериальное/, то началом для пЦСС должно стать момент достижения предела пЦБР, т.е. завершения дематериализации материального, и мы должны постулировать заданность в пределах изучаемой нами изотропно однородно расширяющейся Вселенной абсурдной «антитемпературы» понятийно противостоящей даже температурной шкале в отрицательном значении /отметим заслугу С. Хоукинга заметившего перебор с "бесконечной" плотностью предположенный наряду с «бесконечной» температурой для объяснения причин «большого взрыва» и, тем самым, освободившим нас от необходимости рассуждения заодно ещё об одном абсурдном понятии как "антиплотности"/ вместо «температуры» или же принять за причину «большого взрыва» достижение критического уровня «антитемпературой» стремившейся к своей бесконечности…
Виктор С.28 мая 2015, 13:53
Спасибо за толковую и умно написанную статью! В обсуждение научных теорий впадать не имею права: не позволяет университетское гуманитарное образование. Однако верю в то, что фундаментальная наука всегда существовала обособленно от
религии. А попытки опровержения учения Библии "научными аргументами" никогда не были задачей науки, а использовалась в откровенно конъюнктурных целях. Как, к примеру, есть немало людей, убежденных в том, что любовь не существует.

Лично для меня, как человека верующего, между наукой и религией не было и нет неразрешимых противоречий и взаимоисключения. Более того, для меня очень важно, что сегодняшние, самые свежие научные гипотезы пытаются состыковать с книгами, написанными многие тысячи лет назад. И что удивительного в том, что рано или поздно ученые с удивлением констатируют верность Библии?

Если экстраполировать эту тенденцию, то, полагаю, в перспективе самые революционные научные прорывы будущего могут быть обусловлены тем, что фундаментальная наука неизбежно признает абсолютным научным постулатом божественную природу и вселенной, и человека, и его души.
Валентина 3 апреля 2013, 15:28
Сколько бы здесь ни писали умных непонятных слов, Истина как была Тайной, так ей и останется.
прот. Алексий Касатиков21 марта 2013, 12:48
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Хорошо, что автор не делает выводов об "истинности", например, теории большого взрыва или эволюционизма. Выводы учёных, которые он приводит, говорят лишь о том, что мiр имел начало, но не говорят ни о его возрасте, ни о способах происхождения тех или иных форм бытия. Никаких НАУЧНЫХ (то есть основанных на человеческом опыте) данных, подтверждающих наличие эволюционных процессов, а, следовательно, многомиллирадную историю мiра у науки, а лучше скажем, у тех, кто наделяет науку атеистическим смыслом, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. При этом эволюционизм выдаётся многими за некое "достижение науки". К сожалению, некоторые православные тоже так считают и тем самым отрицаются от Богооткровенной Истины.
прот. Алексий Касатиков21 марта 2013, 12:47
Главное достоинство статьи - отсутствие необоснованных утверждений. Дело познания истины не терпит ни одного необоснованного шага. Правда, основания могут быть различны. Наука допускает в качестве основания ТОЛЬКО ДАННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА. Таким образом - наука - познание исключительно силами человеческого естества. Этот путь, конечно, ограничен (ОСОБЕННО, ЕСЛИ ЕСТЕСТВО ПОМРАЧЕНО ГРЕХОМ). И о начале мира учёный может только ПРЕДПОЛАГАТЬ, правда, с большей или меньшей степенью достоверности. Православие, принимает в качестве основания познания также ДАННЫЕ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ, истинность которых обеспечивается Самим Богом, Который основал Свою Церковь, Которая есть "столп и утверждение истины". Вне Церкви и Церковной Традиции не может быть данных, которые без сомнения можно принять как данные Божественного Откровения.
Василий Правдолюбов17 марта 2013, 23:35
Гипотеза черной дыры и "большого взрыва", не является научной теорией, так как не только не может быть доказана, но и противоречит многим доказанным научным теориям. Это даже не научная фантазия, а фантазирование с целью подвести под фундаментальный вопрос происхождении вселенной эволюционную доктрину, которая позволит им отвергнуть теорию креоционизма (создание мира Богом). А попытка наших богословов взять на вооружение гипотезу. а лучше сказать фантастическую доктрину, которую почему-то называют "научной теорией", выглядит весьма наивно: зачем Всемогущему Богу создавать сначала черную дыру, потом взрывать ее и собирать из осколков. Бог создал вселенную такой, какая она есть сейчас и не так давно, так как если бы прошли миллиарды лет, то звезды разлетелись на значительно большие расстояния, так как они летят со скоростями тысячи километров в секунду, а многие звезды давно бы уже погасли.
Алексей 4 марта 2013, 17:47
Татьяне-обвинительнице:
Уважаемая Татьяна, целиком ли Вы прочитали мою статью? А книги отца Леонида Цыпина? Лично я прочел пока только половину второй его книги, но ничего не нашел о:
1) восприятии нами неба как физического вакуума
2) сопоставлении сотворения мира Богом из ничего и рождения Вселенной из квантового ничто по теории Виленкина

Укажите пожалуйста, где отец Леонид Цыпин пишет об этом?

Так что прежде чем осуждать, надо убедиться в том, что Ваше осуждение имеет основание. Вообще, странно слышать такие необоснованные обвинения. Ведь если Вы читали книги отца Леонида, то Вы знаете, что моя статья - не реферат по ним, а если не читали (или читали не полностью), то не можете и судить.
Андрей27 февраля 2013, 10:03
Хорошая и понятная статья ставит интересный вопрос. Почему многие физики и математики могут, а главное готовы осознать (принять) Принцип Неопределенности и изменение хода времени, много-многомерность нашего мира и вибрацию струн вакуума, а согласится с Библией - вот уж нет! По-моему у ученых атеистов в самых истоках их позиции заложена роковая ошибка.
Удивительно, но работы многих замечательных ученых, даже противников религии каким-то непонятным образом все больше сближают науку с Библией. Классическая Модель Возникновения Вселенной канонизирована еще в прошлом веке. Теория Виленкина - официально принята во всем мире. Доказано много раз - жизнь в пробирке не возникает, даже если ее положить в Адронный Коллайдер! Вообще, никогда ещё официальная теория создания вселенной не была так близка к Библии.
Атеистам все труднее "посмеиваться" над "противоречиями" и "несоответствиями" Священного Писания. Уж в современной физике этих противоречий побольше будет. А теорема Гёделя вообще не советует соваться туда, где нашему убогому разуму не дано разобраться.
Позиция ученых атеистов на мой взгляд суть отстаивание групповых интересов. Их деятельность может быть и полезная в частностях всегда приводит к горю и страданию. Ведь безбожная наука есть Зло в очень большой степени.





Любовь26 февраля 2013, 21:04
Всякие научные изыскания - это путь познания Бога. И этот путь бесконечен...
Татьяна26 февраля 2013, 00:27
Дорогой Алексей, с удовольствием прочла ваш прекрасный реферат по книгам протоиерея Леонида Цыпина "Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева" (Киев.: "Пролог", 2005. - 144 с.) и "Вселенная, Космос, Жизнь - три Дня Творения" (Киев.: "Пролог", 2008. - 640 с.). Благодарю вас за популяризацию трудов о. Леонида. Для полной гармонии между духовной глубиной первоисточников и научной честностью автора реферата не хватает, пожалуй, лишь... ссылок на означенные первоисточники!
С любовью о Христе, Татьяна.
илия24 февраля 2013, 16:07
Что именно Вы характеризуете: «мир небесный — мир ангелов», «мир вещественный» термином «квантовое поле — физическая основа вакуума» ( кванты — природная основа отсутствия чего-либо?) (Число «ноль» - дырка от бублика?) Странно... А почему Св. Василий Великий называл рассказы о пятой стихии (эфире и тому подобное) «сплетнями пьяных старух»? А почему американцы — нация трудоголиков и практиков, основной лозунг которых «We can do it!”, не доверили великому Эйнштейну какой-нибудь проект по ядерным исследованиям, космическому ракетостроению, только выступления в университетах перед студенческой аудиторией?
илия24 февраля 2013, 16:02
продолжение2 Но ему - человеку, созданного из сути-смыслов этого сотворённого мира Самим Богом по Своему Образу, дана одна из многих дарованных ему природных сил его души — сила ума. И сейчас, силой своей человеческой души человек воспринимает то, что существует в этом мире ещё до его личного появления в этот мир, до дня своего рождения в этом мире. Рассматриваем космологию, условия эксперимента: наблюдатель — человек, точка нахождения наблюдателя в системе отсчёта — планета Земля (наблюдатель находится внутри системы отсчёта), инструменты измерения происходящего в системе — органы восприятия человека (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), наблюдаются процессы, происходящие в системе отсчёта . Всем, кто до сих пор верит в марксистскую пропаганду, что все, кроме них - «великих», родились «вчера от обезьяны, осталось только заставить их бесплатно работать», а человеческие силы не от Бога и очень слабы для такого дела, просьба не спешить. //Согласен с автором, что блаженный Августин отделил «идею времени» от Бога, полностью отделил «идею» и фантазии на эту тему (фантом — призрак, призрачные видения) от Реальности.//
илия24 февраля 2013, 15:59
продолжение. О времени и пространстве в «универе» существует школярская истина: есть происходящий процесс — есть характеристики этого процесса (направление, скорость, время, место-пространство действия, которыми его описывают). ( «Нет спасения — нет вознаграждения» было написано на воротах одной судоверфи в 30-х годах.) Всё просто: если в данный момент у Вас нет вещи, то в связи с её полным отсутствием, вместе с ней у Вас отсутствуют и её характеристики. Время, пространство, скорость — это инструменты (меры и мерки) восприятия и запоминания происходящего, категории осмысления, при помощи которых человек описывает происходящий процесс. Время не «течёт» и не капает («у какого молодца лихо капает с конца?» загадка для детей в «Мурзилке» 1985г.) Сперва Бог создал небо …По утверждению Святых Отцов, сперва было создано небо — мир ангелов, мир умопостигаемых, постигаемых только умом, творений Самого Творца. В Человеке, созданном Самим Богом по Образу Своему из «персти» - (до того столь мельчайшего, что является и переходит в категории и качество) праха-пыли-смыслов-сути всего этого мира, мира «небес» и мира «земли»; во всей полноте в каждом человеке присутствуют все сути-смыслы этого мира.
илия24 февраля 2013, 15:55
О статье: достойна похвалы и постановки в пример, но «прицеп», как «занос прицепа» на скользкой дороге, иногда ещё тот! Сложно дискуссировать на пространстве пост-советского интеллектуального болота, где 80 лет подряд все прописные истины поставлены с ног на голову (или в позу ещё по-хлеще). Физика, как наука, это не «о!о!о!», «что -то» для «особо приближенных». А наука о процессах, происходящих в природе, и применении их в хозяйственной деятельности человеком. Поэтому предлагаю перейти на язык России, где на 70-й широте на берёзах не растут ни бананы, ни кокосы. Ну что, пойдём дальше, к расчётам российского слесаря о полётах на Луну, принятых к руководству NASA, или идее «гравитационного волнолёта»? Так как, единственное направление в СССР в науке, которое соответствовало мировым стандартам, была германская техническая научная школа, то попробуем рассмотреть отдельные моменты статьи с тех позиций, которые до сих пор (до сегодняшнего дня) преподают 17- летним юношам и девушкам в технических университетах на кафедрах механики. Итак, в третьем веке два студента «афинского универа» Григорий и Василий учились в университете и ходили в Церковь Христа, позже весь христианский и научный мир по высоте и достоинству их трудов будет величать их Василием Великим и Григорием Богословом.
Лариса23 февраля 2013, 18:23
Всё-таки Небо - это не физический мир. Когда наше сердце любит возле него нет никаких квантовых полей. Любовь - это божественная, невещественная энергия. Небесный мир имеет свои законы и свою природу.В Евангелии есть примеры проявления свойств Небесного (духовного) мира. Например, когда Христос идёт по воде. Здесь нет изменений физических параметров воды или человеческого тела, нет никаких полевых фокусов. Простое присутствие свойств духовного мира. Также, когда Христос является в помещении, когда двери заперты, или когда как-только Христос зашёл в лодку - она тут же причалила к берегу. А Галилейское море немаленькое. То есть, присутствие около святых духовного мира в физическом проявляется как "игнорирование" физических законов пространства, времени и пр.И про Большой взрыв. Человечество сегодня владеет огромным диапозоном мощностей взрывов. Автор восхищается, что была сотворена удивительно гармоничная, упорядоченная система. Давайте возьмём самую простую упорядоченую систему - стог сена, например. У вас "куча" взрывов. Подберите, пожалуйста такой, чтобы он хотя бы стог сена произвёл. Взрыв - это разрушительная сила.
Евгений23 февраля 2013, 14:30
Прекрасная статья. Легко и с интересом читается, но о небе не твёрдо, не уверенно. Человеку земному трудно рассуждать о небе, можно лишь принять.
Андрей23 февраля 2013, 11:41
Думаю, что заглянуть по-научному во дни Творения или дни Потопа возможности нет, хотя учёные и стремятся туда. Что тогда было "на самом деле" - будет всегда скрыто от нас. И причина невозможности, вероятно, в том, что Господь хочет от нас не знания о Нём, а веры в Него.
Вячеслав22 февраля 2013, 23:28
Наука ничего не может сказать о появлении мира -- это выходит за рамки ее методологии -- наблюдения и эксперимента.

Преподобный Ефрем Сирин. Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе этих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1)

Если смотреть на свидетельства Отцов, то надо брать их согласие, святые против большого взрыва и эволюции: http://vyacheslav-fv.livejournal.com/30939.html
Алексей Павлов22 февраля 2013, 12:41

Не получается, как мы видим, "с наскока" согласовать научные представления и библейский текст, создать "простую" мировоззренческую картину.
Но значит ли это, что формирование мировоззрения, включающего достижения современной науки и богооткровенные истины - безнадежная задача? Нет, этого не может быть - Бог и сотворил мир, и направлял формирование священного текста Библии, и дал человеку разум, который может понять и то, и другое.
Есть такой подход к тексту Библии, в котором "снимаются" некоторые научно-религиозные противоречия (см.Михаил Селезнев http://www.bogoslov.ru/text/1939520.html).
Некоторые материалы, отражающие церковный мировоззренческий поиск, представлены на сайте Успенского подворья монастыря Оптина пустынь:
http://rp-c.ru/science.php
http://www.youtube.com/user/palexey88888?feature=CAQQwRs%3D
Алексей Павлов22 февраля 2013, 12:40

Не будем сразу возражать автору, а продолжим его логическую цепочку:
За большим Взрывом - образование звезд, планет, эволюция жизни на Земле...
Но похожа ли эта "естественная история", открытая наукой, на библейское повествование первых глав книги Бытие?
- В истории нашей планеты мы имеем множество случаев появления и исчезновения родов, а в Библии - описаны только одномоментные акты творения всех родов сначала растений, а потом (в два приема) - животных.
- В истории нашего мира появление новых родов идет параллельно у животных и растений, летающие твари появляются позже наземных животных, в Библии - все не так. Да еще, по Писанию, Солнце, луна и звезды творятся после растений... И ведь не походя это сказано, а так же четко и определенно, как и все остальное в описании Творения!
- И, наверное, самое важное: вся история жизни на Земле (еще до появления человека) - история страданий и катастроф,история смертей отдельных особей и целых классов живых существ, которые случались многократно. А в Библии - о каждом результате Творческого Дня сказано: "Хорошо весьма" - как свидетельство Самого Бога о Своем Творении в каждый из Дней. А причина страданий твари, по слову апостола Павла - в первородном грехе: "вся тварь повиновалась суете тления не по своей воле, но по воле повинувшего ее", падшего человека.


Михаил22 февраля 2013, 11:17
Статья хорошая, научным языком и на научной основе объясняет то, что в общем-то и так очевидно любому здравомыслящему человеку: наука не может быть противником религии, т.к. она изучает творение Божие. Как можно, изучая Творение, найти что-либо против Творца? Это бессмыслица.

И, конечно, удивительно, как простой, несложный Бог создал столь гармоничную и невероятно сложную (для людей) вселенную. Воистину, Вселенная невероятна - под стать своему Творцу.
Olegmem (livejournal.com)22 февраля 2013, 10:57
Простите меня, но тенденция 'научно подтвердить' Священное Писание так укрепляется, что хочется прокомментировать. В чем бы заключалось Священность Его, если бы нуждалось в подтверждении? Наука есть явление антропогенное и антропоморфное. Те из земли и от земли исходящее. И попытки подтвердить от человеческого ума то. Что есть Откровение есть , по большему счету, низведением Небесного до земного, превращение науки из практического помощника в идола, а не эти ли камни есть фундамент вавилонской башни?
Разве может человек опять войти в утробу матери своей? И найдутся ведь те. Что научно докажут . Что может! Это ли нужно?
Книга Духовная , и смысл Духовный. А мы что делаем?
Да и в деталях... Как можно ставить ничто = нереальное квантовое поле??? Любое уточнение - уже нечто. И смысл сразу обратный.
Хочу, чтобы служила мне золотая рыбка и сама была у меня на посылках. Детьми смеемся над этим, а взрослыми плачем... У корыта...
Денис22 февраля 2013, 10:11
Спасибо, мысли о совмещении библейских сведений о сотворении земли с наукой давно посещают. Ещё интересна история из книги архимандрита Тихона "Необыкновенный мир веры" про то, как американцы вычисляли траектории планет в прошлом и не смогли найти один день, который просто "выпал" из расчётов. А потом сравнили с библейским повествованием о том, как солнце на сутки было приостановлено.
Хотелось бы нечто подобное послушать про теорию эволюции.
Сергей-5921 февраля 2013, 23:40
Сергей, не стоит так переживать за физику с метафизикой. А уж про 2-н начало термодинамики скромно промолчим. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Хорошая статья. Правда, ничего нового мне не открыла. Я всё же более склоняюсь к мысли, что под небом следует понимать духовный мир, созданный прежде материальной вселенной. Хотя слово "прежде" не имеет смысла вне материального мира, т.к. время жёстко привязано к материи и пространству. Ну а как ещё сказать людям, не имеющим опыта существования вне времени? Меня более поражает красота вселенной и её хрупкость. Измени любую мировую константу на долю процента, и материальный мир рассыпется, превратится в хаос. Воистину, мир подвешен ни на чём. Но, тем не менее, существует, вопреки "здравому смыслу". Это ли не чудо?
Всеволод21 февраля 2013, 22:52
Я учусь на 5 курсе в медицинском университете, и преподаватели все чаще у нас начинают говорить не об эволюции, а о творении. Слава Пресвятой Троице!
Вера21 февраля 2013, 17:09
Очень интересная статья, спасибо большое!! Есть у меня коллега, приверженец теории эволюции. Надо мной посмеивается и не упускает ни одной возможности чтобы не подколоть меня. Трудно сохранять спокойствие и доброжелательность. Говорит, что каждый имеет право на свое мнение, даже на такую "сказку" что Бог сотворил мир. Любые доводы слушает с усмешкой. Со временем я поняла, что лучше тогда вообще избегать таких тем. Так нет, специально провоцирует!
Сам Господь сказал "Меня гнали и васбудут гнать", только иногда это делается в "культурной" форме...
Как человек может верить любым бредням об обезьянах и тому подобному чтобы только не поверить в Бога?.....
Татьяна21 февраля 2013, 15:38
Сергию: Наука не была бы наукой, если бы не искала объяснений и формулировок. У науки свой путь (не зря Бог дал человеку пытливый разум), у веры - свой. И замечательно, что они приводят к одному Началу.
Сергий21 февраля 2013, 13:46
Опасное заблуждение физики, которое опускает метафизику до схоластики, а веру притягивает к арианству: Ничто - это не нереальное квантовое поле, не математические мысли у Бога, это даже не отсутствие чего-либо и не отсутствие сущности, а ничто, которое объяснения не требует. Лукавый не видел сотворения мира, поэтому внушает, то что он видел, а это не всё! Здесь нужно быть аккуратнее, многих можно ввести в заблуждение. Молитвенно благодарю и желаю помощи Божией.
Муразов21 февраля 2013, 12:07
Очень интересная тема - путь человека науки к вере.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×